Провинция эрбиль


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

III. ЖИЛЬЕ / ЗЕМЛЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
A. Жилье / земля
Проблема жилья остается критической на всей территории Курдистанского региона. В результате недостаточного масштаба работ по восстановлению жилья,82 отсутствия инвестиций в рынок жилья и роста арендной платы в провинции ощущается нехватка доступного жилья. Большой приток ВПЛ с февраля 2006 года еще больше усугубил ситуацию. Население провинции стремится перебраться из сельских районов в города в поисках работы и доступа к более качественным услугам.83
С 2006 года на территории провинции резко возросла арендная плата за жилье. В конце августа 2007 года минимальная арендная плата за дом в городских районах84 составляла 400-600 долл. США в месяц, при этом цены менялись каждый квартал. Снять квартиру стоит 200-300 долл. США в месяц.
РПК пытается улучшить жилищные условия государственных служащих с большим стажем и уязвимых граждан путем распределения земельных участков. Некоторые ВПЛ и вернувшиеся беженцы также воспользовались такой помощью.
ВПЛ: ВПЛ не имеют права покупать недвижимость или владеть недвижимостью в провинции Эрбиль, но могут арендовать жилье при условии, что они зарегистрированы в провинции. Большинство семей ВПЛ в провинции Эрбиль проживают в арендуемом жилье. В ходе мониторинга 63% опрошенных семей ВПЛ указали, что проживают в арендуемом доме, 28% - в принимающей семье и 9% в частном секторе. Ни одно ВПЛ, перемещенное после событий в Самарре, не сообщило о проживании в общественных зданиях.85 Однако значительное число ВПЛ, в основном, прибывших до 2003 года, проживают в общественных зданиях на территории провинции. УВКБ ООН известно о 322 семьях ВПЛ, проживающих в различных общественных зданиях в г. Хебат.86 Хотя в настоящее время жилищного кризиса не существует, для многих ВПЛ высокие цены на жилье являются проблемой. Поэтому многие ВПЛ живут в деревнях и маленьких городках, где арендная плата ниже. Поскольку большинство семей испытывают трудности с трудоустройством и поэтому живут на сбережения, многим будет сложно снимать жилье и в дальнейшем. Те, кто живут в принимающей семье, могут также испытывать обеспокоенность в связи с затянувшимся проживанием. В результате процесса возвращения из Европы еще больше повышается спрос на жилье и растет арендная плата.
19 мая 2007 года был открыт временный лагерь в Аль-Хазир87, где по данным властей РПК находились 150 семей, в основном – курды, бежавшие из Мосула.88 Из-за недостаточного предоставления услуг и помощи в сентябре 2007 года лагерь был закрыт. По сообщениям, большинство семей переселились в г. Хебат, а остальные разместились с другими ВПЛ в военных казармах в Хазаре.89
Вернувшиеся лица: Большое число опрошенных вернувшихся лиц (87%) в провинции Эрбиль не имели возможности вернуться в свои родные места, в основном, из-за отсутствия жилья и уничтожения деревень.90 Большинство вернувшихся лиц проживают в арендуемом жилье (71%), собственных домах (13%) или у родственников (8%). Остальные живут в лагерях, в принимающих семьях, в общественных зданиях или на не принадлежащей им земле.91 В целом, жилищные условия являются неудовлетворительными у 57% опрошенных семей, проживающих в полуразрушенном или сильно поврежденном жилье, и у 4,6%, проживающих в разрушенных домах.92 Большинство также указали, что живут в тесноте.93 Большинство опрошенных вернувшихся лиц в провинции указали проблему жилья как основную.94
Б. Трудоустройство и экономика
С марта 2003 года экономическая ситуация в трех северных провинциях улучшилась благодаря относительно стабильной ситуации в плане безопасности и принятию благоприятного для иностранцев закона об инвестициях, утвержденного Ассамблеей Курдистана в июле 2006 года, целью которого является привлечение в регион иностранного капитала.95 В частности, в последние годы активизировалась двусторонняя торговля с соседней Турцией. По состоянию на апрель 2007 года годовой объем двусторонней торговли по подсчетам составил около 5 млрд. долл. США. Сообщается, что турецкие компании заключили в северном Ираке контракты на сумму 2 млрд. долл. США. По подсчетам, там функционируют 1200 турецких компаний, в которых работают около 14 тыс. турецких сотрудников. Однако из-за усилившейся напряженности в отношениях с Турцией по причине присутствия Рабочей партии Курдистана в Ираке турецкие компании, по сообщениям, сворачивают свою деятельность в регионе.96
