Учебно-методический комплекс дисциплины «Биология клетки» для специальностей:


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4
Тема № 14: Дифференцировка, рост, обновление и старение. Некробиоз

Клеточная дифференцировка. Рост и обновление клеточных популяций. Старение и гибель клетки. Некробиоз


В жизненном цикле всякой клетки можно различить 5 периодов: фаза роста и размножения в недифференцированном состоянии, фаза дифференцировки, фаза нормальной активности, фаза старении и смерти.

Определенные виды клеток приспособились к выполнению специализированных функций, и в связи с этим изменилась их морфология. Так, нервные клетки приобрели форму и строение соответствующие реакции на раздражение и функции проведения, что позволяет им реагировать на воздействие определенных раздражителей и передавать сигналы из одной части организма в другую. В мышечных клетках, содержащих миофибриллы, наивысшего развития достигает сократимость- основное свойство, характерное для живого вещества вообще. Эта специализация структуры и функции и составляет клеточную дифференцировку. Дифференцировка всегда заключается в превращении чего-то более общего и однородного в нечто более специализированное и неоднородное. Причем превращение это затрагивает как морфологические, так и физиологические признаки. Рост- это увеличение объема, обусловленное размножением клеток, увеличением их размеров или увеличением массы внеклеточного вещества и внутриклеточных включений. Дифференцированные структуры можно считать результатом специфической адаптации или модификации таких основных клеточных компонентов, как цитоплазматическая мембрана, клеточный матрикс или органоиды.

В начале этого столетия Биццоцеро создал предложил классификацию тканей, разделив их на лабильные, стабильные и многолетние. В лабильных тканях клетки способны быстро делиться и обновляться. Примером таких клеток могут служить эритроциты, которые остаются в кровотоке в среднем 120 дней, а затем разрушаются. Для замены разрушенных клеток у человека в кровоток должны ежесекундно поступать 2 миллиона новых эритроцитов. В течение последних лет в практику исследования закономерностей пролиферации клеток и формирования клеточных популяций введены новые, более точные методы. Один из методов биохимический, заключается в определении содержания ДНК в целом организме или в отдельных органах. Другой метод цитологический, сводится к определению митотической активности или числа ядер, включающих радиоактивные предшественники ДНК. В результате применения только что описанных методов для изучения роста и обновления клеточных популяций в постэмбриональном периоде была создана классификация клеточных популяций. Различают стабильные, растущие и обновляющиеся популяции.

При старении в клетке происходит ряд морфологических и физико-химических изменений.

В стареющей клетке можно обнаружить изменения ядра, клеточной мембраны, главным образом ее проницаемостью. При старении наблюдается изменение содержания органических и неорганических веществ. Одно из наиболее заметных явлений - это увеличение содержания кальция в крови и некоторых тканях .В костной ткани происходит декальцинация. С возрастом отмечается повышение содержания холестерина и нерастворимых белков. Снижение активности ряда ферментов - кислой и щелочной фосфатаз. Считается, что с возрастом у пожилых людей в организме образуются альдегиды.

Старение клетки в конце концов приводит к катабиозу и смерти клетки. Смертью клетки обычно называют необратимое прекращение явлений жизнедеятельности.

Конец жизни клетки можно разделить на несколько периодов: 1) период болезни, когда в клетке возникают обратимые повреждения, совместимые с жизнью, 2) период агонии имеет место в клетке, как и у высшего организма в целом, только в тех случаях, когда жизнь затухает постепенно, 3) период смерти, 4) период некроза, когда происходит разрушение организма.

Цитологическим критерием смерти клетки принято считать диффузную окраску цитоплазмы и ядра, обесцвечивание гранул и вакуолей, появление утолщений легко различимой ядерной оболочки и изменение структуры цитоплазмы и ядра.

Некробиоз в клетке наступает после разрушения всех жизненных и физиологических признаков в клетке. Различают инфекционный и инвазионный некробиоз. В морфологическом отношении различают сухой, влажный и гангренный некробиоз.

Критериями смерти клеток в культуре считают: 1) исчезновение псевдоподий и округление клетки, 2) коагуляцию и сморщивание ядра, 3) лизис митохондрий.



Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое клеточная дифференцировка?

