«Рок-движение»


с. 1

ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

РЕФЕРАТ


по теме:

«Рок-движение»


Автор: ученик 9 «А» класса

Константин Васильев



Руководитель: Молев Антон Ильич

Москва, 2013



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 3

ГЛАВА 1. Субкультура или контркультура: теоретический спор 4

ГЛАВА 2. История рок-движения 9

ГЛАВА 3. Творчество «Slipknot» как образец современного рока 13

Заключение 18

Список литературы и источников 19





Введение


Как известно, в наше время рок по-прежнему является одним из популярнейших направлений музыки, оказывая при этом существенное влияние на современную культуру в целом. Огромное количество людей заинтересовано в рок-культуре. Более того, если на этапе своего становления и распространения рок был, прежде всего, востребован среди молодежи, то сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что его аудитория существенно расширилась. Феномен рок-музыки как формы контркультуры исследован давно и достаточно глубоко. Однако в данной работе будет предпринята попытка анализа рока с учетом его трансформации в современных условиях.

Термин “контркультура” появился в западной литературе в 1960-е гг. и отражал либеральную оценку ранних течений хиппи и битников. Его авторство принадлежит американскому социологу Теодором Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен. В настоящее время существует несколько подходов к изучению феномена контркультуры, которые будут представлены в данном реферате.

Цель данного исследования – проанализировать рок-музыку как форму контркультуры в динамике его развития: с момента зарождения, в процессе становления и в ее современном состоянии. Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:


  1. Рассмотреть понятия «субкультура» и «контркультура» в рамках существующих подходов в современной науке.

  2. Проследить изменение рок-культуры (содержание текстов музыкальных произведений, социальная направленность затрагиваемых проблем, основная аудитория) от начального этапа существования до настоящего времени.

  3. Проанализировать творчество выбранного музыкального коллектива.

  4. На основе исследования современной рок-группы «Slipknot» дать характеристику феномену рок-культуры на данном этапе развития.

Для написания данной работы будет использовано произведение Мельвиля А.Ю. и Разлогова К.Э. «Контркультура и новый консерватизм» и энциклопедия под ред. Левита С.Я. «Культурология ХХ век» в качестве теоретического материала о понятии «контркультура». Также мной была использована научная работа Кнабе Г.С. по теме «Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры», так как в ней подробно описывается рок-музыка в истории.


ГЛАВА 1. Субкультура или контркультура: теоретический спор


В настоящее время происходит новый всплеск интереса к рок-музыке и рок-культуре в целом, но она не является мейнстримом1, как в первые два десятка лет с момента ее появления. Рок на протяжении всего существования оказывает значительное влияние на современную культуру. Существует немало научных работ, в которых упоминается и рассматривается феномен рок-музыки как формы контркультуры. В данной работе будет предпринята попытка проанализировать современное состояние рок-культуры в условиях общества постмодерна2. Прежде чем приступать непосредственно к анализу описанного выше явления, необходимо определить базовые понятия, на которых будет выстроен этот анализ. Начиная с 60-х годов прошлого столетия и до настоящего времени, в научной среде не утихают споры о том, как правильно трактовать феномен рок-музыки: как разновидность субкультуры или как ее особый вариант – контркультуру. Рассмотрение данной научной проблемы и будет посвящена первая глава настоящего исследования.

Контркультура – это понятие в современной культурологии и социологии, использующееся для обозначения социокультурных установок, противостоящих основным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также часто употребляется в качестве характеристики молодежной субкультуры 1960-х годов, отвергавшей современную ей культуру как «культуру отцов».

К выразителям идей контркультуры относят себя такие теоретики, как Чарльз Рейч, Теодор Роззак, Филипп Слейтер и другие, хотя, конечно, круг был гораздо шире3. Термин «контркультура» принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался соединить различные духовные направления, нацеленные против доминирующей культуры в некий относительно целостный феномен – контркультуру.

В конце XX века культурологи пересмотрели роль контркультуры в общественном развитии. Эта тема перестала быть периферийной, посредственной. Многие исследователи убеждены, что данный вопрос позволяет, наконец, постичь саму культуру как уникальное явление, распознать механизмы ее обновления и преображения. В истории культуры образуются такие ситуации, когда локальные совокупности ценностей начинают претендовать на своеобразную универсальность. Они диктуют новые ценностные и практические установки для социальных общностей. В этом случае это явление перестает называться субкультурой, а становится скорее контркультурной тенденцией.

