Специальность 24. 00. 01 Теория и история культуры


с. 1 с. 2 с. 3


На правах рукописи



ПАЛИЙ Елена Николаевна




САЛОН КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА:

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации

на соискание ученой степени

доктора культурологии


Научный консультант: доктор философских наук,

профессор И.К. Кучмаева


Москва, 2008


Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры

Государственной академии славянской культуры

Научный консультант: доктор философских наук, профессор И.К. Кучмаева


Официальные оппоненты:

МГУКИ доктор культурологи, профессор В.А. Ремизов


РГУ Госслужбы доктор философских наук, профессор В.Н. Ксенофонтов
РГБ доктор исторических наук, профессор И.В. Левочкин

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов



Защита состоится 10 декабря 2008 г. В 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.044.01 по присуждению ученой степени доктора наук при Государственной академии славянской культуры.


Адрес: Москва, 125480, ул. Героев Панфиловцев, д.39, корп.2.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственной академии славянской культуры.

Автореферат разослан «____»___________________2008 г.

Ученый секретарь


Диссертационного совета Д 212.044.01

кандидат философских наук,

профессор ГАСК С.И. Бажов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования

Развитие русской культуры XIX века отличается сложностью и многогранностью. Именно в данный период она переживает этап мощного подъема, что обусловлено целым рядом причин: влиянием идей Просвещения, событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, развитием экономики, падением крепостного права, развертыванием освободительного движения и пр. Не менее важны и внутренние факторы развития культуры, обусловливающие логику ее поступательного движения.

Подъем русской национальной культуры составлял основное содержание социокультурного процесса XIX столетия в России. Особенностью отечественной культуры была ее «всемирная отзывчивость», способность к усвоению элементов других культур, но при этом сохранялись национальная цельность и самобытность. Хозяйственные и культурные связи русского народа с другими народами Российской империи существовали постоянно, и это оказывало благотворное влияние. Через взаимные контакты национальная интеллигенция других народов России овладевала русским языком, приобщаясь к духовным богатствам русской и мировой культуры. В то же время идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов становился богаче в процессе познания культур других народов.

Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Видовые характеристики культуры вообще и русской в частности, во многом обусловлены ее субъектным составом, в связи с этим можно говорить о культуре определенных социальных групп, о культуре тех или иных сословий. Среди высших сословий было и дворянство, с существованием которого связывают появление салонной культуры.

Зарождение салонной культуры в России можно отнести к XVIII веку, но ее расцвет, безусловно, приходится на первую половину XIX века. Салонная культура оказала огромное влияние на развитие практически всех видов искусства того времени, целый ряд философских направлений (например, на славянофильство), а также и на рост политического сознания.

В среде поместных дворян было немало истинных любителей литературы и театра, образованных помещиков, собиравших прекрасные библиотеки, бывавших за границей и применявших европейские новшества в хозяйстве и в быту. Некоторые из них имели свои литературные и музыкальные салоны. Широкие круги поместного дворянства увлекались деятельностью Вольного экономического общества, распространявшего в России научные достижения и передовой сельскохозяйственный опыт. Среди родовитой дворянской знати были и подлинные поборники науки, ученые-просветители, такие как князь В.Ф. Одоевский, граф Н.П. Румянцев.

Следует также отметить, что в XIX веке к салонной культуре имело отношение не все дворянство, а только тонкий слой образованной, мыслящей его части. Деятельность дворянско-аристократической интеллигенции в России (в том числе и благодаря салону) способствовала последующему мощному культурному и художественному развитию страны.

«Дворянский» период русской культуры фактически заканчивается к 40-50-м годам XIX века, когда в общественное движение, просвещение, науку, литературу и искусство приходят представители иной социальной группы - разночинцы. Начинается следующий этап и в развитии салонной культуры, связанный с так называемыми «салонами разночинцев». Хотя эти салоны и назывались литературными, но, по сути, выступали формой легальной пропагандистской работы, становясь предельно политизированными. В конце 90-х годов XIX века такие салоны действовали в Москве, Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже и других городах. В них активную роль начали играть революционеры-демократы.

Салон в своем изначальном предназначении – в художественной направленности - вновь возрождается в культуре начала ХХ века. Это было время напряженных духовных исканий, расцвета отечественной науки, искусства. В тот период возникло немало литературно-философских, религиозно-философских, музыкальных салонов, обществ. Их достижения сыграли в дальнейшем важную роль в развитии отечественной культуры.

Однако с началом Февральской, а затем Октябрьской революций салон как явление культурной жизни прекращает свое существование, а сама салонная культура начинает восприниматься как пережиток дворянского прошлого. Целый пласт русской культуры, таким образом, был вычеркнут из процесса культурного наследования. И лишь совсем недавно пришло осознание всей ценности того, что оказалось незаслуженно забыто.

