В противоположность общепринятому мнению, искусство это возникло


с. 1






.В.

Оглавление:

Введение

Сердце цирка –арена

Все секреты в законах физики

Заключение

Введение
Что такое цирк?

В противоположность общепринятому мнению, искусство это возникло сравнительно недавно. Оно пестро по составу и состоит из элементов, существовавших задолго до того, как появился на свет его основатель Филип Астлей.

Цирковое представление разворачивается на круглом манеже диаметром двенадцать-тринадцать метров; в программу непременно должны входить конные номера (потому-то и необходим манеж), выступления акробатов, эквилибристов, жонглеров; желательно также присутствие клоунов (нет лучшего фона для представления, чем смех). На арене появляются и дрессированные животные, но это не обязательно. Немыслим цирк без лошадей и манежа. То и другое — основные признаки этого искусства. Там, где их нет, мы имеем дело не с цирком, а с варьете. Никто ведь не путает театр с мюзик-холлом, а оперу — с кабаре.

Цирк занимает в ряду искусств особое место; цирк — искусство визуальное (ему не страшны языковые барьеры) и универсальное (оно доступно любой публике).

Порой говорят, что цирк — развлечение для детей; это совершенно неверно; не может быть никаких сомнений, что пятилетний ребенок неспособен оценить бесстрашие акробата так, как взрослый зритель, а тем более как зритель искушенный, — между тем подобные зрители существуют, и их гораздо больше, чем обычно считают! Верно другое: в цирк можно отправиться всей семьей, и каждый получит при этом свою долю удовольствия, а такие развлечения в наши дни — большая редкость.

В наши дни цирк снова обретает популярность, быть может, оттого, что другие виды зрелищ в конце концов утомили публику своей искусственностью, меж тем как под куполом цирка живут самоотдача, бесстрашие, упорство, трудолюбие, стремление создавать прекрасное, не прибегая к спасающей многие зрелищные искусства пышности. Все эти непреходящие ценности ныне можно найти только на усыпанном опилками манеже.



Я тоже люблю цирк. И ещё с детства, меня интересовали секреты этих номеров. Как один очень хрупкий гимнаст может удержать на своих плечах еще нескольких и при этом находится на канате на высоте нескольких метров? Как эти неуклюжие медведи могут вращать на своём носу хрупкие тарелки. И эти как и почему долгое время мучили меня, пока я не стала изучать физику…….

Целью моего проекта является более углубленное изучение законов физики на примерах цирковых номеров. Предметом исследования являются цирковые трюки.



Сердце цирка — арена.




Цирк может быть лишен отдельных технических устройств, может не иметь театральной сцены или водяного бассейна, может вмещаться либо в переносном брезентовом шатре, либо в монументальном стационарном помещении, но без арены он немыслим: арена является общеобязательной производственной площадью современного цирка.

Производственная площадь современного цирка представляет собой круглый манеж тринадцати метров в диаметре, устланный черноземом, усыпанный древесными опилками и обнесенный невысоким барьером с двумя друг против друга расположенными раздвижными входами или «дверьми», как называют их профессионалы .


Размер манежа неизменен; независимо от характера или давности постройки, независимо от вместимости, архитектуры или технического совершенства манежи всех современных цирков одинаковы по своему измерению.

Круглый манеж диаметром в тринадцать метров, с самыми незначительными отклонениями равно узаконенный во всех странах, и образует собой условную производственную площадь современного цирка. Ближайшее ознакомление с историей цирка, естественно, должно исходить из анализа его отличительной производственной площади и из выяснения обстановки и законов, вызвавших к жизни условные измерения циркового манежа.

Итак, кем же продиктованы условности производственной площади современного цирка?

Полагают, будто они узаконены гимнастами, акробатами, жонглерами, клоунами — этими прирожденными кочевниками, которым, как кажется, необходимо гарантировать одинаковые условия работы, повсеместно обеспечив те же привычные размеры их производственной площадки, от которых будто бы зависит их мастерство.
Мнение это в корне ошибочно. Достаточно внимательно присмотреться к мастерству акробатов или жонглеров, чтобы понять, насколько оно не связано с условностями циркового манежа и насколько эти условности подчас препятствуют их мастерству. В самом деле, ни гимнастам, ни акробатам, ни жонглерам, ни клоунам круглая форма циркового манежа решительно не нужна; они выступают на открытых эстрадах летних садов или на театральных подмостках мюзик-холлов с равным успехом, что и в цирковом манеже. Если форма круга не представляется обязательной, то круг диаметром в тринадцать метров, очевидно, тем более не может стать необходимым.

