Провинция эрбиль


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4



ОЦЕНОЧНЫЙ ДОКЛАД
ПРОВИНЦИЯ ЭРБИЛЬ

Сентябрь 2007 года




Цель настоящего Оценочного доклада УВКБ ООН – представить объективную информацию об общей ситуации в указанной провинции с подробным описанием положения лиц, находящихся в ведении УВКБ ООН, и их общин. Доклад составлен УВКБ ООН совместно с его партнерами, организациями «Миллениум» и МПР, при содействии правительственных и неправительственных организаций, а также других учреждений системы ООН, и основан на международных источниках, докладах окружных властей, данных проведенного УВКБ ООН мониторинга вернувшихся беженцев и ВПЛ и консультациях с вернувшимися лицами, ВПЛ и их общинами. Были предприняты все усилия, чтобы в доклад вошла только достоверная, точная, фактическая, информация, подтвержденная независимыми источниками. Настоящий Оценочный доклад не является всеобъемлющим докладом о положении в области прав человека и не выражает политические взгляды или программные заявления УВКБ ООН.


В настоящем докладе не учтены события, произошедшие после 31 августа 2007 года включительно, если не указана более поздняя дата. УВКБ ООН планирует обновлять доклад на регулярной основе.
Запросы о дополнительной информации, мнения и отклики относительно настоящего доклада можно направлять на iraqoper@unhcr.org.



Содержание
I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 6
A. Сведения о провинции 6
1. Краткие сведения о провинции 7
Б. Политические события 7
В. Безопасность и общественный порядок 7
1. Общая ситуация в области безопасности 7
2. Силы безопасности 9
3. Тюрьмы и места заключения 10
4. НБ и мины 10
II. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ 11
A. Система правосудия 11
Б. Документы 12
В. Возвращение собственности 13
Г. Права человека 14
Д. Свобода передвижения 16
III. ЖИЛЬЕ / ЗЕМЛЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ 16
A. Жилье / земля 16
Б. Трудоустройство и экономика 17
В. Инфраструктура и коммунальные услуги 19
1. Продукты питания 19
2. Вода 20
3. Электроснабжение 20
4. Топливо 21
5. Здравоохранение 21
6. Образование 23
7. Социальное обеспечение 24
IV. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СВЯЗИ С РЕПАТРИАЦИЕЙ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ 25
A. Добровольная репатриация и возвращение 25
Б. Внутреннее перемещение 25
V. ПОМОЩЬ ПО ПРИБЫТИИ 26
Список сокращений
АФП Агентство Франс Пресс

АП Ассошиэйтед Пресс

Би-би-си «Бритиш Бродкастинг Компани»

СМО Совет по международным отношениям

ЦГВО Центр гражданско-военных операций

ПКП Переходное коалиционное правительство

КРСН Комиссия по разрешению споров о недвижимости (ранее – Иракская комиссия по рассмотрению имущественных исков)

СЭН Служба экологических новостей

УЖПО Увечье женских половых органов

ГУР Главное управление по разминированию

ХРУ «Хьюман Райтс Уотч»

ИД Иракский динар

ВПЛ Перемещенное внутри страны лицо

АРИК Агентство по разминированию Иракского Курдистана

ЦРИК Центр по разминированию Иракского Курдистана

ОУЖИ Обзор условий жизни в Ираке

ОВПМ Обзор воздействия противопехотных мин в Ираке

МВФ Международный валютный фонд

МОМ Международная организация по миграции

ИОКП Иракская организация Красного Полумесяца

МПР «Международная помощь и развитие»

IRIN Единые региональные информационные сети ООН

ИСБ Иракские силы безопасности

ИИВМ Институт информации по вопросам войны и мира

КПК Коммунистическая партия Курдистана

ДПК Демократическая партия Курдистана

ИГК Исламская группа Курдистана

ИДК Исламское движение Курдистана

ИСК Исламский совет Курдистана

НАК Национальная ассамблея Курдистана

РПК Региональное правительство Курдистана

СУК Союз учителей Курдистана

СЖК Союз женщин Курдистана

КГМ Консультативная группа по минам

МИКИ Многоиндикаторное кластерное исследование

МНС-И Многонациональные силы в Ираке

МО Министерство образования

МЗ Министерство здравоохранения (объединенное РПК)

МПЧ Министерство по правам человека (объединенное РПК)