Зарождение и развитие салонной культуры представляет несомненный научный интерес, всецело связанный с преемственностью культурных традиций на современном этапе развития России. Без прошлого, как известно, нет будущего. Вместе с тем особенности возникновения и развития салонной культуры, ее роль в истории российского общества, благотворное влияние на развитие русской культуры исследованы лишь фрагментарно. С этим связана актуальность диссертационного исследования.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется утратой многих преемственных связей и традиций, сложившихся в отечественной культуре. Остро стоит вопрос о духовном возрождении России, которое, как известно, невозможно без обращения к ее историко-культурному прошлому. В связи с этим важно обратиться к тем феноменам культуры прошлого, которые могут быть использованы в процессах духовного подъема современной России. И одним из таких феноменов является русская салонная культура XIX века.

Вместе с тем изучение салонной культуры должно строиться на основе объективного анализа, который позволит исследовать этот феномен всесторонне, акцентируя внимание как на его позитивных, так и негативных сторонах. Необходимо получить целостное представление о данном культурном феномене, но главное - важно понять, насколько необходимо возрождать салонную культуру, и если необходимо, то в каких формах.

Обращение к исследованию русской салонной культуры XIX века поднимает одну их сложнейших проблем культурологии - проблему культурного наследования, которую, к сожалению, нельзя назвать достаточно проработанной в современной научной литературе. Именно анализ проблем культурного наследования может дать ответы на вопросы: как объективно оценить культурную значимость того или иного культурного феномена? насколько рассматриваемый феномен может обрести актуальную культурную ценность?

Возникает необходимость, с одной стороны, проведения исторической аналогии и обращения к ценному опыту прошлого, многие черты которого за последние десятилетия были утрачены, с другой - объективной интерпретации и возрождению традиции салонной культуры (в частности, салонного искусства) применительно к нашей действительности.

Таким образом, актуальность исследования салонной культуры обусловлена, прежде всего, необходимостью объективного изучения культурных феноменов прошлого в связи с задачами духовного возрождения России, поисками того ценного, что было создано в предыдущие годы.

Во-вторых, салонная культура всегда была полифункциональной, удовлетворяя множество потребностей людей, а именно: в интеллектуальном общении, которое отличалось камерностью, эстетической или общефилософской направленностью, элитарностью, возможностями самосовершенствования и самореализации через приобщение к искусству. Развитие салонных форм, в частности, способствовало формированию подготовленной слушательской аудитории, что является необходимой предпосылкой успешного социального восприятия музыки и иных видов искусств. В XX веке механизм расширения круга подготовленной аудитории был частично утрачен, вследствие чего наступило отчуждение значительной части публики от классической музыки (и классического искусства в целом). В связи с этим возникает непростая задача возрождения салонной культуры применительно к современным условиям.

В-третьих, салонная культура была ориентирована на высокие образцы элитарного искусства, отвечала развитому эстетическому вкусу и эстетическим идеалам. Она была ориентирована на людей, обладавших особой художественной восприимчивостью. Определенной части людей современного общества как раз и недостает именно такой культуры. В условиях глобализующегося мира, усиления тенденций унификации и стандартизации, экспансии образцов массово-популистской культуры возникла острая необходимость именно в салонной культуре, ориентированной на высшие образцы художественного творчества.

В-четвертых, до настоящего времени в научной литературе практически не исследованы возможности использования салона для формирования культуры личности. Салонная культура всегда отличалась транслированием определенных правил и образцов этикета, выполняла регулятивную функцию поведения людей (особенно молодежи). Кроме того, была велика значимость салонной культуры в эстетическом воспитании, а также в формировании мировоззрения. Таким образом, велико значение салонов в культурно-воспитательном процессе. Данный потенциал должен быть тщательно изучен и применен в образовательной и воспитательной работе с молодежью.

Итак, комплекс проблем как теоретического, так и практического характера обусловили актуальность выбранной темы диссертационного исследования.



Степень научной разработанности темы

Исследование научной литературы по изучаемой теме позволило сделать следующий вывод: с одной стороны, отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы всесторонне анализировалась салонная культура как культурный феномен; с другой стороны - существует большое количество работ, в которых затрагиваются те или иные аспекты салонной культуры (как правило, выступая в роли объекта дополнительного исследования, прилагаемого к решению более общей проблемы).

Научную литературу, посвященную исследуемой теме, можно подразделить на относящуюся к периоду XIX - начала XX века и современную.

Изучение салонной культуры, как и культуры дворянства в целом, началось в середине XIX века. В этот период появилось ряд книг и статей, посвящённых отдельным представителям дворянской интеллигенции, которые являлись хозяевами салонов. Среди них издания П.И. Бартенева1, С.П. Сушкова2, Н.А. Белозёрской3, И.А. Кубасова4, М.А. Гаррис5, Н. Фатова6, Б. Рапгоф7. Эти работы носили описательный характер, в них отсутствовал анализ салонной культуры как таковой.