С одной стороны может показаться, что свойство субкультур не исчезать и возобновляться, делает термин контркультуры излишним, но в контексте современных исследований он обретает глубокий смысл. Культура развивается вовсе не путем элементарного пополнения духовных ценностей. Если бы процесс культурного творчества шел размеренно, без резких и сложных изменений, то сегодня мы бы имели монокультуру, с огромным количеством ответвлений.

Культурный процесс, подобно научному, порождает новые культурные эпохи, радикально различные между собой. Под действием культуры регулярно происходят изменения во взглядах. Эти метаморфозы порождает контркультура. Это понятие, которое указывает на общесоциальный характер такого рода преображений.

В истории постоянно происходят изменения социальных реалий, зарождаются новые духовные ценности. Этот процесс распада старых форм жизни и рождение нового спектра мотивов приводит к «брожению», которое требует своего выхода. Правда, далеко не все эти искания основывают новую культуру, но для зарождения новой эпохи необходимы иные ценности, меняющие полностью структуру жизни.

В понимании философии культуры, контркультура всегда показывает себя как механизм культурных новинок. Значит, контркультура способна обновляться. Рождение новых ценностей указывает нам на скорое появление новой культуры. Стало частым мнение, что контркультура - это пережиток прошлого. «Официально основная культура устояла перед натиском контркультуры, вобрав в себя элементы ее тенденций и при этом сохранив собственную основу.»4 В современном мире, после пересмотра трудовой этики (приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение), смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности (фундаментализм, целесообразность), традиционная протестантская культура теперь заменена модернистской культурой (итал. modernismo — «современное течение»).

Понятие «контркультура» наделяют совсем другим значением, нежели понятие «субкультура». Сохраняя и обновляя себя самих, субкультуры одновременно с этим провоцировали настоящую ценностную революцию. Значит, контркультура – это совокупный эффект поисков нового ценностного основания современной культуры.



Субкультура - понятие в социологии, антропологии, и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. Известным примером являются молодёжные субкультуры.

Борьба с господствующей культурой, рождение новых ценностных и практических комплексов – процесс, постоянно повторяющийся в мировой культуре. Рождение христианства по своей сути – контркультурный феномен в столкновении рождающейся христианской Церкви с Римской империей. История христианства в Европе началась с борьбы с доминирующей культурой. В равной степени отход от христианской культуры предполагает в самом начале смену ценностей. Религиозная и светская культура, в большинстве случаев, при своем становлении исповедует отречение от официальных устоев, как мировоззренческих, так и этнических.

Культура конкретной эпохи, как и любая другая, возникает в процессе осознания того, что предыдущая парадигма5 была неверной. Например, христианство возникло как разрыв античности в языческом сознании. Движение киников античности, романтиков в конце эпохи Просвещения в Европе можно также считать контркультурными движениями.6

Рок-культура – это одно из явлений молодежной субкультуры, берущей начало в Великобритании и США в 60-х годах прошлого века вокруг нового музыкального стиля и выражающей протестное настроение. «Рок – это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодежной революции»7, - писал журнал «Rolling stones» в первой половине 1960-х годов. Контркультура является ядром рок-культуры. Значит, рок- это прежде всего, не искусство, не идеология, а образ жизни и система ценностей. Поэтому и возникает социальная направленность рока и весьма шокирующее выражение триадой: пансексуализм, наркотики и музыка. Рок-культура образовала несколько феноменов: сленг и стиль одежды, рок-периодику, рок-энциклопедию, сэйшен (рок-концерт) и так далее. Основой рока является музыка, представляющая собой смешение ориентальной и западной фольклорных традиций. Отсюда в роке присутствует «горячее» интонирование блюзовых нот, законченное оформление и упрощенная импровизационность блюза.