Возразят, что проволока эквилибриста, протягиваемая поперек манежа, рассчитана на тринадцать метров. Действительно, она рассчитана на тринадцать метров, но ее можно удлинить, можно и укоротить — мастерство исполнителя не потребует иной техники: аппаратура эквилибриста не обусловливает размеров манежа, но применяется к ним.

Напомнят, что клетки хищников, равномерным кругом охватывающие манеж изнутри, рассчитаны на тринадцать метров. Они действительно рассчитаны на тринадцать метров, но их можно расширить или сузить — дрессировка зверей не изменится и не потребует иных приемов; реквизит укротителя подчиняется размерам манежа, но не вызывает их.

Отсюда следует, что производственная площадь современного цирка ни в коем случае не вызвана ни акробатикой, ни гимнастикой, ни жонглированием, ни клоунадой, ни демонстрацией укрощенных хищных зверей.

Кем же продиктованы эти особенности? Кто вызвал к жизни и с такой непреклонностью узаконил условную производственную площадь современного цирка?

Форма круга вызвана конной акробатикой (acrobatic equestre, Akrobatik zu Pferd) .

Репертуар конных акробатов, исполняемый преимущественно стоя на скачущей лошади, не может развернуться ни в квадрате, ни в овале: никаких толчков, углов, поворотов — требуется ровный, размеренный, плавный бег!.. Только круг и круговращение могут обеспечить такой ход коня, в котором конные акробаты были бы уверены, как в ходе хронометра, когда, ослепляя фейерверком прыжков на коня и с коня, мимируя какую-либо сцену или жонглируя стоя на вращающейся вскачь лошади, они уже не смогут заметить внезапной перемены в движении, которая повлечет за собой нежданный толчок и падение в манеж. Самый искушенный мастер не сумеет выполнить привычных упражнений на лошади, пущенной галопом по прямой линии, — и не потому вовсе, будто он привык к круговращению, но и по законам чисто физическим: недаром же для тренировки в конной акробатике в ипподромах огораживается небольшой круглый манеж . Узкая окружность под влиянием центробежной силы сообщает корпусу лошади при вращении заметный наклон к центру, наиболее выгодный для сохранения равновесия акробатом.

Однако значительно меньший размер манежа был бы и невыигрышен для глаза и технически затруднителен для артиста, сведенного в таком случае к чрезвычайно ограниченному производственному пространству.

Неудобен и больший размер: на условности циркового манежа, между прочим, влияет также и манежный бич, так называемый шамберьер (искалеченное цирковым жаргоном французское chambriere).

Можно сказать, что в манеже шамберьер играет приблизительно ту же роль, что в оркестре палочка дирижера. Бич, конечно же, прежде всего бич, но в дрессировке и в конно-акробатических номерах он имеет еще очень значительную служебную роль. При конной дрессировке шамберьер приобретает значение условного сигнала, по которому группы животных запоминают запутанные фигурные переходы или перемены в темпе и привыкают опускаться на колени, менять направления, кружить восьмерками, становиться на дыбы. В номерах конно-акробатических основная задача шамберьера — поддерживать абсолютно точное круговращение животного во время работы наездника-акробата. Малотренированная молодая лошадь не всегда способна держать правильную линию и идти в ровном, долго срепетированном темпе. Отклонение от окружности или изменение темпа неизбежно разрушит работу конного акробата, выступающего стоя на лошади, лишенного каких-либо средств воздействия на коня и при сосредоточенности внимания на том или ином трюке неспособного организованно реагировать на мгновенно наступившую перемену, требующую иных способов сохранить равновесие. Контроль за правильным круговращением коня доверяется шталмейстеру с шамберьером; во время выступлений конных акробатов в центре манежа неизменно находится шталмейстер с шамберьером, направляющий древко бича к переднему внутреннему плечу лошади и зорко следящий за ее ходом.

Как только животное перестает «держать темп», шталмейстер немедленно исправляет ошибку, слегка задевая его концом шамберьера, или, как выражаются на профессиональном наречии, «тушируя лошадь» (от французского toucher — трогать, прикасаться). Тушировка шамберьером представляет своего рода искусство, на котором сейчас не будем задерживаться. Здесь необходимо только установить связь между конно-акробатическими зрелищами, шамберьером и производственной площадью современного цирка. Из сказанного же очевидно, что шамберьер должен быть такой длины, чтобы, находясь с ним в центре манежа, концом древка можно было свободно касаться лошадей у барьера. Следовательно, древко шамберьера должно иметь в длину до половины диаметра окружности манежа минус длина вытянутой руки дрессировщика, то есть до пяти с половиной метров.