В провинции наблюдается строительный бум, в особенности в отношении больших проектов по созданию инфраструктуры.97 Однако это привело лишь к ограниченному созданию новых рабочих мест для местного населения, так как большинство иностранных строительных компаний предпочитают принимать на работу иностранцев, а не курдов.98 Коррупция, государственный контроль и бюрократизм ограничивают как приток иностранных инвестиций, так и инициативы частного бизнеса.99 Кроме того, нехватка электричества и топлива еще больше сдерживают развитие бизнеса, поскольку стоимость строительства постоянно растет.100 В трех северных провинциях также отсутствует развитая банковская система, поэтому экономика по-прежнему в целом основана на наличных расчетах.101
Уровень инфляции по-прежнему высок,102 то же можно сказать и о безработице;103 повсеместно наблюдается дефицит в государственном секторе.104 Чтобы получить работу, в особенности в государственном секторе, зачастую необходимо иметь племенные связи или быть членом ДПК.105 По Соглашению об объединении прием на работу в государственном секторе заморожен, при этом произошли некоторые сокращения, а вследствие возросших потребностей новых ВПЛ в жилье, услугах и работе повысилась стоимость жизни на территории провинции. В государственном секторе сотрудники зачастую бездействуют или заняты не полностью ввиду отсутствия необходимой подготовки и кадровой политики.106 Многие рабочие места, созданные властями, предполагают низкооплачиваемый ручной труд, что, вместо того, чтобы сокращать безработицу, привлекает работников из других частей Ирака, которые готовы работать за более низкую зарплату.107 В Эрбиле также наблюдается наплыв низкооплачиваемой рабочей силы из Эфиопии, Бангладеш и Филиппин.108 По сообщениям, дневная заработная плата в низкооплачиваемом секторе снизилась на 50%.109 В то же время в провинции наблюдается приток квалифицированных специалистов, например, преподавателей и врачей.110
Эрбиль также является торговым и административным центром Курдистанского региона с растущей индустрией туризма.111 Попытки создать новые источники средств к существованию в сельской местности и восстановить сельский сектор до уровня производства, существовавшего до 1980-х гг., пока не принесли успеха, несмотря на международные инвестиции в сельскохозяйственную продукцию.112
Женщины в основном работают в государственном секторе, но их заработная плата значительно ниже, чем у коллег-мужчин. Кроме того, в силу традиционных ценностей доступ женщин к трудоустройству по-прежнему затруднен. В сельских районах возможности женщин занять высокие должности ограничиваются в силу отсутствия необходимого образования и традиционных ценностей. Тем не менее, женщины играют заметную роль в сельскохозяйственном секторе.113114
ВПЛ: Из ВПЛ, опрошенных в 2007 году, только 24% получали доход, регулярно работая полный рабочий день. Большинство либо были безработными (30%), либо занимались случайной работой (35%).115
Вернувшиеся лица: В принципе, вернувшиеся лица имеют доступ к трудоустройству наравне с местным населением. Однако мониторинг вернувшихся лиц, проведенный УВКБ ООН в 2006 году, показал, что более половины опрошенных вернувшихся лиц не могут получить постоянную работу или не имеют возможности получать регулярный доход.116 При попытке найти работу вернувшиеся беженцы зачастую сталкиваются с дополнительными проблемами, включая языковой барьер и сложности в связи с необходимостью получить рекомендацию у прежнего работодателя за границей. Вернувшиеся лица, опрошенные в провинции, указали трудоустройство в качестве третьего по важности приоритета.117
В. Инфраструктура и коммунальные услуги
1. Продукты питания
