Яаков прожил в Египте 17 лет в спокойствии, окруженный всеобщим уважением


с. 1
בס''ד
П Е С А Х
I
В РАБСТВЕ У ЕГИПЕТСКОГО ФАРАОНА
Это было в 2238 году от сотворения мира (или, по нееврейскому календарю, в 1522 г. до новой эры). Наш праотец Яаков со всей своей семьей пришел в Египет (по-еврейски -- Мицраим), спасаясь от голода, охватившего страну Кнаан (теперь - Страна Израиля), где он жил. А в Египте правил… сын Яакова, Йосеф, который сначала был продан в рабство в Египет, но затем чудесным образом был освобожден, и царь Египта, фараон, назначил его правителем всей страны. Йосеф радостно встретил отца, которого не видел 22 года, и поселил всю свою семью в самом лучшем месте Египта, в области Гошен.

Яаков прожил в Египте 17 лет -- в спокойствии, окруженный всеобщим уважением, а Йосеф -- еще 54 года. За это время сыны Израиля значительно увеличились в числе: всего 70 человек пришли в Египет, а затем, как говорит Тора (Брейшит, 47:27), сыны Израиля "расплодились и размножились чрезвычайно", так что "стали очень сильны и многочисленны, и наполнилась ими страна" (Шмот, 1:7).

Их можно было встретить повсюду: и среди ученых, и среди музыкантов, и среди писателей, художников, военных и даже на самых высших должностях… Но беда была в том, что постепенно они забывали о том, что они -- потомки Авраг'ама, Ицхака и Яакова, веривших только в единого Б-га и не служивших никому, кроме Него. Сынам Израиля нравилось жить так, как жили египтяне, а хотя Египет в то время был одной из самых культурных и могущественных стран мира, Тора называет его "срамом земли" (Брейшит, 42:9) -- настолько распущенными и развращенными были его жители, совершенно забывшими, что такое стыд и порядочность. И вот евреи, проникая во все круги египетского общества, старались во всем быть похожими на египтян -- вплоть до того, что, забыв о вере в единого Б-га, они стали ходить в египетские храмы и поклоняться египетским богам -- страшным идолам в виде людей с птичьими, собачьими, львиными и рыбьими головами.

Прошло 124 года после того, как Яаков со своей семьей пришел в Египет, а его потомки к этому премени уже почти совсем перестали отличаться от египтян. Однако вот в чем они остались тверды: своим детям они давали только еврейские имена, носили только такую одежду, в которой ходили их предки, и не забывали иврит -- свой родной язык. Особо важную роль в этом играли еврейские женщины -- именно они-то и были тогда главными носителями подлинно еврейских традиций. И этих заслуг оказалось в глазах Всевышнего достаточно, чтобы перевесить все их проступки: Всевышний решил вывести их из Египта, чтобы спасти от окончательного исчезновения в Египте народ, который происходил от Авраг'ама, Ицхака и Яакова и который Всевышний хотел сделать совершенно особым народом среди всех народов мира -- дав ему Свою Тору.

В это время в Египте правил уже совсем другой фараон -- не желавший знать ничего о том добре, которое когда-то творил в Египте Йосеф, спасший египтян от голода, и который ненавидел всех сынов Израиля. Он решил поработить и угнетать этот народ, чтобы он стал поменьше и не таким сильным, богатым и влиятельным.

-- Давайте ухитримся, -- предложил он египтянам, -- и заставим сынов Израиля больше работать на нас, а то их стало что-то уж слишком много. Пусть, занятые тяжелой работой, они рожают поменьше детей, а то, -- пугал он свой народ, -- если случится война, они присоединятся к нашим врагам, победят нас и уйдут из страны! (Шмот, 1:10).

И поставили над Израилем начальников труда, чтобы изнурять его тяжкими работами, и заставили евреев строить города для хранения запасов продовольствия и оружия, Питом и Раамсес, -- так рассказывает Тора. "Но по мере того, как изнуряли Израиль, он все больше размножался и разрастался" (Шмот, 1:12) -- так, что поработителям стала их собственная жизнь не в радость, когда они увидели, что все их старания не достигают цели. И тогда египтяне стали порабощать сынов Израиля еще более жестоко: "горькой сделали жизнь их тяжким трудом в поле и вообще всякой работой, к какой принуждали их с жестокостью" (Шмот, 1:14).

Видя, что количество сыновей Израиля не уменьшается, фараон придумал еще более жестокую меру: он вызвал к себе еврейских повитух (акушерок -- женщин, которые помогают при родах) и приказал им убивать всех рождающихся мальчиков, "но если это девочка -- пусть живет" (Шмот, 1:22). Однако еврейские повитухи, боявшиеся Всевышнего больше, чем фараона, сделали наоборот: они не только не вредили новорожденным, но заботились о них и о их матерях, доставляя им пищу и питье. Настал день, когда фараон, потеряв терпение, "повелел всему своему народу: 'Всякого новорожденного мальчика -- в Нил швыряйте, но каждой девочке -- дайте жить!' " (Шмот, 1:22).


В чем смысл такого приказа?

Объясняет Любавичский Ребе, раби Менахем-Мендл Шнеерсон, вождь нашего поколения, что слова фараона "дайте жить" означают следующее: те самые египтяне, которые должны физически уничтожать еврейских мальчиков, обязаны взять на себя заботу о еврейских девочках -- "дать им жить" согласно египетскому образу жизни и тем самым… уничтожить их духовно. Иначе говоря, даже в тех словах фараона, которые, кажется, звучали более гуманно, на самом деле выразилась его непримиримая ненависть к народу Израиля.

СМЫСЛ ИЗГНАНИЯ
Чтобы понять, для чего Всевышний отправил сынов Израиля в изгнание -- сначала в Египет, а позже и в Вавилон, и в наше нынешнее, самое последнее, но и самое тяжелое изгнание, мы должны начать еще со дней нашего праотца Авраг'ама. В 2018 году от сотворения мира (то есть, в 1742 г. до н.э.), когда Авраг'аму было 70 лет, Всевышний заключил с ним союз (так называемый "брит бейн г'абтарим") и предсказал ему: "Пришельцами будут жить потомки твои в чужой стране -- и будут рабами, и будут угнетать их…".