2. Как протекает рост и обновление клеточных популяций?

3. Перечислите виды некроза

4. Какие изменения происходят в организме при старении и гибели клеток?

Литература: 1-10 (основная); 11,12,15,20,22 (дополнительная)

Тема №15: Патология клетки

Автономность опухолевых клеток. Дифференцировка . Энергетика опухолевых клеток. Особенности строения опухолевых клеток.


Клеточная или целлюлярная патология- направление, рассматривающее клетку как материальный субстрат болезни, а болезнь - как некую сумму поражений множества отдельных клеток.

Возникновение опухоли можно рассматривать как особый патологический способ развития клеток. Возникновение злокачественной опухоли из нормальной ткани, как правило,- процесс многостадийный. В ходе этого процесса свойства клеток могут изменяться несколько раз. Такие изменения выражаются, в частности, в повышении скорости роста и способности к метастазированию, в изменениях морфологического строения ткани и т.д. Эти изменения называют прогрессией опухоли. В клинике различают доброкачественные и злокачественные новообразования. Последние отличаются тем, что их клетки инвазируют нормальные клетки и дают метастазы. Название опухоли обычно указывает на ее гистогенез. Так, например, доброкачественные опухоли из клеток железистого эпителия называют аденомами, а злокачественные опухоли из той же ткани - аденокарциномами; злокачественные опухоли, возникающие из паренхиматозных клеток печени, называют гепатомами, злокачественные опухоли из клеток соединительной ткани - саркомами, и т.д. Системные разрастания кроветворной ткани, состоящие из клеток, которые биологически сходны с опухолевыми, называют лейкозами, лейкемиями.

К агентам способным индуцировать опухоли в эксперименте, относятся химические канцерогенные вещества, радиация и опухолеродные вирусы. Из карценогенных веществ чаще всего применяют некоторые полициклические углеводороды, такие, как 9,10-диметил-1,2-бензантрацен (ДМБА), 3,4-бензиперин (БП). Соединения этой группы вызывают опухоли, локализующиеся преимущественно на месте их введения (рак кожи при смазывании кожи, саркомы - при введении в соединительную ткань и т.д.). Канцерогенными свойствами обладает и радиация всех типов, а также большие дозы ультрафиолетовых лучей. Различной видовой и тканевой специфичностью обладают известные опухолеродные вирусы. Существуют несколько вирусов лейкозов кур, вызывающих различные варианты этого заболевания.

Большое значение в развитии опухолей имеют нарушения нормального баланса половых гормонов. Немаловажную роль в патологии клетки играют того или иного различного рода мутагенезы, результатом которых являются наследуемые изменения первичной структуры полипептида.

Основной биологической особенностью опухолевых клеток является их автономность-неподчинение контрольным механизмам, регулирующим жизнедеятельность нормальных клеток. По мере прогрессии опухолей их автономность возрастает. Опухолевая клетка на первых этапах прогрессии может быть более чувствительна к стимулирующим рост гормонам. Если на следующем этапе прогрессии пороговая доза такого гормона снижается до нуля, то опухоль становится полностью автономной, т.е. будет расти даже тогда, когда этого гормона нет в организме.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что подразумевается под автономностью клеток?

2. Какие изменения происходят в клетке при возникновении опухолей?

3. Что такое дедифференцировка опухолевых клеток?



Литература: 1- 4 (основная); 11,18,23 (дополнительная).

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретения умения и навыков.

3. Темы практических занятий

Тема 1. Ознакомление с микротехникой (2 часа)

Цель: Выработать представление о сущности, содержании основных этапов изготовления фиксированного и окрашенного гистологического препарата, понять значение каждого из них. Усвоить требования, предъявляемые препарату, и познать как они достигаются. Самостоятельно приготовить препарат. Получить представление о “базофилии” и “оксифилии” структур в гистологическом препарате.

Задание 1. Изучить и записать схему изготовления микроскопического препарата.

Свежий объект

Фиксация. Декальцинация кости или зуба в кислотах.

Промывка в проточной воде.

Приготовление срезов на замораживающем микротоме.

Обезвоживание в спиртах возрастающей крепости.

Заливка в парафин или целлоидин.