ВПЛ: Уроженцы Курдистанского региона могут перевести свою регистрацию для получения продовольственных продуктов в провинцию Эрбиль. Остальные, при условии, что они оформили свое пребывание и имеют продовольственную карточку, действительную на 2007 год, могут воспользоваться механизмом временного получения продуктов питания в провинции Эрбиль, оставаясь зарегистрированными в месте своего постоянного проживания.118 Процесс получения временных продовольственных карточек занимает около одного месяца, в течение которого ВПЛ не имеют возможности получать продукты питания. На сегодняшний день, не все ВПЛ знают об этом механизме, особенно в сельской местности, и ЦЗП УВКБ ООН проводят работу по информированию и оказанию помощи ВПЛ при регистрации для того, чтобы воспользоваться этим механизмом. Кроме того, некоторые ВПЛ из отдаленных районов не имеют возможности оплатить расходы на проезд до г. Эрбиль. У некоторых ВПЛ возникают проблемы с представлением оригиналов продовольственных карточек, потому что они их не взяли с собой или потеряли. Обладатели карточек ГСР, выданных до 2007 года, должны вернуться в родные места, чтобы продлить карточки, прежде чем они смогут временно перевести их в новое место жительства.
Мониторинг семей ВПЛ показал, что только 55% опрошенных семей могли получать полагающиеся им продукты питания в провинции Эрбиль.119
Вернувшиеся лица: В ходе мониторинга вернувшихся лиц, проведенного УВКБ ООН в 2006 году, большинство обследованных вернувшихся семей указали, что получают продукты в рамках ГСР.120
2. Вода
В провинции Эрбиль наблюдается нехватка воды, питьевая вода поставляется нерегулярно. В городских центрах вода подается по муниципальным водопроводным сетям, а в сельских районах используется вода из природных источников, неглубоких колодцев и рек. Наличие воды в сельских районах варьируется в зависимости от сезона, при этом большинство деревень испытывает недостаток воды в жаркие летние месяцы. Город Эрбиль и удаленные окружные города также испытывают дефицит воды.
Многие муниципальные водопроводные сети в провинции Эрбиль пришли в упадок и нуждаются в ремонте. Нерегулярное электроснабжение отрицательно сказывается на работе насосных и фильтрационных станций, усугубляя проблему нерегулярной подачи воды. По данным министерства охраны окружающей среды РПК 50% питьевой воды в Эрбиле не пригодно для домашнего потребления.121
ВПЛ и вернувшиеся лица: Значительное большинство вернувшихся лиц и ВПЛ на территории провинции Эрбиль получают воду из муниципального водопровода,122 при этом обе группы сталкиваются с теми же проблемами с доступом к питьевой воде, что и местное население.
Мониторинг вернувшихся лиц в провинции Эрбиль показал, что более 90% вернувшихся лиц имеют доступ к воде.123 Те, кто не имели доступа к питьевой воде, сообщили, что вода имеется в недостаточном количестве, им отказывают в доступе или источники воды находятся более чем в 500 м от их места жительства. В качестве основного источника водоснабжения вернувшиеся лица используют муниципальный водопровод (94%), воду, которая доставляется в цистернах (74%), общественные колодцы (30%) и открытые колодцы (4,5%).124
3. Электроснабжение
Электроэнергия поступает в Эрбиль в основном из общенациональной энергосистемы и двух региональных гидроэлектростанций в Докане и Дарбандихане. Электростанции производят 500 мегаватт в день для провинций Эрбиль и Сулеймания. До конца июня 2006 года общенациональная энергосистема поставляла в регион 200 мегаватт; однако в результате нехватки электроэнергии по всей стране это количество сократилось вдвое.125 В окружные города и соседние с ними деревни электроэнергия обычно поступает из государственной системы электроснабжения, а в отдаленных деревнях в качестве основного источника электроснабжения используются местные генераторы. Компания «Масс Джордан» строит рядом с г. Эрбилем электростанцию стоимостью 390 миллионов долл. США. Ожидается, что электростанция начнет вырабатывать электроэнергию уже в этом году. Министр электроэнергетики РПК Хошияр Сивайли полагает, что к 2009 году в Курдистанском регионе будет производиться достаточно электроэнергии, чтобы свет горел 24 часа в сутки.126