Для чего это нужно?

Египетское изгнание Тора называет "плавильным тиглем" (Дварим, 4:20), и это -- ключ к пониманию всего вопроса. В плавильном тигле металл расплавляют -- то есть как бы уничтожают его в том виде, в котором он существует в природе, -- но в результате этого он очищается от всех примесей и выходит из тигля обновленным, гораздо лучшим, чем раньше: чистым, блестящим и более крепким.
Это объясняет нам, почему Всевышний сказал про изгнание Авраг'аму в такой момент, который кажется совершенно неподходящим: во время заключения с ним союза, то есть в момент проявления к нему высшей любви.

Как объясняет Любавичский Ребе, вождь нашего поколения, изгнание имеет две стороны: с внешней стороны -- это разрушение, то есть несчастье, однако по сути своей -- открытие нового Б-жественного света. Оно -- не только искупление прогрешений, но нечто гораздо большее и глубокое: подготовка к поднятию на более высокую ступень, несравнимую с той, на которой находились перед изгнанием.
Вот поэтому начав с предсказания изгнания и порабощения, Всевышний закончил: "…Но после этого [твои потомки оттуда] уйдут с великим достоянием" (Брейшит, там же). Результатом египетского изгнание было получение Торы и рождение нового народа на земле -- народа Израиля, избранного Всевышним для того, чтобы быть "источником света для всех народов" (Йешая, 49:6); результатом нынешнего изгнания -- будет окончательное и полное Избавление с приходом Машиаха.

ПЕРВЫЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ
Моше, сын Амрама, правнука Яакова, был избран Всевышним для того, чтобы освободить Израиль из Египта. Родился он в самый страшный момент египетского изгнания -- когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков -- и чудом остался в живых; был усыновлен дочерью фараона, вырос в его дворце, вскормленный… собственной матерью, и в конце концов стал домоправителем фараона -- как рассказывает об этом Тора (Шмот, 2:1-10, и см. комм. Раши к стиху 11). Жизнь Моше -- сплошная цепь чудес, но дело не только в том, что Всевышний заботился о человеке, которого избрал. Сразу же после всего этого Тора показывает всю силу любви Моше к евреям: он заступается за еврея, которого избивает египтянин, не думая о том, что он не только губит всю свою карьеру, но и ставит под угрозу собственную жизнь (см. Шмот, 2:11-12). Вот такая любовь к сынам Израиля -- к каждому из них независимо от того, заслуживает он этого своими поступками или нет, -- то качество, которое сделало Моше "верным пастухом" (как называет его кабалистическая книга "Зог'ар", одна из самых святых книг еврейского народа) -- руководителем, который заботится о своем народе так же, как хороший пастух заботится о своем стаде: кормит, поит его, защищает от хищников и лечит заболевших…

А другое качество Моше как духовного руководителя народа отражается в том эпитете, который всегда сопровождает его имя: рабейну -- "наш учитель". Он -- вечный учитель всего Израиля, так как Всевышний избрал его для того, чтобы через него дать Израилю свою Тору, и всеми знаниями, которые мы имеем, мы обязаны Моше-рабейну.

Поэтому Моше -- и глава всех пророков, которые были и будут в Израиле после него. Так же, как весь Израиль получает свои знания в Торе благодаря Моше-рабейну, все, кто получали, получают и получат от Всевышнего дар пророчества, также обязаны этим Моше-рабейну, благодаря заслугам которого Всевышний обещал, что пророчество будет существовать только в народе Израиля (см. Шмот, 33:16-17 и комм. Раши там же).

И объясняется в святой книге "Зог'ар", что Моше-рабейну удостоился того, чтобы передать всем евреям частицу, или "искорку" своей души, от которой зависит способность крепко-накрепко привязать свое сознание к Всевышнему -- так крепко, что еврей скорее примет смерть, чем отречется от Единого Б-га.

И также говорится там, что все духовные руководители народа Израиля, в любом поколении, имеют в своей душе "искры" души Моше-рабейну, и что в каждом-каждом поколении есть выдающийся раввин, воплощающий Моше-рабейну. А как узнать его? По двум признакам: во-первых, он должен быть "рабейну", учитель Торы для всего народа Израиля -- прекрасно знать всю Тору, и Письменную, и Устную, и заботиться о том, чтобы как можно шире распространять ее знание; во-вторых, он должен быть "верный пастух", то есть заботиться о любом-любом еврее и обеспечивать его всем, что необходимо ему: давать ему жизненно важные советы и указания в его материальной жизни и, что еще более важно, помогать ему в его духовной жизни -- учить его, как подниматься все выше и выше в служении Всевышнему, как наилучшим образом исполнять Его волю, Его заповеди и указания.

И "Зог'ар" приводит очень красивое сравнение: даже после своей кончины Моше-рабейну продолжает светить всем душам Израиля -- так, как закатившееся солнце продолжает светить из-под земли всем звездам небесным…



II
О С В О Б О Ж Д Е Н И Е
Рассказывает Мидраш, что тот день, когда Моше и Аг'арон впервые пришли во дворец фараона, был днем рождения царя Египта. Египет в те дни был самым мощным государством в мире, и поэтому со всего света пришли цари и князья, чтобы поздравить фараона и вручить ему подарки. Они провозгласили фараона "космократором", то есть "правителем вселенной" -- можете представить себе, как чувствовал себя тогда фараон? Он, без всякого сомнения, был на вершине власти и был счастлив, воображая себя абсолютно всемогущим. А с другой стороны, вы можете представить себе, какое мужество, какая готовность к самопожертвованию требовались от Моше и Аг'арона, чтобы в такую минуту подойти к фараону и от имени Всевышнего потребовать от него освободить Израиль?!

-- Кто такой этот ваш Б-г? -- спросил он. -- Я не знаю никакого еврейского Б-га!

Он велел принести себе энциклопедию всех религий мира и стал искать… Но не нашел.

-- Напрасный труд! -- сказал ему М оше. -- Ты ищешь в списке мертвецов, а наш Б-г -- живой!

