Семинара «Обнаружение признаков насилия, жестокого и небрежного обращения


с. 1
Насилие. Главное – не допустить беды.
11 июня 2013 года в доме культуры города Абая прошел семинар-тренинг для представителей органов управления, служащих, педагогов и родителей, организованный Общественным объединением «Город, дружественный к ребенку». Тема семинара «Обнаружение признаков насилия, жестокого и небрежного обращения к детям» серьезна и важна, тем более что в 2011 году Абайский район присоединился к глобальной международной инициативе ЮНИСЕФ «Город, дружественный к ребенку».

Ведущая семинара, председатель ОО «Город, дружественный к ребенку» Людмила Николаевна Ким, начала встречу с того, что напомнила собравшимся о главных целях и задачах проекта «Город, дружественный к ребенку» и об основных положениях Закона РК «О профилактике бытового насилия», который был принят в нашей стране в 2009 году. Участникам семинара был показан документальный фильм о самом законе и о том, какие виды бытового насилия он предусматривает: физическое насилие — умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли; психологическое насилие — умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития; сексуальное насилие — умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним; экономическое насилие — умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право, что может вызвать нарушение физического и (или) психического здоровья.

Широко распространено обывательское мнение, что настоящим насилием в семье, требующим вмешательства со стороны, являются только уголовно наказуемые деяния - такие как сексуальные действия или нанесение увечий. Остальное, как говорится, «дела семейные» и никого, кроме членов семьи они не касаются. На самом деле это не так. Не только по совести и здравому смыслу, но и с точки зрения закона общество не может и не должно оставаться в стороне от этой проблемы. Домашнее насилие – нарушение прав человека, и потому это не частное дело отдельной семьи, особенно если в семье воспитываются дети, а вопрос, требующий вмешательства на государственном уровне.

Насилие в семье - огромная социальная и социально-психологическая проблема. И существует она не только в неблагополучных семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом или наркоманией, но и в обеспеченных семьях, кажущихся со стороны вполне благополучными. Домашние тираны и деспоты есть среди людей с самым разным уровнем образования, любой национальности и социальной принадлежности.

Для оказания помощи жертвам бытового насилия во многих городах Казахстана создаются центры поддержки семьи. В рамках сотрудничества ОО «Город, дружественный к ребенку» с другими неправительственными организациями на семинар была приглашена Панасиди О.Ю.– руководитель Центра поддержки семьи города Абая. Она рассказала присутствующим о том, как создавался центр, каковы его цели и задачи, о том, какую помощь оказывают работники центра лицам, подвергшимся насилию в семье и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конечно же, как правило, это женщины и дети.

Всякое насилие в семье наносит серьезные психические травмы, прежде всего, детям. Но самое страшное, когда сами дети подвергаются жестокому обращению со стороны людей, которые по определению обязаны их защищать, оберегать, проявлять заботу и любовь. Любые действия взрослых (а также бездействие со стороны окружающих), которые наносят вред его физическому и психическому здоровью, развитию и благополучию, ущемляют его права или свободу, являются насилием. Жестокое обращение может проявляться не только в форме физического или сексуального насилия, но и в применении недопустимых способов воспитания, в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей. Все это негативно сказывается на развитии ребенка как личности, меняет всю его сущность, искажает его внутренний мир.

В 1990 году Ролан Быков снял десятиминутный фильм «Я больше сюда никогда не вернусь» («Люба») о судьбе шестилетней девочки, которую с побоями и проклятиями гонит из дома вечно пьющая мать. Девочка прячется в глухом уголке, где хранит свои игрушки. Но кроме реальной окружающей ее действительности она ничего не знает, и игры ее сводятся к воспроизведению все тех же кошмаров, от которых она скрывается: брань, побои, смерть братика. Со словами «Я больше сюда никогда не вернусь!» ребенок бросается с крутого обрыва в реку и попадает на небо. Эта новелла, снятая по заказу ЮНЕСКО и вошедшая в международный киноальманах «Haw are the kids», не оставила равнодушными и участников семинара, как яркая и страшная иллюстрация к главной его теме – насилие в семье приводит к трагическим, непоправимым последствиям. Даже, если ребенок не погибает, как героиня фильма, его психика искалечена, и у него есть все шансы стать таким же насильником, как тот человек, от которого он сам страдал. Он может решить, что жестокое физическое и моральное обращение с детьми это нормальная жизнь. Как известно, насилие порождает насилие. Раннее вмешательство может помочь ребенку восстановить его психику после насилия.

