Урок на тему «Ветер перемен» (Реформы Петра I: прорыв в будущее или


с. 1 с. 2
Урок на тему

«Ветер перемен»

(Реформы Петра I: прорыв в будущее или путь в тупик?)

Провела учитель истории и

обществознания МБОУ СОШ №23

Лукина Елена Владимировна

Елец,2014 г.
Тема урока: «Ветер перемен» (Реформы Петра I: прорыв в будущее или путь в тупик?)

Цели урока:

Обучающие:

способствовать пониманию необходимости проведения петровских реформ и выявлению причин, заставивших Петра I проводить их; раскрыть суть реформ и определить их значение для российского государства того периода.



Развивающие:

продолжить работу над развитием у учащихся критического мышления, умений устанавливать причинно–следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания;

совершенствовать приемы использования различных источников информации; развивать внимание, память.

Воспитывающие:

формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, воспитывать чувство патриотизма, заложить основы гражданской позиции.



Формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока таблицы, анализ таблицы, проблемное изложение вопросов, групповая работа, работа с текстом, фронтальная беседа, работа с интерактивной картой и доской.


Родина! Россия! Земля отич и дедич. За свою белее чем тысячелетнюю историю она испытала много взлётов и падений, побед и поражений, надежды и отчаяния. И так хочется верить, что завтрашний день многострадальной земли нашей будет светлым: не повторятся больше никогда тиранство, кровавые мятежи, катастрофы. Мы должны знать свою историю, чтобы помнить уроки прошлого и не допускать ошибок в будущем. Не зря А.С. Пушкин писал «Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории».
Сегодня на уроке мы поведём очень интересный и важный разговор. Разговор об историческом периоде России , который с полным правом можно назвать «Ветер перемен». (с указкой обратится к теме)
28 января 1725 года умер первый российский император Петр Алексеевич Романов. Его личность, его деятельность. Его наследие вечная загадка и вечный магнит для общественной исторической мысли.

Разброс мнений по поводу преобразований Петра огромен: «Спас Россию – предал Россию», «мудрый государь – самовластный помещик». Сегодня каждому из вас предстоит решить вопрос:

- Реформы Петра I: прорыв в будущее или путь в тупик? (к доске)

Запишем тему урока в тетрадь.

Ведь неслучайно такие разные оценки деятельности Петра 1 мы встречаем на страницах русской литературы:

А.С. Пушкин говорил:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Константин Сергеевич Аксаков писал:

Могучий муж! Желал ты блага,


Ты мысль великую питал, 
В тебе есть сила и отвага 
И дух высокий обитал. 
Но истребляя зло в Отчизне, 
Ты всю Отчизну оскорбил; 
Гоня пороки русской жизни, 
Ты жизнь безжалостно давил... 

Борис Чичибабин о Петре отзывался так:

Будь проклят, император Петр,

Стеливший душу, как солому!

За боль текущего былому

Пора устроить пересмотр.

Любое из этих высказываний может стать эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору. В ходе урока вы должны определиться:

- какой из этих отрывков вы хотели бы видеть в качестве эпиграфа?

- какова ваша оценка деятельности Петра 1? (обращение к проблемному вопросу на доске)

Давайте подумаем, какие же задачи мы должны решить на уроке, чтобы ответить на поставленные вопросы.

Да, нам необходимо:



  1. Определить причины, которые заставили Петра 1 проводить реформы

  2. раскрыть суть этих реформ

  3. определить значение для российского государства того периода

Для того чтобы та далёкая эпоха стала ближе и понятнее, я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие во времени и отправиться в 18 век.

Вам предстоит провести своё исследование, результатом которого станет ваш путевой дневник. В нём вы отразите всё увиденное, услышанное, осознанное. Он поможет вам по возвращении в век 21-ый оценить уже на временном расстоянии события петровской эпохи.

А чтобы охватить весь масштаб петровских преобразований, мы разделились на группы, и каждая группа будет работать в своём направлении. Приветствуем группу летописцев, краеведов, сторонников реформ Петра 1 и противников.