Приготовление срезов на микротоме.

Освобождение срезов от парафина или целлоидина.

Окрашивание срезов.

Заключение срезов в бальзам или другие среды.



Задание 2. Депарафинировать и окрасить срез гематоксилин-эозином:

1. Ксилол I - 5 минут

2. Ксилол II - 5 минут

3. Спирт 96 градусов - 1-2 минуты

4. Спирт 70 градусов - 1-2 минуты

5. Вода дистиллированная - 1-2 минуты

6. Гематоксилин - 1-2 минуты

7. Вода дистиллированная - сполоснуть

8. Вода водопроводная - 5 минут

9. Эозин - 1-2 минуты

10. Спирт 70 градусов - 1 минута

11. Спирт 96 градусов - 1 минута

12. Карбол-ксилол - 1 минута

13. Ксилол - 1 минута

14. Бальзам (глицирин)


  1. Покровное стекло

Задание 3. Депарафинировать и окрасить срез по Ван-Гизону:

1. Ксилол I - 5 минут

2. Ксилол II - 5 минут

3. Спирт 96 градусов - 2 минуты

4. Спирт 70 градусов - 2 минуты

5. Вода дистиллированная - 2 минуты

6. Гематоксилин Вейгерта - 5 минут


  1. Основательная промывка в двух порциях водопроводной воды до прекращения отхождения краски

8. Пикрофуксин - 3 минуты

9. Дистиллированная вода - 10 секунд, быстро прополоскать

10. Спирт 70 градусов - 30 секунд

11. Спирт 96 градусов -30 секунд в каждом, сменить дважды

12. Карбол-ксилол - 1 минута, просветлить

13. Ксилол - 1 минута

14. Бальзам (глицерин)

Вопросы для самопроверки:


  1. В чем заключается цель фиксации гистологического материала?

  2. Что наиболее часто употребляется в качестве фиксатора?

  3. Назовите способы уплотнения гистологического материала.

  4. Что называется гистологическим препаратом?

  5. Каким требованиям должен отвечать гистологический препарат?

  6. Какими приемами микротехники достигаются прозрачность и контрастность препарата?

  7. Какие структуры принято называть оксифильными, базофильными и аргентофильными?

  8. Какими преимуществами обладает заливка материала в парафин?

  9. Какие группы красителей используют в гистологической практике? Назовите примеры.

  10. Назовите фиксаторы, используемые в электронной микроскопии, которые стабилизируют белки и фосфолипиды.

  11. Как называется окрашивание в электронной микроскопии и какие соединения используют для этих целей?


Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается цель фиксации гистологического препарата?

2. Что наиболее часто употребляется в качестве фиксатора?

3. Что называется гистологическим препаратом?

4. Какими приемами микротехники достигаются прозрачность и контрастность препарата?

Литература: 1-7(основная), 11,12,20 ,22 (дополнительная)

Тема 2. Методы исследования биологии клетки (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Освоить приемы работы с микроскопом

3. Изучить основные методы исследования клетки.



Задание 1. Ознакомиться с устройством и работой микроскопа: оптический и механический узлы, типы объективов и окуляров, разрешающая способность микроскопа.



А - ЭМВ-100 АКА А- электроный микроскоп: 1-тубус микроскопа 2- пульт управления; 3-камера с люминесцентным экраном; 4-блок рапознования объектов.

Б- “Биолам-С" световой микроскоп: 1-подошва; 2-тубусодержатель; 3- тубус; 4-оку­ляр; 5-револьвер; 6-объективы; 7-стол 8-линзы; 9-конденсор; 10-зеркало; 11 –микровинт;12 макровинт
Задание 2. Ознакомиться с методами исследования клетки: фиксация и окрашивание клеток и тканей, прижизненные наблюдения, цито- и гистохимические методы, метод радиоавтографии, метод электронной микроскопии, фазово-контрастной микроскопии.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

  1. При слабом объективе установить зеркало так, чтобы поле зрения было освещено равномерно и достаточно ярко.

  2. Поместить любой препарат на предметный столик покровным стеклом к верху.

  3. Движением макровинта найти фокус (расстояние между линзой слабого объектива и предметным столиком должно быть около 1 см).