Эти условности, взятые во взаимодействии с рядом других мелких профессиональных производственных требований, обусловливают неизменную окружность диаметром в тринадцать метров.

Необходимо заметить, что манежи современных цирков имеют либо тринадцать, либо тринадцать с половиной метров в диаметре. Хотя размер в тринадцать с половиной метров встречается в общем довольно часто, все же позволяем себе в дальнейшем оперировать цифрой «тринадцать»: сколько-нибудь значительного отступления от действительности нет, между тем целая величина запоминается легче дробной.

Барьер должен быть такой высоты, чтобы среднего роста четырехлетка, став на него передними копытами, могла продолжать двигаться задними ногами по манежу, и такой ширины, чтобы лошадь, не соскальзывая, могла пройти по нему редкой рысью. Это составляет в среднем полметра в высоту и треть метра в ширину.




Все секреты в законах физики

В цирке Вы часто видите удивительно ловких канатоходцев и эквилибристов.

Даже дрессированные животные поражают нас своими умениями удерживать на носу разноцветные шары. Может быть все дело в том, что они знают какие-то секреты?

А все секреты - в законах физики!

Тайны цирковых трюков:

перевороты на скачущих лошадях, перелетание мотоцикла через «пропасть» – инерция движения;

танцы с веером на натянутом канате и ходьба по нему с длинным шестом в руках, жонглирование мячами (морской лев), стойка на передних лапах (кошка) – устойчивое равновесие, центр тяжести, баланс;

приземление на мягкие маты акробатов (на подкидных досках), гимнастов (на перекладине или брусьях) – закон сохранения импульса (сила удара тем меньше, чем больше время соприкосновения акробата с поверхностью, на которую он падает);

полёт «снаряда», выпущенного из пушки, – движение под действием силы тяжести;

сальто акробата – механика и динамика вращательного движения;

трюки иллюзионистов – законы отражения и преломления света;

медвежий хоккей с мячом – теория скольжения

клоунские репризы с обливанием – явления смачивания и несмачивания.

Так при ходьбе по натянутому канату или проволоке канатоходцы идут обычно с расставленными в обе стороны руками, балансируют, причем явно заметно покачивание из стороны в сторону.

При каждом шаге артист старается установить центр тяжести своего тела над опорой.

С длинным шестом в руках удерживать равновесие легче. Выдвигая шест влево или вправо, канатоходец может удерживать свой центр тяжести точно над точкой опоры.

А как жонглер удерживает длинный вертикальный шест, установленный обычно на лбу?

Он постоянно переступает, сдвигаясь то в одну, то в другую сторону, подгоняя центр тяжести шеста на одну вертикаль с точкой опоры.

Фактически то же самое делает и велосипедист, пытаясь удержать равновесие. Искусство езды на велосипеде заключается в умении поворачивать руль в нужную сторону! Если присмотреться

к следу, оставленному колесами велосипеда на мягком грунте, то видно, что сравнительно

прямой след заднего колеса пересекается с извилистым следом переднего. При начале падения велосипедист поворачивает руль, и велосипед снова "въезжает" под центр тяжести велосипедиста.

На какие же ещё ухищерения идут артисты цирка, чтобы порадовать нас с вами? Знаете ли вы, что если опустить центр тяжести тела ниже точки опоры, то возникает легко сохраняемое устойчивое состояние равновесия! Этим и пользуются знающие циркачи, прикрепляя к горизонтальному шесту- балансиру с двух сторон грузы ( например, свешивающиеся на тросах вниз) так, чтобы общий центр тяжести человека с шестом оказывался ниже точки опоры. Вот так-то!

Равновесие

Чтобы твердо стоять на двух ногах (и даже на одной), надо всего лишь соблюдать простой закон: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры. Пизанская башня потому и не падает, что пока этот закон соблюдает (она может даже немножко его нарушить, поскольку вкопана в землю). Если центр тяжести человека перемещается и выходит за пределы площади опоры, человеку, чтобы не упасть, приходится переступить, поставив ноги в новое положение. Балерина на рисунке вполне устойчиво стоит на носке правой ноги. А чтобы центр тяжести проходил через основание опоры (примерно 10 кв. см), она немного отклонилась вперед, тем самым уравновесив вытянутые почти горизонтально правую руку и левую ногу. Чем выше центр тяжести, тем труднее сохранять равновесие. Вот почему так стройны девушки, привыкшие носить на голове кувшин с водой: они должны держаться очень прямо, даже если никогда не слышали про центр тяжести. И наоборот, в игрушках типа ванька-встанька, или неваляшка, центр тяжести находится низко, потому-то они такие сверхустойчивые.