Присутствие краеведов в нашем путешествии не случайно. Мы побываем не только в столице, но и в маленьком провинциальном городе Ельце, и посмотрим, как на его жизни отразились петровские реформы.

Для успешного путешествия в прошлое мы должны обладать определённым багажом знаний, которые помогут нам лучше сориентироваться в том далёком времени. Давайте вспомним, каковы основные черты эпохи 17 века до петровского времени.
- каковы принципы государственного управления при первых Романовых?

Да, действительно, во главе государства стоял царь, существовала Боярская дума (законосовещательный характер) и приказы, численность которых порой доходила до 80.
- какова обстановка в армии?

- какова социально-экономическая политика?

- каковы научные и культурные завоевания 17 века?

- каково положение России на международной арене?

Таким образом, предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта: это не только отставание России от стран Европы , но и, позволю себе дополнить, личность Петра 1, сумевшего взять на себя ответственность принятия кардинальных решений.
Ну а теперь в путь!

1. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

Время правления Петра 1 – это время бесконечных войн и потому первая реформа это реформа военная.

- в чём она заключалась?

- что нового увидела Россия?

На эти вопросы вам помогут ответить страницы учебника, исторические документы и краеведческая литература. Работаем в группах! Опираясь на памятку, распределите роли:

ведущий (руководит работой),

докладчик (сообщает результаты работы),

секретарь (ведёт записи),

помощники (участвуют в обсуждении)

Напомню о правилах:

- будьте доброжелательны

- уважайте чужое мнение

- умейте слушать друг друга.

На работу вам отводится (3 минуты)

Итак, слово нашим исследователям. Не забываем заполнять дневники.

Выступают:

1) летописцы

1) введение рекруткой повинности (армия становится регулярной).

2) новое вооружение (кремневые фузеи со штыками, гранаты, 2500 пушек)

3) новые виды войск (гренадёрские – гранатомётчики, драгунские – кавалерия: фузеи, пистолеты, сабли)

4) новые способы ведения боя (лёгкая кавалерия и крупные кавалерийские соединения; стрельба шеренгами с падением, вместо плутонгами (поочерёдно); штыковой удар)

5) в 1716 году – «Устав воинский»

6) создание военно-морского флота

7) введение Устава морского (новая тактика ведения морского боя)

8) открытие школ для подготовки военных специалистов


  • Проверьте свои записи в дневниках.

  • А теперь выслушаем краеведов

2) краеведы

Желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, император начал войну с турками. Первый поход 1695 года на пограничный с Россиею турецкий город Азов был неудачен для русских, так как не было флота, который подкреплял бы действия русских войск с суши и препятствовал бы туркам сноситься морем с осажденной крепостью. Тогда Петр решил построить флот, а местом постройки избрал город Воронеж и его обильные лесами окрестности. Таким образом, город с ближайшими к нему по реке Воронеж городками превратился в обширную корабельную верфь, которую царь часто посещал.

Жизнь кафедрального города святителя Митрофана совершенно изменилась. Не только жители воронежского края были привлечены к корабельным работам: для этой цели были собраны сюда со всей России тысячи людей. Народ обременен был тогда многими повинностями, но эта повинность была особенно тяжела и по трудности, и по новизне корабельного дела. К тому же начальники работ, по большей части люди нечестные, отличавшиеся подкупностью, заботились больше о своей наживе, и пришлый рабочий люд, лишенный необходимого приюта, вынужден был ютиться по берегу реки Воронеж. От этого развиваются среди рабочих заразные болезни — больные <лежали мостом»; а так как настоящего ухода за ними не было, то в большинстве случаев они умирали. до крайности тяжелое положение вызывало побеги рабочих целыми сотнями; их ловили, и арестованные за побеги и другие проступки переполняли тюрьмы.