  4. Рассмотреть взятый препарат при малом увеличении. Найти участок препарата нужный для детального изучения, и поставить его в центр поля зрения.

  5. Не меняя фокус, с помощью револьвера установить большой объектив (контроль-щелчок засечки револьвера).

  6. Глядя в окуляр, осторожно двигайте микровинт до появления четкого изображения.

  7. Рассматривая препарат при большом увеличении, необходимо, легким движением микровинта сохранять видимое изображение в фокусе. Рекомендуем смотреть в окуляр левым глазом при открытом правом (не следует прищуривать его).

  8. После окончания изучения и зарисовки любого препарата поднять тубус, перевести револьвер на малое увеличение и только тогда снять препарат с предметного столика.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите основные правила работы с микроскопом.

2. В чем состоит сходство и отличия светового и электронного микроскопов, каковы их разрешающие способности и увеличения?

3. Каковы преимущества фазово-контрастного микроскопа?

4. В чем состоит достоинство люминесцентной микроскопии?

Литература: 1-7 (основная), 11, 12,20,22 (дополнительная)

Тема 3. Общее строение прокариотических и эукариотических клеток (2 часа)

Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Усвоить субмикроскопическое строение клеток и неклеточных структур.

Задание 1. Зарисовать с таблицы схему субмикроскопического строения клетки.

Задание 2. Рассмотреть под микроскопом строение прокариотической и эукариотической клетки.

Задание 3. Изучить строение неклеточных структур.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение понятиям клетка, включения, органоиды, симпласт, межклеточное вещество.

2. Какие органоиды выявлены с помощью электронного микроскопа?

3. Какой формы могут быть клетки и с чем это связано? Приведите примеры.



Литература: 1-10 (основная), 11-22(дополнительная)

Тема 4. Химический состав клетки (2 часа)

1.Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам..

2. Усвоить молекулярный состав клетки

Задание 1. Изучить химический состав клетки. Задание 2. С помощью преподавателя усвоить основные виды аминокислот и белков.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие вещества составляют химический состав клетки?

2. В каких формах встречается вода в клетке?

3. Какие аминокислоты и белки имеются в клетке?

4. Перечислите виды липидов.

Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,19,20,22 (дополнительная).

Тема 5. Ферменты клетки и метаболизм клетки (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Изучить строение и свойства ферментов.

Задание 1. Изучить состав и ультраструктурную организацию ферментов с использованием схем.

Задание 2. Ознакомиться с факторами, влияющими на ферментативную активность.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение ферментам.

2.В чем заключается специфичность ферментов?

3. Что из себя представляет активный центр фермента?

4. Какие факторы влияют на ферментативную активность ?

Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,19,20,22 (дополнительная)

Тема 6. Современные представления об организации клеточного ядра. Структура и репликация хромосомы (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам

2.Усвоить названия и значение структурных компонентов ядра интерфазной клетки.

3. Изучить форму ядер клеток различных типов, их роли в жизнедеятельности клетки, в хранении и передаче генетической информации.



Задание 1. Изучить на препаратах и микрофотографиях структуру ядра в растительных клетках. При малом увеличении микроскопа на препарате сделанном из корешка лука найти прямоугольные клетки, а затем при большом увеличении рассмотреть более детально компоненты ядра. Обратите внимание на форму.

Задание 2. Изучить строение ядра животных клеток. После просмотра препарата зарисовать и обозначить: 1. Ядро, а) кариолемма (оболочка ядра), б) кариоплазма (ядерный сок), в) глыбки хроматина (гетерохроматин), г) ядрышко. Обратите внимание на форму, размеры и число ядер в разных типах клеток.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите компоненты интерфазного ядра?

2. Что такое гетерохроматин и эухроматин?

3. Расскажите о химическом составе, строении и функции ядрышка.



Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20,,22 (дополнительная)

Тема 7. Современные представления о строении клеточных мембран (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Изучить химический состав, морфофункциональную организацию плазматической мембраны, процесс переноса транспортных веществ через мембрану.

Задание 1. Изучить химический состав и субмикроскопическое строение плазматической мембраны. Зарисовать и обозначить со схемы строение плазматической мембраны.