Поддержка

В цирке один артист может удержать целую группу, немного балансируя, чтобы центр тяжести всего «сооружения» проходил внутри площади опоры. Балетному танцору редко приходится удерживать более одной партнерши. Поэтому он легко соблюдает устойчивость при различных поддержках, следя лишь, чтобы их общий центр тяжести всегда находился точно над его ступнями.

Эквилибристика

Под куполом цирка идет канатоходец. Или – эквилибрист, как говорят в цирке. Слово «эквилибрист» произошло от латинского «aequilibris», что означает «находящийся в равновесии». И, действительно, что бы ни делал канатоходец, какие бы трюки ни выполнял, главной его задачей остаётся сохранение равновесия.

Вот знаменитая Пизанская башня. Она уже значительно наклонилась, но не падает. Смоделируем её положение с помощью кубиков, поставленных друг на друга с небольшим сдвигом. Видите, пока наша конструкция не падает. Сдвинем каждый из кубиков чуть-чуть правее. Конструкция рухнула. В какой же момент это произошло?

В тот самый, когда вертикаль, опущенная из центра тяжести тела, вышла за пределы его площади опоры.

Итак, задача канатоходца сводится к тому, чтобы сохранять собственный центр тяжести строго вертикально над площадью опоры – то есть над канатом. Ведь как только наш герой, теряя равновесие, заваливается вправо, он тут же перемещает руки влево, что возвращает его центр тяжести в точку, находящуюся точно над канатом. Равновесие сохранено!

Конечно, такое мастерство достигается упорным трудом. Пройдёт не один день, случится не один десяток падений, прежде чем эквилибрист появится перед публикой под куполом цирка.

Кстати, вот ещё один любопытный аспект в искусстве эквилибра. В гимнастическом зале начинающий артист аккуратно, хотя и не совсем уверенно идет по тренировочному бревну… которое лежит на уровне пола. Ширина бревна 10 сантиметров. Когда оно лежит на полу, пройти по нему труда не составляет. Но когда бревно поднимают на стандартную высоту – один метр двадцать сантиметров становится страшновато.

А теперь представьте, что это же бревно перекинуто с крыши одного небоскрёба на другой. Если вы утверждаете, что никакой разницы для вас нет, то, видимо, вы – Джеки Чан. Все остальные не рискнут подойти даже к краю крыши, не то, что ступить на бревно.

Психика обычного человека включает защитную реакцию организма – страх, удерживающий человека от необдуманного риска. А ведь с точки зрения физики ничего не изменилось, ширина площади опоры, что на земле, что на высоте, осталась неизменной. Конечно, этот страх мешает выполнению сложных трюков.

Поэтому ежедневными тренировками начинающий гимнаст ещё и приучает себя подавлять чувство страха и не бояться высоты.


