Шелестюк Е. В


с. 1
Шелестюк Е. В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистичеаий аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V Березинские чтения). Вып. 15. - М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2009. – 348 c. C. 329-333.

Шелестюк Е. В.

Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов


Для определения воздействия экспериментальных текстов на компоненты подсознания (сенсорно-афферентный и эмоционально-оценочный) может быть использован метод семантического дифференциала. По мнению Ч. Осгуда, которое разделяют и современные психологи (например, А. Г. Шмелев), семантический дифференциал призван выявить, прежде всего, эмотивную оценку качеств объекта и, в меньшей степени, - когнитивные и поведенческие установки реципиентов в отношении объекта (до или после его предъявления) [Шмелев А. Г. 2002]. Вероятно, большинство бессознательных оценок, установок и отношений можно достаточно достоверно выявить с помощью семантического шкалирования, даже если исходить из традиционной методики Ч. Осгуда. Эта методика заключается в оценке стимула с помощью набора высокочастотных прилагательных и их антонимов (биполярных шкал) на основе факторов EPA (Evaluation – Potency – Activity) – оценка, сила, активность [Осгуд Ч. и др. 1972]. В совокупности три вида шкал позволяют описать сенсорно-эмоциональный образ объекта для конкретного индивида, а также, при обобщении показателей, выявить оценки этого объекта группой и его «ценность» (то есть суммарный показатель оценок положительных качеств). Шкалы могут быть семи-, пяти- и трехбалльными. Для более точного выявления денотативных (а не коннотативных) характеристик объекта рекомендуется использовать в качестве маркеров (дескрипторов) биполярных шкал «вызванные», а не «заданные» характеристики. Такие дескрипторы формулируют (конструируют) сами испытуемые на предварительном этапе теста, цель которого формулируется как «опишите объект». Что касается коннотативных (сенсорно-эмоциональных) характеристик объекта, то их вполне точно можно выявить с помощью традиционной EPA-методики.

Шкалирование EPA предполагает, что, помещая стимульный объект (в данном случае – текст) на положительный полюс фактора Оценка, субъект выражает свое удовольствие этим объектом; помещая его на положительный полюс фактора Сила, субъект испытывает «напряжение», выражает статическое усилие, связанное с репрезентируемым объектом; помещая объект на положительный полюс фактора Активность, субъект испытывает «возбуждение», т.е. подготавливается к быстрым действиям при встрече с динамичным объектом [Шмелев А. Г. 2002: 71].

При этом классическая методика EPA Ч. Осгуда имеет ряд модификаций в русской психологической традиции, стремящейся адаптировать ее к материалу русского языка. Так, двадцать классических шкал Ч. Осгуда (хороший-плохой, неважный-важный, обычный-необычный, глупый-умный, ложный-правдивый, красивый-безобразный; слабый-сильный, мужественный–женственный, злой-добрый, кривой-прямой, разболтанный-пунктуальный, вкусный-безвкусный, неудачный-удачный, твердый-мягкий; активный-пассивный, медленный-быстрый, необычный-обычный, новый-старый, острый-округлый, хладнокровный-восторженный) были трансформированы на материале русского языка Е. Ю. Артемьевой в следующие шкалы: легкий-тяжелый, добрый-злой, чистый-грязный, горячий-холодный, твердый-мягкий, старый-молодой, глупый-умный, громкий-тихий, быстрый-медленный, сытый-голодный, противный-приятный, активный-пассивный, горький-сладкий, смелый-трусливый, сильный-слабый, счастливый-несчастный [Артемьева Е. Ю. 1999]. В. Ф. Петренко, как и ряд англоязычных последователей Ч. Осгуда, посчитал целесообразным увеличить количество факторов; по Петренко, значимыми факторами при оценивании объекта являются Оценка, Активность, Упорядоченность, Сложность, Сила и специфический фактор Комфортность, дающий с фактором Оценка максимальную в матрице интеркорреляций корреляцию r = 0,38 [Петренко В. Ф. 1988]. Однако мы считаем, что в эксперименте по выявлению сенсорно-эмоциональной оценки текстов достаточно использовать трехфакторную схему Ч. Осгуда, включив фактор Сложность в фактор Оценка. При этом за основу могут быть приняты шкалы Е. Ю. Артемьевой, дополненные рядом аналогичных шкал.

В приведенных ниже таблицах содержится описание шкал, использованных нами для выявления сенсорно-эмоциональной оценки текстов.

Таблица 2. Факторы и шкалы для выявления сенсорно-эмоциональной оценки текста методом семантического дифференциала

Фактор Оценка (Отношение)



Номер шкалы в тесте

Название шкалы

Подвид фактора Оценка

1.

хороший – плохой

- общая оценка

8.

5.


25.

добрый – злой

светлый – темный

чистый – грязный


- моральная

- перцептивная (синестезический перенос на моральную оценку)



2.

17.


30.

10.


11.

31.