Принято считать, что годом рождения рока является 1954 год, когда появился рок-н-ролл: Элвис Пресли выпустил первую коммерческую пластинку. Правда, только в 1960-х годах формируются и завоевывают общественное признание такие классические рок-группы и исполнители, как «The Beatles», «Rolling stones», Боб Дилан. В это время рок-музыка выражала протест против войны во Вьетнаме. Возникают такие организации, как «Рок против войны», «Рок против расизма». В конце 60-х годов развивается андеграунд-рок. В Америке он стал выражением движения хиппи. В Великобритании связь между роком и контркультурой была более опосредованной.

Воплощением на практике рок-культурных ценностей стали знаменитые музыкальные фестивали, которые впоследствии стали культовыми. Одним из главных принципов рок-действ является хэппенинг (действие, ситуация, которые не полностью контролируются «художником», не имеет четкого сценария – частичная импровизация)8, который способствует эмоционально-психическому самовыражению и отвечает контркультурному требованию раскрытия личности. Также этому служит и практика самодеятельного музицирования, свойственная рок-культуре.

Приоритет на рок-концертах имеют невербальные формы общения, хотя текст играет немалую роль. В рок-действе текст, музыка, свет, танец, костюм представляют собой одно целое, направленное на подсознание, вызов неведомых ощущений и реакций. Ярко выраженный ритм, единство чувств и физических ощущений, хэппенинг, громкий звук, - все это наделяет рок-музыку способностью к суггестии (внушению). Также интернационализм и демократизм рока делают его единым языком молодежи. Метрополией рока принято считать англоязычный мир, но его принципиальная фольклорная база дала возможность самостоятельно развиться национальным направлениям этого музыкального жанра там, где его существование связано с практикой социального протеста.

В семидесятых годах ХХ века возникает панк-рок, стремящийся нетрудными музыкальными средствами и эпатажной практикой выразить протест против коммерциализации рока. Наиболее известные из них – это “Sex pistols” и “KISS”.

Начиная с 1980-х годов, на Западе рок перестал быть философией жизни. А стал восприниматься только как предмет искусства. Сегодня тенденции изменения рок-культуры таковы. С одной стороны, из рока вымывается его контркультурное содержание из-за его коммерциализации – рок становится модой, подобно поп-культуре. Если сказать, что рок перестал являться маргинальной культурой (пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур), то это равнозначно высказыванию, что он перестал быть роком. С другой стороны, рок-искусство подвергается эстетизации и элитаризации, выражающейся в развитии таких жанров, как рок-опера, арт-рок, джаз-рок и др.

Значение рок-культуры в итоге сводится к тому, что, будучи наследницей контркультуры, она вносит в буржуазное общество альтернативную систему ценностей. Также она является постоянным обновителем массовой музыкальной культуры.

Подводя итоги, следует сказать, что рок был популярнейшим направлением музыки и своеобразной философией жизни во второй половине ХХ в. С 1960-х годов по 1980-е рок развивался: появлялись новые стили, направления и, конечно, музыкальные коллективы. Рок-музыку нельзя с уверенностью отнести к субкультуре или контркультуре, как минимум, потому что рок за всю свою историю не раз менялся, а значит, в некоторые периоды его логичнее было бы определять как субкультуру, а в иные – как контркультуру. Далее в своей работе я буду придерживаться точки зрения, что рок-это все-таки форма контркультуры, нежели субкультура. В следующей главе будет предпринята попытка провести сравнительный анализ рока двух эпох: с одной стороны - заключения исследователей о роке прошлого века (до 1990-х годов), а с другой – характеристика современного этапа развития рок-музыки, в частности на основании исследования мной творчества одной из наиболее популярных сегодня рок-группы «Slipknot».


ГЛАВА 2. История рок-движения


«Мы стали голосом поколения», — сказал некогда Пол Маккартни9, и очень многих волновал вопрос о том, что стало, а главное, что станет с этим поколением и с его ценностями дальше.

В этой главе речь пойдет о западном роке – выводы, на нем основанные, не полностью будут находить подтверждение в роке советском или российском. Предметом рассмотрения явится творчество наиболее ранних, таких как «The Beatles», и самых поздних, вроде «Slipknot».

