Урок в форме дебатов «Клонирование человека необходимо»


с. 1
Урок в форме дебатов «Клонирование человека необходимо»

Талютина Ольга Александровна,
зам. директора по УВР и учитель биологии муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка г. Ярославля

Подготовка к уроку: формируются команды по 3 человека (спикера)- «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО). Класс готовиться к уроку в течение трех недель. В период подготовки к дебатам обе команды должны ответить на следующие вопросы.

  1. Какие вопросы возникают в связи с проблемой, сформулированной в названии темы?

  2. Почему мы утверждаем утвердительно (отрицательно) на вопрос темы, и какие убедительные доводы можно привести для обоснования ответа?

Возможна подготовка кейса первого спикера КУ заранее. В нем:

  • показывается актуальность обсуждаемой темы;

  • дается определение ключевым понятиям;

  • представляется утверждающий кейс;

  • делается заключение

Кейсы остальных спикеров составляются по ходу урока.

Регламент урока:

  • первые спикеры команд- по 7 минут;

  • раунд вопросов- по 2 мин каждой команде;

  • вторые спикеры команд- по 6 минут; раунд вопросов- по 2 мин каждой команде;

  • работа с классом (мнения учащихся по обсуждаемой проблеме) - 4*1мин;

  • выводы по уроку и определение команды-победителя (голосование).

Ход урока

Учитель. Сегодняшний наш урок пройдет в форме дебатов. Тема урока - «Клонирование человека необходимо» - интересна и актуальна. Рождение человека будит в нас размышления о тайнах возникновения жизни. Трудно найти в нашем мире явление сопоставимое с поразительным феноменом эмбрионального развития, когда из генетической линейной структуры ДНК получается 3-х мерный организм. В эмбриональном развитии в разное время появляются разные белки, из которых все строится. Но законы, по которым из линейной структуры белков возникает трехмерная форма – до сих пор никто не знает

Сегодня мы столкнулись с тем, что человечеству предлагают использовать эту тайну вполне по -земному, в собственных нуждах. Что это? Мистификация или величайшее открытие XXI века? А может быть, игра «вслепую» наугад?

Ответить на эти вопросы нам помогут две команды: «Команда утверждения» и «Команда отрицания». КУ будет приводить доказательства того, что клонирование человека необходимо, а . КО будет стараться доказать обратное, т.е. что клонирование человека – это не только опасно, неэтично, но и абсолютно ненужно.

Тайм-спикер будет следить за соблюдением регламента. Вы можете задавать командам вопросы и выступать в поддержку той или иной команды.

В конце урока вам предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались вам наиболее доказательными и значимыми. Решать будем голосованием. Чтобы голосованием было объективным, по ходу урока необходимо составлять конспект. Для этого разделите страничку вашей тетради на две части. В первой колонке записывайте тезисы и основные положения КУ, во второй–КО.



Речь 1 спикера команды «утверждение»

Раунд вопросов

  • Располагаете ли вы сведениями о том, как в России обстоят дела с клонированием?

  • Предположим, что клонирование человека уже стало реальностью. Сейчас на планете приблизительно 5,5млрд. человек, а к 2030 году ожидается 10 млрд. Это только за счет естественного прироста. А что будет при массовом клонировании? Не наступит ли тот предел перенаселения, когда людей на Земле будет гораздо больше, чем возможности планеты их прокормить.

Речь 1 спикера команды отрицания.

Раунд вопросов

  • Клон человека пока не создан, а клоны животных уже есть. Насколько вероятно использование метода репродуктивного клонирования для сохранения популяций вымирающих животных или для восстановления уже вымерших видов?

  • Будет ли копия обладать правами человека и гражданина при живом оригинале?

Речь 2 Спикера команды «утверждение»

Раунд вопросов

  • Не приведет ли клонирование к значительному уменьшению разнообразия видов, необходимых для естественного отбора?

  • Какая страна лидирует в области клонирования, и в каких странах использование данной технологии применительно к человеку официально запрещен

Речь 2 спикера команды отрицания

Раунд вопросов

  • Может ли в принципе цивилизация развиваться далее без технологий, которые лежат в основе клонирования?

  • Что известно о предполагаемой технике самой процедуры клонирования?

Мнение зала (количество выступающих в поддержку каждой команды должно быть одинаковым и на выступление отводится не более 1 минуты).

1-й ученик. Клонирование меня пугает, потому что результаты любого вторжения в область человеческой генетики непредсказуемы. Никто не может сейчас сказать, что будут из себя представлять клонированные люди.. Вместе с тем надо помнить, что клонировать интеллект нельзя.. Я считаю, что клонирование оскорбит человечество, а потому недопустимо.

2-й ученик. Даже если по началу клонирование будет осуществляться с добрыми намерениями, но в последствии оно может привести к появлению таких научных категорий как «высшие» и «низшие» люди. А к чему это может привести в дальнейшем, мы уже знаем из истории. Я против клонирования человека.

3-ученик. Проведение экспериментов по клонированию запрещать нельзя, т.к. это приведет к прекращению очень многих биологических исследований и практически всех работ в области генной инженерии, поскольку их результаты если не прямо, то косвенно способствуют разработке и совершенствованию метода клонирования. Без жертв наука не может двигаться вперед.

4-й ученик. Моральные проблемы, порождаемые клонированием не крупнее и не глубже тех, с которыми люди уже сталкивались по поводу таких технологий, как ядерная энергия, компьютерное моделирование или рекомбинантная ДНК. Они просто новые. Выгоды клонирования столь велики, что было бы трагедией его отвергнуть.

Речь 3 спикера команды «утверждение»

Речь 3 спикера команды «отрицание»

Заключение

Сегодня мы с вами убедились, что проблема клонирования человека не имеет единого решения. На сегодняшний день существует два противоположных мнения по этому поводу. «Опасаться дальнейшего клонирования и бросить все силы на продолжение проекта». Но, несмотря на разногласия, основная цель генетических исследований – это уменьшение страданий людей и улучшения состояния здоровья каждого человека и всего человечества. Сложные вопросы, возникающие при проведении генно-инженерных работ, необходимо активно обсуждать, их должны решать не одни ученые, но и политики, юристы, всё общество.

Теперь нам надо определить, какая команда была более убедительна. Это и будет команда – победитель. Все решат ваши поднятые руки в поддержку той или иной команды.

За работу на уроке, за интересные вопросы и выступления оценки получают (кроме спикеров команды победителя) самые активные участники сегодняшнего обсуждения.



Д.З:

Используя конспект, который вы составляли на уроке, в рабочих тетрадях запишите свое мнение по данному вопросу.
с. 1

скачать файл