Вы прочтете в Торе, как разгневался фараон и как он стал угнетать Израиль еще более жестоко (Шмот, 5:5-18), как, несмотря на то, что вначале сыны Израиля поверили Моше, что освобождение близко, они снова впали в отчаяние -- так что и он сам перестал понимать, что происходит, и обратился к Всевышнему с мучавшими его вопросами, и как Тот объяснил ему свои скрытые намерения (там же, 5:20-23, 6:1-8). Всевышний открыл Моше, что все, что Он собирается совершить в Египте, преследует двойную цель: все сыны Израиля должны узнать, что есть единый Б-г на свете, и поверить, что это Всевышний Сам занимается их освобождением из рабства, чтобы взять их Себе как избранный народ и стать навеки их Б-гом; и, во-вторых, даже египтяне, погрязшие в идолопоклонстве и разврате, должны узнать и убедиться, что у вселенной -- один Творец.

ДЕСЯТЬ КАР
И для достижения этих двух целей Всевышний начал творить сверхъестественный чудеса. Он обрушил на Египет десять кар -- одна страшнее другой: сначала вода в реке Нил (и вообще вся вода, которая находилась у египтян) превратилась в кровь; потом из Нила вылезли мириады жаб и заполнили всю страну Мицраим -- даже дворец фараона, даже спальню фараона; затем весь прах земной в Египете превратился в… вшей; четвертая кара -- нашествие на Египет всевозможных хищников и ядовитых пресмыкающихся; пятая -- мор, который погубил большинство скота; шестая -- страшное кожное заболевание, которое поразило всех -- и людей, и животных; седьмая кара -- ужасная гроза с градом, который убил множество людей и животных и причинил страшные разрушения; затем -- тучи саранчи, которая пожрала всю растительность в стране; девятая казнь -- кромешный мрак, когда никто из египтян не был в состоянии изменить то положение, в котором застала его эта кара: стоящий -- остался стоять, сидящий -- сидеть… Но самой жуткой карой была последняя, десятая: в ночь на 15 нисана, когда сыны Израиля справляли первый в истории Песах, внезапно умерли все первенцы Египта -- как людей, так и животных! "И стоял великий вопль в Египте, потому что не было дома, где не было бы мертвеца" (Шмот, 12:30)…

Подчеркнем, что этим карам подверглись только египтяне -- в наказание за то, что так жестоко обращались с сынами Израиля, однако самих сынов Израиля не задела ни одна из этих кар -- даже совсем слегка.


Порядок следования этих кар -- не случайный. Он последовательно показывает, что Всевышний -- хозяин над всем сотворенным миром и по своему желанию изменяет законы природы.

Когда Всевышний карает какой-нибудь народ, он прежде всего показывает, что боги, которым поклоняется этот народ, -- на самом деле вовсе не боги и не в состоянии никого защитить. Вся жизнь в Египте, где почти никогда не выпадает дождь, зависит от воды в реке Нил -- поэтому египтяне считали Нил божеством и поклонялись ему. И Всевышний сделал так, что никто не смог пить воду из Нила (превратившуюся в кровь), а затем именно Нил (вместо обеспечения благополучия и процветания) стал причиной устрашающего бедствия -- нашествия жаб.

Итак, сначала Всевышний показал египтянам (да и евреям тоже), что Он -- Властелин неживой природы; потом -- в следующих трех карах -- что Ему подчиняется весь животный мир; пятой и шестой карой -- что Он по своей воле насылает болезни и вылечивает от них; седьмой и восьмой -- что Он хозяин над всем, что происходит в воздухе; девятой -- что Он (а не светила) посылает на землю свет или мрак; и, наконец, десятой -- что Ему подчиняется даже ангел смерти!

(И см. также комм. Раши к: Шмот, 8:17.)
Эти ужасы продолжали десять месяцев: каждый раз в течение трех недель Моше приходил к фараону и предупреждал его о новой каре, которая постигнет Египет, если он не отпустит Израиль. И обратите внимание: вначале фараон упрямился сам и сам ожесточал свое сердце, однако начиная с пятой кары он уже готов был сдаться -- даже его министры начали упрашивать его отпустить сынов Израиля (см. Шмот, 10:7), -- однако сердце его уже ожесточалось помимо его воли: это делал Сам Всевышний.
Чему это нас учит?

Всевышний каждому человеку предоставляет как бы вполне свободный выбор: как поступить в данном случае. Однако если человек каждый раз выбирает зло вместо добра, Всевышний наказывает его тем, что как бы лишает свободы выбора: человек бы и рад совершить хороший поступок, но что-то ему каждый раз мешает… И он сам навлекает на себя беды…

ПЕРВЫЙ ПРАЗДНИК ПЕСАХ
Всевышний не хотел, чтобы освобождение из Египта было для Израиля просто подарком свыше: евреи должны были это заслужить. Поэтому Всевышний дал им повеление отпраздновать Песах в Египте -- а для этого требовалось немалое мужество и готовность к самопожертвованию; сделав все, что предписал Б-г, они доказали бы, что достойны получить Его Тору и готовы за нее стоять насмерть.

Во-первых, следовало совершить жертвоприношение "песах" (каким образом -- см. Шмот, 12:6-10). Но все дело в том, что для этого следовало взять, зарезать, зажарить и съесть ягнят и козлят -- тех животных, которых в Египте считали священными и обожествляли. Можно ли было подумать, что египтяне стерпят это?! Однако раз так сделать приказал Б-г -- следовало подавить в себе страх, пробудить веру и исполнить волю Всевышнего несмотря ни на что.

Во-вторых, Всевышний строго запретил принимать участие в жертвоприношении и празднике необрезанным -- а такими тогда были большинство сынов Израиля. Представьте себе, насколько трудно взрослым людям решиться на такую операцию без наркоза!

Однако увиденные кары египетские внушили сынам Израиля такую веру в Б-га, что они сделали все без колебания.

И вот: когда Всевышний умертвил всех первенцев в стране египетской, "встал фараон той ночью… и призвал Моше и Аг'арона ночью, и сказал: 'Вставайте и уходите!…' И уцепились египтяне за народ [сынов Израиля], чтобы поскорее выслать их из страны, потому что решили: 'Все мы умрем!' " (Шмот, 12:30-31,33).