«…Прежде року было присуще определенное моральное содержание, — говорил в сравнительно недавнем интервью один из известных на Западе рок-музыкантов. — Сегодня такое впечатление, что группы единственно, к чему стремятся, — это добиться хита. Тут все нормально, нет ничего плохого, но только этого недостаточно. Что-то исчезло, что-то неуловимое, неписаный кодекс чести, устанавливавший, что "они" противостоят "нам". Я не очень знаю ни кто такие "они", ни, по правде говоря, кто такие "мы", но я уверен, что есть "они" и есть "мы" и что я против них, кто бы они ни были»10

Здесь говорится о том, что музыка – не основное или, в любом случае, не единственное содержание рока, самой музыки и успеха, основанного на ней, «недостаточно»; главное в роке – позиция нравственная и «неписаный кодекс чести»; что базовой чертой кодекса является противостояние: «Я против них, кто бы они ни были» и ощущение среды: «Есть «они» и есть «мы»»; что противостояние носит не общественный, не политический и, скорее, не идеологический, а экзистенциальный (существования) характер: «Я не очень знаю ни кто такие "они", ни, по правде говоря, кто такие "мы"»; что все эти свойства рока относятся к раннему его этапу, к «прежде», ныне же он отходит от былого своего облика, и выражается эта эволюция главным образом в переориентации от «морального содержания» к музыке как таковой и к коммерческому успеху — «добиться хита». Тут обозначены чуть ли не самые значительные характеристики рока как многозначного, но, вместе с тем, и целостного явления и его исторической эволюции.

Послевоенная рождаемость в Европе оказалась особенно активной, и вследствие этого на рубеже 1950-1960-х годов огромная часть общества оказалась состоящей из подростков 13-19 лет. Многие обстоятельства способствовали превращению их в суверенную социальную, духовную и в материальную силу. Их объединяло ожидание демократизации жизни, простоты, свободы и равноправия, обещанных правительствами во время войны с фашистской Германией, но теперь не спешившими претворять это в жизнь; объединяло стремление протестовать, выражать свои разочарования и ожидания на абсолютно новом языке – на языке поведения в обществе, вкусов, ценностей, вещей, способов развлечения и т.д. В общем, объединяла их всех пережитая ситуация отчуждения их от государства традиционной социальной структуры и культуры и ревностная потребность найти выход из этой ситуации.

Рок зародился именно в это время: в 1963-1968 годы складываются почти все наиболее известные группы классического рок-н-ролла. Связь с ним рок сохранит навсегда.

В основе жизненной позиции и музыки ярко отображалась «горчинка противостояния»11. Противостояния только что описанной ситуации, которая в то время получила название «истеблишмент» - правящие и привилегированные группы буржуазного общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство.

«Меня зовут улитка Сольми. Это моя философия и ощущение меня в мироздании. Я хочу жить в том самом мире, который я рисую. Я рисую то, чего нету, но что очень и очень хочется. Это мой побег от коррозии, трещин на асфальте, от безликих домов. Я просто убежал, потому что я рожден не для этого мира, где надо бороться. Я не приспособлен к борьбе, ну не приспособлен, как меня ни крути. Я не хочу ничего делать, я не хочу лгать, не хочу обманывать, не хочу пробивать себе дорогу куда-то. Не хочу, потому что не вижу смысла. Я счастлив тем, что живу для себя и для своих друзей, потому что я такой же, как они»12. Эта цитата довольно ясно излагает положение вещей в сознании рок-молодежи того времени. Рок-музыка сначала была частью стихии протеста и должна была выразить ее. В большинстве своем, рок-музыканты не имели музыкального образования и нигде не учились музыке, а иногда даже не имели среднего образования.

Среди слушателей и исполнителей преобладали разнорабочие.13 Это положение вещей было осознано участниками, афишировалось и подчеркивалось ими и во внешнем виде, и в манере речи, и в атмосфере концертов, и, конечно же, в самой музыке, простой, повторяющей мотивы городского фольклора, а в текстах песен – вечную и непременную тему «парень - девушка». В связи со всем этим, в эту музыку вносились элементы эпатажа, по современным меркам еще довольно умеренные, - сильная громкость музыки, бьющий по нервам ритм, цикличное повторение одного и того же музыкального фрагмента. Также было общепринятым общение с залом, раскованное и вызывающее поведение музыкантов и слушателей. Обаяние рока основано на таком сочетании музыки и через нее передаваемую атмосферу братства, молодости, простоты, солидарности и свободы. Их тогда испытал каждый, послушавший «Don't be cruel» Элвиса Пресли, «Rock'n'roll Music» Чака Берри или «Yellow Submarine» Джона Леннона.

