Три четверти столетия продолжался подъем искусства на севере Нидерландов


с. 1
Голландская школа живописи

Три четверти столетия продолжался подъем искусства на севере Нидерландов, в республике Соединенных провинций, которую по названию самой крупной провинции назвали Голландией.

В 1609 г. эта республика получила статус государства. Здесь впервые в мире сложилось буржуазное государство, в котором главную роль стало играть третье сословие.

Господствующей религией в новой республике стал протестантизм в форме кальвинизма, требовавший «дешевой» церкви, всячески поощрявший предпринимательскую деятельность и отказ от чрезмерной роскоши.

Голландская живопись была наследницей демократических традиций нидерландского искусства XVII века, лучших достижений Италии эпохи Возрождения. Значительную роль на живопись этой эпохи оказал итальянский художник Караваджо, в творчестве которого предметы и фигуры обрели еще большую реальность за счет виртуозной работы с техникой светотени.

В победе над иноземными врагами народ Голландии проявил то же мужество, что и в победе над над морем, которое беспрестанно грозило залить его земли. И он добился успеха. Новое государство и новое искусство появились одновременно. Борьба с Испанией, закончившаяся получением независимости, обострила чувство национального самосознания, образ родной страны, ее людей, неброской природы, повседневного быта стал главной темой живописи. Церковь перестала быть главным заказчиком произведений искусства. Покупателями живописи стали бюргеры и даже состоятельные крестьяне. Художников было много, и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой. Именно в это время в Голландии творил величайший живописец мира Рембрандт. После его переезда из Лейдена в Амстердам этот город стал играть важную роль в развитии голландского искусства.



Жанровая система голландской живописи

Наряду с традиционными жанрами: библейской и античной картинами, портретом возникают совершенно новые жанры, а пейзаж в Голландии получает необыкновенное распространение и начинает делиться на морской пейзаж – марина, городской пейзаж – ведута, на изображение животных – анималистическая живопись. Значительное влияние на пейзажную живопись оказывали произведения Питера Брейгеля. Голландцы первыми после великих итальянских художников утвердили в своем искусстве своеобразие природы родного края.

Совершенно новым стал жанр бытовой живописи – такие картины получат название жанровая живопись. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. В жанровых картинах на первый план выходит изображение быта частного человека: пирушки гуляк, хозяйственная деятельность, музицирование. Необходимой частью уюта становились предметы: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей, графин темного стекла и бокал, фрукты.

Совершенно оригинальным стал в Голландии жанр «завтраков» - вид натюрморта, в котором через изображение посуды, разнообразных съестных блюд передавался характер их владельцев.

Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека.

«Малые голландцы»

Таково название обширного круга голландских живописцев XVII в.; возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты). Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Среди наиболее ярких представителей - Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю. Творчество их замечательно, поэтично и одухотворено любовью к своему народу. Картины голландских художников висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев. При этом каждый специализировался на чем-то одном, близком ему. Арт фан дер Hep писал вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние. Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх.

Голландская живопись это портрет людей и местностей, нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба родной страны.

Франс Хальс (1580/1585 — 1666)

Ф. Хальс принадлежит к числу выдающихся голландских портретистов XVII в. Выходец из Фландрии, он родился в Антверпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, перебрались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Хальс обучался живописи и в 1610 г. получил звание мастера - стал членом гильдии Святого Луки.

Известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Это групповой портрет вооруженных бюргеров, довольных собой и своим положением. Полная движения группа, веселье, сочные и яркие краски - все это было новым в голландской живописи того времени. В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный и изображение, близкое жанровой живописи. Такова знаменитая "Цыганка"(1628 г. Лувр) Как никому другому Хальсу удавалось изображение смеха - от еле заметной усмешки до бурного хохота, непринужденной позы, мимолетного жеста. Персонажам художника чужда внутренняя сосредоточенность: они открыты и динамичны, как и энергичная живописная техника мастера. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".

Ян ван Гойен по праву считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века. Художник любил писать морские пейзажи и берега рек. Помещая линию горизонта очень низко, он придавал огромное значение небу и освещению. Уголок голландской природы, изображенный художником, воспринимается как частица большого мира, созданного как бы из единого вещества, проникнутого непрестанным движением.

Адриан ван Остаде, Ян Стен, Габриэль Метсю, Питер де Хох.