В XIX - начале ХХ веков вышел ряд работ, посвящённых истории дворянства в целом, в которых также затрагивались те или иные аспекты дворянской салонной культуры8. Тогда же появилось несколько работ по истории технического образования в России. В них можно найти сведения о месте и роли гуманитарного образования и элементах салонной дворянской культуры в программах этих вузов9.

Первые книги, посвящённые собственно салонной культуре, выходят в 20-е годы ХХ века10. Перу М.О. Гершензона принадлежит ряд работ, в которых поднимаются вопросы, близкие теме данного исследования11. Созданные на основе богатейшего материала, эти работы отмечены превосходным знанием старомосковского быта, тонкостью психологических характеристик, написаны с художественным блеском.

Анализируя современную литературу, посвященную теме исследования, следует отметить работы Ю.М. Лотмана12. В них исследователь излагает результаты теоретического изучения русской культуры вообще и культуры XVIII-XIX веков в частности. В его работах затрагиваются и вопросы салонной культуры, как выражение быта и традиций русского дворянства.

В 1980-90-е гг. в целом возрос интерес к научному изучению истории русского дворянства, истории салонов. В этой связи появляются: сборник трудов «Материалы по истории русской культуры конца XVIII - первой половины XIX века»13; работа «Культура и искусство России XIX века»14, включающая в себя новые материалы и исследования; сборник «Литература и искусство в системе культуры»15; работы А.Д. Сконечной16, совместный труд М.Ф. Зезиной, Л.В. Кошман, В.С. Шульгина17; работа В.Н. Касаткиной18; монографии «Из истории русской культуры»19; «История русской культуры IX - ХХ вв.»20. Все эти исследования внесли большой вклад в изучение русской культуры. Однако тематика, связанная с салонной культурой, рассматривалась здесь достаточно поверхностно, как правило, в связи с историей дворянства.

В 90-х гг. ХХ века в области изучения московских литературных салонов первой половины XIX века весьма плодотворно работала И.В. Канторович. Её перу принадлежат статьи, опубликованные, в основном, в периодической печати и сборниках в 1991-1998 гг.21. В них автор затрагивает обширную проблематику, связанную с русской салонной культурой, а именно: типологизацию салонов, выделение провинциальных салонов и анализ их особенностей, исследование литературно-музыкальных салонов, изучение деятельности отдельных салонов: А.П. Елагиной, Е.П. Растопчиной, И.И. Шувалова и др. Вместе с тем здесь отсутствует целостная концепция салонной культуры.

Монографии известного исследователя российской культуры Н.И. Яковкиной «История русской культуры: XIX век»22 и «Русское дворянство первой половины XIX века: Быт и традиции»23 посвящены наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России XIX века. В связи с раскрытием быта дворянства освещается проблематика салонной культуры.

В последние годы появилось множество работ, посвящённых отдельным представителям русской дворянской интеллигенции, в том числе непосредственным организаторам салонов. Авторы этих работ стремятся раскрыть специфические черты того или иного салона через личностные особенности его хозяина (хозяйки), показав взаимосвязь его (ее) индивидуальности и деятельности. Такова работа М.А. Турьян, одного из лучших знатоков творчества В.Ф. Одоевского24 (его книга об Одоевском названа самим автором не историко-литературным трудом, а опытом целостной биографии писателя), статья Е.М. Грибковой25, посвященная Е.П. Растопчиной, работа Е.В. Анисимова26, исследовавшего деятельность И.И Шувалова, в том числе и как организатора салона. В работе «Пушкинский век» А.М. и М.А. Гординых анализируется деятельность салонов В.Ф. Одоевского, Е.А. Карамзиной27. Шувалову и его салону посвящено исследование Л.Н. Вдовиной28, где анализируется частная жизнь Ивана Ивановича в историко-культурном аспекте. В книге М.А. Гордина «Екатерининский век»29 автор описывает особенные черты характера личности И.И. Шувалова, а так же его влияние на деятельность организованного им салона.

В.Ф. Одоевскому и деятельности его салона посвящена книга Е.Г. Мещериной30 и вступительная статья О. Кузиной к книге «Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы»31. А.О. Смирновой-Россет и ее салону посвящена книга Н.П. Колосовой «Россети-черноокая»32, а также работа И.А. Смирновой «А.О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века»33.

Все работы раскрывают важные стороны общественно-культурной, художественной жизни России XVIII-XIX вв., однако комплексное, многоаспектное изучение деятельности салонов, их анализ как феноменов отечественной культуры с позиции традиций и наследования в современности предпринято впервые в настоящем диссертационном исследовании.