МВД Министерство внутренних дел (Эрбиль, пока не объединено с МВД Сулеймании)

МТСД Министерство труда и социальных дел (объединенное РПК)

МПСР Министерство планирования и содействия развитию (центральное правительство в Багдаде)

МТ Министерство торговли (объединенное РПК)

НПО Неправительственная организация

ЦЗП Центр защиты и помощи

ГСР Государственная система распределения

ЦПМП Центр первичной медицинской помощи

ПСЖК Партия свободной жизни Курдистана

РПК Рабочая партия Курдистана

ПСК Патриотический союз Курдистана

РСЕ/РС Радио «Свободная Европа» / Радио «Свобода»

ПОЗ Предположительная опасная зона

ПАЗ Переходный административный закон

МООНСИ Миссия ООН по оказанию содействия Ираку

УПЧ МООНСИ Миссия ООН по оказанию содействия Ираку, управление по правам человека

ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций

УВКБ ООН Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев

ЮНИСЕФ Детский фонд Организации Объединенных Наций

УООНОП Управление ООН по обслуживанию проектов

ЮПИ Юнайтед Пресс Интернэшнл

США Соединенные Штата Америки

ЮСЭЙД Агентство США по международному развитию

НБ Неразорвавшиеся боеприпасы

АСВУ Автомобили с самодельными взрывными устройствами

ГИ Голоса Ирака

ФАВВВ Фонд американских ветеранов войны во Вьетнаме

ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
Валютный курс


На 31 августа 2007 года обменный курс между иракским динаром (ИД) и долларом США составлял:

1 долл. США = 1258,90 ИД

1 ИД = 0,0008231 долл. США


I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
A. Сведения о провинции
1. Краткие сведения о провинции
Площадь 14 428 кв. км

Население 1 392 093 человек1

Преобладающая религия Суннитская ветвь ислама

Администрация Кадха (Советы округов) и нахийя (Советы районов), Совет провинции

Административная столица г. Эрбиль

Округа г. Эрбиль, Шаклава, Соран, Койсинджак, Мергасор, Чоман (фактический контроль над округом Махмур)2

Международные границы Пункт пересечения границы Хаджи Омаран, Иран

Внутренние границы Дахук, Нинева, Киркук, Сулеймания

Пункты пересечения границы Хаджи Омаран

КПП3 КПП в округе Чоман, КПП в округе Соран, КПП в округе Шаклава, Пирмам (КПП в районе Масиф Салахуддин), КПП в г. Эрбиле