Трактовались три основные проблемы, с точки зрения рока: тиражируемость культуры, эстетика имиджа, этика протеста. Эстетическая программа рок-музыки может быть реализована без всякого обращения к технике репродуцирования. Большинство сегодня известных групп, западных и не только, начинали свое творчество в подвалах, гаражах, клубах и школах и создавали там полноценную рок-музыку, даже не промышляя о студиях и записях. Но настоящим «входом и пропуском за порог» рок-мира все-таки стало техническое тиражирование, что и доказывает сращенность рока со всей технической цивилизацией и, собственно, с самим принципом репродуцироемости. Она делает все накопленные ценности общедоступными, входит в общество, но, с другой стороны, как будто разменивает в повседневности свою художественную подлинность и уникальность.

В роке эта двойственность проникает глубже, чем в других искусствах, связанных с техникой, в сам процесс создания произведений.14 Пластинка или компакт-диск не воспроизводят изначально существующий вне их оригинал, как при репродуцировании произведений традиционного искусства, асами являются «оригиналом»: музыка на них не может ни при каких условиях быть точно исполнена «live», ибо возникает лишь как результат бесчисленных записей, наложений и микширования, перемещений источников звука в пространстве студии, модификаций звукозаписывающих аппаратов. В итоге создается принципиально отличная от традиционной модель художественного творчества.

Эстетике рока присуща та же двойственность. Выходя на сцену, актер всегда что-то или кого-то непременно представляет. Но ведь актер традиционного типа заведомо отличается от своего персонажа, действует в абстрактной сфере искусства и изображает жизнь; а мироощущение рок-н-ролла, каким оно было изначально, требовало тождества с создаваемым образом, так как вся его эстетика основывалась на реальной жизни как величайшей и основной ценности.

Итак, рок как социокультурное явление зародился в США после Второй мировой войны, социальные и духовные последствия которого во многом способствовали становлению рок-движения. Победа в войне вызвала всплеск стремления к свободе в сознании молодежи. Однако господствовало соблюдение прежних норм, устоев. Цель рок-движения – призыв к свободе. Рок-музыка – это протест. Музыканты не были профессионалами, концерты проводились в гаражах, подвалах, клубах, школах. Заработок был далеко не первостепенной причиной концертов. После того как «The Beatles» и Элвис Пресли стали знаменитыми, впервые появилась коммерческая составляющая рока: масштабные концерты, записи, пластинки. В связи с этим появилась двойственность рока: исполнение музыки «live» - это ключевое составляющее рока, но неизбежно происходит репродуцирование музыки. Рокеры выделяли три проблем того времени: тиражируемость культуры, эстетика имиджа, этика протеста.15

Для получения представления о роке нынешнем, в следующей главе мной будет проведен анализ творчества группы «Slipknot» как одной из наиболее репрезентативных рок-групп нашего времени. После этого можно будет проследить изменение рок-культуры и рок-музыки во времени и сделать определенные выводы.



ГЛАВА 3. Творчество «Slipknot» как образец современного рока


Так как в моем исследовании речь шла только о западном роке, то, конечно же, мной не было сделано исключение в выборе музыкальных групп. Группы были выбраны мной, как наиболее популярные, по мнению музыкальных журналов: «Rolling Stones», «Kerrang» и «Hit Parader». Наиболее популярные группы являются наиболее репрезентативными, то есть способны подробным образом описать свою публику: интересы, переживания, наиболее интересные сферы жизни, ценности и так далее. Также следуя из этого можно получить представление и об обществе в целом. Например, какая его часть слушает ту или иную музыку.