"И было: по истечению четырехсот тридцати лет [после рождения Ицхака, сына Авраг'ама, то есть в 2448 г. от сотворения мира], в тот самый день, [который предсказал Всевышний,] вышли все воинства Г-спода из страны египетской" (Шмот, 12:41).


Вот именно здесь в Торе еврейский народ называется почетным именем "цивьот Г'ашем", "воинством Г-спода". Как объясняется в хасидских книгах, хотя народ Израиля называется в Торе также сыном Всевышнего (Шмот, 4:22) и Его рабами (Ваикра, 25:55), титул "цивьот Г'ашем" указывает на то качество, которое сыны Израиля проявили еще в Египте и которое отличает их от всех народов мира: готовность к самопожертвованию за Всевышнего ( своего "главнокомандующего").

III
Г'АЛАХА
Вы знаете, что такое Г'алаха? Это -- закон Торы, подробно объясняющий, как именно следует исполнять любую заповедь Торы, выражающую волю Всевышнего. И вот теперь мы будем выяснять, что мы должны делать, чтобы отпраздновать Песах так, как этого хочет от нас Всевышний.

ЗАПРЕТ ХАМЕЦА
Самая характерная черта Песаха -- что в течение всего праздника не едят никаких обычных изделий из муки: ни хлеба, ни печенья, ни пирожных, ни блинчиков, ни оладушек… Едят только мацу -- тонкие хрустящие лепешки из незаквашенного теста без соли. Так исполняют запрет Всевышнего есть хамец в песах и предписание Его есть только мацу.

Что такое хамец?

Это любая пища, приготовленная из теста, замешанного на муке из пшеницы, или ржи, или ячменя, или полбы (есть такой вид пшеницы), или овса и заквашенного хотя бы в самой минимальной степени. Древние мудрецы Торы определили, что через 18 минут после того, как мука из этих видов злаков смочена водой, в ней начинается процесс брожения. Вот поэтому-то при изготовлении мацы тесто замешивают очень быстро и выпекают раньше, чем пройдет это время.

Запрет хамеца в Песах -- чрезвычайно строгий запрет. Фактически, он включает в себя целых шесть заповедей: 1) запрет есть хамец с полудня 14-го нисана (т.е. кануна праздника); 2) запрет есть хамец в течение всех дней праздника (7 в Стране Израиля и 8 за ее пределами); 3-4) два запрета, связанные с тем, что в течение всего Песаха еврею запрещено иметь хамец; 5) запрет есть такую пищу, в которую входит хамец (даже если его вкус в этой смеси совершенно не ощущается); 6) предписание уничтожить весь хамец у себя дома на все время праздника начиная с полудня 14 нисана.

Отсюда следует, что в течение всего праздника запрещается даже извлекать какую бы то ни было пользу из хамеца -- нельзя даже кормить им кошку или собаку. И запрет этот распространяется даже на самые мелкие крупицы хамеца! Поэтому обычно вскоре после Пурима, почти за месяц до Песаха, в доме начинается генеральная уборка: комнату за комнатой вычищают и складывают там то, что покупают на Песах, перетряхивают одежду, перелистывают книги, которые читали на кухне и в столовой -- чтобы нигде не осталось даже крошечки хамеца.

На что же следует обратить внимание?

Прежде всего: на всех продуктах, которые будут употребляться на Песах, должна стоять печать раввина или раввината с надписью: "кашер лапесах", то есть: "пригодно для Песаха". Это относится и к мясным, и к молочным продуктам, и к лекарствам, и к косметике, и к напиткам, и к вину, и к мороженому, и к детскому питанию, и даже к самой маце (потому что та маца, которую пекут в течение остального года, может быть вовсе не пригодной для Песаха).

Европейские евреи ("ашкеназские") не едят на Песах ни рис, ни просо, ни кукурузу, гречку, бобы, чечевицу, горчицу,горох и т.п. -- все то, что на иврите называется китнийот. Сушеные фрукты (изюм, инжир и пр.) разрешается есть в Песах только в случае, если на упаковке есть штамп раввина или раввината и надпись: "кашер лапесах". То же самое относится и к специям.


Великий кабалист раби Ицхак-Луриа Ашкенази, "Аризаль" (1534-1572) учил, что тот, кто тщательнейшим образом оберегает себя от хамеца в течение всего Песаха, может быть уверен, что Всевышний весь год будет охранять его от греха, и завещал "соблюдать в Песах все строгости, которые только возможно".

МАЦА ШМУРА
"И оберегайте опресноки" -- говорит Тора (Шмот, 12:17). То есть: оберегайте тесто, которое замешивают для мацы, чтобы оно не скисло. Однако, по мнению многих авторитетов Торы, речь идет также о том, что необходимо оберегать от соприкосновения с водой уже пшеницу, сжатую для мацы. Вот такая-то маца -- из пшеницы, которою особо оберегали еще со времени жатвы, -- называется маца шмура -- "сбереженная маца". Конечно, она стоит дороже, чем простая маца -- особенно если ее изготовляли вручную, -- однако для служения Всевышнему мы всегда старается использовать самое лучшее, тем более -- для празднования освобождения от рабства, фактически -- дня рождения еврейского народа. Поэтому крайне важно, чтоб хотя бы те три мацы, которые лежат на столе во время "Седера", были мацой шмурой.

Согласно букве Г'алахи, мацу не едят в канун Песаха, однако принято, что ее не едят целых 30 дней перед Песахом.



КАШЕРОВАНИЕ ПОСУДЫ
Посуда, из которой ели, и посуда, в которой готовили пищу весь год, впитала в себя хамец, которого так много в нашей пище. Поэтому в Песах пользоваться той же посудой невозможно. Что же делать? Конечно, лучше всего приобрести отдельный комплект посуды и всех кухонных принадлежностей специально для праздника Песах. Но, понятно, далеко не все могут себе это позволить, и поэтому старую посуду перед праздником "кашеруют", то есть отчищают от впитавшегося в нее хамеца.

Как же кашеруют посуду к Песаху?



