Урок 2-3 происхождение человека приход наш и уход загадочны их цели


с. 1
Урок 2-3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Приход наш и уход загадочны их цели

все мудрые Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Омар Хайям
До теперешней нашей Земли,

До ее дождей и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это - личная наша беда,

За ее никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Сметь нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь - направо и ветвь - налево.

«Человек разумный» сидит

на вершине этого древа.

Он - мыслитель. Он хмурит лоб.

Человека идея гложет...

Он подпер подбородок рукой –

Вождь прогресса, краса и гордость...

А над ним проноситься век.

Повороты. Круговороты...

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?!

Человек - уникальное творение. Но разве не уникальна кожистая черепаха, сумчатый крот и саблезубый тигр? Да и любое живое существо на планете - разве не отличается оригинальностью, неповторимостью проекта? Однако своеобразие человека не только; во внешних отличиях, оно особого рода. На протяжении многих веков мыслители и ученые убеждались в этом неоднократно. Люди размышляли о себе, едва стали себя осознавать. Что такое человек. Почему он отличается от других живых существ. Какова его природа? В чем смысл, предназначение и ценность человеческой жизни?.. Постепенно, из древних верований, религиозных представлений, философских прозрений и научных открытий, складывались основные подходы к пониманию человека.

С давних пор люди задумывались над тем, как они появились на Земле. Охотничьи племена считали, что люди произошли от животных. У каждого племени был свой предок: лев, медведь или волк. Эти животные считались святыми. Охотиться на них строго запрещалось. По мнению древних вавилонян, человека создал из глины бог Бэл. Греки считали творцов людей царя богов Зевса. Древнегреческие философы пытались объяснить появление. АНАКСИМАНДР (610-546 г.г. до н.э.) объяснял происхождение животных и людей воздействием Солнца на ил и воду. АНАКСАГОР (500-428 г.г. до н.э.) полагал, что люди произошли от рыб. В средние века считали, что человека создал из глины БОГ «по образу и подобию своему». Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов продолжают верить в то, что человек сотворен Богом, как сказано в Библии.



Адам: Я первый мужчина на Земле. Разрешите представиться - АДАМ! «Новое существо утверждает, что его зовут ЕВОЙ» (ЕВА стоит в стороне и что-то рассматривает). «Ну что ж, я не возражаю. Оно говорит, что я должен звать его так, когда хочу, чтобы оно ко мне пришло. Я сказал, что, по-моему, это уже какое-то излишество. Она заявила, что была создана из моего ребра. Это весьма сомнительно, чтобы не сказать больше. У меня все ребра на месте... Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравиться: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным...»

Что говорят ученые о происхождении человека?

Карл Линней: Шведский ученый Карл Линней, хотя и верил в божественное происхождение человека, однако в своей системе объединил человека с человекообразными обезьянами. Именно Карл Линней предложил родовое и видовое название HOMO SAPIENS SAPIENS - Человек разумный разумный.

Карл Рулье: Профессор Московского университета, Карл Рулье доказывал, что человек произошел от животных.

Жорж Бюффон: Французский исследователь Жорж Бюффон подчеркивал анатомическое сходство человека и животного.

Жан Батист Ламарк; Французский ученый Жан Батист Ламарк в книге «Философия зоологии», отстаивал мысль о том, что человек является потомком человекообразных обезьян.

Чарльз Дарвин: Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин предположил, что человек произошел от обезьяноподобного предка и завершает собой эволюционное развитие.

Согласно современному материалистическому взгляду: Человек – это естественный продукт длительного развития живой природы от простого к сложному, то есть возник в результате эволюции. А процесс и формирование человека называется антропогенезом.



АНТРОПОГЕНЕЗ

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ



Наследственность




Сознание










Изменчивость




Мышление










Физиологические функции




Труд










Общий план строения




Общественный образ жизни

Итак, становление человека - это результат взаимодействия биологической эволюции и социальной среды.

Человек он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особый в нем времени ход.

Согласно распространенной в мире гипотезе человек и современный человекообразные обезьяны образуют две ветви одного ствола физиологического дерева. Их общим предком была небольшая древесная обезьяна, жившая в лесах Африки - проплиопитек. От нее произошли орангутанги, гиббоны, и дриопитеки. Последние дают начало горилле, шимпанзе, австралопитеку. А в процессе становления человека различают три стадии: древнейшие люди (синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек), древние (неандерталец), и первые современные люди (кроманьонец). Эти стадии не сменяли друг друга, а некоторое время существовали и конкурировали.

Давайте сядем в машину времени и мысленно совершим экскурсию в прошлое Земли (работа с таблицей «Эволюционные часы»)



Установлено наукой, что Земля существует около 6 миллиардов лет, а человек - всего лишь несколько тысячелетий. Если для наглядности всю историю развития Земли прировнять к одним суткам, мы получим довольно любопытную картину. В самом начале суток, в полночь, образовалась наша планета. Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые капельки живого белка. К 16 часам 48 минутам развились черви, раки, моллюски, губки и водоросли. Позднее произошли рыбы. В 21 час 36 минут закончилась палеозойская эра и наступила эра динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек. Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации, длилось всего 4 секунды. Давайте переведем стрелки эволюционные часов назад и перенесемся в те далекие времена. Я предлагаю вам исследовать основные этапы эволюции человека. Каждой группе необходимо выделить основные признаки австралопитека, древнейшего, древнего и первого современного человека.

