Урок «переливание крови»


с. 1
Урок «ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ»1(8 класс)

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Цель: Ознакомить учащихся с группами крови, резус-фактором и с наследственными заболеваниями крови.

Задачи урока:

-сформировать представление о процессе переливания крови;

-формировать навыки мыслительной деятельности и коммуникативного общения, создать условия для самореализации;

-повысить мотивацию на сохранение и укрепление своего здоровья и своих близких.



Материалы и оборудование: в/фрагменты, интерактивная доска, ноутбук, таблички-словари, Эл/у 1С, приложение 1 и 2

Образовательные технологии:

- технология развития критического мышления,

-технология диалогового взаимодействия (с различными методическими приемами, включая методику А.Г. Ривина).

На доске висит рисунок пеликана.

Ход урока

I. Учитель. На предыдущих уроках мы с вами успешно изучили темы: «Состав и функции крови», «Иммунитет». Осталась еще одна, на мой взгляд, не менее важная – «Переливание крови».

Какие у вас возникают ассоциации, слова, связанные с понятием переливание крови.



-Работа в парах (в это время учитель пишет термины или на интерактивной доске заранее готовит термины: донор+, реципиент+, агглютиноген, агглютинин, агглютинация, группы крови, резус-фактор, переливание, эритроциты, плазма).

Идет сверка терминов.

Учитель. В вашем словаре нет таких понятий как агглютиноген, агглютинин, агглютинация, резус-фактор. Как вы думаете без этих понятий можно объяснить процесс переливания крови?

Ответы учащихся.

Учитель. К какому выводу мы пришли, на какие вопросы мы с вами должны получить сегодня ответы?

Ответы учащихся:

Что такое переливание крови?



-В каких случаях делают переливание крови?

-Что нужно знать для удачного переливания крови?

-Изучить новые понятия: агглютиноген, агглютинин, агглютинация, резус-фактор.

Учитель. Начнем с ключевых понятий. Перед вами карточки с данными терминами, по ходу урока вы должны заполнить таблички, дать определение каждому термину.

Учитель. В приложении 1 дается текст «Принцип разделения крови на группы» прочитайте и ответьте на вопросы:

  1. С какими новыми понятиями вы познакомились при чтении этого текста?

  2. Объясните значения этих терминов своими словами или прочитайте ту часть текста, где объясняется их значения.

Работа с текстом в постоянной паре (первый читает, второй слушает и помечает значение новых понятий, далее оба делают записи в карточках).

Приложение 1

«Принцип разделения крови на группы».

Донор – организм, дающий другому организму свою ткань (орган) либо кровь для переливания. Реципиент – организм, принимающий чужую кровь, орган либо ткань.

Значительным успехом было открытие австрийского ученого Карла Ландштейнера (1868-1943), который в 1900 г. пришел к выводу о существовании трех групп крови: I, II, III, а несколько позже, в 1907 г., чешский ученый Ян Янский установил IV группу крови. Они доказали, что в эритроцитах может присутствовать особый белок – агглютиноген, причем этот белок встречается в двух формах: агглютиноген А и агглютиноген В. В плазме же и сыворотке крови имеются антитела к этому белку, также двух типов: агглютинин α и агглютинин β. Реакция агглютинации (процесс склеивания эритроцитов под действием агглютининов) происходила только при встречах определенных пар белков и антител: агглютиногена А и агглютинина α, а также агглютиногена В и агглютинин β. В случаях неверных переливаний чужеродные белки эритроцитов А либо В реагировали с соответствующими антителами α либо β, что и приводило к серьезным осложнениям. При этом очень важно, что в кровяном русле каждого человека собственная сыворотка не дает агглютинации со «своими» же эритроцитами, так как даже если в крови конкретного человека и имеется какой-либо тип агглютиногенов, то наверняка отсутствуют соответствующие ему антитела-агглютинины.

Характеристика групп крови.


Группа крови

Средняя встречаемость, %

Агглютиногены

белки

(в эритроцитах)




Агглютинины

антитела

(в сыворотке, плазме)




Мужчины

Женщины

Донор

Реципиент

I(О)

21,3

31,2

-

α, β

II(А)

44,4

41,2

А

β

III(В)

16,1

17,0

В

α

IV(АВ)

8,3

7,6

АВ

-

(диалог «Учитель-класс»).