Г'алаха говорит, что "как посуда впитывает хамец, так его и выделяет". Значит, такие предметы, как вертел, сковородки или не эмалированные противни для выпечки, которые соприкасались с открытым огнем, необходимо и прокалить на открытом огне; кастрюли, в которых пищу варили, ножи, которыми резали горячую пищу, ложки и вилки, которыми ее ели, кашеруют, прогревая в кипящей воде; посудные принадлежности, которые соприкасались только с холодным хамецем, в принципе, достаточно лишь чисто вымыть (хотя принято их тоже кашеровать в кипящей воде). Стеклянную посуду -- если в ней не хранили острый или крепкий хамец (вроде пшеничной водки) -- заливают до краев холодной водой и оставляют так на сутки, потом меняют воду и снова оставляют на сутки, и еще один раз -- третий -- то же самое.

Как прокаливают вертел или кастрюлю с такими пятнами ржавчины, что отчистить из не удается? Раскаляют их докрасна на открытом огне, пока от них не начинают отлетать искры. Но для остальных случаев достаточно разогреть предмет настолько, чтобы соломинка или нитка, приложенные к противоположной (не обращенной к огню) его стороне сгорали.

Как кашеруют посуду в кипятке? Если чан или большая кастрюля употреблялись для приготовления пищи с примесью хамеца, то доводят в них воду до кипения и бросают в нее раскаленный камень или кусок железа, вода переливается через край -- ее сразу выливают и споласкивают чан холодной водой; теперь чан сам пригоден для употребления в Песах. В нем снова доводят воду до кипения большими пузырями (если огня для этого не хватает, то бросая в нее раскаленный камень или кусок железа) и погружают в нее те вещи, которые желают откашеровать, -- ненадолго, только чтобы они прогрелись насквозь, -- и вынув их, сразу споласкивают холодной водой.

Только помните: перед кашерованием необходимо тщательнейшим образом отчистить посуду от любой грязи и выдержать сутки без всякого использования!

Однако не всякая посуда поддается кашерованию. Невозможно откашеровать глиняную, керамическую и фарфоровую посуду, деревянную или покрытую лаком, вещи из кости или пластика, ножи, ручки которых держатся на заклепках или клее, сито и терку, эмалированную металлическую посуду, тефлоновые сковородки.

МИКВЭ
Помните: прежде, чем пользоваться любой металлической посудой или кухонными принадлежностями, а также посудой из чистого стекла, купленными у нееврея, их необходимо окунуть в воды миквэ -- специального бассейна, устроенного в строгом соответствии с Г'алахой. Непосредственно перед тем, как это сделать, произносят благословение: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам окунать посуду".

Стаканы и чашки из стекла типа "Дюралекс" или "Аркорок", а также из керамики и фарфора окунают без произнесения благословения.

Перед тем следует снять с вещей все этикетки, смыть клей с того места, где она была, и тщательно отчистить вещь от пыли, грязи, ржавчины и т.п.

Мальчикам младше 13 лет и девочкам младше 12 лет не поручают окунуть посуду в миквэ.

Не окунают посуду в субботу и праздники.

ПОДГОТОВКА КУХНИ К ПЕСАХУ
Кухонную раковину обычно откашеровать невозможно, поэтому лучше всего вставить в нее временную -- металлическую или пластиковую. В сливное отверстие наливают едкое химическое вещество. Ручки водопроводных кранов тщательно моют и затем обливают кипятком, фильтр на кране заменяют или вовсе снимают.

Горелки на газовой плите разбирают и хорошенько вычищают, рукоятки ветилей снимают и тщательно очищают. Сверху плиту покрывают листом жести с отверстиями для огня или толстой фольгой.

Электрическую плитку тщательно моют снаружи и вытирают сухо-насухо, а потом включают на полную мощность -- чтобы она раскалилась докрасна, и после этого ею можно пользоваться в праздник Песах.

Духовку, практически, откашеровать на Песах невозможно.

Холодильник размораживают и тщательно моют, и особенно скрупулезно вычищают крошки и грязь из складок резиновой прокладки на двери холодильника.

Простой деревянный стол можно откашеровать, поливая его кипящей водой и проводя по нему куском раскаленного железа. Если стол покрыт лаком -- его накрывают фольгой, картоном или т.п.. Так же застилают бумагой или фольгой полки в кухонных шкафчиках.



ПРОДАЖА ХАМЕЦА
Еврей, во владении которого на время Песаха остался хамец, нарушает два запрета Торы (см. выше), а хамец этот становится запретным навеки для какого бы то ни было использования. Поэтому тот, кто, уничтожив весь свой хамец, потерпит большие убытки, обязан продать его на все время праздника нееврею.

Только продажа хамеца -- очень непростая операция, требующая досконального знания соответствующих правил Г'алахи, и поэтому совершить ее совершенно правильно может только авторитетный раввин.

Конкретно: не позже раннего утра кануна Песаха глава семьи должен прийти к раввину, заполнить специальный бланк и совершить киньян (как -- покажет раввин). Принято, что вместе с хамецем продают также всю посуду и кухонные принадлежности, которые в течение года соприкасались с хамецем. Платить за эту операцию не надо.

Проданный хамец, посуду и кухонные принадлежности вовсе не надо отдавать тому нееврею, который их купил. Их складывают в отдельной комнате или отдельном шкафу, которые лучше всего запереть, а ключ -- спрятать. В крайнем случае их складывают все вместе и зарывают устойчивой перегородкой или накрывают -- словом, создают какой-то яркий знак, чтобы не забыть и не взять это для использования в Песах.

По окончанию праздника все, что было продано нееврею, становится разрешенным вскоре после наступления ночи.

IV
НАКАНУНЕ ПЕСАХА
ШАБАТ Г'АГАДОЛЬ
Последняя суббота перед Песахов называется Шабат г'агадоль, "суббота великого [чуда]" -- великого чуда, которое произошло в Египте в последнюю субботу перед Исходом. Египетские первенцы, узнав о том, что все они должны умереть, когда Всевышний в последний, десятый раз покарает Египет, потребовали от фараона отпустить Израиль. Тот отказался, и первенцы… восстали против фараона. Последовала очень короткая, но чрезвычайно кровопролитная гражданская война.