красивый – отталкивающий величественный – низменный

противный – приятный

гладкий – шероховатый

округлый – угловатый

горький – сладкий


- эстетическая

- перцептивная (синестезический перенос на эстетическую оценку)



9.

28.


простой – сложный

глупый – умный



- интеллектуальная

7.

безопасный - страшный

- эмоциональная (индуцируемые текстом эмоции)

Фактор Сила (интенсивность, потенциальная энергия по А. Г. Шмелеву [2002])

Номер шкалы в тесте

Название шкалы


Подвид фактора Сила


15.

20.


12.

26.


6.

сильный - слабый

могучий - хилый

большой – маленький

твердый – мягкий

легкий – тяжелый


- физические характеристики (синестезический перенос на оценку экспрессивности текста)

а) общая


б) мощь

в) величина

г) твердость

д) тяжесть



13.

14.


грубый – нежный

мужественный – женственный



- эмотивность

а) выражаемые текстом эмоции

б) гендерно-стереотипные эмоции


19.

32.


храбрый - трусливый

счастливый – несчастный



- выражаемые текстом эмоциональная устойчивость и уверенность в себе


29

сытый – голодный

- выражаемая текстом удовлетворенность

Фактор Активность (актуальная энергия по А. Г. Шмелеву)

Номер шкалы в тесте

Название шкалы


Подвид фактора Активность


24.

18.


23.

16.


27.

21.


4.

22.


активный – пассивный

громкий - тихий

быстрый - медленный

холодный – горячий

молодой – старый

веселый – грустный

печальный - радостный

яркий - тусклый



- общая активность

- физические характеристики (синестезический перенос на оценку динамичности текста)

а) громкость

б) быстрота

в) теплота

г) молодость

д) веселость

е) яркость



В целом фактор Оценка нами определяется с помощью четырнадцати шкал, фактор Сила – с помощью десяти шкал и фактор Активность – с помощью семи шкал (всего 31 шкала). Многие шкалы основаны на синестезическом восприятии текста.

Особую роль играют шкалы фактора Оценка, отражающие морально-этические, эстетические и интеллектуальные оценки текста. Эти шкалы, прежде всего, показательны потому, что они иллюстрируют общее отношение субъекта к тексту - принятие или непринятие (плохой-хороший). Также они отражают нюансы восприятия текста с точки зрения оценок (добрый-злой, красивый-отталкивающий, простой–сложный). При этом перцептивная оценка (например, шкалы чистый-грязный, гладкий-шероховатый или легкий-тяжелый) обнаруживает синестезический перенос формальных или содержательных качеств текста на сенсорные впечатления.

Шкалы силы и активности напрямую связаны с оценочными шкалами. Такие шкалы фактора Сила (потенциальная энергия), как сильный–слабый и большой-маленький, синестезически имплицируют оценку экспрессивности текста; печальный-радостный и мужественный-женственный – оценку эмоциональной выраженности; храбрый-трусливый и счастливый-несчастный – оценку эмоциональной устойчивости и уверенности в себе1. Шкалы фактора Активность (активный – пассивный, громкий – тихий, быстрый – медленный, холодный – горячий, молодой – старый, веселый – грустный, яркий - тусклый) имплицируют синестезический перенос на оценку динамичности текста.

Выявив числовые показатели по различным факторам и шкалам, можно определить и внушающее воздействие текста. Чем ближе эти показатели к позитивным полюсам шкал, тем эффективнее воздействие на читателя по факторам Оценка, Активность и Сила. Семантический дифференциал также позволяет интерпретировать нюансы числовых значений шкал и делать выводы о свойствах текста, сопоставляя эти значения со смысловыми структурами текста и его формально-лингвистическими характеристиками.

На уровне смысловых посылов текста внушение проявляется в том, что чем больше смыслы текстов соответствуют личностным смыслам реципиентов, тем позитивнее показания шкал. Это предположение перекликается с выводом В. П. Белянина о том, что те или иные тексты лучше понимаются и выше оцениваются такими типами личностей, которые имеют соответствующие когнитивные и эмотивные структуры [Белянин В. П. 1999: 104-105]. В чисто лингвистическом плане внушение может обеспечиваться композиционно-стилевыми характеристиками текста, своеобразием таких текстовых категорий, как персональность и информационная плотность, а также особенностями «малых» средств текстовой локуции (фоносемантических, морфологических, лексико-номинативных и синтаксических).

Литература

Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева ; ред. И. Б. Ханиной. – М. : Наука : Смысл, 1999. – 350 с.

Белянин, В. П. Введение в психолингвистику / В. П. Белянин. – М. : ЧеРо, 1999. – 128 с.

Осгуд, Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Семиотика и искусствометрия. – М. : Мир, 1972. - С. 278-298.

Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 207 с. : ил.



Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. – СПб. : Речь, 2002. – 480 с.

1 Выявляя подвиды трех основных факторов и определяя тот или иной синестезический перенос, мы описались на систематику личностных черт А. Г. Шмелева [2002].

с. 1

скачать файл