В отдельную группу можно выделить труды, посвященные деятельности литературно-музыкальных салонов Н.Л. Бродского, А.И. Брудного, О.В. Глаголевой, В.В. Муравьева, Б.М. Эхенбаума и др. Исследованию камерного любительского музицирования уделялось большое внимание в работах Е.Ю. Артемовой, Б.В. Асафьева, М.А. Герасимовой-Персидской, Б.В. Доброховой, Е.И. Мокряк, Д.В. Сарабьянова, Л.П. Смирнова, Е.М. Сраго, В.И Шередеги и В.С.Турчина и др.

В той или иной мере вопросы, связанные с деятельностью литературно-музыкальных салонов, рассматривались в трудах, посвященных работе культурно-просветительских учреждений (А.И. Арнольдов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодина и пр.).

Однако в указанных работах исследуется лишь одно из направлений деятельности салонов - литературно-музыкальные салоны, авторы не анализируют само понятие салонной культуры.

Изучение салонной культуры поднимает и более общую тему, связанную с процессами культурного наследования, которая исследовалась в работах И.Г. Гердера, Ж. Маритена, Г. Риккерта, А. Тойнби, Й. Хейзинга, М. Шелера, О. Шпенглера, Э. Фромма, К. Ясперса, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, А.И. Ильина, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского и др. Из современных авторов следует назвать работы Л.М. Баткина, В.С. Библера, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, Ю.Н. Давыдова, И.К. Кучмаевой, А.К. Коненковой, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, М.А. Маслина, В.М. Межуева, В.И. Мельника, Л.Н. Михеевой, В.Р. Расторгуева, Э.Ю. Соловьева, П.С. Сорокина, В.И. Шамшурина и др.

Итак, проведенный анализ научной разработанности темы исследования показал:

- салонная культура практически не изучалась как целостное культурологическое явление, отсутствуют и ее четкие определения;

- большинство работ построено на обобщении эмпирического материала без глубоких теоретических выводов;

- для многих авторов тема салонной культуры имеет сопутствующий характер (например, в связи с историей дворянства или русской культуры вообще);

- в ряде работ дается односторонняя оценка салонной культуры (иногда в угоду идеологическим установкам или имеющимся стереотипам), без учета всех ее сторон;

- отсутствует и типологизация салонов, практически не проанализирована динамика развития салонной культуры.

Проблема заключается в наличии противоречия между объективной необходимостью научно-практического анализа особенностей салонной культуры и неготовностью общественного сознания к восприятию этого феномена в его социальной значимости и полноте.

Гипотеза исследования. Обращение к вопросам культурного наследования открывает возможность увидеть характер исторической трансформации объекта.

Русская салонная культура XIX века может быть рассмотрена двояким образом, с учетом механизмов культурного наследования. С одной стороны, она транслировала культуру определенного социального слоя - дворянства, выражая признаки этой культурно-исторической общности; с другой - может выступать объектом культурного наследования и в настоящее время, поскольку имеет ряд характеристик, придающих ей актуальную культурную ценность.

Традиции, заложенные в начале XIX века в среде аристократии и русского дворянства России, являются одним из механизмов ее самосохранения.

Традиции салонной культуры стали своеобразным способом трансляции и воспроизводства социальных и культурных отношений в России XIX века. Салоны XIX века явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задачи воспитания творческой интеллигенции.

Обобщая вышеизложенное, в диссертационном исследовании делается вывод, что в настоящее время возникли реальные основания, определяющие необходимость изучения русской салонной культуры как культурологического феномена, возникшего в XVIII веке и испытавшего наибольший расцвет в XIX веке, несущего в себе черты как сугубо национального явления, так и явления европейской культуры.

Поэтому целью диссертационного исследования является изучение средствами культурологического анализа сущностных черт, функций, динамики русской салонной культуры в период ее наивысшего расцвета в XIX веке, а также раскрытие ее места и значения в процессах культурного наследования.

Постановка данной цели предполагает решение взаимосвязанных задач, среди которых необходимо выделить следующие:

- рассмотреть салонную культуру как объект культурного наследования, для чего уточнить определение культурного наследования, раскрыть его сущность, а также объекты и механизмы;

- выделить сущностные черты салонной культуры, определить ее место и роль в культурном наследовании;

- раскрыть специфику русской салонной культуры как отражение национальных особенностей российского общества; исследовать взаимосвязь русской салонной культуры с европейской, для чего проанализировать европейские традиции салонной культуры и их отражение в русской салонной культуре;

- на примере русской салонной культуры XIX века выделить и проанализировать функции русского дворянского салона;

- используя средства культурологического анализа, провести типологизацию салонов в России XVIII-XIX вв. по разным основаниям;

- раскрыть специфические черты русских провинциальных салонов XIX века как самобытного явления русской салонной культуры;

- исследовать причины динамики русских салонов XIX века, выявить тенденции их развития;

- проанализировать литературные салоны как одну из форм просветительской деятельности разночинцев;

- изучить особенности русской салонной культуры конца XIX - начала XX века;

- исследовать механизмы культурного наследования русского дворянского салона в вузах России в XIX веке, для чего раскрыть особенности отечественного образования и просвещения в этот период;

- выделить взаимосвязь развития гуманитарного образования и элементов салонной культуры в высших учебных заведениях XIX века;

- обосновать эффективность использования учебного литературно-музыкального салона для образования и эстетического воспитания студентов технического вуза (на примере РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина).