Задание 2. Изучить процессы транспорта веществ через мембрану ( активный и пассивный)

Задание 3. Усвоить, что входит в состав специализированных структур клеточной поверхности.

Задание 4. Изучить виды межклеточных контактов. Зарисовать со схемы и обозначить: 1-простой контакт, 2-замок, 3-плотный замыкающий контакт, 4-десмосома, 5-щелевидный контакт

Вопросы для самоконтроля:

1. Что входит в химический состав плазматической мембраны?

2. Поясните строение плазматической мембраны?

3. Назовите основные пути транспорта веществ через плазматическую мембрану?

4. Что входит в состав специализированных структур мембраны?

5. Какие структуры могут быть на свободной поверхности клеток?

6. Перечислите виды межклеточных контактов?

Литература: 1-10 (основная), 11,16,17,21 (дополнительная).

Тема 8. Цитоплазматический матрикс. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Аппарат Гольджи (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Изучить историю исследования цитоплазмы, химический состав.

Задание 1. Изучить субмикроскопическое строение цитоплазмы. Зарисовать с таблицы схему субмикроскопического строения цитоплазмы.

Задание 2. . Изучить и зарисовать субмикроскопическое строение эндоплазматической сети, рибосом и аппарата Гольджи

Вопросы для самоконтроля:

1. Что из себя представляет цитоплазматический матрикс?

2. Перечислите функции эдс, рибосом, аппарата Гольджи

3. Поясните субмикроскопическое строение эдс, рибосом, аппарата Гольджи ?



Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20,22 (дополнительная)

Тема 9. Митохондрии. Лизосомы. Клеточный центр (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение структурной и функциональной организации митохондрий, лизосом и клеточного центра

2. Изучить строение митохондрий, лизосом и клеточного центра на препаратах и слайдах

Задание 1. Зарисовать со схемы строение митохондрий и обозначить: 1-внешняя мембрана,2- внутренняя мембрана, 3- впячивания внутренней мембраны (кристы)

Задание 2. Усвоить образование лизосом и их участие в клеточных процессах по схеме. Зарисовать и обозначить: 1- синтез гидролитических ферментов в ЭР, 2- переход их в АГ, 3-образование первичных лизосом, 4-выброс и использование гидролаз при внеклеточном расщеплении, 5-эндоцитозные вакуоли, 6- слияние с ними первичных лизосом, 7-образование вторичных лизосом, 8-телолизосомы, 9-экскреция остаточных телец, 10-первичные лизосомы принимают участие в образовании автофагосомы.

Задание 3. На схеме рассмотреть строение клеточного центра и обозначить: 1-цитолемма, 2- цитоплазма, а) клеточный центр, 3-ядро.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите функции митохондрий, лизосом, клеточного центра

2. Поясните субмикроскопическое строение митохондрий

3. Поясните субмикроскопическое строение лизосом клеточного центра

4. Поясните субмикроскопическое строение клеточного центра

Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20,22 (дополнительная)

Тема 10. Роль клеточных структур в явлениях наследственности. Консервация половых клеток (2 часа)

1.Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам .

2. Закрепить понятие о клеточном цикле, запомнить названия его периодов.

3. Изучить митоз, амитоз, эндомитоз.

4. Изучить строение хромосомы

Задание 1. Изучить периоды клеточного цикла со схемы.

Задание 2. На препарате, сделанном из корешка лука рассмотреть митоз растительной клетки. Зарисовать и обозначить: 1- профаза на стадии плотного клубка, а - цитолемма, б - ядро, в - спирализующиеся хромосомы, г - ядрышко, 2- профаза на стадии рыхлого клубка, а- цитолемма, б- миксоплазма, в- спирализованные хромосомы, 3- метафаза, а- удвоенное количество хромосом в экваториальной плоскости клетки, 4- анафаза, а- перемещение хромосом к центриолям дочерних клеток, 5- телофаза, а- формирующиеся ядра дочерних клеток, б- перегородка между дочерними клетками.

Задание 3. Изучить амитоз на препарате. Зарисовать фазы деления.

Задание 4. Изучить ультромикроскопическое строение хромосом по микрофотографиям и схемам. Зарисовать и обозначить: 1-хроматиды, 2-центромера, 3-вторичная перетяжка, 4-матрикс хромосом.