Электроснабжение в провинции Эрбиль остается нестабильным. Поставки электричества колеблются из месяца в месяц, и к концу августа 2007 года провинция получала электричество в среднем от пяти до семи часов в день. Нехватка электричества вызвала политические протесты в 2006 и 2007 годах.127 Чтобы облегчить положение, для удовлетворения своих потребностей 80% населения используют личные генераторы. Как для частных, так и для муниципальных генераторов стоимость электроэнергии составляет около 8500 ИД за ампер плюс 64 тыс. ИД за установку. Сообщается, что в результате повышения цены на топливо в некоторых районах семьи тратят до половины своих доходов на электричество.128
ВПЛ и вернувшиеся лица: В том, что касается электроснабжения, ВПЛ и вернувшиеся лица сталкиваются с теми же проблемами, что и местные жители. Мониторинг ВПЛ в 2007 году показал, что 100% снабжаются электричеством более 4 часов в день.129 ВПЛ, которые либо не имеют работы, либо получают низкие доходы, часто не могут позволить себе платить за использование частных генераторов, необходимых, чтобы восполнить дефицит электроэнергии. В ходе мониторинга вернувшихся лиц в 2006 году из 131 семей 72,5% указали, что электричество подается в течение четырех или более часов в день. Остальные получают электричество в течение 1-3 часов в день (26,7%), или электричество не подается совсем (0,8%).130
4. Топливо
В результате отсутствия безопасности, саботажа и коррупции, которые ограничивают возможности нефтепереработки на территории страны, в провинции Эрбиль наблюдается нехватка всех нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо, керосин и сжиженный газ.
В рамках ГСР каждая семья в провинции Эрбиль имеет право на один баллон сжатого газа в месяц, одну 200-литровую канистру керосина каждые шесть месяцев и 20 литров бензина каждые 10 дней. Однако ввиду дефицита нефтепродуктов местные власти не в состоянии обеспечить выдачу топлива в соответствии с установленными нормами.131 Выдача бензина на территории провинции также нормирована.132
Из-за нехватки топлива многие семьи вынуждены прибегать к услугам черного рынка; соответственно, цены на черном рынке резко возросли. В конце августа 2007 года один баллон газа,133 предоставляемый государством, стоил 3-4 тыс. ИД; на черном рынке то же количество стоило около 25 тыс. ИД. В конце августа 2007 года цена керосина на черном рынке достигла 170 тыс. ИД за 200 литров, а бензин стоил на черном рынке 1150 ИД за литр, что вдвое выше официальной цены (410 ИД).
ВПЛ и вернувшиеся лица: ВПЛ и вернувшиеся лица сталкиваются с теми же проблемами, что и местные жители, в плане снабжения топливом. Учитывая их ограниченные доходы и средства, многие уязвимые семьи не могут позволить себе покупать топливо у частников или на черном рынке.
5. Здравоохранение
Министерство здравоохранения (МЗ) РПК отвечает за политику и стратегию в области здравоохранения в Курдистанском регионе. В провинции Эрбиль Управление здравоохранения отвечает за планирование и управление здравоохранением.
Медицинские учреждения: В г. Эрбиле сконцентрированы 15 государственных больниц, больницы также есть в восьми других округах. В деревнях и районах имеются центры первичной медицинской помощи (ЦПМП). Государственные медицинские учреждения ведут прием с 8.00 до 15.00. В остальное время медицинская помощь оказывается дежурными врачами в палатах неотложной помощи основных больниц и в консультационных клиниках. Последние были открыты недавно в дополнение к государственным медицинским учреждениям, которые работают только в первой половине дня. Консультационные клиники работают с 16.00 до 19.00. Кроме того, в провинции работают четыре частных больницы, которые оказывают общие медицинские услуги, в также несколько частных клиник и медицинских лабораторий в г. Эрбиле (см. Таблицу 1). В сельских районах медицинская инфраструктура крайне неудовлетворительна, и недостаточность медицинских услуг в этих районах является одной из основных причин переполненности городских лечебных учреждений.134