Учитель.

  1. С какими новыми понятиями вы познакомились при чтении этого текста?

  2. Объясните значения этих терминов своими словами или прочитайте ту часть текста, где объясняется их значения.

Учитель. Предлагается следующая работа, ответьте на следующие вопросы.

Приложение 2

Контрольные вопросы.

  1. Почему нет агглютинации в кровяном русле человека, у которого II группа крови? (Белок А не конфликтует с антителом β).

  2. У донора I группа крови. Каким людям подойдет такая кровь в случае переливания? (Любой группы, так как у I группы нет белков-агглютиногенов).

  3. У человека III группа крови. Люди, каких групп могут быть его донорами? (I и III, так как в эритроцитах только этих групп отсутствует белок А).

  4. Люди, какой группы могут получать кровь от любой другой? (IV, так как в их сыворотке отсутствуют оба типа антител).

  5. Можно ли человеку II группы получить кровь от донора III? (Нет, в сыворотке II группы присутствуют антитела β, а у донора III группы имеются белки В, произойдет непоправимое).

Работа в парах – 1 мин.

- диалог «Учитель-ученик» (вызываются по одному ученику из разных пар, один играет роль учителя, задает вопросы, а другой – ученик – дает ответы по вышеизложенным вопросам).

II.Учитель. Но это стало известно только в начале XX в., а до этого…

Рассказ группы учащихся о неудачах при переливании крови.

Историческая справка.

Переливание крови люди пытались применять еще с древних времен – уже в истории Древнего Египта и Древней Греции есть упоминание об этом. Древние греки пытались спасти истекающих кровью раненых воинов, давая им пить теплую кровь животных. В трудах Гиппократа встречается упоминание о применении крови здоровых людей для лечения больных. Кровь долгое время входила в состав лечебных напитков, разных «чудодейственных» эликсиров, а также использовалась средневековыми алхимиками в поисках «философского камня». Считалось, что питье крови храбрых и отважных людей делает других такими же. Питье крови также использовалось с целью омоложения. Но могло ли это как-то помочь, даже если не рассматривать этическую сторону этой проблемы? Конечно, нет – хотя бы уже потому, что выпитая кровь попадала не в кровеносную систему, а в пищеварительную, а в ней кровь попросту разрушалась.

Впервые доказал возможность оживить животное путем переливания крови английский анатом Лоуэр в 1666 г.

В 1667 г. французские медики Дени и Эммерец провели первое в истории успешное переливание крови человеку: 16-летнему юноше, ослабленному очень популярными в то время кровопусканиями, было перелито 250 куб. см крови ягненка, после чего больной быстро поправился. Данный факт считается уникальным, так как о существующих группах крови человека и о несовместимости крови человека с кровью животных узнали только через 235 лет. К сожалению, уже четвертая попытка аналогичным способом перелить кровь очередному больному закончилась его гибелью и последовавшими судебными разбирательствами. Поэтому неудивительно, что последующие трагические попытки повторить успех Дени и Эммереца привели к повсеместному запрету на переливание крови.

Первое удачное переливание крови от человека к человеку было проведено в Лондоне в 1819 г. акушером и физиологом Бланделлом, а спустя 13 лет, в 1832 г., такую же успешную операцию осуществил в России врач Вольф.

Учитель. Давайте в сети Интернет найдем информацию о жизни и деятельности врача А. М. Вольфа.

Материалы из Интернета.

«Андрей Мартынович Вольф — акушер, врач, произвёл первое в России успешное переливание крови.

Подробности биографии Вольфа неизвестны, что объясняется отсутствием каких-либо академических званий у Вольфа. Он был просто практикующим врачом. Вольф занимал должность «гражданский генерал-штаб-доктор». Эта должность в правительстве Санкт-Петебурга означала положение младшего (позднее — старшего) акушера-гинеколога. Он работал под официальным руководством академика С. Ф. Хотовицкого, профессора Медико-хирургической академии, который поддерживал переливание крови и мог быть инициатором командировки Вольфа в Лондон.