В ходе практической части семинара слушатели вместе с ведущей попытались назвать и описать такие признаки жестокого насилия.

Например, физическое насилие можно распознать не только по внешнему виду ребенка и характеру травм, но и по особенностям психического состояния и поведения:

боязнь физического контакта с взрослыми;

стремление скрыть причину травмы;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

раздражительность;

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

попытки суицида.

Психологическое насилие можно заподозрить, обратив внимание на следующие особенности состояния, развития и поведения ребенка:

задержка физического и умственного развития;

нервный тик, энурез;

проблемы с едой;

постоянно печальный вид;

различные соматические заболевания;

беспокойство, тревожность, нарушения сна;

длительно сохраняющееся подавленное состояние;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

излишняя уступчивость или осторожность;

плохая успеваемость.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии;

частая вялотекущая заболеваемость;

задержка речевого и моторного развития;

постоянный голод;

кража пищи;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность и импульсивность;

антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Пожалуй, труднее всего говорить о признаках сексуального насилия над ребенком, потому что у любого нормального, психически здорового человека в голове не укладывается, что такое вообще можно совершать в отношении детей. Но, увы, действительность такова, что сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. Распознать его позволяют следующие особенности состояния и поведения ребенка:

ночные кошмары, страхи;

несвойственные характеру сексуальные игры,

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка;

отчужденность;

эротизированное поведение.

Участники семинара пришли к выводу, что проблема насилия над детьми не может быть решена без совместных усилий государственных институтов, полиции, медиков, педагогов, психологов и конечно же и самих родителей.

В программе семинара немало внимания было уделено обсуждению такого понятия, как буллинг в школе. Сам термин «буллинг», ставший международным, пришел к нам сравнительно недавно, но явление, которое он обозначает, к сожалению, всем хорошо и давно известно. В переводе с английского буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному. Обычно школьный буллинг разделяют на две основные формы: физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и т. п. и психологический  – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. А к форме психологического буллинга можно отнести:   вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);  обидные жесты или действия;  запугивание;  изоляция или бойкот (кстати сказать, длительный бойкот – самая частая причина детского суицида);  вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);  повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);  школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

К сожалению, приходится сталкиваться и с тем, что даже когда в школе травля одного ребенка другими детьми становится очевидной, и ее замечают все, взрослые иногда стараются не вмешиваться, не пресекают ее и не оказывают помощь ребенку-жертве.

Так как же противостоять буллингу? Участники семинара сошлись на мнении, что заниматься этой проблемой должны специально подготовленные люди. Был обсужден опыт работы США по материалам Института Семейного Воспитания города Астана. - В США выделяются значительные средства на развитие антибуллинговых программ. В стране работает система подготовки консультантов по предотвращению буллинга. В задачи такого подготовленного специалиста входят: распознавание тревожных признаков явления и сбор информации, оценка ситуации распространенности буллинга в школе, обучение персонала школы стратегиям изучения и вмешательства в буллинг, а затем передают эти обязанности администрации школы, персоналу и учащимся.

В ходе семинара перед слушателями выступали специалисты Абайского района: старший УИПГДНУВД Абайского района капитан полиции Калташева О.В., подростковый врач Центральной больницы города Абая Кожахметова К.Р., педагоги школ и детских садов, социальные работники, психологи, так как проблемы насилия над детьми, жестокого и небрежного к ним отношения касаются всех граждан нашей страны и они не могут быть решены без совместных усилий.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка дети имеют право на физическую, личную неприкосновенность и защиту от «всех форм физического или психологического насилия». Конвенция гласит: насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. Не имеют оправдания также и равнодушие, безучастность взрослых к этой проблеме. Хочется верить, что участники семинара, после его окончания задались вопросом: «А что я могу сделать для того, чтобы содействовать защите детей моего района от насилия?»


ОО «Город, дружественный к ребенку»
с. 1

скачать файл