В чем суть этого чуда? В том, что в Египете, "срамном месте земли" (Брейшит, 42:9), сама скверна египетская встала на сторону святости и стала воевать как бы против себя самой. Вот в память об этом эта суббота получила такое название.

Поскольку она уже проникнута настроением наступающего праздника, чтобы еще более усилить это настроение, принято после молитвы "Минха" прочитывать первый раздел "Г'агады": от слов "Рабами мы были…" до: "…Чтобы искупить все наши грехи".

БДИКАТ ХАМЕЦ
В ночь с 13 на 14 нисана совершают бдикат хамец -- проверку всего дома, не остался ли в нем хамец, и сделать это необходимо сразу же после наступления ночи.

Перед тем хлеб, оставленный для завтрака на следующее утро, прячут в надежное место -- туда, где его не найдут дети или домашние животные. Понятно, что при совершении бдикат хамец этот хлеб не берут.

Перед началом поисков глава семьи произносит благословение: "Благословен Ты… освятивший нас своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец!" , все присутствующие отвечают: "Амен!" и немедленно приступают к бдикат хамец.

Принято, что берут восковую свечу, птичье перо, деревянную ложку и кулек из бумаги и ищут хамец во всей квартире. Все углы, все щели прочищают птичьим пером, а если находят хамец, берут его ложкой и складывают в кулек. Проверяют не только столовую и кухню, но и спальни, чердак, погреб, кладовку и даже автомашину. Особое внимание уделяют детской комнате и детским вещам -- вы понимаете, почему?

Не нужно проверять только такие помещения, куда хамец в течение года наверняка не попадал, например -- ванную и туалет.

Перед проверкой во всей квартире наводят чистоту. По обычаю, в различных местах квартиры прячут 10 кусочков черствого хлеба, предварительно хорошо их завернув, чтобы не рассыпались крошки, и ищут до тех пор, пока не находят все 10 кусочков. Закончив бдикат хамец, кулек, куда сложили весь найденный хамец, крепко-накрепко перевязывают нитью и откладывают, чтобы завтра уничтожить.


Любавичский Ребе, вождь нашего поколения, объясняет, в чем состоит разница между хамецем и мацой с точки зрения духовной. Хамец -- это тесто, которое растет, распухает; оно символизирует высокомерие, злость и т.п. качества, которые человека как бы стараются поставить выше других людей. Маца -- это полное подчинение Всевышнему и готовность исполнить Его волю во что бы то ни стало.

"Бдикат хамец" учит нас, что мы должны хорошо-хорошо проверять свое сердце, не осталось ли в нем что-то от нехороших качеств, а если такое найдется -- уничтожать этот "хамец", чтобы наши сердца стали по-настоящему свободными и чистыми для искреннего служения Всевышнему.

БИТУЛЬ ХАМЕЦ
Немедленно после окончания процедуры бдикат хамец производят битуль хамец – то есть на любом понятном языке заявляют о том, что отказываются от всех своих прав на весь хамец -- и тот, что нашли в доме, и тот, который, возможно, не нашли и приравнивают его к земной пыли. Однако главное -- чтобы человек в своем сердце действительно решил, что любой хамец, который прежде принадлежал ему, теперь как бы не существует вовсе и не имеет никакой ценности.

УНИЧТОЖЕНИЕ ХАМЕЦА
Назавтра, в канун Песаха, встают пораньше, чтобы успеть закончить завтрак до того времени, когда хамец станет запрещенным. Его есть разрешается только до конца 4-го солнечного часа (когда это в ваших краях -- спросите у раввина).

В память об уничтожении Всевышним всех первенцев Египта и о чудесном спасении в это же самое время всех еврейских первенцев учрежден пост первенцев 14 нисана. Однако сложился обычай устраивать в этот день трапезу в честь окончания изучения трактата Талмуда, есть на которой -- мицва, что означает отмену поста.

До конца 5-го солнечного часа хамец сжигают. Принято, что для этого разводят отдельный костер -- так как от сжигаемого хамеца запрещается получать какую бы то ни было пользу.

Есть обычай в то время, когда хамец горит, вытряхивать все карманы одежды и чистить их щеткой - вдруг в них остался еще хамец

После того, как хамец обуглится, произносят окончательную формулу битуль хамец, а потом -- специальную молитву (см. "Сидур" или "Г'агаду").



  1. НИСАНА

В канун Песаха надо почаще поглядывать на часы: успеть в последний раз перед Песахом поесть хамец вовремя, вовремя сжечь его и еще до полудня постричься и постричь ногти -- ведь стричься не придется еще полтора месяца, до праздника Шавуот, а в будни на праздничной неделе (хол-г'амоэд) стричь ногти запрещено.

А потом начинается подготовка к празднику…

После "Минхи" прочитывают в "Сидуре" или "Г'агаде" рассказ о принесении жертвы "песах" в Храме, и Всевышний засчитывает это нам как совершение жертвоприношения в Храме.

Женщины и девочки, зажигая свечи перед наступлением праздника, произносят благословение: "… Освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать светильник в честь праздника!", а если праздник совпадает с суботой, то -- "… светильник в честь субботы и праздника!"; затем -- "Шег'ехеяну".

ЕСЛИ КАНУН ПЕСАХА ПРИХОДИТСЯ НА СУББОТУ…
Если 14 нисана -- суббота, то: 1) бдикат хамец совершают на сутки раньше, в ночь на 13 нисана, а утром сжигают хамец -- однако окончательную формулу битуль хамец не читают; 2) оставляют на субботу ровно столько хамеца, чтобы весь его съесть, вторую (утреннюю) субботнюю трапезу заканчивают рано, еще до истечения времени, когда разрешается есть хамец, а при наступлении 5-го солнечного часа произносят окончательный битуль хамец; 3) посуду, из которой ели, очищают и откладывают на хранение в особом месте; 4) в третьей трапезе не едят ни хамец, ни мацу; 5) в субботу запрещается готовить что-либо для праздника -- поэтому непосредственную подготовку к "Седеру" начинают только после окончания субботы, а то, что требует больше времени (например, приготовление харосета) -- делают еще в пятницу (но, разумеется, пользуясь только посудой и кухонными принадлежностями, предназначенными для Песаха).

