В музыкальном театре. Опера


с. 1
Конспект урока по музыке 7 класс.

Тема: «В музыкальном театре. Опера» М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»
Ход урока.
В XIX веке многие композиторы обращались к польским танцам, использовали их в своем творчестве. Например, Фредерик Шопен, Петр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка. Интерес русских композиторов к танцам и музыке Польши можно объяснить также тем, что в XIX веке Польша входила в состав Российской империи. Много поляков жило в России, в том числе в нашем городе, где поляки даже построили свой костел. И сами россияне бывали в Польше.
Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, которое находилось всего в 100 километрах от польской границы. Он хорошо знал польскую культуру. Поэтому, работая над оперой «Иван Сусанин», он не раз обращался к польской музыке.
С оперой «Иван Сусанин» вы познакомились в начале 3-го класса. Сегодня мы вновь обратимся к ней и вместе постараемся ответить на вопрос: «Почему для изображения темы польского вторжения в Россию М.И.Глинка выбрал именно танцы полонез, краковяк и мазурку?» Пожалуйста, откройте тетради и запишите, число и тему нашего урока.

- Кто может нам напомнить, о каких событиях рассказывает опера «Иван Сусанин», и почему она также называется «Жизнь за царя»?


Дети: Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.
- Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

В 1-м действии оперы мирная жизнь. Каватина Антониды полна искренности, нежности, а оживленное рондо раскрывает радостный мир девичьих мечтаний:

“Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи” (фрагмент оперы: каватина и рондо Антониды 1 д.)



2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда . Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.

Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы.



В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Начинается 3 действие с песни Вани, которая полна нежности и благородства к отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна душевных переживаний. Это передает романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки”.

В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.

Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Она открывается хором поляков. Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина “Чуют правду…”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!” Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные распевы, народные песни, речевые интонации народного говора, черты молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.

Итак, ещ раз давайте повторим:

Первое действие показывает село Домнино и его жителей.

А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах – полонезе и краковяке. Давайте послушаем фрагмент полонеза. Наша с вами задача – понять, какой это характер?



СЛУШАЕТСЯ ПОЛОНЗ

Дети слушают. Затем называют черты характера, которые учитель записывает в правой части доски: гордые, горделивые, воинственные, грозные, заносчивые, высокомерные и т.п.
Учитель: Во время бала гонец из России приносит весть о поражении польского войска от русского ополчения и о том, что русские собираются избрать нового царя – 16-летнего Михаила Романова, который пока до времени скрывается от врагов в глубине России, деревне Домнино. Тогда шляхтичи решают оправить в деревню Домнино отряд, который должен найти и убить наследника престола. Отряд приходит в Домнино во время свадьбы дочери Сусанина.
Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте послушаем мазурку и подумаем, а она способна ли показать характер польского вторжения?

ЗВУЧИТ МАЗУРКА
Дети слушают и отвечают, что и мазурка способна показать этот характер, так как она звучит громко, уверенно, воинственно, имеет быстрый ритм, «наскакивающий» характер.
с. 1

скачать файл