Эквилибристика- один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах. Развитое чувство равновесия требовалось людям всегда при проведении некоторых работ, в народных играх, в спорт, состязаниях, из которых выросли впоследствии отд. виды искусства. Сборщики фруктов в странах древнего Востока использовали в работе бамбуковый шест, на который взбирался один из них. Когда шест был короток, более сильный товарищ поднимал и балансировал его, удерживая шест со сборщиком за поясом. В этих трудовых навыках видны первые зачатки искусства экв. с першами. Предшественниками канатоходцев в древнем Китае, по мнению историков, были ремесленники, научившиеся сплетать из джута канаты. Испытывая их крепость, они растягивали канат между деревьями или столбами, становились на него и подпрыгивали. Со временем это превратилось в своеобразную игру среди подмастерьев: кто дольше удержится на канате, кто осмелится станцевать, кто не побоится сделать это на большой высоте. Наиболее ловкие и смелые делали публичную демонстрацию хождения по канату своей проф. работой. Искусство канатоходцев высоко ценилось в античном мире. Аристофан жаловался, что как-то ему пришлось дважды прерывать действие пьесы, потому что публика уходила из театра смотреть представления канатоходцев. Из маргинальных рисунков в книгах 16-17 вв. известно, что в репертуаре выступлений канатных плясунов появляются трюки на провисшем канате, из которых впоследствии сформировалось искусство гимнастов на корд де волане и эквилибристов на свободной проволоке. Греческий историк Ксенофонт поведал об оригинальной эквилибристке на гончарном круге. Стоя на ребре катящегося колеса, сиракузская артистка декламировала стихи. Из глубины веков дошли изображения выступлений артистов, исполняющих стойки на руках и на голове. Аристофан писал, что античные артисты в стойке на руках ловко танцевали между мечами, расставленными на земле остриями вверх. Античным артистам была знакома и Э. на шаре. В историческом музее Москвы хранится римское знамя (2 в. н. э.), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на катящемся шаре. Выступление эквилибристов с шестом изображено на фреске Софийского собора в Киеве (11 в.). Экв. на шесте изображена и на многих индийских и турецких миниатюрах. В кон. 18 в. многие ярмарочные артисты оказываются под крышей цирка, и с этого момента формирование новых разновидностей жанра Э. заметно ускоряется. В 40-х гг. 19 в. на цирковом манеже появляются номера эквилибристов на вольностоящих лестницах. В 1854 в Европу приезжают китайские артисты, которые знакомят зрителей с оригинальной экв. на пирамиде из стульев и экв. на лестнице, балансируемой на ступнях ног (т. н. ножная). В 70-х гг. 19 в. японские артисты показали европейцам экв. на наклонном канате и Э. на бамбуковых шестах. В 1860 американец К. Вашингтон изобрёл новый эквилибристический снаряд - трапецию с утяжелённой плоской перекладиной, получившую название штейн-трапе (за рубежом она называется "трапеция Вашингтона"). Первый велофигурист Н. Кауфман появляется на цирковом манеже в 80-х гг. 19 в. В 1927 бразильский артист Васнес показывает оригинальную работу на эквилибристической "катушке". В современном цирке сформировались следущие виды жанра экв.: ручная, на канате (тугом, наклонном, пружинистом), на шаре, на лестнице (вольностоящей, ножной, переходной), на першах, на проволоке (тугой, свободной), на штейн-трапе, на катушках, на велосипедах (двухколёсных, моноциклах, велосипедных колёсах). Канатоходец удерживает равновесие с помощью движений руками, в которых у него длинный шест-балансир. Эквилибрист на провисшей проволоке добивается равновесия мускульными усилиями ног, которыми он стремится точку опоры на проволоке совместить с центром тяжести своего тела. Это стремление является специфической особенностью в работе всех эквилибристов. Нагляднее всего она проявляется в ручной эквлибристике, где исполнитель удерживает равновесие в стойке на руках или на голове. Развитие в этом виде экв. выражалось в заметном усложнении трюков и использовании нового реквизита. Российские эквилибристы М. Егоров и В. Волжанский первыми исполнили сложные стойки на ходулях. Особенно эффектно смотрелись прыжки в стойке на одной руке на ходуле. В. Яковлев первым выполнил стойку на руках на вертикалях вольностоящей лестницы. В. Арзуманов в стойке на голове на роликах совершал спуск по наклонно натянутому канату. Н. Носкова, стоя на руках на шаре, медленно катилась по горке вниз в манеж. Нередко артисты выстраивают работу на соединении ручной экв. с трюками из др. жанров. Братья Шуляковские исполняли стойки на одной руке на тросточках и свободными руками перебрасывались 3 мячами, ударяя ими в пол. В другом трюке, стоя на голове лицом друг к другу, один держал бубен, а другой бросал в бубен каскадом 3 мяча. Яковлев ручную эквилибристику соединял с акробатическими прыжками на батуте, а В. Головин и В. Стэкан - с силовой акробатикой. Л. Осинский стал основоположником нового художеств, направления в искусстве ручной эквилибристике, соединив её с элементами "каучука" и выразит, пластикой хореографии. Из его последователей больших успехов добивается лауреат Международных конкурсов в Вероне и Монте-Карло О. Изосимов. Среди эквилибристических снарядов наиболее простым является шар (см. на шарах). Искусство экв. на вольностоящих лестницах было тесным образом связано с искусством жонглирования. Именно жонглёры добиваются в работе на вольностоящих лестницах самых значимых успехов. Среди них: Л. Феррони, В. и 3. Черняускас, Г. Попович, В. Кошман и П. Кошель, группа п/р А. Бондаренко, Е. Пимоненко. Реже встречаются номера эквилибристов, исполняющих на вольностоящих лестницах акробатические трюки, плечевую колонну, "узкоручку", копфштейн на голове нижнего и др. В паре эквилибристов Когут партнёр, стоя на вольностоящей лестнице, балансирует на лбу перш с партнёршей, крутящей хула-хупы Е. Целищева. Есть номера, в которых эквилибристы используют две свободностоящие лестницы. Встав между лестницами и раскачивая их, артист ритмично поднимается вверх по ступенькам, иногда при этом он балансирует верхнего, стоящего у него в стойке на голове, или перш на лбу. Похожий трюковой репертуар исполняют эквилибристы в номерах на переходной лестнице. В этом виде экв. выделялись В. Мильва и А. Дубицкий, бр. Мирославские, В. и С. Войницкие, Свирины, Петлицкие. Новатором в жанре стала труппа п/р А. Симадо. В оригинальном номере, созданном реж. Л. Петлицким для выпускников ГУЦЭИ п/р А.Полещук, между двумя лестницами через весь манеж летала трапеция, на грифе которой нижний балансировал партнёров на плечах, на голове и на лобовом перше. П. Шидловский изобрёл оригинальную конструкцию выдвигающейся переходной лестницы, на которой демонстрировал с партнёрами эффектные трюки.