Герард Терборх (1629 – 1667) – поэт зажиточной буржуазии, патрицианских семей. Он любит изображать фактуру упругого шелка, муара, дорогих ковров, мехов. В его живописи ощущается интимно-лирический подход к миру. Персонажи между собой связаны чем-то еле уловимым, что вызывает поэтичность.

От живых картин народной жизни в начале творчества Терборх перешел к несложным по сюжету сценам из жизни зажиточных бюргеров: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием. Таковы «Сцена в кабачке», «Урок музыки», «Портрет дамы».



«Бокал лимонада» (Государственный Эрмитаж) — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Терборх раскрывал внутренний мир своих персонажей, как никто другой из голландских жанристов.

С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани. И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах. Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.



Адриан ван Остаде (1610 – 1684) – мастер бытового жанра. Любит изображать пирушки, игру в карты, потасовки, деревенских музыкантов. Тона его теплые, золотисто-коричневые, красивы переходы светотени, передача воздуха. «Драка», «Сцена в кабачке», «Деревенская пирушка».

Габриэль Метсю любит изображать простой уклад жизни, точный облик персонажей, их костюмы, детали жизни. «Дуэт», «Девушка за работой».

Якоб ван Рейсдаль (1628 – 1682)

Изумительный голландский живописец, мастер проникновенного пейзажа. Работал в Харлеме и Амстердаме. Художник отличался широтой и драматизмом замыслов, способностью поэтически раскрывать величие и мощь природы, тончайшей передачей воздушной перспективы, движения света и тени. Круг его пейзажных мотивов необычайно широк: виды деревень, равнины, дюны, лесные болота, море. Рейсдаль предпочитает лес, с его глубокими контрастами света и тени, бурные водопады, древние развалины на вершинах холмов, запустение кладбищ. В своих картинах художник размышляет о бесконечном беге времени, об увядании и возрождении природы, о быстротечности человеческой жизни.



«Еврейское кладбище». Сдержанный колорит, сумрачный тон, монументальные формы. Перед нами руины еврейского кладбища. Черная тишина только что прошедшей грозы нависла над руинами старого здания, из мрака выступает белый искривленный ствол дерева. Солнечный луч прорывается сквозь облака, освещает полуразрушенные кладбищенские надгробия, сквозь которые пробивает себе путь водный поток. Уходят вдаль, в темноту горизонта, пологие холмы, над которыми только-только появляется радуга. Господствует идея вечно обновляющейся жизни.

«Вид деревни Эгмонд» (ГМИ им. А. С. Пушкина).

Запечатлен момент перед началом грозы: тучи собрались над маленькой деревушкой, и только один луч света падает сквозь разрыв в облаках на дорогу. Художник любил изображать пограничные, или лучше сказать «переходные», состояния природы.



«Морской берег» (Эрмитаж)

Высокое небо, покрытое кучевыми облаками, и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь, и празднично одетые люди на побережье.

Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже.

Расцвет творчества Рейсдаля приходится на 50-70 годы XVII столетия. Это годы взлета голландской пейзажной реалистической живописи. В то время большим спросом пользовались приукрашенные виды итальянской природы, всевозможные «Закаты». Рейсдаль остался верен истинному драматизму в своих пейзажах. И несмотря на явное художественное превосходство, пейзажи Рейсдаля ценились намного ниже, а в XVIII веке имя художника вообще было забыто. Вновь открыли великого голландского художника только в следующем столетии Джон Констебл, барбизонцы, импрессионисты и Матисс.



«Завтраки»

В небольших по размерам полотнах Питера Класа перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. Мастерски передано ощущение внутренней жизни этих вещей, их тесная связь с атмосферой реального быта. Излюбленный мотив Класа - " прерванный завтрак", стол, на котором расположены лимон, хлебец, серебряная посуда, стеклянный бокал. Каждый предмет наделен своим характером, в каждом подчеркнута его структура, его материальная природа. Смятая белая салфетка, румяная корочка хлебца, блеск стекла и серебра - в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности.



Виллем Кальф выбирал для своих картин самые изысканные предметы амстердамских рынков — восточные ковры, китайский фарфор, венецианское стекло и экзотические фрукты. Прибавляя к ним великолепные голландские изделия из серебра, он создавал редкие по роскоши и утонченности предметов натюрморты.