Неумение русских строить корабли создавало нужду в иностранцах-мастерах, которые сотнями вызывались в Воронеж из-за границы; они образовали на берегу реки, близ верфи, целую немецкую слободу, в которой были построены две кирхи. Многие, если не все, иностранцы, прибывшие в Россию, были люди, не сумевшие пристроиться у себя дома и покивувшие родину ради наживы. На вызов русского царя из-за границы явилось много «людей распутных, склонных к пьянству, насилиям и разным преступлениям». Будучи начальниками и сознавая свое превосходство в знаниях, мастера- иностранцы усвоили и вообще презрительное от - ношение к русским: осмеивали чуждые им обычаи и нравы, хотя бы в них и ничего не было предосудительного.

Как протестанты они позволяли себе открыто издеваться над русской верой — над почитанием святых, соблюдением постов, иконопочитанием. Среди окружающих их русских находились люди, которые, воспринимая знания, перенимали с ними и многое дурное, уклоняясь от добрых заветов отцов и даже от Православной Церкви. Нов большей части населения создавалось недовольство, особенно усиливавшееся, когда стали замечать близость императора Петра с иноземцами. Созданный веками и внедрившийся в умы образ царя, как величавого и благочестивого хранителя преданий старины, неукоснительно соблюдавшего церковный устав, не мог примириться с образом царя-плотника, друга иноземцев, нередко пировавшего с ними, не соблюдавшего постов. Труды, направленные ко благу русского народа, последнему казались странными, непонятными. Он чувствовал только тяготы преобразований великого царя, не умея взглянуть на добрые плоды их в будущем: поэтому среди народа бродило глухое недовольство и носились темные слухи о самом правителе.

В это трудное время святитель Митрофан для царя-работника явился помощником, который всеми зависящими от него средствами поддерживал дело, предпринятое им. Петр хорошо понимал и высоко ценил ту могучую поддержку, какую он имел в «усерднежелательном радении» святителя «к государю и всему христианскому народу». В первый же приезд царь начал оказывать Воронежскому святителю знаки своего расположения.

В престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1696 года государь присутствовал в кафедральном соборе за Литургией, которую совершал святой Митрофан, причем на правом клиросе пели государевы певчие. 12 апреля в соборе государь слушал Пасхальную утреню, за которой пели также его певчие; по приказанию царя, когда начали Пасхальный канон, производилась пушечная пальба с судов флота. В это время, вероятно, император пожаловал святителю два архиерейских облачения:
одно белое «камчатое» с «золотными» травами, и другое «золотное» с серебряными и шелковыми разноцветными травами. Внимание государя настолько радовало святого Митрофана, что он сообщил патриарху в одной челобитной о «благоприятстве и милостивом жаловании».

Святой Митрофан любил и уважал Петра, своей жизнью осуществившего заповедь святителя (читаемую в его завещании): «употреби труд». Оказывать царю помощь святитель считал своим долгом. Тяготы, связанные с постройкой флота, раздражали народ, который выражал свое недовольство в поджогах и побегах. Святитель в церковных поучениях объяснял всю государственную необходимость и пользу предпринятого царем дела и вносил умиротворение во многие сердца. «Когда великий государь, — говорит один из первых историков императора Петра, — устрояя в Воронеже верфь корабельную, сооружал флот, к поражению турок и к отнятию у них Азова необходимо нужный, тогда сей архиерей от избытка, так сказать, усердия своего к государю и отечеству в простых, но сильно над сердцами народа действующих поучениях возносил хвалами намерения государевы и увещевал трудящихся в работах и весь народ к ревностному содействию отеческим попечениям монарха». Но еще сильнее влиял святитель на бесприютную бедноту, поневоле собранную в Воронеж, своим поистине отеческим попечением о ней, проникнутым милосердной любовью.




  • Реформы Петра 1 вызвали неоднозначное отношение. Высказывались порой полярные точки зрения. Познакомимся с ними.