Объект исследования - салонная культура.

Предмет исследования - салон как социокультурный феномен в контексте наследования культурных традиций России XIX века.

Методологической основой исследования явились положения общефилософских и общенаучных методов (диалектический метод, методы системного и структурно-функционального анализа, конкретно-исторический и сравнительный методы и др.). Так, в работе использованы общенаучные методы и принципы: системный (системное описание феномена салонной культуры), функциональный (анализ функций салонной культуры); динамический (динамика изменений салонной культуры) и пр.

Среди философских принципов, составляющих непосредственную методологическую основу работы, выделяются принципы объективности, единства исторического и логического, всеобщей связи, единства практического и теоретического, диалектического развития.

Особо следует подчеркнуть методы культурологии и других наук, использованные при анализе салонной культуры, а именно: диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, конкретно-исторический, историко-культурологический, сравнительно-культурный, метод теоретического моделирования, метод прогнозного проектирования, архитектурно-функциональный, типологический, биографический, семиотический, психологический и пр.

Отдельную группу используемых в диссертационном исследовании методов составили эмпирические методы. Среди них: статистический, анализ документов, контент-анализ и др.



Источниковая база исследования. Изучение салонной культуры, относящейся к XVIII - XIX вв., невозможно без обращения к архивным материалам, раскрывающим те или иные страницы российской истории.

Большое внимание уделено библиографическим указателям различных типов по истории России XVIII - XIX вв., среди которых следует особо выделить многотомный указатель под редакцией П.А. Зайончковского «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях»34.

В ГАРФе были изучены документы, относящиеся к салону К. Павловой35; к персоне и салону И.И. Шувалова36, что повлияло на более полное раскрытие особенностей деятельности названных салонов.

В отделе рукописей ИРЛИ изучены фонды М.Ю. Виельгорского, архив Е.А. Ляцкого (к персоне В.Ф. Одоевского); материалы о салоне К. Павловой, архив Г.Н. Геннади; источники, освещающие историю создания мемуаров А.О. Смирновой-Россет37. В РГАЛИ внимание привлёк подлинник альбома Е.П. Ростопчиной38. Все эти материалы позволяют лучше понять суть салонной культуры того времени.

Отдел рукописей РГБ располагает богатым фондом материалов, связанным с семейством Веневитиновых39; документами, относящимися к салону А.П. Елагиной40. В отделе рукописей РГБ хранится немало источников, освещающих различные стороны жизни М.Ю. Виельгорского41, а также В.Ф. Одоевского42, К.К. Павловой43 и А.Н. Оленина44. Изучение данных материалов способствовало более глубокому пониманию культурной атмосферы того периода, а также раскрытию личностных характеристик организаторов салонов.

В Санкт-Петербургской консерватории находятся рукописные и др. материалы, раскрывающие творчество М.Ю. Виельгорского45. ЦГАЛИ обладает источниками, относящимися к салонам Павловых46, А.П. Ростопчиной47, Е.А. Свербеевой48, А.О. Смирновой-Россет49; в ЦГИА находятся документы и материалы, рассказывающие о М.Ю. Виельгорском50, а также о деятельности салонов XIX в.51. В РГИА, ЦГИА, ЦГИАМе находится корпус источников, позволяющих проанализировать развитие высшего технического образования в России XVIII-XIX вв. и значение в нём гуманитарных дисциплин52.

В диссертации особо выделяются эпистолярные источники, имеющие огромное значение для более полного понимания салонной культуры XIX века. В записках53 и дневнике54 обер-прокурора Сената, сенатора, председателя Театрально-литературного комитета С.П. Жихарева присутствуют сведения о Г.Р. Державине и его салоне. В воспоминаниях президента Академии наук, впоследствии министра народного просвещения, графа С.С. Уварова55 освещается жизнь и деятельность страстного любителя искусств и литературы, устроителя одного из великосветских салонов Санкт-Петербурга А.Н. Оленина. Перу литературного критика П.В. Анненкова принадлежат воспоминания56 о А.Н. Оленине и его салоне. В воспоминаниях музыкального теоретика и педагога Ю.К. Арнольда57 выделены особенности салона В.Ф. Одоевского.

Как пример биографического (автобиографического) повествования, где очень силен мемуарный элемент, в исследовании приводится биография публициста, славянофила А.И. Кошелева58. В этой публикации освещаются вопросы жизни русского общества XIX в. и непосредственно ряд страниц посвящен салонам З.А. Волконской, Е.А. Карамзиной, А.О. Россет.