Таблица 1: Медицинские учреждения в провинции Эрбиль135


Вид медицинского учреждения

Кол-во

Государственные больницы

15

ЦПМП (в том числе консультационные клиники)

181

Частные поликлиники

13

Частные больницы

4

В провинции не хватает специалистов, персонал не обладает необходимой медицинской подготовкой, и поэтому те, кто имеют достаточные финансовые средства, предпочитают делать операции или лечиться за границей.136 В последние годы в провинции наблюдается приток медицинских специалистов, которых вынуждает к перемещению отсутствие безопасности в южном и северном Ираке.137


Лекарства и оборудование: В июне 2007 года министр здравоохранения РПК сделал заявление, в котором говорилось, что ситуация в области безопасности в других частях Ирака, и особенно в Багдаде, является причиной нехватки необходимых материалов, оборудования и лекарственных средств. Он добавил, что в 48 больницах и 672 ЦПМП Курдистанского региона нет основных лекарств и медикаментов, необходимых для лечения ран или оказания первичной помощи.138 В провинции Эрбиль также не хватает лекарственных средств и медицинского оборудования, в основном, из-за неудовлетворительного управления и ситуации в плане безопасности, которая затрудняет распределение.139 Лекарства распределяются государственным больницам и клиникам через Центральную сеть распределения лекарств в Багдаде. Справедливое распределение по провинциям Ирака затрудняется вследствие неудовлетворительного управления и ситуации в области безопасности, в результате чего в провинцию Эрбиль поступает недостаточное количество лекарственных средств. Кроме того, при выделении лекарств центральнее правительство не приняло во внимание приток ВПЛ с 2006 года, что еще больше усугубило дефицит.140 Некоторые лекарства закупаются на месте министерством здравоохранения, но и здесь наблюдаются задержки и недостаточное снабжение. Поступают также пожертвования от НПО. По сообщениям, в трех северных провинциях невозможно лечить некоторые виды заболеваний, такие как рак мозга, легких или поджелудочной железы, а также болезни, требующие лазерной хирургии;141 однако по последним данным есть возможность проводить лазерную глазную хирургию.142 Руководители организаций здравоохранения также сообщают, что у них нет антиретровирусных препаратов и необходимого оборудования для проведения анализов на ВИЧ.143
В сентябре 2007 года поступили сообщения о шести случаях заболевания холерой в провинции Эрбиль, вслед за распространением холеры в провинциях Сулеймания и Киркук с 10 августа. По словам министра здравоохранения РПК заболевшие заразились во время поездки в Сулейманию.144 Согласно Докладу ВОЗ № 28, на 17 октября 2007 года подтверждены 188 случаев заболевания холерой.
Стоимость: Неотложная медицинская помощь и медицинские услуги в государственных медицинских учреждениях оказываются бесплатно, за исключением платы за обследование в размере 500 ИД. Медикаментозное лечение проводится бесплатно; однако ввиду дефицита и отсутствия некоторых лекарств для лечения хронических заболеваний, таких как гипертония, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и заболевания щитовидной железы, многим пациентам приходится покупать лекарства в частных аптеках или на черном рынке, где цены очень высоки. В консультационных клиниках обследование стоит 2 тыс. ИД. У бедных семей зачастую нет денег, чтобы заплатить номинальную плату за медицинскую консультацию и выписку рецептов. Лечение в частных больницах и клиниках, где качество услуг намного выше, чем в государственных больницах, стоит очень дорого. Хотя МЗ установило фиксированные цены за частные консультации,145 закон в большинстве случаев не соблюдается, а цены слишком высоки для бедных пациентов.146
Психическое здоровье: Психиатрические услуги ограничены и, по сообщениям, недостаточны ввиду растущего числа людей, нуждающихся в психиатрическом лечении.147 В провинции Эрбиль работают следующие психиатрические лечебные заведения:

  • Психотерапевтический центр в г. Эрбиле;

  • Отделение психиатрии в эрбильской базовой больнице;

  • Приемное травматологическое отделение в больнице скорой помощи в г. Эрбиле;

  • Психиатрическая больница в Банслава. Там также осуществляется программа подготовки специалистов в сотрудничестве с медицинским факультетом университета в Эрбиле.148