4) противники ( выступают по очереди)

1. Посошков «Доношение о ратном поведении»: «У них клячи худые, сабли тупые, сами безодежны и ружьём владеть никаким неумеющие».

2. «Корабли были весьма разнотипны, строились из сырого леса (и потому оказались недолговечны), плохо маневрировали, экипажи были слабо подготовлены» (Анисимов).

3. Созданный по голландскому образцу флот Петра был построен с нарушениями технологии и быстро сгнил (Покровский).

4. «Закладка будущей российской столицы показывает всю степень и гениального предвидения, и риска, и фантазии, и сумасбродства Петра, пожелавшего повторить на местных островах, речках и протоках, в топкой и гнилой местности свой любимый Амстердам… Людей царь не жалел, и здесь сотни тысяч подневольных крестьян, ремесленников, солдат оплодотворили своими загубленными жизнями и сам город, и его верфи…» (Сахаров).

5. Из доклада Павла Ягужинского Сенату 1725 года «О содержании в нынешнее мирное время армии и каким образом крестьян в лучшее состояние привесть»: …(крестьяне) от такого несносного отягощения пришли в крайнюю нищету и необходимо принуждены побегами друг за другом следовать, и многие тысячи уже за чужие границы побежали, и никакими заставами удержать от того не можно.

6. Мироед, весь мир переел. На него, кутилку, переводу нет, только переводит добрыя головы". Он дворян всех выволок на службу, крестьян разорил с домами", побрал их в солдаты, а жен их "осиротил и заставил плакать век". "Если он станет долго жить, он и всех нас переведет", — говорили в народе.( из книги Н.И. Павленко «Петр Первый и его время».

7. Цена за реформы была заплачена немалая. По некоторым оценкам в России при Петре погиб каждый 10-ый человек из 14-17 миллионов жителей.

3) сторонники (выступают по очереди)

1. По определению известного военного историка 19 века генерала от инфантерии Леера «он был великим полководцем, который умел. Мог и хотел всё сделать сам. Как глава государства Петр явился основателем регулярных, боеспособных и профессиональных вооружённых сил русской армии и русского флота. Царь совмещал в себе таланты гибкого политика, ловкого дипломата, гениального стратега и блестящего тактика».

2. Петр часто сам делил тяготы военной службы с рядовыми солдатами. Феофан Прокопович в 1709 году по случаю Полтавской битвы произнёс проповедь, в которой сказал: «Ты не только посылал полки на брань, но сам стал противо супостата, сам на первые мечи и копия устремился»

3. «Важнейшим моментом организации новой армии [Петра I] были артиллерийские части. … Такого мощного артиллерийского парка Россия никогда не знала... Российская армия стала одной из сильнейших в Европе» (Милов Л.В.)

4. Английский адмирал Норрис, который воевал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

5. М.П. Погодин писал «Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч., и проч., и проч.».

6. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

7. Из «Устава морского»

«Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито…»

«Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются»

«Никто не дерзнет никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий на корабль привозить …»



8. Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Петр разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».

9. «Устав воинский» Довольствие

Глава шестьдесят осмая


Порционы давать надлежит по сему

В пехотной роте.






Порционы

Капитан

15

Порутчик

9

Подпорутчик

7

Прапорщик

5

Сержант

3

Подпрапорщик

2

Каптенармус

2

Фуриер

2

Карпорал

2

Ротной писарь

2

Ротной фелшар

2

Фейфору или флейщику или габоисту

1

Салдату

1

Продовольственное снабжение делилось на  порцион и рацион. К порциону относились продукты, выдаваемые для питания людей, а к рациону фураж  для питания лошадей,  которых использовал военнослужащий (очевидно, как казенных, так и собственных).

И порцион и рацион для всех категорий военнослужащих были совершенно одинаковы. Разница в уровне питания заключалось в том, сколько  порционов и рационов получал военнослужащий.