ПОДГОТОВКА К "СЕДЕРУ"
Если канун Песаха -- не суббота, то стол для "Седера" накрывают еще днем, чтобы как только настанет ночь, сразу начать праздник.

В знак того, что мы -- свободные люди, на стол ставят как можно больше красивой посуды.

Для "Седера" покупают лучшее красное вино.

Если первый день Песаха -- суббота, то соленую воду, в которую окунают карпас, приготовляют в пятницу днем, а если забыли -- в субботу приготовляют только совсем немного слабо соленой воды.

"КЕАРА" -- большое красивое блюдо, на которое кладут три целых мацы, символизирующих весь народ Израиля: верхняя -- ког'ен, средняя -- леви, нижняя -- исраэль; сверху кладут: справа вверху -- зроа (обжаренную куриную шейку), слева вверху -- вареное яйцо, посередине немного ниже -- марор (хрен и салат), еще ниже справа -- харосет (смесь измельченных яблок, груш и орехов), напротив слева -- карпас (маленький кусочек картофеля), а посередине внизу -- хазерет (салат и хрен).

Зроа символизирует жертву "песах", яйцо -- праздничное жертвоприношение "хагига", марор -- горечь египетского изгнания, харосет -- глину, из которой наши предки в Египте выделывали кирпичи на фараоновой каторге.

V
ПЕСАХ
"СЕДЕР"
Седер на иврите означает "порядок". Тора предписывает (Шмот, 13:8): "И расскажешь сыну твоему в тот день…" об Исходе из Египта -- а чтобы облегчить эту задачу, мудрецы Торы еще в очень-очень древние времена определили определенный порядок празднования начала Песаха -- годовщины той ночи, когда Всевышний освободил сынов Израиля из Египта.

Поэтому мы ведем себя во время "Седера" как совершенно свободные люди: сидим на стульях, украшенных накидками и обложенными подушками, выпиваем положенные четыре бокала, едим мацу, корех и афикоман полулежа, облокотившись на левую руку, -- в такой позу в древности пировали свободные люди (правда, последнее относится только к мужчинам: женщины и девочки, по обычаю, сидят за столом, как обычно). Больше того: ведущий "Седер" (обычно глава семьи) подобен царю -- поэтому он сам не наливает себе вино, не берет пищу: эти услуги оказывают ему другие; его жена -- словно царица, дети (и внуки) -- принцы и принцессы.

Так какова же последовательность "Седера"?

Чтобы лучше запомнили ее, мудрецы дали названия каждой его части.



КАДЕШ ("освяти") -- ведущий "Седер" совершает "Кидуш", а после него произносит благословение "Шег'ехеяну". Перед каждым из присутствующих должен стоять полный бокал вина или виноградного сока (потому что он -- первый из положенных четырех), и принято, что "Кидуш" все слушают стоя, а потом садятся и выпивают бокал -- в котором должно быть не меньше 86 мл.

Если первый день праздника -- воскресенье, то "Кидуш" и "Г'авдалу" объединяют, как указано в "Сидуре".



УРХАЦ ("и омой") -- все омывают руки так, как перед хлебом, однако не произнося благословения.

КАРПАС -- обмакивают карпас в соленую воду, произносят благословение "…творящий плод земли" и съедают, не читая заключительного благословения. Цель этого -- таким необычным поведением за столом вызвать любопытство у детей.

ЯХАЦ ("разломит на две части") -- среднюю мацу из трех, лежащих перед ведущим, ведущий разламывает на две неравные части, бо'льшую из которых он прячет как афикоман -- чтобы съесть ее в заключение праздничного ужина.

Есть обычай, что дети выкрадывают афикоман и возвращают его только за выкуп, однако у хасидов Хабада это не принято: мы не хотим, чтобы ко вкусу афикомана примешался вкус воровства.



МАГИД ("рассказывает") -- это чтение "Г'агады" в ответ на вопросы детей, выражающие их удивление: "Чем отличается эта ночь от прочих ночей?" -- до благословения "…спасший Израиль".

Любавичский Ребе, раби Шолом-Дов-Бер (Рашаб -- 1860-1920) говорил, что "Седер" следует вести не торопясь и почаще заглядывать в "Сидур" (или "Г'агаду"), чтобы ничего не пропустить и выполнить все предписания -- когда приоткрыть мацу, когда ее прикрыть, когда взять бокал, когда его поставить и т.п..


О четырех сыновьях говорит Тора -- которые по-разному ведут себя во время "Седера" и которым по-разному следует отвечать. Но Любавичский Ребе, вождь нашего поколения, говорит, что в наше время, к сожалению, есть и пятый сын -- который вообще не приходит к "Седеру". Его надо найти, объяснить, что такое Песах и что такое "Седер", и пригласить в гости, а если придется -- то и уговорить, привести его к праздничному столу.
РАХЦА ("омовение") -- снова совершают омовение рук, на этот раз произнося положенное благословение, как это всегда делают перед трапезой.

МОЦИ, МАЦА ("выращивающий хлеб из земли", маца) -- трапезу начинают с мацы вместо хлеба. Произнося благословение "…выращивающий…", приподнимают все три мацы -- две целых и между ними часть разломанной, а потом дают нижней выскользнуть из рук и второе благословение -- "…повелевший нам есть мацу" -- произносят только над верхней и половинкой второй лепешки мацы. Затем от каждой из них отламывают по куску, в котором не меньше 27 г, и съедают -- вы помните, в какой позе?

Это -- исполнение предписания Торы есть мацу в ночь на 15 нисана.



МАРОР -- чтобы почувствовать горечь египетского изгнания, достаточно съесть только 19 г салата (и -- или -- хрена) за 4, максимум за 7 минут. Перед тем его окунают в харосет и тут же стряхивают, и произносят благословение: "… повелевший нам есть марор".

КОРЕХ ("складывает вместе") -- "сэндвич" из куска нижней мацы (27 г), кладут на него ок.20 г хазерета и накрывают еще одним куском нижней мацы (тоже 27 г), посыпают харосетом и тут же его стряхивают, читают: "Так делал Г'илель…", а потом съедают -- в позе свободного человека.