В этих учреждениях предлагаются основные услуги, предусматривающие только физическое лечение (фармакотерапия и лечение электрошоком). Там работают всего пять специалистов; восемь студентов должны завершить курс психиатрического обучения в ближайшие годы. Сообщается, что РПК направляет дипломированных врачей на учебу за рубежом, чтобы обеспечить предоставление более эффективных психиатрических услуг.149 Две международные150 и одна местная НПО151 также проводят психиатрическое лечение детей. В провинции работают всего несколько психологов и отсутствуют возможности для лечения посттравматического стресса.152


ВПЛ и вернувшиеся лица: В принципе, ВПЛ и вернувшиеся лица имеют доступ к медицинским учреждениям наравне с населением в целом. В ходе мониторинга 400 семей ВПЛ в провинции все опрошенные ВПЛ сообщили, что имеют доступ к медицинским услугам, но их редко посещают медицинские работники.153 Мониторинг вернувшихся лиц, проведенный в 2006 году, показал, что большинство вернувшихся лиц имеют доступ к медицинским учреждениям и самым необходимым лекарствам.154 Однако их редко посещают медицинские работники, и они почти не охвачены программами по вакцинации.155
6. Образование
В соответствии с Соглашением об объединении ответственность за систему образования несут совместно ПСК, который возглавляет министерство образования (МО), и ДПК, отвечающая за высшее образование.156
В результате войн, санкций и ограниченных объемов инвестиций и восстановительных работ школьная инфраструктура в провинции Эрбиль остается неудовлетворительной; многие школы нуждаются в срочном ремонте и реконструкции.157
В провинции Эрбиль 1152 начальные школы, 119 промежуточных школ и 194 средние школы, а также ряд колледжей в г. Эрбиле. Имеется также три государственных университета, в том числе университет Салахуддин158 и университет Курдистана Холер,159 находящиеся в г. Эрбиле, а также университет Койа.160 Образование на всех уровнях, включая университетское образование, является бесплатным за исключением частных учебных заведений.161 Доступ к высшему образованию и присуждение академических званий контролируется ДПК и поэтому может зависеть от членства в партии, а не от академических успехов. Это также оказало воздействие на академические стандарты в высших учебных заведениях.162
Многоиндикаторное кластерное исследование (МИКИ) выявило, что в 2005 году посещаемость начальных школ РПК составила 88,2%.163 В 2005-2006 учебном году начальную школу в провинции посещали 234 726 учащихся, промежуточную школу – 38 703 учащихся и среднюю школу – 1535 учащихся. В Эрбиле наблюдается существенная нехватка учебных помещений и учителей средней школы – на 1535 учащихся приходится всего восемь школ и 88 учителей.164 Вследствие нехватки школьных зданий и учителей большинство школ в провинции Эрбиль работают в две смены.165 Приток ВПЛ с 2006 года, из которых приблизительно 42,9% составляют дети,166 подверг еще большим перегрузкам учебные заведения, возможности которых и без того ограничены.167
ВПЛ и вернувшиеся лица: ВПЛ и вернувшиеся лица в принципе имеют доступ к образованию наравне с местным населением в целом. Однако они сталкиваются с рядом дополнительных проблем в связи с доступом к образованию.
Большинство вернувшихся детей имеют доступ к образованию.168 Основные причины непосещения школы – отсутствие необходимых для регистрации документов, необходимость работать и язык, на котором ведется обучение (курдский). У некоторых детей нет образовательных документов, необходимых для их зачисления в соответствующий класс. Некоторые дети неграмотны.169 Дети, вернувшиеся из Европы и других западных стран, могут столкнуться с проблемами при реинтеграции, так как они привыкли к западной школьной системе. Это особенно касается девочек, которым, возможно, будет нелегко интегрироваться в традиционное и консервативное общество.170
В результате притока ВПЛ некоторые школы отказываются принимать новых учеников из-за переполненности классов и нехватки преподавателей. Кроме того, посещению школы детьми ВПЛ может также мешать языковой барьер, так как в настоящее время только в трех школах обучение ведется на арабском языке. Эти школы находятся в городах, в то время как большинство говорящих на арабском языке детей ВПЛ проживают в сельской местности. Отсутствие документов также является препятствием для приема в школу, при этом у детей часто нет документов об обучении в соответствующих классах, и поэтому их зачастую зачисляют в классы, где учатся дети на несколько лет младше; другие дети сталкиваются с трудностями при регистрации для сдачи выпускных экзаменов.
7. Социальное обеспечение