Один  суточный порцион состоял из следующих продуктов:
*Хлеб - 2 фунта (819 грамм);
*Мясо -1 фунт (409,5 грамм);
*Вино (водка) - 2 чарки ( 246 миллилитров, а проще говоря, четвертинка водки);
*Пиво - 1 гарнец (3.27 литра).

Кроме того, на один порцион на месяц (28 дней) выдавалось:


*Различных круп -1.5 гарнца (4.905 литра, а весом, считая по гречневой крупе 6.13 кг.);
*Соль - 2 фунта (819 грамм).

Переведем все это в более привычные нам суточные нормы питания в привычных нам единицах измерения.





№№ п/п

Наименование продукта

Количество на сутки

1.

Хлеб

820 гр.

2.

Мясо

410 гр.

3.

Крупа разная

219гр.

4.

Соль

29 гр.

5.

Уксус

не лимитируется

6

Вино (водка)

0.246 литра

7

Пиво

3.27 литра

  • Давайте проведём, на мой взгляд, интересное сравнение. Многим из вас предстоит проходить военную службу в рядах российской армии.

- Отличается ли довольствие солдата 18 века и солдата 21 века?

Солдат 18 века

Солдат 21 века

п\п

Наименование продукта

Количество на сутки

п\п

Наименование продукта

Количество на сутки

1.

Хлеб

820 гр.

1.

Молоко

1 стакан

2.

Мясо

410 гр.

2.

Рыба

120 гр.

3.

Крупа разная

219 гр.

3.

Чай

1 гр.

4.

Соль

29 гр.

4.

Сахар

65 гр.

5.

Уксус

не лимитируется

5.

Яйцо

1 шт.

6.

Вино (водка)

0, 246 литра

6.

Сухофрукты

10 гр.

7.

Пиво

3, 27 литра

7.

Мясо

250 гр.




8.

Сыр

10 гр.

9.

Хлеб

650 гр.

10.

Сливочное масло

45 гр.

11.

Крупа

120 гр.

12.

Кофе

1 гр.

13.

Макароны высшего сорта

30 гр.

14.

Картофель и свежие овощи

900 гр.

15.

Фруктовый сок

100 гр.

16.

Поливитамины

1 драже

Ответы учащихся: в нормах снабжения солдата 18 века совершенно не предусматриваются жиры, рыба, овощи (капуста, огурцы, свекла, лук, репа, чеснок и т.п.). Также не  предусмотрено  никаких замен мясу в периоды религиозных постов,   продолжительность которых в то время в сумме достигала 200 дней в году.  Правда, устав предусматривал выдачу и других продуктов, кроме нормированных, но "по случаю".

  • Вернёмся в век 18-ый.

Для создания условий по проведению реформ нужна была сильная государственная власть. Именно это послужило причиной проведения реформы государственного аппарата.



2. РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Учитель: рассказывает о реформе

Уже в первые годы царствования стало ясно, что приказы и уезды, не обеспечивают нарастающие потребности самодержавия. Это проявилось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — создания новых административных образований — губерний, объединявших несколько уездов.

В 1708 г. было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.

Позднее губернии были поделены на 50 провинций, а те в свою очередь делились на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций стояли губернаторы, во главе остальных – воеводы. Вся Россия, таким образом, была выстроена по ранжиру, с чётким разделением управленческих функций.

Новое управление было введено и в городах. Главный магистрат – ведал всеми городами в стране. В каждом городе появился единственный выборный орган - магистрат, которому подчинялось городское население.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к так называемой “Консилии министров” Ближней канцелярии. — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

В 1711 г. был создан Сенат. Главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху.

Были введены должности фискалов.

В 1714 году издан указ «О единонаследии».

В 1718 — 1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Было учреждено 9 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной отраслью. Появляется Тайная Канцелярия

В 1721 году учреждён Святейший Синод.

1722 г. – принятие Табеля о рангах.



Учитель:

  • Вы видите, что появились новые формы управления государством, новые важные указы.

Разъяснить функции новых органов власти и значение указов нам помогут летописцы (учебник стр. 1 ).