Оригинальную работу, характерную для эквилибристов на переходной лестнице, показал Г. Федин, поднимаясь по вертикально стоящему шесту, балансируя партнёршу на голове и на лобовом перше. Новую конструкцию движущейся на роликах лестницы изобрёл Н. Чумаков. Её удерживал в равновесии в вертикальном положении ассистент с помощью руля. Прогресс в экв. с ножными лестницами, которые балансирует на ступнях ног нижний, шёл по пути увеличения числа верхних партнёров. Двое верхних впервые появляются в номере артистов Лурих, а трое в номере артистов Ротберт, которые в 30-х гг. продемонстрировали уникальное балансирование пирамиды с 2

ножными лестницами. Е. Милаев балансировал на ногах лестницу, на которой одновременно выполняли трюки 5 партнёров. Он впервые в мире объединил экв. на ножной лестнице с трюками на переходной лестнице. Особую разновидность жанра экв. представляют цирковые велофигуристы на велосипедах различной конструкции, демонстрирующие фигурную езду и акробатич. трюки (Вартановы. Александровы, Морено, Польди, Асмус). Большую роль в развитии экв. с першами сыграли отечественные эквилибристы. В 20-х гг. Я. Бахман балансировал лобовой перш с 2, а затем с 3 верхними. Замечательным изобретателем оригинальных трюков с першами был А. Ширай. Он первым стал балансировать плечевой перш, стоя на ходулях. Р. Манукян балансировал лобовой перш с 4 партнёрами и перш с 3 ренскими колёсами, внутри которых вращались артисты. Эквилибристы Французовы впервые в цирке исполнили сложный двойной баланс 2 лобовых першей. Половнёвы перенесли на перш трюки воздушных гимнастов на бамбуке. Своё направление в жанре нашёл Л. Костюк, демонстрируя уникальные трюки. 70-80-е гг. отмечены появлением в отечественном цирке плеяды артистов, обогативших искусство экв. с першами. Среди них: артисты Сарач, исполнившие тройной баланс с лобовыми першами; В. Шабаев проезжал на двухколёсном велосипеде по манежу целый круг, балансируя на лбу перш с партнёршей; артисты Стеценко соединили экв. на першах с вольтижной акробатикой, эквилибристы Одинцовы продемонстрировали эффектные трюки с "падающими" першами. Многообразием форм отмечено и искусство канатоходцев в отечественном цирке. В 30-х гг. заслуженным успехом пользовались Свирины и Тарасовы - воздушные канатоходцы над сеткой. Они первыми перенесли на канат сложные акробатич. трюки. ругое направление экв. на канате было представлено узб., даг., азерб., арм. артистами. Их искусство отличают гармоничный плав нац. традиции и совр. трюкового решения ("Цовкра", Абакаровы, Ташкенбаевы, Гаджикурбановы, Алихановы, Медниковы). Революцию в искусстве экв. на канате совершил В. Волжанский, создавший уникальный по трюкам и композиции аттракцион. Его новаторские идеи оказали огромное влияние на творчество современных канатоходцев. Новатором был и канатоходец М. Иванов, первым исполнивший балансирование лобового перша с партнёршей. В зарубежных цирках широкое распространение получили номера канатоходцев, демонстрирующих рискованную работу на большой высоте без лонжи и сетки. Это направление в искусстве экв., ребующее от исполнителей исключит, отваги и высокого мастерства, в отеч. цирке представляют артисты Васитаевы. Скромнее достижения рос. артистов в экв. на шпрунг-канате. Здесь можно назвать Л. Бойцова и К. Меджидова. Совершенно уникальное явление в экв. представляет аттракцион сестёр М. и 3. Кох, в котором традиционный канат был трансформирован в ригинальный аппарат эллипсо-образной формы - "Семафор-гигант". Многообразием форм характеризуется и работа эквилибристов на тугой проволоке, которая по технике балансирования схожа с ехникой канатоходцев. Заметных успехов в этом виде Э. добиваются Розетти, Кох, Курзямовы, Жирновы. а свободной проволоке эквилибристы исполняют стойку на руках, в т. ч. в раскачке, стойку на одной руке, копфштейн, алансирование в ручной стойке на педалях катящегося по проволоке велосипедного колеса.