Для анализа творчества музыкальных групп мной был разработан собственный алгоритм. Как мне кажется, пункты, отраженные в нем наиболее всего подходят для исследования группы, с целью обозначить основные тенденции, присущие современной рок-музыке в сравнении с роком прошлого века. Наиболее важными, базовыми пунктами анализа я считаю «текст», «музыка» и «сравнение образа жизни и сценического образа»: первые два пункта необходимы для понимания того, что музыканты хотят донести до публики и к чему они ее побуждают; третий пункт является ключевым в сравнении современной рок-группы с ранними группами, так как он раскрывает отношение к рок-философии. Выглядит алгоритм так:



  • Текст

  • Музыка

  • Внешность исполнителей

  • Концерт как шоу

  • Образ жизни

  • Сравнение образа жизни и сценического образа

Группа, творчество которой было мной исследовано – это «Slipknot». «Slipknot» - это американская группа, исполняющая музыку в стиле ню-метал. Группа основана в 1995 году, хотя первые признаки её существования датируются 1992 годом, когда был сформирован минимальный состав. В последние годы группа обрела невероятную известность.

Тексты песен

Все участники группы родом из штата Айова, в честь которого был назван их третий по счету альбом, выпущенный в 2001 году. Их детство осень сильно отразилось на их творчестве. Многие из их песен о том, как они теряли надежду, выживая на преступных улицах, и как они ее больше никогда не нашли. Этому посвящена песня «All hope is gone». «Вся надежда ушла. Многие люди смотрят на это пессимистично, и во многих случаях, так и есть, если ты продолжаешь пытаться и решаешь свои проблемы одним и тем же способом снова и снова. Эта песня - образ того, что такое Slipknot. Только если ты думаешь, что ты понял нас, - бросай все надежды, потому что этого никогда не будет,» - сказал Кори Тейлор (солист и один из лидеров группы) в пояснение этой песни в одном из своих интервью. Философия группы в том, чтобы смириться с тем, что мы, люди, не нужны никому, кроме себя самих, никакого счастья нет и быть не может.

The ending's the same / the world will not change

The answer is clear... Annihilation

Это строки из песни «Wherein Lies Continue». Переводится дословно, как «Конец один! Мир не изменится! Ответ однозначен… Уничтожение…». Эта песня обращена к правительству. Это протест. Обвинение верхов в их лживости и безразличии. В этом явно прослеживается панковское настроение, что является довольно предсказуемым, если знать, насколько сегодня популярна панк-музыка.

«Slipknot» неоднократно обвиняли в сатанизме. Такое заявление было спровоцировано песней «The heretic anthem» («Гимн еретика»), которая, по словам Кори (солиста) звучит как «Fuck You» в отношении всей музыкальной индустрии и продажным группам. Фразы «If you're 555, then I'm 666» никакого отношения к сатанизму не имеют. И характеризуются как: продажные музыканты — 555, люди, поющие «не ради денег» — 666.

При упоминании «Slipknot» обычно у людей, хотя бы в небольшой степени знакомых с творчеством этой группы, возникает ассоциация «People equals shit». Это строки припева и собственно само название их песни, написанной в начале творчества коллектива. Эта песня стала их визитной карточкой. В этой песни они повествуют о ненависти к человечеству за боль и жестокость, которую оно причиняет само себе. Удивительно, как такая песня и философия стала настолько популярной сегодня, когда все совершается ради личной выгоды. Хотя так было всегда, когда существовал рок. К тому же время, когда движение панков было популярным, прошло около тридцати лет назад. Можно объяснить этот всплеском панк-настроения в обществе, но это конечно же не возрождения их движения – просто это, вероятно, снова модно.



Музыка

Музыка играет ничуть не меньшую роль, чем текст. Nu-metal буквально переводится как «новый метал», появился в середине 1990 годов.


Он представляет собой смесь Grunge и Alternative metal, Groove Metal, RapCore, HardCore и других.

  • В ню-метале весь ведущий ритм весьма специфичен и ведется на гитарном перегрузе (дисторшине). В группах играющие ню-метал, в основном два гитариста(«Slipknot» не является исключением).

  • Использование двойных бас-бочек не сильно распространено в классическом варианте ню-метала, что совсем не похоже на барабанные партии Джои Джордисона, барабанщика «Slipknot»: частые соло на бас-бочках, томах, - это придает их музыке еще большее напряжение. Также в группе есть два перкуссиониста16, что тоже в свою очередь добавляет звучанию грузность, тяжесть и напряжение.