Краеведы раскроют суть петровских преобразований государственного аппарата на краеведческом материале.

Сторонники и противники реформ раскроют «плюсы» и «минусы» преобразований Петра 1 в этой области.


  • На эту работу вам отводится 2 минуты

  1. летописцы (по учебнику) называют функции новых органов власти и значение новых указов.

Итак, пожалуйста…

  • Какую функцию выполнял Сенат?

Правительствующий Сенат - высший судебный, исполнительный и частично законодательный орган;

Фискалы – контролируют администрацию, выявляют случаи нарушения закона, взяточничества и казнокрадства

Коллегии – центральные распорядительные учреждения со строгим и чётким разделением функций, например, Военная коллегия занималась армией, Адмиралтейская – флотом, Иностранная – международными делами, Ревизион-коллегия – контролировала сбор и расход средств, Камер-коллегия ведала финансами… стр. 137 У.

Синод – управлял церковными делами;

Тайная канцелярия – орган политического сыска.

  • Какое значение имел указ «О единонаследии»?

Указ «О единонаследии» - ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем; введено правило наследования имений лишь одним из наследников.

Табель о рангах – закон о порядке государственной службы в Российской империи; соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства;

  • Обратите внимание: в соответствии с Табелем чиновники с 9 по14 разряд пожизненно становились дворянами; дослужившиеся до 8-го разряда (в армии – до 12-го разряда) получали потомственное дворянство.

  • Как строилось управление на местах нам расскажут краеведы

2) краеведы.

В 1710 -1715 году Елец находился в составе Воронежской обер-комендантской провинции Азовской губернии. В эти годы более 70% елецких дворян были записаны в однодворцы, поскольку не имели крестьян и не годились к продолжительной военной службе. В начале 18 века управление Ельцом осуществлял воевода, которого в 1710 году стали называть комендантом. С 1712 года на должности коменданта Ельца находился Алексей Иванович Еропкин. Он прославился тем, что при нём в местную тюрьму посадили лебедянского «превеликого вора» Тяпку. Еропкин гордился своим успехом. Тяпка был отчаянный разбойник.



  • До сих пор сохранившийся в Ельце дом воеводы свидетельствует о том, что в маленьких провинциальных городах управление осуществлялось в соответствии с предъявляемыми требованиями.

  • Давайте выслушаем точку зрения противников реформ

4) противники:

1. Н.И. Павленко: «Подданные должны были руководствоваться предписаниями государства при строительстве изб, при кладке печей. При посещении церкви, при похоронах умершего и т. д и т. п.»

2. Н.И. Павленко: «Указы не только убеждали, но и угрожали наказанием. Одним указы грозили денежным штрафом, другим – конфискацией имущества, третьим – наказанием батогами, четвёртым – ссылкой в Сибирь на заводы, пятым – ссылкой на галеры, шестым – смертной казнью. «

3. А.С. Пушкин «Петр в одних случаях проявлял обширный ум, исполненный доброжелательства и мудрости, а в других – жестокость и своенравие. Некоторые указы, кажется, писаны кнутом».

4. «На каждом шагу в этом законодательстве встречается угроза “жестоким штрафом”, “каторжным истязанием”, “жестоким штрафом, гневом и разорением”, “наказанием смертным, ссылкою на галеры…”, “наказанием без всякой пощады”, “неотмененным истязанием” и т.д. Введены в целях устрашения публичные истязания и членовредительства», в т.ч. колесование, четвертование, рвение ноздрей, клеймение, отсечение конечностей. (Рожков)

5. Время Петра – это… страх, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности». (Посошков).

6. Из книги Николая Карамзина «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях»: Петр уничтожил достоинство бояр; ему надобны были министры, канцлеры, президенты…Ещё народные привычки имели столь великую силу, что Петр … долженствовал прибегнуть ко всем ужасам самовластия для обуздания своих, впрочем, столь верных подданных … пытки и казни служили средством нашего славного преобразования государственного.