У известнейшего поэта и критика, товарища (заместителя) министра народного просвещения, князя П.А. Вяземского в его воспоминаниях раскрываются специфические черты салонов З.А. Волконской, Е.М. Хитрово и её дочери Д.Ф. Фикельмон (Фикельмонт)59. Все это позволяет лучше понять суть салонной культуры того периода.

В воспоминаниях писателя Д.В. Григоровича60 подчёркнута демократичность одного из самых знаменитых салонов своего времени - салона М.Ю. Виельгорского. В «Литературных воспоминаниях» Григоровича представлена деятельность салона В.Ф. Одоевского.

В своих мемуарах «Из моей старины» шталмейстер, офицер, участник Кавказских войн и Крымской кампании, впоследствии предводитель московского дворянства, А.В. Мещерский писал о дворянском быте Москвы 1830-х гг., дворянской культуре и салонах Петербурга I половины XIX в.61. Мещерский также раскрывает деятельность музыкальных салонов М.Ю. Виельгорского, Е.А. Карамзиной.

В литературных воспоминаниях И.И. Панаева характеризуется деятельность салона В.Ф. Одоевского62, а также особенности данного салона в связи с личностью его хозяина.

Множество персонажей дворянского общества XIX в. предстаёт на страницах дневника и воспоминаний фрейлины императорского двора А.О. Смирновой. Это и сама Александра Осиповна, и гости её салона, и салон Е.А. Карамзиной63. Многолетним спорам вокруг подлинности воспоминаний и дневника Александры Осиповны был подведён итог их изданием, подготовленным С.В. Житомирской64. Все это представляется достаточно значимым для раскрытия сути салонной культуры XIX века.

В обзоре мемуаров, дневников и др. источников и воспоминания В.А. Соллогуба, который исследовал деятельность салонов, изучал черты быта дворянских домов, давал характеристики дворянской культуры XIX в.65.

При изучении темы салонной культуры были использованы «Журналы Совета Петербургского института инженеров путей сообщения за 1907-1908 гг.»66, «Программа для экзамена воспитанников Института Корпуса инженеров путей сообщения 1816 г.»67; «Речи и отчёты на торжественном собрании Московской практической академии коммерческих наук»68; «Устав высших технических школ: Проект»69 и др. документы, в которых содержатся материалы, касающиеся гуманитарной компоненты в образовательных программах технических вузов XIX века, что дало возможность представить элементы салонной культуры в образовательной деятельности данных вузов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы салонной культуры XIX века и результатах ее анализа, отразившей специфические черты, как российского общества того периода, так и традиции европейской салонной культуры, в выявлении значения русской салонной культуры XIX века в качестве объекта культурного наследования. Конкретно научная новизна выражается в следующем:

- в разработке теоретико-методологических основ исследования процессов культурного наследования, в уточнении категориально-понятийного аппарата («культурное наследование», «объект культурного наследования», «механизм культурного наследования» и пр.);

- в анализе истории возникновения салонной культуры в Европе, проведении типологизации сформировавшихся там салонов и выявлении сущностных черт салонной культуры;

- в исследовании исторических условий и причин возникновения русской салонной культуры, обусловивших ее национальные особенности; в обосновании идеи, что носителем этой культуры выступило русское дворянство, специфика исторического развития которого также оказала влияние на особенности русской салонной культуры; в выявлении влияния европейских салонов и продолжении их традиций в русском дворянском салоне;

- в аргументировании положения, что салоны XIX века удовлетворяли многообразные потребности людей, а именно: в общении, эстетической деятельности, транслировании образцов и правил поведения и пр., что привело к формированию многообразных функций салонов, среди которых на первый план выдвигались коммуникативные, социальной идентификации, эстетические, социально-аксиологические, регулятивные, досуговые и пр.;

- в проведении типологизации салонов по разным основаниям: социальному составу, направленности, местоположению. В связи с этим в работе отдельно рассматривались аристократические и разночинные салоны: музыкальные, литературные, философские, литературно-музыкальные, философско-художественные, политические, литературно-политические и пр.; в исследовании и обобщении деятельности наиболее выдающихся салонов XIX века, выяснении их роли в пропаганде и развитии различных искусств;

- в раскрытии специфических особенностей столичных и провинциальных салонов. Как отдельный вид рассмотрены усадебные салоны, чье существование можно считать специфической чертой русской салонной культуры;

- в исследовании динамики развития русской салонной культуры XIX века, а именно: изучены условия и факторы как экстернальные, так и интернальные по отношению к салонной культуре, повлиявшие на ее изменение. Обоснована идея, что, начиная со второй половины XIX века, в связи с бурными экономическими и политическими событиями изменяется место и значение дворянского сословия, на первый план выходит разночинная интеллигенция, которая формирует свой тип салонной культуры. Впервые на примере отдельных наиболее значимых салонов Петербурга, Москвы и провинции изучен социокультурный феномен русского салона XIX века, проанализированы этапы его развития;