«Десерт» (Эрмитаж). Кальф, обладающий безупречным вкусом, избегает помпезности. Богатство его натюрмортов — это прежде всего богатство игры светотени и пламенеющего изнутри цвета. В жарком горении красок предметы как бы вырастают из темного фона картины. Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.

Ян Вермер Дельфтский (1632 – 1675)

Выдающийся голландский живописец. Крупнейший мастер жанровой и пейзажной живописи. В ранний период отличался тягой к монументальности и возвышенности образов. Расцвет творчества Вермера приходится на 50-ые годы. В это время художник обычно писал небольшие по размерам картины с одной или двумя фигурами в залитом серебристым светом интерьере городского дома. Сюжеты художника крайне просты: женщина у окна читает письмо, примеряет ожерелье, служанка раскладывает продукты, наливает молоко, дама и кавалер, предлагающий ей бокал вина.



«Девушка с письмом» (1650-ые годы) Дрезденская галерея.

Почти молитвенная тишина, необыкновенная лирическая теплота, мы почти угадываем, что письмо любовного содержания. Художник тщательно выписывает детали, воссоздавая богатство предметного мира, тонко использует естественное освещение, как бы преображающее интерьер простого буржуазного дома в нечто таинственное и значительное.

Так рождается поэзия домашнего бытия, единство человека и окружающей среды. Композиция классически ясна, поза естественна и выразительна. Свет мягко вибрирует, живопись богата оттенками и рефлексами. Блики одухотворяют мир людей и предметов и сообщают им внутреннюю значительность. Цветовая гамма полотна необыкновенно разнообразна: бронзово-зеленые, красноватые, золотистые тона. Сверкают желтые и синие краски. Состояние тишины и покоя, благородство, сдержанность всего строя произведения делают его одним из шедевров мировой живописи.

«Служанка с кувшином молока» (1657 – 1660 г.)

Перед нами опоэтизированная атмосфера повседневной жизни. Облик молодой женщины дышит здоровой силой, моральной чистотой. Предметы удивительно жизненно достоверны: ощутима мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Сочетание желтого и синего делает живопись богатой и красочной – происходит чудесное превращение простого бытового факта в явление поэзии. Картина отличается безукоризненным вкусом, истинным лиризмом.



«Вид Дельфта» (конец 50-ых)

Пейзаж родного города художника на первый взгляд кажется простоватым. Но если приглядеться, то мы увидим, как улица живет своей жизнью. То тут, то там видны фигурки людей, занятых своим постоянным делом. Великолепно передано ощущение открытого воздуха, краски свежие, чистые, мягкие. В 60-ые годы творчество художника становится более изысканным и созерцательным. Живопись более холодной, эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов. Особенным обаянием обладают созданные в эти годы образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества. Таковы «Кружевница» (Лувр), «Географ», «Астроном».



«Мастерская художника» ( 1665 г.)

Перед нами – интерьер с удивительно продуманным набором предметов. На переднем плане стул, как бы приглашающий зрителя присесть и наблюдать работу художника, но, не мешая ему. Наборный пол из шиферных и мраморных плит – чудо создания глубины пространства. При этом стрелы первых мраморных плит направляют наш взгляд к модели, туда же направлен и боковой край стола Этот край - точка схода перспективных линий всего изображения. Переливы света в складках драпировок, лежащих на столе, напоминают игру лучей в струях водопада.

Первое, что изобразил нарисованный Вермером художник на своем полотне – лавровый венок. Это символическая деталь. А моделью ему служит сама муза истории Клио. В руках у нее труба – символ славы, которую может достичь художник. Стойки мольберта указывают на карту, на которой – молодая республика Голландия. Картина таким образом становится и прославлением родной земли. Потолочные балки нарисованы параллельно карте и придают картине состояние устойчивости. С поразительным мастерством нарисована люстра, украшенная двуглавым орлом Габсбургов – королей Испании. Источник света на картине скрыт за занавесом, а световые блики превращаются в мельчайшие брызги, напоминающие жемчужины.

Но, несмотря на свои поразительные достоинства, творчество Вермера не было принято современниками, и художника надолго забыли. Воскрешение его произошло только в начале 19 века. С той поры Вермер – один из самых любимых живописцев Голландии, великий мастер бытового жанра и одухотворенного интерьера.






с. 1

скачать файл