Задание 5. Изучить на препаратах и схемах строение спермиев. Зарисовать схему сперматогенеза и обозначить: 1- период размножения, а- сперматогонии, 2- период роста, б- сперматоцит 1-го порядка, 3- период созревания, в- сперматоциты 2-го порядка, г- сперматиды, 4- период формирования, д- спермии.

Задание 6. Изучить на препаратах и схемах строение яйцеклеток. Зарисовать схему овогенеза и обозначить: 1- период размножения, а- овогонии, 2- период роста, б- овоцит 1-го порядка, 3- период созревания, в- овоцит 2-го порядка, г- редукционные тельца, д- зрелая яйцеклетка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды деления клеток

2. Поясните строение сперматозоида, яйцеклеток

3. Поясните структуру



Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20,22 (дополнительная)

Тема: 11.Особенности строения растительных клеток (2 часа)

1.Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Изучить морфофункциональную организацию растительных клеток.

Задание 1. Изучить структурно-функциональные особенности строения растительных клеток с использованием схем, препаратов. Записать в тетрадь следующие основные признаки присущие растительным клеткам: 1)наличие особых органоидов ( пластид ), 2) образование прочной оболочки значительной толщины, 3) существование развитой системы вакуолей, 4) накопление в клетках продуктов синтеза.

Задание 2. Запомнить отличия прокариотических клеток от эукариотических клеток

Задание 3. Изучить структуру клеточной оболочки на препаратах, схемах.. Зарисуйте и обозначьте: 1) первичная оболочка, 2) вторичная оболочка, 3) третичная оболочка.

Задание 4. Изучить химический состав растительной клетки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите признаки по которым растительные клетки отличаются от животных клеток.

2. Опишите строение растительных клеток.

3. Какие химические элементы входят в состав растительных клеток?

4. Какую функцию выполняет растительная оболочка?

Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20 21 (дополнительная)

Тема 12. Нуклеиновые кислоты (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам..

2. Изучить строение молекулы ДНК. Химический состав ДНК.

Задание 1. Изучить и зарисовать схему моделей ДНК.

Задание 2. Изучить и зарисовать схему типы РНК

Вопросы для самоконтроля:

1 Перечислите разновидности ДНК

2. Опишите строение ДНК

3. Перечислите типы РНК

4. Какую функцию выполняют нуклеиновые кислоты

Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20 21 (дополнительная)

Тема 13. Биосинтез белка (2 часа)

1. Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам

2. Изучить биосинтез белка

Задание 1. Изучить биосинтез белка

Задание 2. Изучить генетический код

Задание 3. Зарисовать схему биосинтеза белка

Вопросы для самоконтроля:

1 Как протекают процессы биосинтеза

2. Опишите строение генетического кода

Литература: 1-10 (основная), 11,12,15,20 21 (дополнительная)

Тема 14. Дифференцировка, рост, обновление и старение. Некробиоз (2 часа)

1.Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Изучить дифференциацию и продолжительность жизни клеток.

Задание 1. Усвоить признаки дифференциации.

Задание 2. Изучить продолжительность жизни клеток и скорость обновления клеток.

Задание 3. Изучить биохимические изменения при старении. Причины вызывающие старение.

Задание 4. Изучить посмертные изменения клетки. Некробиоз.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение дифференциации.

2. Дать определение продолжительности клеток.

3. Какие изменения происходят в клетке при наступлении старения и гибели клеток?

4. Какие причины способствуют старению клеток?

Литература: 1,3(основная),11,12,22 (дополнительная).

Тема 15. Патология клетки Некробиоз (2 часа)

1.Теоретическое обсуждение темы по контрольным вопросам.

2. Изучить причины возникновения опухолевых клеток.

Задание 1. Изучить автономность возникновения опухолевых клеток.

Задание 2. Изучить причины возникновения опухолевых клеток.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое автономность опухолевых клеток?

2. Какие изменения протекают в клетке при возникновении опухолей?

3. Как влияют канцерогенные вещества на возникновение опухолей?

4. Что подразумевается под опухолевой трансформацией.