- в аргументировании идеи, что во второй половине XIX века появляются новые функции салона (так, литературные салоны становятся одной из форм просветительской деятельности разночинцев);

- в раскрытии изменений в салонной культуре в «серебряном веке», когда образуется множество как музыкально-литературных салонов представителей новых направлений в искусстве (символизм, футуризм и пр.), так и политических салонов (в том числе салонов правомонархистского толка);

- в изучении механизмов культурного наследования салонной культуры в высших учебных заведениях XIX века, для чего раскрыты особенности отечественного образования и просвещения в тот период;

- в обосновании идеи, что именно гуманитарное образование в высших учебных заведениях того периода давало возможность транслировать элементы салонной культуры в студенческой среде;

- в обобщении практического опыта автора и аргументировании авторской позиции об эффективном применении в учебном процессе в техническом вузе такой формы, как учебный литературно-музыкальный салон: впервые исследовано влияние салонной культуры на современное образовательное пространство, разработаны педагогические основы организации деятельности литературно-музыкальных салонов в технических вузах, сформулированы рекомендации по расширению форм воздействия салонов на процесс обучения студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русская салонная культура XIX века как объект культурного наследования - это феномен, имеющий актуальную культурную ценность. При этом культурное наследование можно представить как процесс распредмечивания тех культурных смыслов (на уровне отдельной личности и общества в целом), которые хранятся в предметном бытии салонной культуры и которые раскрываются, интерпретируются, критически осмысливаются применительно к имеющейся наличной культуре. Это процесс внедрения элементов салонной культуры в общественную практику, в систему социальных и межличностных отношений сегодняшнего дня. Поскольку объекты культурного наследования (в данном случае русская салонная культура) связаны не только с миром вещей, отнесенных к культурным ценностям, но и способами деятельности, символами, духовными смыслами и пр., постольку наследуются и качества самого человека как носителя этой культуры.

2. Салонная культура - это форма организации культурной жизни, имеющая свои специфические особенности, основные цели которой - камерное общение, приобщение к искусству. В этой связи салонная культура предстает как культура, характеризующаяся такими признаками, как специфика места проведения - гостиная частного дома влиятельного лица; особая роль хозяина (хозяйки) салона в организации его деятельности, декоре гостиной, подборе гостей; соответствующие правила поведения, общения, речи и специфические занятия, главные из которых - общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством, занятие искусствами, камерность.

3. Русский дворянский салон представлял собой сложную форму культурно-художественной жизни дворянской России первой половины XIX века, в которой соединяются серьезные, глубокие интересы с развлечением, личное - с общественным, занятия искусствами - с обсуждением вопросов философии и политики. Русская салонная культура продолжает развитие европейских традиций и вместе с тем несет в себе отражение ее национальных особенностей.

4. Как объект современных процессов культурного наследования в русской салонной культуре XIX века есть целый ряд позитивных моментов, которые имеют и сегодня большую ценность, а именно: салонная культура удовлетворяла потребности людей в интеллектуальном, культурном общении, давала знания в области искусства, формировала их эстетические вкус и идеалы, играла огромную роль в выработке мировоззренческих ориентиров, влияла на развитие тех или иных видов искусства и пр. Она подготавливала слушательскую аудиторию к восприятию высокого искусства, служила воспитанию определенных манер и моделей поведения, давала возможность обмена мнениями профессионалам и непрофессиональной аудитории, что служило их взаимному обогащению. Все эти цели салонной культуры созвучны и целям современной культуры.

Среди наиболее привлекательных черт салона - камерность. Салон как камерная форма общения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации культурно-просветительской деятельности. Он полифункционален. В нем может быть создана психологически комфортная атмосфера, способствующая раскрытию творческих способностей личности. Возрождение салонов представляет широкие возможности для формирования духовной элиты общества, подготовленной слушательской аудитории. В настоящее время возникла необходимость пересмотра отношения к салонной культуре.

5. Рассмотрение салонной культуры в качестве объекта культурного наследования требует и выявления ее негативных сторон, от которых следует отказаться. В этой связи можно назвать такие стороны салонной культуры, которые кажутся старомодными, не отвечают реалиям современности (например, чрезмерная манерность, жеманство, в чем-то излишний консерватизм, ролевая дифференциация гостей салона, которая могла надолго заклеймить человека как «провинциала», «шута» и пр., т.е. вела к его унизительной оценке и пр.). Сохраняя базисные черты салонной культуры, возможно модификационное изменение самого салона: например, место его проведения, включение дополнительных функций деятельности и пр.

6. Салонную культуру в известной степени можно рассматривать как противостоящую массовой культуре, с ее ориентацией на «усредненного» человека, представленного как массового потребителя, которому хочется только развлечений. В этом плане салонная культура сближается с элитарной, ориентированной на небольшую группу людей, обладающих особой, художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом. Использование элементов салонной культуры, особенно в работе с молодежью, представляет широкие возможности для возрождения духовной элиты общества, способствует формированию подготовленной слушательской аудитории.