Управление социальной помощи имеет отделения во всех округах и работает во взаимодействии с Министерством здравоохранения в области предоставления пособий по социальному обеспечению уязвимым группам, в том числе престарелым, вдовам, глухонемым и слепым, лицам с психическими заболеваниями и инвалидам. Управление социальной помощи выдает регулярное ежемесячное пособие в размере 30 тыс. ИД семьям, отвечающим критериям МТСД, чьи заявления были приняты. Критерии следует уточнить в Управлении социальной помощи в Эрбиле. Однако из-за недостаточного финансирования не все нуждающиеся получают социальные пособия, и иногда положительное решение вопроса может зависеть от политических или личных связей, а не от действительных потребностей.171
Управление социальной помощи отвечает за работу специальных учреждений. В провинции Эрбиль имеется четыре интерната и два центра помощи инвалидам и престарелым.172 Кроме того, Управление по делам слепых, имеющее отделения в г. Эрбиле и округе Соран, выдает ежемесячное пособие в размере 30 тыс. ИД слепым старше 13 лет.
IV. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СВЯЗИ С РЕПАТРИАЦИЕЙ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ
A. Добровольная репатриация и возвращение173
Для лиц, возвращающихся в провинцию Эрбиль из-за границы, существуют следующие способы добровольной репатриации:
1. Спонтанная репатриация (без помощи УВКБ ООН): Беженцы, спонтанно возвращающиеся в Ирак без помощи УВКБ ООН, должны обратиться в иракское посольство в стране отправления, чтобы удостовериться, что у них есть документы, необходимые для пересечения границы. Документы предъявляются курдским пограничным властям, и в них при въезде в Ирак проставляется штамп. Ряд европейских стран оказывают ограниченную поддержку при возвращении и реинтеграции иракцам, желающим вернуться в Ирак. Заинтересованным лицам следует обращаться в соответствующие органы в принимающей стране.
2. Процедура добровольной репатриации (с помощью УВКБ ООН): Беженцы, заинтересованные в добровольном возвращении в Ирак, должны сообщить об этом в представительство УВКБ ООН в соответствующей принимающей стране. После проверки в МВД РПК конвои добровольно возвращающихся беженцев направляются из Ирана в Эрбиль через пункт пересечения границы Хаджи Омаран в провинции Эрбиль.
Б. Внутреннее перемещение 174
Прием: Чтобы получить разрешение на въезд в провинцию Эрбиль, лица, не являющиеся уроженцами трех северных провинций, должны иметь спонсора.175 Это требование может создать трудности для лиц, не являющихся уроженцами провинции.176 Спонсор должен прибыть на КПП на въезде в регион и предъявить гражданское удостоверение личности, сообщить номер телефона и адрес. ВПЛ должен заполнить на въездном КПП карточку, после чего ему будет разрешено въехать в регион. Лицам, не имеющим спонсора, во въезде на территорию провинции будет отказано.
Пребывание: Лицам, не являющимся уроженцами трех северных провинций, также понадобится спонсор, чтобы легализовать свое пребывание. Спонсор должен вместе с ВПЛ явиться в отдел по вопросам пребывания Управления безопасности. ВПЛ придется пройти проверку на благонадежность, в ходе которой будут проверяться причины перемещения. Чтобы получить разрешение остаться, заявители должны либо подтвердить политические связи с регионом, либо представить доказательства, что они бежали от насилия или преследования; в противном случае они не получат разрешения остаться на территории провинции.177 При условии, что заявитель имеет спонсора и подтвердил наличие оснований, позволяющих ему остаться, ему выдается квази-разрешение на пребывание (карта манави) сроком на три (ВПЛ) или на два месяца (гражданские служащие), соответственно, которое по окончании этого срока нужно продлевать в отделе по вопросам пребывания. В случае непродления карта манави, данное лицо должно покинуть территорию провинции. Лицам, не имеющим спонсора, квази-разрешение на пребывание, как правило, не выдается. В редких случаях делается исключение, но данное лицо будет находиться под надзором органов безопасности.
ВПЛ, получившие разрешение остаться на территории провинции Эрбиль, должны явиться в отдел по вопросам пребывания или в ближайший отдел безопасности в случае, если они хотят переехать или вернуться на постоянное проживание или навестить свои родные места.
V. ПОМОЩЬ ПО ПРИБЫТИИ
В провинции Эрбиль работают несколько организаций, оказывающих гуманитарную помощь вернувшимся беженцам и ВПЛ, в том числе несколько международных агентств и иракских и международных НПО.
ВПЛ: В целом, власти Эрбиля не предоставляют финансовую помощь ВПЛ. Однако финансовая помощь предоставляется министерством финансов христианским семьям,178 а в некоторых районах мэрии выдают базовую помощь. ИОКП также выдает помощь вновь прибывшим, в том числе муку, одеяла и предметы домашнего обихода.
Мониторинг показал, что только 13% опрошенных ВПЛ получили гуманитарную помощь по прибытии в провинцию Эрбиль. Основным источником помощи в провинции Эрбиль являются религиозные организации, которые предоставили 88% всей помощи.179
Вернувшиеся лица: Около 39% вернувшихся лиц, обследованных в провинции, получили какую-либо помощь по возвращении.180