7. Монах, бывший капитан Левин: «Последние времена пришли… Ныне у нас не царь, а антихрист…»

8. Н.И. Павленко «Петр вынул из кармана Духовный регламент: «Вы просите патриарха, - вот вам духовный патриарх. – Другой рукой он извлёк из ножен кортик, ударил им по столу и, обращаясь к недовольным, добавил: - А противомыслящим вот булатный патриарх!»

5) сторонники

1. Петр в письме Курбатову «Человеку трудно за очи всё выразуметь и править»

2. Крупный немецкий учёный Лейбниц «Опыт достаточно показал, что государство можно привести в цветущее состояние только посредством учреждения хороших коллегий, ибо как в часах одно колесо приводится в движение другим, так и в великой государственной машине одна коллегия должна приводить в движение другую, и если всё устроено с точною соразмерностью и гармонией, то стрелка жизни непременно будет показывать стране счастливые часы»

3. Вместо боярской думы была создана Ближняя канцелярия, членов которой Петр называл министрами и жёстко контролировал. Он требовал, чтобы члены Ближней канцелярии непременно записывали свои речи и подписывались бы под ними: Ибо сим всякого дурость явлена будет. (А.Н. Сахаров)

4. Н.И. Павленко «Из царских указов можно составить представление о том, какими преимуществами обладали коллегии. Одно из них состояло в том. Что у президента коллегии было меньше условий и возможностей для произвола, чем у руководителей приказов. Президент не может без соизволения товарищей своих ничего учинить.

Другое преимущество коллегий состояло в том, что «истину» легче установить при обсуждении какого-либо вопроса многими лицами. В это м случае , что один не постигнет, то постигнет другой. Коллегиально принятые решения будут иметь большой авторитет, чем решения единоличные. Третье преимущество коллегиальной системы управления состояло в том. Что единоличный правитель гнева «сильных» боится, в то время как при коллегиальном решении подобные опасения исчезают».



5. Из книги Василия Ключевского «Петр Великий был истинный богопочитатель и блюститель веры христнанския и, подавая многие собою примеры того, говаривал о вольнодумцах и безбожниках так: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, либо с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познавать должен».

6. В сводчатых палатах дворцового приказа — жара, духота, — топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах — мухи. На губы, на мокрые волосы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шёлковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду.

— Эй, спите! — лениво крикнул он. — Разве вы писцы, разве вы подьячие? Всё бы вам даром жрать казённые деньги. Страху нет на вас, Бога забыли, шпыни ненадобные… Вот выдеру весь приказ батогом — будете знать как работать с бережением… И чернил на вас не напасёшься, и бумаги прорва… Гром вас порази!

Вяло махнув платком, дьяк опять задремал. Скучное настало время — ни челобитчиков, ни даров».

(Отрывок из романа А.Толстого «Пётр I».)


  • Молодцы, хорошо поработали.

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ.

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее - и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки.

Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

(ПАУЗА)
- Случайно ли на сегодняшнем уроке данное лирическое отступление?

Почему я обратилась к рассказу И.А. Бунина «Косцы»?

В чём он перекликается со временем Петра 1?

Эти строки Бунина дарят нам не только эстетическое наслаждение, но и помогают нам соприкоснуться с историей нашего отечества и открыть в ней очень важные события и факты:

Одним из нововведений Петра 1 явилось внедрение в крестьянский труд косы-литовки. Он не только значительно облегчала с/х труд, но и сулила большую выгоду. При работе косой, читаем в указе, средний работник за 10 человек сработает. Этот инструмент есть и сегодня у многих. Нужно отметить, что петровские реформы сельского хозяйства не затронули вплотную. Особая необходимость была в развитии промышленности.


  • А более подробно о том, какие отрасли экономики развивались и где, вы узнаете после знакомства с информацией. Внимание на доску!

интерактивная карта

  • Чем можно дополнить эту информацию спросим у летописцев и краеведов.


с. 1 с. 2

скачать файл