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

4.1. План практических занятий в рамках самостоятельной работы под руководством преподавателя (СРСП)

Тема 1. Современное состояние биологии клетки (3 часа)

Задание 1. Изучить цель дисциплины биология клетки

Задание 2. Изучить задачи биологии клетки

Задание 3. Изучить новые достижения в биологии клетки

Вопросы:

1. Что изучает биология клетки?

2. Какие достижения биологии знаете

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 2 Регенерация и репарация (3 часа)

Задание 1. Изучить виды регенерации

Задание 2 Изучить репарацию

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 3 Химический состав и функции биологических мембран (3 часа)

Задание 1 .Изучить строение биологических мембран

Задание 2. Усвоить значение мембран

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 4. Органоиды и включения в клетке (3 часа)

Задание 1 Изучить органиоды

Задание 2. Изучить включения

Задание 3 Усвоить значение органоидов и включений



Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 5 Сравнительная цитология представителей синезеленых-водорослей, бактерий и актиномицетов (3 часа)

Задание 1. Изучить Сравнительную цитологию представителей синезеленых-водорослей, бактерий и актиномицетов (3 часа)

Задание 2. Изучить значение представителей синезеленых-водорослей, бактерий и актиномицетов

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 6 Вирусы (3 часа)

Задание 1 Изучить вирусы

Задание 2 Изучить значение вирусов

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 7. Особенности строения растительной оболочки. Химический состав (3 часа)

Задание 1. Изучить по схемам строение растительной оболочки

Задание 2. Изучить химический состав оболочки

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 8 Строение и функции митохондрий. Их морфологические (3 часа)

особенности в клетке

Задание 1. Изучить строение митохондрий

Задание 2. Изучить функции митохондрий

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 9 Межклеточные контакты (3 часа)

Задание 1. Изучить виды межклеточных контактов

Задание 2. Изучить значение межклеточных контактов

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 10. Факторы влияющие на клеточные повреждения (3 часа)

Задание 1. Изучить основные факторы влияющие на клеточные повреждения ь

Задание 2. Изучить изменения происходящие при воздействий клеточных повреждений

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 11. Понятие о некробиозе (3 часа)

Задание 1. Изучить значение некробиоза

Задание 2. Изучить изменения при некробиозе

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 12. Цитологические основы полового размножения (3 часа)

Задание 1. Изучить цитологические основы полового размножения

Задание 2. Изучить виды размножения

Задание 3. Зарисовать сперматогенез и овогенез



Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 13. Консервация половых клеток (3 часа)

Задание 1. Изучить методы консервации

Задание 2. Изучить патологические формы смерматозоидов

Тема 14. Обмен веществ в клетке (3 часа)

Задание 1. Изучить виды обмена веществ

Задание 2. Изучить значение обмена веществ

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

Тема 15 Факторы способствующие появлению опухолевых клеток. Трансформация клеток. ( 3часа)

Задание 1. Изучить факторы способствующие появлению опухолевых клеток



Задание 2. Усвоить трансформацию клеток

Литература: 1-3(основная)11,19,23 (дополнительная)

4.2. Самостоятельная работа студентов

Тема 1. Роль клеток в явлениях наследственности (3 часа)

Задание 1.Изучить цитологические основы наследственности.

Задание 2. Изучить явления мутаций на примере дупликаций, транслокаций, нехватки, инверсии.

Литература: 1-10 (основная)11,12,15,20,22 (дополнительная)

Тема 2. Физиология клетки (3 часа)

Задание 1.Изучить двигательные функции ресничек. Зарисовать и обозначить: 1-маятникообразное, 2-крюкообразное, 3-воронкообразное, 4-волнообразное.

Задание 2. Изучить фагоцитоз, пиноцитоз, лизосомы.

Задание 3. Изучите нервное возбуждение и синаптическую передачу в клетке

Задание 4. Изучить схему механизма секреции в хромаффинной клетке. Зарисовать и обозначить: 1-синаптические пузырьки, 2-митохондрии, 3-капельки секрета, 4-клеточная мембрана, 5-мембрана капельки, 6-комплекс Гольджи, 7-ядро, 8-ядерная мембрана, 9-синаптическая мембрана.

Литература: 1-10 (основная)11,12,15,20,22 (дополнительная)


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

скачать файл