1 МПСР/ПРООН, Обзор условий жизни в Ираке, апрель 2005 г., http://www.iq.undp.org/ILCS/PDF/Analytical%20Report%20-%20English.pdf (далее – «МПСР/ПРООН, Обзор условий жизни в Ираке 2005»). Официальная перепись населения не проводилась с 1987 г.

2 Махмур был отделен от провинции Эрбиль в 1996 году и присоединен к провинции Нинева, населенной преимущественно арабами, в ходе проводившейся прежним режимом кампании по «арабизации». Курдские власти надеются в 2007 году включить город в состав Региона Курдистан путем всенародного референдума на основании ст. 140 национальной конституции; см. также «Чикаго трибюн», Лиз Слай, На уязвимом, отдаленном севере иракцы ждут голосования о будущем (Liz Sly, In vulnerable, remote north, Iraqis await a vote on future), 2 сентября 2007 г., http://www.iraqupdates.com/p_articles.php?refid=DH-S-03-09-2007&article=21300.

3 Указаны только постоянные КПП.

4 Данные на 31 декабря 2005 г. (будут пересмотрены при содействии властей). В это число входят лица, высланные в ходе кампании по выселению из деревень, кампании «Анфаль», кампании по «арабизации»; лица, изгнанные или бежавшие в результате боев между двумя курдскими партиями в середине 1990-х гг., а также те, кто бежал от военных действий между РПК и турецкими войсками в северном Ираке; курды, высланные в Иран в 1970-х гг., которые с тех пор вернулись в северный Ирак, но оказались в ситуации внутреннего перемещения; иракцы самого разного этнического происхождения и религиозной принадлежности, бежавшие с территорий, контролируемых правительством, находясь в оппозиции иракскому правительству; люди, бежавшие из центрального Ирака после падения прежнего режима вследствие преследования на религиозной / этнической почве или политических преследований (например, религиозные меньшинства, представители интеллигенции, курды из Фаллуджи и Рамади), а также непрекращающихся военных действий между коалиционными силами / многонациональными силами (МНС-И) и повстанцами.

5 Данные на 30 июня 2007 г. Информация получена из Управления по вопросам пребывания и жилья в Эрбиле.

6 Из 13 580 ВПЛ, зарегистрированных Иракским обществом Красного Полумесяца (ИОКП) в провинции Эрбиль на 31 августа 2007 г., 42,9% составляют дети; ИОКП, Данные о перемещенных внутри страны лицах, версия 26, 16 сентября 2007 г.

7 В это число входят лица, вернувшиеся с помощью УВКБ ООН или в рамках других программ по возвращению, а также те, кто вернулся спонтанно. Источники: бывшее Управление по приему беженцев, Управление по перемещению и миграции в Соране и база данных по возвращению с помощью МПР/УВКБ ООН в 2004-2006 гг.

8 В период с января по декабрь 2006 года УВКБ ООН через своего партнера-исполнителя МПР обследовало 560 вернувшихся семей (далее – «УВКБ ООН,

с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

скачать файл