  • Эмоциональная окраска может меняться от отчаяния и депрессивности до ярости и злого сарказма. Согласно гранжевой17 структуре сохраняется резкий контраст в темпе и напоре между куплетом и припевом. Яркий пример этого контраста являются песни «Wait and bleed» и «The nameless». Также солист нередко в песнях прибегает к экстремальному вокалу - гроулу («рычание»).

  • Неотъемлемая часть «Slipknot» как и некоторых других команд ню-метал — электронная музыка или, скорее - электронная обработка, без которых группа теряет особое звучание.

Итак, рок-музыка в сравнении с ранней приобрела электронную обработку, новые способы игры на традиционных рокерских инструментах, агрессивный вокал.
Внешний вид исполнителей

Все участники группы во время концерта одеты в комбинезоны и маски. Каждый участник имеет свою уникальную маску. Дизайн комбинезонов и масок меняется с выпуском их каждого нового альбома. «Маски — продолжение нашей сущности, в каждом из нас скрывается нечто сумасшедшее, и мы со временем просто меняем маски. Это действительно очень круто — выступать в маске целый час и потом снять её. Первое, что мы делаем — это говорим: «Господи, какое облегчение!» Но опять-таки, после выступлений мы всё равно надеваем их снова […].

Мы никогда не надевали маски, чтобы привлечь внимание зрителей; мы делаем это для того, чтобы показать: наши личности не важны, просто слушайте музыку! Вообще-то нам наплевать, носить их или нет, но все к ним уже так привыкли, что чувствуют себя без них неуютно».18 Так участники группы объясняют свой образ.

Свои антисоциальные тексты «Slipknot» полностью оправдывает своим поведением на сцене во время концертов: на сцене происходит временами хаос, когда кто-то из участников группы посреди песни бросает игру на своем инструменте и начинает задираться к кому-то из музыкантов. Чаще всего ограничивается это недолгой дракой, после которой они возвращаются к музицированию. Инициаторами являются всегда перкуссионисты, Шон «Clown» Крэхан и Крис «Picklenose» Фэн. На концертах они обливают водой фан-зону, так как там всегда горячая атмосфера, ну, и потому что дальше фан-зоны вода не долетает… В начале их творчества на одном из open-air концертах «Клоун» справил нужду прямо на сцене. Основываясь на вышеперечисленных фактах, можно сказать, что образ Slipknot делает их одним из современных представителей панк движения в музыке.



Концерт как шоу

Музыка на концертах «Slipknot», как и подобает року, предельно громкая. Благодаря такой громкости, музыка пробирает слушателей насквозь, позволяя почувствовать всю энергию, которую излучают песни. Также для этого же да еще и для фееричности «Slipknot» стал несколько лет назад использовать огромные фаеры, различные световые эффекты. Одной из фишек их концертов является мобильная платформа для барабанной установки и для перкуссионных установок. На каждом концерте они используются и добавляют «экшена» во все действо. Также с ее помощью барабанщик регулярно исполняет «drum solo», крутясь в пространстве вместе с барабанной установкой. Это смотрится грандиозно.

Средства, затрачиваемые на концерт группой в разы больше, чем у рок-коллективов 1960-1970 годов. Это, конечно, связана с появлением новых изобретений, технологий и т.д., но вместе с тем тут играет роль стремление группы выглядеть ярче и мощнее.

Образ жизни

Образ жизни и сценический образ очень важны в исследовании группы. Это поможет ответить на вопросы, является ли группа исключительно коммерческой или идеологической, если можно так классифицировать музыкальные коллективы.



Самый яркий демонстратор диссонанса сценического и реального образа – это Шон Крэхан, самый старый участник группы. Он один из трех основателей, оставшихся в коллективе (всего в группе 8 человек). Он пишет большую часть песен коллектива, отрывается на сцене: дерется, играет на барабанах головой.… Кстати, он – самый травмированный участник группы: имеет 2 глубоких раны на лбу, и 39 швов на них в результате битья головой о свои барабаны.19 И вместе с тем он известен как хороший отец, он женат и имеет четверых детей (два сына и две дочери), ценит семью и брак, является профессиональным дизайнером и скульптором. Является ли реальный образ жизни опровержением искренности текстов песен, философии? Полагаю, что нет. Эта

двойственность присутствует и в ранних рок-коллективах (об этом говорится в первой главе исследования). Но эта двойственность – не показатель того, что группа пишет и исполняет песни, в содержании которых сама не убеждена.

