Современное кино из Германии, показанное в рамках первого культурно-образовательного


с. 1
Новые немецкие
Современное кино из Германии, показанное в рамках первого культурно-образовательного форума в Челябинске, с юмором и иронией перерабатывает даже болезненную историю стены между ГДР и ФРГ.

Если опустить первую ассоциацию, возникающую при произнесении словосочетания «современное немецкое кино», в памяти всплывают следующие имена собственные: Том Тыквер, Тиль Швайгер, Мориц Бляйбтрой, Франка Потенте, Михаэль Ханеке, — а также названия картин вроде «Гудбай, Ленин», «Беги, Лола, беги», «Достучаться до небес». Люди, изредка включающие телевизор, могут вспомнить разные молодежные комедии немецкого производства (что-то типа «Муравьев в штанах»). Зритель более образованный назовет имена классиков немецкого кинематографа: Фолькера Шлендорфа, Вернера Херцога и Вима Вендерса.
Кинофестиваль, прошедший в рамках форума «Дни Германии в Челябинске» на прошлой неделе, позволил расширить представление о текущем моменте в немецком кинематографе и предоставил повод поговорить о нем более подробно.


КОРОТКО О ГЛАВНОМ: НЕМЕЦКИЕ КОРОТКОМЕТРАЖКИ
Весьма характерный тематический пласт немецкого (да и практически любого национального) искусства вообще в 20 веке — история своей страны. А для Германии это, в первую очередь, существование на протяжении более 40 лет двух государств, разделенных стеной. Разрушение последней послужило сюжетной завязкой известного фильма Вольфганга Беккера «Гудбай, Ленин» — лирической трагикомедии о молодом человеке, после объединения Германии создающем для своей матери ГДР в отдельно взятой квартире. Также в Германской Демократической Республике — только теперь уже реальной, а не вымышленной — происходит и действие короткометражного фильма Инго Распер «Всё путем», показанного в рамках «Дней Германии». В этой новелле проиллюстрировано самое начало раздельного существования двух немецких государств. Конкретно же показано то, как жители ГДР обходили запреты на ввоз товаров из враждебной ФРГ. Показано с юмором, иронией, даже с любовью и оптимизмом, что отмечается в самом названии фильма.

Короткий метр вообще можно расценивать как лакмусовую бумажку кинематографа. Любого. Так же малая проза во многом лучше характеризует писателя или литературу отдельной страны, чем крупные формы. К тому же, в малой форме художник может оттачивать свое мастерство, сосредоточиваясь на одной истории, на одном приеме, доводя его до совершенства.
Короткометражные фильмы, вошедшие в сборник «Коротко и со вкусом», действительно отражают всю палитру жанров, тем и технических приемов, присущих немецкому кинематографу.

Многие немецкие фильмы так или иначе критикуют современное общество. Эти произведения остроциальны, но каждое из них — по-своему. Например, картина Анди Ниснера «Бьёрн, или бюрократические препоны», также вошедшая в программу фестиваля в челябинске, — фантасмагорическая сатира, высмеивающая эти самые бюрократические препоны, которые приходится преодолевать главному герою, чтобы получить загранпаспорт на поездку в Турцию. Куда, собственно, загранпаспорт и не нужен. Сам Анди Ниснер превратил этот фильм в театр одного актера — самого себя: он сыграл в картине все роли, кроме подруги главного героя. Наряду с искрометным юмором и динамичностью произведение поражает мастерством композиции: всё на своем месте и всё — по канонам жанра новеллы с непременным новеллистическим пуантом, переворачивающим ситуацию с ног на голову. В общем, блеск.

В иной, более мрачной, тональности выполнен короткометражный фильм Марка Андреаса Бокхерта «Мелочь». Режиссер поднимает в своем произведении такие тяжеловесные проблемы, как социальное неравенство и компромисс со своей совестью, на который идет главный герой фильма, преуспевающий бизнесмен, ежедневно подающий одному и тому же нищему монетку. В порядке благотворительности. А тот моет ему каждый день машину. В порядке благодарности. Однажды у героя не оказывается мелочи — только крупные купюры. И он позорно сбегает от нищего, прячась за спины прохожих. Не найдя его на следующий день на привычном месте, герой ищет бродягу по всему городу. Когда он протягивает нищему 100 евро, тот разворачивается и уходит. Фильм очень подробный, гнетущий — режиссер словно бы дает прочувствовать зрителю остроту показываемой проблемы.

Очень динамичный, современный — тыкверовский — остросоциальный памфлет снял Том Зенкер. «Обычное дело» — трехминутный клип, в течение которого два представительных бизнесмена на ровном месте начинают друг друга избивать. Под агрессивную музыку, с явным знанием восточных единоборств и использованием подручных средств, с кучей мелких колоритных деталей и персонажей на задних планах. Один бизнесмен убрал со своей дороги другого — обычное дело.


ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ: БУРЖУА И БУНТАРИ
Безусловно, остросоциальным, своего рода пощечиной обществу потребления задумывал свой фильм «Воспитатели» Ханс Вайнгартнер, представленный в последний из дней Германии в Челябинске.
Фильм Вайнгартнера во многом вторичен. Главные герои — Ян (его играет восходящая звезда немецкого кино Даниэль Брюль) и Петер — современные бунтари. Как герои, ну скажем, «Бойцовского клуба». Они проникают в богатые дома, наводят в них художественный беспорядок, ничего оттуда не берут и оставляют записку с содержанием «Золотые годы позади» или «Вы слишком богаты». И с непременной подписью — «Воспитатели». Своего рода хэппенинг. Или хиппенинг.

Еще Михаэль Ханеке в фильме «Скрытое» показал поведение, мотивацию и психологию обитателей как раз подобных богатых домов, в чью жизнь вторгается кто-то посторонний. Напоминающий о призрачности безопасности обеспеченного человека. Ханс Вайнгартнер, напротив, показывает нам этих самых «людей с молоточками». Стихийных бунтарей, возмущенных зверствами общества потребления, при котором дети в Индонезии работают по 16 часов в сутки и зарабатывают 9 долларов, чтобы зажравшиеся буржуи могли носить кроссовки за 120 долларов. Как-то так рассуждают эти революционеры, подводя идеологическую базу под свои действия за бутылочкой дешевого вина и косячком травки.

Но наступает переломный момент. Девушка Петера, Юля, врезается на своей машине в «Мерседес» и теперь должна ближайшие годы работать, чтобы выплатить страховку в 94 тысячи евро. Очередной дом, в который пробираются Ян и Юля, оказывается жилищем владельца «Мерседеса». И в один из визитов молодые люди наталкиваются на хозяина, который узнает девушку. Революционерам ничего не остается, как забрать капиталиста и уехать с ним в горы.
За время их пребывания там выясняется, что сам буржуй — бывший левый, участник молодежных революционных движений в 60-х годах. В общем, все становится понятно: «Только подлецы не были в молодости идеалистами, и только дураки остались ими в зрелости». Казалось бы, вот и все художественные удачи «Воспитателей». Плюс, конечно, стоит отметить искренность произведения Вайнгартнера: все революционные банальности, произносимые персонажами, не звучат выспренно.

Но последние слова фильма — «Горбатого могила исправит». Это относится и к «буржую», который хоть и расстался с героями чуть ли не в дружеских отношениях, но все-таки выдал их полиции. Однако финал картины выражает также и взгляд главных персонажей к своему бунтарству и к существующему миропорядку. Другими словами, герои «Воспитателей» посылают свои проблемы куда подальше и переносят свою революционную энергию в сексуальное русло, напоминая своей свободной любовью «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи.


КЛЮЧЕВЫЕ ЖАНРЫ: ФАНТАСМАГОРИЯ И ТРАГИКОМЕДИЯ
Если говорить об излюбленных жанрах современного немецкого кино, то это фантасмагория и трагикомедия. Фантасмагоричен уже упоминавшийся «Бьёрн», на фантастическом допущении строится прославленный фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином», саркастическую фантасмагорию, настоящую сатиру на нынешнюю Германию под названием «День, когда Винстон Нгакамбе приехал в Киль» снял Яспер Аренс.
Аренс использует простейший прием — иронию. Африканский вождь, привезший править в столицу земли Шлезвиг-Гольштейн своего сына, восхваляет на ломаном английском стоящих перед ним немцев: восторгается их телами, умом, развитием и так далее. А камера в это время показывает этих самых немцев, выражения лиц которых свидетельствуют об уме и развитии...

Трагикомичен прекрасный фильм Андреаса Дрезена «Лето на балконе», продолжающий во многом линию «Гудбай, Ленин». Лирическая зарисовка из жизни двух подруг среднего возраста. Днем они борются за выживание, решают свои насущные проблемы, строят личную жизнь, а вечером могут посидеть на балконе за бутылкой вина. В своем особом мире.
Все проблемы, возникающие у них (а их немало), показываются без драматического надрыва — автор умело разбавляет свое произведение крупицами юмора. Картина достаточно тягучая, но не скучная. По той же причине. Сочетание трагического и смешного создает эффект правдоподобности, жизненности изображаемых ситуаций.


ИТОГИ
Показанные в Челябинске и «Лето на балконе», и «Воспитатели», и различные короткометражки (например, «Прочь» Кристофера Вермке), безусловно, восприняли опыт датской «Догмы»: минимум музыки и манипуляций со звуком и кадром, «живая», прыгающая камера. Трагикомедия — это, скорее, дань французскому и итальянскому кинематографу. В то же время очевидна ориентация и на американские фильмы. И на русские.
Вероятно, немецкое кино вбирает в себя элементы разных национальных киноязыков, становясь, пожалуй, ключевым в мировой истории синематографа. И если фабрикой грез по-прежнему остается Голливуд, зато в «царстве грез» немцы по-прежнему «с кем угодно поспорят».

Алексей БОРОНЕНКО

http://gazetachel.ru/razdel.php?razdel=21&id=3989
с. 1

скачать файл