Балансир, балансшток (от французского balancer — уравновешивать) — шест длиной от 3 до 5 метров (или дюралюминиевая труба), с помощью которой канатоходец сохраняет равновесие. Вольтижерка, как вы уже знаете, трапеция, с которой вольтижер совершает перелеты. Канат — эквилибристический снаряд, туго натянутый трос в горизонтальном или наклонном положении. Артист, выступающий на канате, — канатоходец. Зародилось это искусство в Древнем Египте. Но у каждого народа оно имело свои особенности. Например, в Древнем Риме канатоходцы демонстрировали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой и заканчивали выступление эффектным прыжком в воду. Китайские канатоходцы исполняли танцы с мечами на канате, под которым укреплялись кинжалы остриями вверх. В конце XIX века канатоходцы совершили ряд сенсационных переходов над Темзой, Сеной, Невой, водопадами Ниагара, Иматра и др.




Корд де Волан (от французского corde de volan: corde — веревка, шнур, канат, Volant — летающий) — канат, который подвешивают в виде свободно раскачивающейся дуги, полукольца. Корд де парель (от французского corde de peril — опасный канат) — туго натянутый вертикальный канат, на котором артист исполняет трюки, аналогичные упражнениям на першах. Верхним концом крепится к куполу, нижний натягивает ассистент. Обычно на нем выступает один артист.




Лонжа (от французского longe — длинный ремень, аркан, веревка) — приспособление, обеспечивающее безопасность артистов, страхующее их при исполнении особо опасных трюков. В номерах на большой высоте применяются подвесные лонжи: одинарная — пояс с длинным тросом, пропущенным свободным концом через подкупольный блок; двойная — пояс с двумя длинными тросами, пропущенными через два блока, на значительном расстоянии друг от друга. Двойная лонжа была придумана в России в 1902 году для воздушно-гимнастического номера Л. Матеуса. Перш (от английского perch — шест, жердь) — эквилибристический снаряд, деревянный или металлический шест длиной от 2 до 10 метров. Перши бывают прямые, гнущиеся, коленчатые, трехступенчатые, вилкоообразные, пневматические и др. Это один из старейших цирковых снарядов, использовали его еще бродячие актеры средневековья, в том числе скоморохи. Подкидная доска — цирковой снаряд в номерах прыжковой акробатики. Это доска длиной 2–3 метра из прочных эластичных реек, укрепленная посередине на металлической подставке (козлах) высотой 40–50 сантиметров и свободно качающаяся на ней. Принцип действия подкидной доски заимствован из старинной народной игры: акробат-вольтижер становится на опущенный край доски, а партнер (отбивающий) прыгает на поднятый противоположный конец доски (отбивает). Подброшенный вольтижер выполняет в воздухе акробатические упражнения и «приходит», например, на плечи нижнего, на перши и т.д. Проволока — цирковой снаряд. Есть несколько ее видов: тугая, длиной 9–11 метров, натянутая между двумя пьедесталами, свободная — укрепленный восьмиметровый трос между двумя мачтами, двойная, тройная проволока — параллельно натянутые тросы. Первые сведения о проволоке восходят к 1782 году, тогда был исполнен танец на проволоке. С 30-х годов XIX века этот снаряд стал занимать в цирковой программе заметное место. Растяжки — тросы, с помощью которых крепятся цирковая аппаратура и снаряды (мачта, турники, лестницы). Сетка — приспособление для предотвращения несчастных случаев при исполнении номеров воздушной гимнастики. Сплетается из веревки. Трапеция — снаряд воздушной гимнастики, горизонтальная металлическая перекладина, высоко подвешенная на вертикальных тросах. В цирке появилась в 50-е годы XIX века. Баранка (бублик) — цирковой реквизит акробатов. Делается из пробки, пенопласта, войлока в форме баранки с выемкой по размеру головы исполнителя. Используется в акробатических номерах для сохранения устойчивости при выполнении стойки «голова в голову» (копштейн), на голове нижнего для поддержки верхнего. Зубник — приспособление для воздушно-гимнастических упражнений, изготовляемое для каждого артиста индивидуально (точно по конфигурации полости рта). Зажав во рту зубник, гимнаст висит и исполняет свои трюки. В цирковом обиходе они носят название «зубной акт». Зубные трюки издавна были в репертуаре цирковых атлетов, поднимавших зубами огромные тяжести. Еще в 1634 году стрелец Петрушка Иван-Городец тешил царя тем, что «носил в зубах бревно».