Итак, есть достаточное количество информации, чтобы сопоставить ее и провести сравнительный анализ рока прошлого века и современного.

  • Музыка стала более агрессивной, много более сложной, возросла техника музыкантов, так как большинство исполнителей того времени профессионально не обучалось музыке, что никак не относится к нынешним исполнителям.

  • В песнях и в роке, в целом, сохранился дух противостояния, но он изменился. Тексты песен приобрели окончательно пессимистичных характер, осуждающий что-либо, побуждающий к осознанию, ненависти или неприязни. Тон песен века минувшего в основном был задан послевоенными изменениями в общественном сознании. Музыканты и социум видели конкретные глобальные проблемы, которые были сюжетами песен. Это был призыв к действию, к восстанию даже, быть может.

  • Внешний вид и поведение на сцене музыкантов приобрел большую эпатажность, сравнимую с творчеством такой панк-группы, как «Sex Pistols».

  • Образ артистов на сцене не выходит за ее рамки, в отличие тех же «Sex Pistols» или «The Doors».

  • Состав рок-групп стал много более образованный.


Заключение



Данный реферта был посвящен изучению рок-движения. Мне удалось решить проблему, поставленную в реферате: проанализировать рок-музыку как социокультурное явление в его современном состоянии на примере творчества группы «Slipknot». Результаты анализа творчества и образа жизни исполнителей выбранной популярной рок-группы позволили получить частичное представление о современном состоянии рока. Был сделан вывод, что рок как музыкальное направление испытал на себе сильные изменения: происходило и происходит появление новых стилей, усложнилась структура рока – вокруг «ядра» происходит наращивание многочисленных ветвей, делая рок более широким понятием, более сложным направлением музыки, но коренные идеи и черты рока остались неизменными.

Философия рока сохранила исконный характер протеста и недовольства. Также в роке сохраняется двойственность артистов: сценический образ совсем не похож на повседневный.

Тема коммерческого рока имеет огромное место в современном мире. Как и рокеры прошлого века, нынешние также выделяют эту проблему как одну из основных в рок-культре современности.

Для более подробного изучения современной рок-музыки мной в будущем году будет предпринята попытка анализа большего количества рок-групп(4-6), относящихся к разным стилям и являющихся наиболее репрезентативными.

Список литературы и источников





  1. Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006

  2. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.: Искусство, 1981

  3. Рекшан В. Кайф // Нева. 1988. № 3

  4. Словарь терминов, относящихся к культурологи XX века - http://philosophy.ru/edu/ref/enc/index.html - данные соответствуют 15.04.2013

  5. Популярнейший российский фан-сайт Slipknot - http://slipknot1.ru - данные соответствуют 18.04.2013

1 Mainstream - преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени.

2 Постмодерн - социологическая, историко-философская концепция восприятия мира опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств. (По материалам http://democratia2.ru)

3 Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.: Искусство, 1981. С. 16

4 Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Указ. соч. С. 19

5 Парадигма - представляет собой классическую научную разработку, которая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. . (По материалам http://philosophy.ru/edu/ref/enc/index.html)

6 Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Указ. соч. С. 20

7 Цит. по: Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006, С. 28

8 Кнабе Г.С. Указ соч. С. 26

9 Цит. по: Кнабе Г.С. Указ соч. С. 20

10 Цит. по: Там же С. 21

11 Цит. по:.Кнабе Г.С. Указ соч. С. 25

12 Цит. по:.Кнабе Г.С. Указ соч. С. 26

13 Кнабе Г.С. Указ соч. С. 26

14 Кнабе Г.С. Указ соч. С. 27

15 Кнабе Г.С. Указ соч. С. 29

16 Перкуссионист -  музыкант, играющий на мелких ударных музыкальных инструментах

17 Гранж – это поджанр альтернативного рока, возникший в середине 1980-х годов.

18 http://slipknot1.ru/shawn_crahan.php - ссылка действительна 13.04.13

19 http://slipknot1.ru/shawn_crahan.php - ссылка действительна 13.04.13


с. 1

скачать файл