Первым достижением австралопитеков является прямохождение, которое привело к снижению скорости и мучительным родам, но, в тоже время, высвободились руки, что дало возможность использовать простейшие орудия труда - отбить от стада антилопу или отогнать хищника.

Питекантроп уже не бежал от огня, а сам разводил его, изготовлял сам орудия труда, правая рука развита лучше, чем левая, что может о членораздельной речи

Неандертальцы уже пользовались более сложными орудиями труда для охоты и обработки шкур. Появились первые захоронения.

Кроманьонцы жили в жилищах, на стенах найдены наскальные рисунки, знали гончарное дело, умели шлифовать. Они уже приручили животных и занимались земледелием, оберегали стариков, носителей жизненного опыта и детей.



Исследовательская работа(описать признаки одного из гоминид)

ПЛАН ОТВЕТА

1. Строение тела:



  • руки короче ног;

  • большой палец стопы приблизился к другим пальцам, что облегчало ходьбу;

  • рука хватательный орган;

  • массивный череп с крупной нижней челюстью;

  • массивный череп, большие надбровные дуги;

  • рост низкий, массивные кости;

  • рост высокий;

  • прямохождение;

  • высокий лоб, отсутствие надбровных дуг, менее скошенный лоб, хорошо развитый подбородок.

2. Орудия труда:

  • палка, рога, кости, камень;

  • орудия труда не изготавливали;

  • изготавливали примитивные орудия труда;

  • копья, сколотый камень, скребок, рубило;

  • изготавливали из камня, костей, рогов, дерева и использовали их для охоты, рыболовства, обработки убитых животных, заготовки растительной пищи;

  • копья, дробинки, гарпуны, молотки, топоры.

3. Использование огня:

  • поддерживали огонь;

  • умели уже получать огонь.

4. Общение друг с другом:

  • звуками, жестами, мимикой;

  • появилась членораздельная речь (хорошо развит подбородок, высокий лоб);

  • речь была очень примитивная, состояла из простых слов.

5. Хозяйственная деятельность:

  • коллективная охота;

  • собирательство;

  • занимались земледелием;

  • приручали животных;

  • гончарное дело;

  • наскальные рисунки, украшения;

  • охота с применением ловушек;

  • захоронения;

  • от стариков передавался жизненный опыт.

Началась историческая эпоха. Развитие человечества происходит благодаря совершенствованию орудий труда, жилищ, одежды, использованию природы для потребностей. Таким образом, на смену биологической эволюции пришла социальная. Семь великих чудес существовало на нашей древней земле: висячие сады Семирамиды, Александровский маяк, статуя Зевса, колосс Родосский, храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей и египетские пирамиды. А кто построил эти чудеса? Человек! И до сих пор продолжает строить, творить, изобретать. Поэтому человек - главное чудо света.

Как долог путь твой, Человек!

С познаньем ловли и охоты

Трудился ты не один век,

Чтобы решить свои заботы

Орудия труда, огонь

И первый хлеб, и мир животный:

Друзьями стали пес и конь -

Ведь не боялся ты работы.

Всегда стремился к красоте;

Наскальные рисунки, лепка;

Ты побеждал свой страх везде,

И душу не держал ты в клетке.

Ты победил, о Человек!

Ты стал разумным и прекрасным.

Но осторожен будь вовек,

Чтобы этот труд был не напрасным.

Домашнее задание

1. Выучить параграф учебника.

2. Ответить на 2 любых вопроса поурочной карточки.

3. Выполнить исследовательскую работу.



ПОУРОЧНАЯ КАРТОЧКА

  1. Какое значение для антропогенеза имело прямохождение?




  1. И.П. Павлов сказал, что слово сделало нас людьми. Нет ли здесь противоречия?




  1. Какие особенности австралопитека можно рассматривать как биологические предпосылки превращения обезьяны в человека?




  1. Поясните утверждение: До появления на свет в материнском организме находится только биологический компонент будущего человека. Все разнообразие социального будет влиять только после рождения.




  1. Покажите, как на разных этапах эволюции человека меняется степень его влияния на природу.




  1. Неандерталец: широкий сплюснутый нос, большие надбровные дуги, срезанный подбородок. У кроманьонца четкий овал лица, тонкий нос, высокий лоб. Десятки тысяч лет пролегли между этими двумя типами людей. Докажите это?




  1. Нагрейте комнатную температуру на два градуса - никто этого и не заметит, но добавьте два градуса к девяноста восьми - и вода закипит и превратится в пар. Что играет роль в феномене «чуть-чуть» в эволюции человека?




  1. Выскажите гипотезу, почему на месте захоронений неандертальцев найдена окаменевшая пыльца?



Материал к исследовательской работе
















































с. 1

скачать файл