Цирк на льду

В ярком праздничном спектакле номера различных жанрах исполняются артистами, вставшими на коньки. Ледяная площадка потребовала от участников спектакля не только освоения новой техники, овладения новыми приемами, но и новой формы подачи номеров. Вот на ледяном, эффектно подсвеченном манеже демонстрируются акробатические прыжки - три задних сальто, арабское сальто и заднее сальто с фигурным прыжком, вот в стремительном движении выполняется акробатическая вольтижировка па горизонтальной перекладине. Еще один оригинальный номер - сложное соло па трубе в сочетании с фигурным катанием. Необычное балансирование на коньках перша с верхним в трюке. Совершенно новые краски приобрел на ледяном манеже такой древнейший вид циркового искусства, как жонглирование. Например, искусно подбрасываемые факелы, огни которых отражаются в затемненной зеркальной глади льда,- зрелище поистине феерическое. Веселое оживление вносят в спектакль музыкальные эксцентрики, разыгрывая свои интермедии па предательски скользкой, площадки. Дрессированные медведи тоже встали на коньки и с азартом демонстрируют хоккей. Немало и других оригинальных номеров объединил этот интересный аттракцион. Коньки в цирке расширили границы жанров и помогли ярче проявить творческие возможности исполнителей. Множество интересных моментов таит в себе и цирковой феерическое зрелище на воде.

И в цирке на льду не обошлось без законов физики. Вращение фигуристов, регулировка скорости вращения основано на законе сохранения углового момента.


Согласно закону сохранения углового момента, внутренние силы системы коньки +фигурист ни коим образом не могут изменять полный угловой момент системы. Если фигурист приблизит руки к оси вращения, то в это время будет наблюдаться увеличение угловой скорости системы . Это понятно, так как при приближении рук к оси вращения фигурист уменьшает момент инерции системы относительно этой оси на величину . Так что для сохранения углового момента необходимо увеличение угловой скорости, что и наблюдается во вращении.

"Цирк на льду" и "Цирк на воде" - это новые формы циркового представления. Их огромный успех - результат смелого плодотворного творческого поиска.

В этом постоянном процессе рождения новых форм жанры совершенствуются, обогащаются - вот почему искусство цирка в нашей стране остается вечно юным.



Заключение

Гаснет свет, и вот она перед вами, дорогие зрители, в блестящем костюме…Что же это такое? Чудо, сказка, загадка! Эти удивлённые глаза взрослых и детей - это тоже цирк. И снова, и снова хочется сказать: «Любите цирк и почаще приходите в цирк отдохнуть и встретиться с чудесами! Цирк – это пёстрые летящие шары, это гнущие подковы силачи. Какие огромные гири с необычной лёгкостью поднимает артист Пётр Кравченко. Это только зрителям кажется легко, а на самом деле - это огромный, кропотливый, многочасовой труд, это упорные тренировки. И всё представление – на арене цирка необычно талантливый клоун, рассмешить сумевший вас. Из его глаз струями льются слёзы, вокруг него летают мыльные пузыри… Да, цирк – это смелые под куполом прыжки, когда замирает весь зал, это горячие хлопки зрителей потом, после мёртвой тишины, это аплодисменты акробату, делающему сальто в воздухе.

Скажите какому-нибудь малышу, что было время, когда не было цирка,— он посчитает вас обманщиком. Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда.

Кончается представление в цирке, цирк гасит свои огни, а покидать зал не хочется. Сколько счастливых, радостных, неповторимых минут о подарил тысячам зрителей, не раз рискуя своими жизнями! Да, цирк – это не только счастье, не только радость, не только сила, ловкость и смех. Цирк – это тяжёлый упорный труд и поверьте – путь к победе очень крут. Поэтому любите цирк и почаще приходите в цирк! Вот и я очень бы хотела попасть в настоящий цирк, чтобы вместе с артистами пережить минуты счастья.







с. 1

скачать файл