ШУЛХАН ОРЕХ ("накрывает на стол") -- праздничный ужин, который начинают с яйца, лежащего на кеаре.

ЦАФУН ("спрятанное") -- в заключение трапезы все съедают по кусочку афикомана (не менее 27 г -- если отложенного афикомана мало, добавляют к нему другую мацу). Это -- напоминание о жертве "песах", которую наши предки ели в конце праздничной трапезы в те времена, когда Храм существовал.

Афикоман -- так древности назывался десерт.

БАРЕХ ("благословляй") -- чтение "Биркат-г'амазон" (вы, конечно, знаете, что это такое). Не забудьте (сейчас и в течение всей недели Песаха) вставку "Яале веяво"!

Выпив третий бокал (а когда пьют второй -- найдите в "Г'агаде"), сразу наливают четвертый, а также отдельный бокал для пророка Элияг'у. Теперь начинается новая часть "Седера": не воспоминания о прошлом, а пророчество о будущем Избавлении, которое совершит Машиах, а о приходе его возвестит пророк Элияг'у -- и мы верим, что это произойдет как раз сейчас!

И чтобы показать, что в эту ночь нас охраняет Сам Всевышний (недаром она называется в Торе лейль-шимурим, "охраняемая ночь"), мы открываем все двери между той комнатой, в которой проводят "Седер" и улицей (или двором), и кто-то из семьи взяв подсвечник с зажженными свечами (если тогда -- не суббота!) идет открывать последнюю дверь и, стоя около нее, прочитывает: "Излей ярость свою…" (а остальные -- читают это в комнате).

Г'АЛЕЛЬ ("прославление") -- когда посланный открывать двери возвращается, в заключение "Седера" дочитывают славословия в честь Всевышнего, а потом -- последний, четвертый бокал, и после него -- благословение "…за виноградную лозу и за плод виноградной лозы".

НИРЦА ("удовлетворен") -- мы уверены, что если провели весь "Седер" так, как его учредили наши мудрецы, Всевышний получил от нас удовольствие.

Все громко произносят: "В наступающем году -- в Иерусалиме!".



ЧТЕНИЕ "ШМА" ПЕРЕД СНОМ
Помните, как называется первая ночь Песаха? (Если забыли, посмотрите выше, там, где написано, что такое БАРЕХ). Вот поэтому перед сном читают не всю молитву "Шма, Исраэль", а только ее первый раздел -- до слов "…и на воротах твоих".

За пределами Страны Израиля во вторую ночь -- когда весь "Седер" повторяют вновь, не пропуская ничего, -- молитву "Шма" перед сном читают, тем не менее, полностью (так, как в субботу и в остальные праздники).



МОЛИТВЫ В ПЕСАХ
Весь Песах в молитве "Шмонэ-эсрэ" и в "Биркат-г'амазон" мы читаем вставку "Яале веяво" ("Да поднимется и явится").

В первый день в молитве "Шахарит" мы читаем полный"Г'алель", а в остальные дни, включая и последний, праздничный день, -- "Г'алель" сокращенный.

Почему? Ведь, например, весь праздник Сукот читают полный "Г'алель"!

Есть такое объяснение: отмечая в седьмой день Песаха годовщину величайшего чуда -- рассечения моря перед сынами Израиля, -- мы вспоминаем также о том, как фараон и его войско утонули. Рассказывает мидраш, что в тот момент ангелы начали было петь хвалебный гимн, но Всевышний строго одернул их: "Мои творения гибнут -- а вы радуетесь?!". Но хотя мы и не радуемся чужой беде, все-таки о таком потрясающем чуде молчать не можем: вот поэтому-то мы читаем "Г'алель" -- но все-таки с сокращениями.

Еще одна особая молитва: в первый день праздника, когда хазан начинает повторение вслух молитвы "Мусаф", сначала он читает (и распевает на традиционный мотив) "Молитву о росе" -- даре Всевышнего, значение которого в Стране Израиля неоценимо: роса летом, когда нет дождей, одна питает урожай.

Начиная с "Мусафа" во втором благословении вместо слов "заставляющий дуть ветер и ниспосылающий дождь" начинают говорить "ниспосылающий росу", а потом, в уже в праздничные будни, в девятом благословении молитвы "Шмонэ-эсрэ" вместо "…и пошли росу и дождь…" -- "…и пошли благословение".



ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПЕСАХА
Последний день Песаха (а за пределами Страны Израиля -- два последних дня) -- праздник, но, в отличие от последнего дня осенних праздников (Шмини-Ацерет), это не самостоятельный праздник. Поэтому при зажигании свечей и после "Кидуша" не произносят благословение "Шег'ехеяну".

В ночь на седьмой день после исхода наших предков из Египта Всевышний совершил чудо рассечения моря, а утром, перейдя через море посуху, сыны Израиля запели "Шират-г'аям" ("Песнь у моря"). Поэтому в этот день в синагоге читают в Торе именно рассказ об этом чуде, а "Шират-г'аям" все слушают стоя.



В последний день Песаха после чтения Торы поминают души умерших (в молитве "Изкор"). Тот, у кого оба родителя живы, на это время выходит из синагоги. Принято, что в течение первого года после смерти отца или матери сын остается в синагоге, но "Изкор" не читает.
Раби Исраэль Баал-шет-тов (1698-1760), основатель хасидского движения, открыл всем, что в последний день Песаха светит свет Машиаха. В честь этого он установил обычай устраивать в этот день третью праздничную трапезу (после "Минхи"), и называл ее "сеудат-Магиах", "трапеза в честь Машиаха". В 1906 г. Любавичский Ребе Рашаб обновил этот обычай в йешиве "Томхей-тмимим", и с тех пор принято во время нее выпивать четыре бокала вина (или виноградного сока) -- как напоминание о четырех бокалах, которыми, согласно предсказанию наших пророков, Всевышний утешит Израиль после окончательного и полного его Освобождения Машиахом.
В БУДУЮЩЕМ ГОДУ -- В ИЕРУСАЛИМЕ !
с. 1

скачать файл