20 апреля 1832 г. Андрей Мартынович Вольф впервые успешно перелил роженице с акушерским кровотечением кровь её мужа и тем самым спас ей жизнь.

Известен точный адрес первого переливания крови в России. Операция была выполнена на квартире пациентки, которая жила в доме Рагинского, современный адрес которого — Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, дом 10».

Учитель. Однако последующие попытки переливания крови, как правило, заканчивались гибелью реципиента уже через несколько минут после начала вливания крови. К 1870 г. в мире было проведено около 250 переливаний, но успешными были лишь 70, т. е. менее 25%. Поэтому к данной операции прибегали в основном в безнадежных случаях.

Но почему же в отдельных случаях переливание шло все-таки успешно?



Ответы учащихся.

III.Учитель. Благодаря сотрудникам станции переливания крови мы с вами увидим процесс определения групп крови.

Демонстрация опыта «Определение групп крови».

(учащиеся надевают белые халаты) – физкультминутка.



Учитель. Еще один фактор нужно учитывать при переливании крови – резус-фактор – (объяснение).

Демонстрация анимации Эл/у 1С.

IV.Учитель. Для чего надо знать, для чего мы определяли группы крови?

Ответ. Для того, чтобы помочь кому-либо или чтобы нам оказали помощь в экстренных случаях, например, при большой потери крови.

Учитель. В каких же случаях, помимо общей кровопотери, применяется переливание крови?

Предполагаемые ответы учащихся.

Часто переливание крови используется для спасения людей, получивших опасные отравления химическими веществами. Оно может быть использовано при некоторых затяжных инфекционных заболеваниях, при этом выбирают донора с заранее выработанным иммунитетом к этой инфекции. Переливанием также стимулируют деятельность костного мозга, и поэтому его используют для лечения тяжелых форм малокровия – в этих случаях для переливания используют кровь, богатую эритроцитами.

Переливание плазмы или сыворотки может быть применено при обширных ожогах, так как у пострадавшего в крови накапливаются яды, образовавшиеся при распаде обожженных тканей, и пополнение крови снижает их губительное действие.

В настоящее время даже создана «искусственная кровь» - заменитель крови. Этот препарат способен поглощать в 3 раза больше кислорода, чем обычная кровь. Это свойство особенно ценно при замене крови, вызванной отравлением угарным газом, а также в ситуациях, когда трудно быстро найти подходящую донорскую кровь. Кроме того, срок хранения «искусственной крови» до трех лет, в то время как обычной – только до трех недель. Впервые «искусственная кровь» была успешно применена в 1979 г. в Японии, и с тех пор такие операции довольны часты.

Вывод. Переливание применяют при:

-большой потери крови;

-химических отравлениях;

-затяжных инфекционных заболеваниях;

-тяжелых формах малокровия;

-обширных ожогах;

Встреча с почетным донором.

Учитель. А каждый ли человек может быть донором?

Ответы. Нет, потенциальный донор должен быть здоров, без всяких наследственных заболеваний и вести ЗОЖ.

(Донором крови и ее компонентов может стать любой человек в возрасте от 18 лет).

Перед сдачей крови донор проходит бесплатное медицинское обследование, которое включает в себя осмотр терапевтом и предварительное лабораторное исследование.

При этом есть ряд противопоказаний к донорству: абсолютных, то есть независящих от давности заболевания и результатов лечения, и временных – действующих лишь определенный срок).

Учитель. Абсолютными противопоказаниями является наличие таких серьезных заболеваний как ВИЧ-инфекция, сифилис, вирусные гепатиты, туберкулез, болезни крови, онкологические болезни и другие.

Временные противопоказания имеют различные сроки в зависимости от причины.

Самыми распространенными запретами являются:


  • удаление зуба (10 дней),

  • нанесение татуировки (1 год),

  • ангина, грипп, ОРВИ (1 месяц с момента выздоровления),

  • менструация (5 дней),

  • аборт (6 месяцев),

  • период беременности и лактации (1 год после родов,

  • 3 месяца после окончания лактации),

  • прививки.