7. Опыт высших учебных заведений XIX века показал возможность и необходимость использовать элементы салонной культуры в студенческой среде. Это внеклассные занятия, проходящие в форме камерного общения, основная цель которых - приобщение учащихся к искусству. Это могли быть и литературные, музыкальные вечера, где литературные и музыкальные произведения исполняли сами учащиеся, и спектакли домашнего театра и пр. Через салонную культуру обучающиеся были вовлечены в процесс культурного наследования; они, с одной стороны, усваивали нормы и идеалы высокой культуры, с другой - выступали в роли ее творцов.

8. Одна из форм возрождения салона в современной культуре - учебный салон, т.е. салон, который проводится в рамках определенной учебной программы, в учебные часы. Исследование показало эффективность такой формы организации учебного процесса в техническом вузе, поскольку позволяет решать целый комплекс задач, связанных с процессами воспитания и образования студентов.

9. Салоны новой исторической генерации выполняют ряд дополнительных функций, не свойственных салону в традиционном понимании. В связи с этим можно говорить о салоне как о дополнительной форме обучения. Создание литературно-музыкальных салонов при учебных заведениях способствует интенсификации культурно-просветительской работы, - развитию исполнительского мастерства, удовлетворению коммуникативных потребностей и более полному раскрытию творческого потенциала учащихся.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что это одно из первых фундаментальных исследований русской салонной культуры XIX века, выступающее как теоретическое обобщение огромного массива эмпирического материала (в некоторой своей части впервые представленного широкой публике). Достигнутые при этом результаты могут быть использованы в дальнейшем теоретическом изучении темы культурного наследования, изучении салонной культуры в целом и русской салонной культуры, в частности.

Так, предложенная типология русских салонов XIX века дает возможность ее дальнейшей конкретизации (например, в соответствии с индивидуальными особенностями «хозяев» салонов, уровнем и содержанием образовательной подготовки, специфической направленностью их интересов, а также организаторской деятельности).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается также в том, что теоретический анализ проблемы, выводы, полученные на его основе, углубляют и расширяют существующие в культурологической литературе представления о сущности, эволюции салонной культуры, рассмотрении ее в качестве объекта культурного наследования.

В диссертационном исследовании прослежены механизмы трансформации салонной культуры России от «золотого», «серебряного» века до советского времени и постперестроечной России. Предложенный теоретико-методологический инструментарий анализа трансформации салонной культуры в историческом контексте может быть основой дальнейших исследований динамики культурных феноменов и обогатит культурологическую теорию знанием динамики социокультурных процессов.



Практическая значимость исследования.

Выводы работы и теоретические материалы найдут практическое применение при чтении курсов по философии культуры, культурологии, искусствоведению, истории русской культуры. Фактические данные и выводы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по проблемам истории русской культуры, при подготовке просветительской программы филармонии, а также иных образовательных программ.

Заслуживает внимания и опыт использования салонов как одной из учебных форм, применимой в педагогической работе в высших учебных заведениях.

Результаты исследования могут использоваться при организации литературно-музыкальных салонов на базе общеобразовательных и музыкальных школ, колледжей и вузов.



Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования нашли отражение в авторских монографиях, статьях, учебно-методических работах. Так, были опубликованы следующие монографии: «История становления художественного образования в технических вузах России конца XVIII-XIX веков». - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004.- (5,5 п.л.); «Традиции салонной культуры в технических вузах России. Век XIX и век XXI». - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - (13,1 п.л.) и «Салон как феномен культуры. Традиции и современность».- М.: Изд-во «Нефть и газ», 2008. – (20 п.л.).

Разработана элективная просветительская программа «Литературная и музыкальная жизнь России XIX века» для студентов технических вузов, а также слушателей ФПК работников нефтяной и газовой промышленности.

Материалы диссертации в течение ряда лет многократно докладывались и обсуждались на кафедре истории мировой культуры РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, на ежегодных общероссийских семинарах «Учебно-воспитательная и кураторская работа со студентами» (2000-2005 гг.) в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина; на научно-практических конференциях, посвященных проблемам формирования гуманитарной среды в техническом вузе (г. Москва - РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Альметьевск – Альметьевский нефтяной институт).

На основе разработанной программы проведено (с 1995 по 2008 год) более 80 литературно-музыкальных салонов с участием симфонического оркестра им. А.П. Бородина Центрального дома ученых Российской академии наук, артистов московских драматических и музыкальных театров, преподавателей РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, аспирантов и студентов, а также хора факультета разработки нефтяных и газовых месторождений «Губкинец», лауреата Пушкинского фестиваля «С веком наравне».



Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.


с. 1 с. 2 с. 3

скачать файл