V.Учитель. Как вы думаете, можно ли узнать о наследственных заболеваниях заранее, пока оно не проявилось на наших детях или в дальнейшей нашей жизни? И где можно пройти обследование на выявление наследственных заболеваний?

Ответы учащихся.

Учитель. Давайте в поисковой системе сети Интернет поищем ответ на наш вопрос. Выход в Интернет.

Ответ. Да, в Президентском Перинатальном центре.

Демонстрация в/ф: «Интервью с зав. медико-генетической консультации ППЦ Саваскиной Екатериной Николаевной о наследственных заболеваниях крови (семейный эритроцитоз, гемофилия)».

VI. Сообщения учащихся:

Нанотехнологии (англ. nanotechnology) являются очень перспективным направлением исследований и способны открыть людям невероятные возможности. Методами нанотехнологии можно создавать нанороботов, сопоставимых по размеру с биомолекулами.

Предполагается, что нанороботы, находясь внутри человеческого организма, будут способны устранять все повреждения, возникающие в клетках. Принцип работы нанороботов заключается в механическом воздействии на клеточные структуры или создании локальных электромагнитных полей, инициирующих химические изменения в биомолекулах.

Молекулярные роботы будут способны не только стимулировать регенерацию, но и осуществлять репарацию (починку) клеток, удалять из организма накопившиеся вредные продукты обмена, корректировать повреждения в генетическом материале клеток, нейтрализовать губительные для организма свободные радикалы, являющиеся продуктами многих биохимических реакций, а так же включать или блокировать какие-либо гены, совершенствуя организм.

Область применения нанороботов безгранична. Ожидается, что они смогут обеспечить человеку физическое бессмертие. Но это дело будущего. Нанотехнологии требуют развития и дальнейших исследований.

VII. Итоги понятийно-терминологической работы (обсуждение словаря с устными комментариями учащихся).

VIII. Составление кластера по переливанию крови.

Учитель. Обратите внимание, в течение всего урока вы видели на доске рисунок пеликана. Я просила вас найти легенду об этой птице.

Ответы. Как известно, победители конкурса «Учитель года России» награждаются хрустальными фигурками пеликана, изготовленными на Дятьковском хрустальном заводе Брянской области. Герб конкурса — пеликан, кормящий троих птенцов. Оказывается, у этого символа очень давняя история.

1 сентября 1763 года Екатерина II издала манифест «Об учреждении Московского воспитательного дома». Эту идею подал ей незаконнорожденный сын князя Трубецкого Иван Бецкой, личность в российской истории незаурядная. Подкидышам, брошенным у ворот Воспитательного дома, по указу Екатерины не только давали пропитание и крышу над головой, но старались развить в них склонности к наукам или искусству, посылали учиться за границу. Если известно было, что ребенок крепостной, ему давали вольную. Пеликан, кормящий троих птенцов, стал гербом Воспитательного дома. (По легенде, эта птица являет собой образец самоотверженной родительской любви: разрывая клювом собственную грудь, она кормит голодный выводок своей кровью).

Штемпель, изображавший пеликана с надписью «Себя не жалея, питает птенцов», ставился на игральные карты, а сбор с клеймения карт шел в пользу Воспитательного дома. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, сочла сбор недостаточным для пополнения бюджетов благотворительных учреждений, поэтому пеликан появился на форменной одежде чинов благотворительных учреждений. Их мундиры украшали золоченые пуговицы с изображением благородной птицы.

Когда хрустальные фигурки стали наградой учительского конкурса, этим не только отдавали дань истории, но и призывали педагогов к самопожертвованию и милосердию по отношению к ученикам и воспитанникам.

Учитель. А теперь подумаем, почему этот символ присутствует у нас на уроке?

Ответы учащихся.

Рефлексия.



Использованная литература:

1. Уроки в 8 классе к учебнику Сонина Н. И. «Биология. 8 класс. Человек», М., изд. «Дрофа», 2008;

2. Интернет - ресурсы по теме.


1 В составлении урока принимала участие Борисова Н.В., к. п. н., зав. кафедрой ЕНД ЧРИО

с. 1

скачать файл