2. Демографический профиль
Религия и этническая принадлежность: Преобладающей религией в провинции Эрбиль является суннитская ветвь ислама, преобладающая этническая группа – курды. На территории провинции Эрбиль проживают христианские общины, в том числе халдеи, ассирийцы и армяне, в основном, в районе Аинкава, но также и в округах Шаклава, Дияна, Хармота и Койсинджак. Кроме того, в провинции проживают кака’и (ахль аль-хак), в основном, в районе Хабат, и езиды. Небольшое число этнических туркмен, принадлежащих суннитской ветви ислама, приживают в г. Эрбиле.
Племенные группы: Основные племенные группы в провинции Эрбиль включают барзани, зебари, харки, хошнав, гарди, брадусти, сурчи, мантик, швани, нанакали, сиани, зиррари, дизаи, барзинчи, накшбанди, кавани, сиян, бильбас, чиваи и хайлани.
ВПЛ: Всего в провинции Эрбиль находится свыше 230 тыс. ВПЛ, из них подавляющее большинство (196 878) были перемещены до обстрела Самарры в феврале 2006 года4.
В результате эскалации религиозного насилия в 2006 году на территорию провинции были перемещены еще 34 717 человек. ВПЛ, перемещенные после 2006 года, находятся во всех округах провинции, большинство проживает в г. Эрбиле (55%) и районе Аинкава (36%). Среди них этнические арабы (37%), христиане (ассирийцы, халдеи и сирийцы, 32%), курды (29%). Около 1,3% принадлежат к другим этническим группам – туркмены, армяне и мандеане-сабеане5. Большое число ВПЛ в провинции составляют дети6.
Вернувшиеся лица: В период между 2003 годом и сентябрем 2007 года в провинцию Эрбиль вернулись 1884 семей (6365 человек)7. Мониторинг вернувшихся лиц8 показал, что большинство опрошенных семей вернулись из Ирана в округа Дияна (Соран), Эрбиль и Шаклава. Из вернувшихся в рамках программ возвращения при поддержке УВКБ ООН 35,73 % на момент возвращения не достигли возраста 18 лет и 5,1% имели особые потребности9.
Б. Политические события
Провинция Эрбиль входит в территорию под управлением Регионального правительства Курдистана (РПК). В соответствии с конституцией РПК признало власть над провинциями Эрбиль, Дахук и Сулеймания, а также фактическую власть над частью территории провинций Дияла, Нинева и Киркук10. 29 мая 2005 года президентом РПК был назначен Массуд Барзани, лидер Демократической партии Курдистана (ДПК).
Доминирующей политической партией в провинции Эрбиль является ДПК. Среди других политический партий, действующих в Эрбиле, – Патриотический союз Курдистана (ПСК), Исламский союз Курдистана (ИСК), Социал-демократическая партия Курдистана, Партия Трудящихся, Консервативная партия, Исламская группа Курдистана (ИГК), Исламское движение Курдистана и Коммунистическая партия Курдистана. Кроме того, свои политические партии также имеют такие меньшинства как туркмены и христиане.
До января 2006 года провинции Дахук и Эрбиль управлялись возглавляемой ДПК администрацией, а провинция Сулеймания управлялась администрацией под руководством ПСК. 21 января 2006 года между ПСК и ДПК было достигнуто соглашение о совместном управлении РПК, и 7 мая 2006 года объединенное Региональное правительство Курдистана приступило к выполнению обязанностей11.
Руководящим органом провинции Эрбиль является Совет провинции, избранный 30 января 2005 года. 41 место в Совете распределены между четырьмя партиями: Курдский демократический список (союз между ДПК и Коммунистической партией Курдистана) (23 места); ПСК (16 мест); ИСК (одно место) и Исламистская группа (Комали Ислами) (одно место). В результате выборов также были назначены губернатор Навзад Хади и заместитель губернатора Тахир Абдулла.
В. Безопасность и общественный порядок
1. Общая ситуация в плане безопасности
Хотя провинция Эрбиль избежала эскалации взрывов на дорогах и религиозного насилия, которые широко распространены во многих частях центрального и южного регионов, в 2007 году наблюдалось возросшее число инцидентов, при этом местные власти и МНС-И называют политические отделения ДПК и ПСК, объекты многонациональных сил в Ираке (МНС-И), а также районы Аинкава, где проживают сотрудники иностранных компаний и американский дипломатический персонал, в качестве потенциальных целей автомобилей с самодельными взрывными устройствами (АСВУ) и нападений террористов-смертников в Эрбиле. В результате, ситуация в плане безопасности в провинции остается напряженной и непредсказуемой12. В 2007 году были совершены два крупных нападения на правительственные и партийные учреждения: взрыв грузовика 9 мая 2007 года возле здания МВД и сил безопасности, в результате которого погибли 15 и были ранены более 80 человек, и взрыв у здания, где располагалась местная администрация и отделение ДПК, в населенном преимущественно курдами г. Махмуре в 50 км к юго-западу от Эрбиля, в результате которого погибли по меньшей мере 50 человек13. Ввиду возрастающей угрозы со стороны Аль-Каиды и «Ансар аль-Ислам» власти Эрбиля усилили меры безопасности, построив тоннель и защитные баррикады, изолирующие Эрбиль от провинций Киркук и Нинева, и направив 1000 бойцов пешмерга на границу с Ираном, чтобы остановить возможное вторжение14.
Сообщения о присутствии около 5 тыс. боевиков Рабочей партии Курдистана и 1 тыс. боевиков ПСЖК (Партии свободной жизни Курдистана) в северном Ираке, в том числе в провинции Эрбиль, заставили Турцию и Иран сконцентрировать войска вдоль границы с Ираком, угрожая ответным ударом. В августе и сентябре 2007 года иранские войска подвергли обстрелу деревни в провинции Эрбиль, причинив ущерб домашнему скоту, повредив сады и вызвав разрушения в деревнях15. На начало сентября УВКБ ООН было известно о 850 семьях, перемещенных в районах Хаджи Омаран, Чоман и Сидакан на северо-востоке провинции Эрбиль. Районы провинции Эрбиль также подвергались обстрелу со стороны Турции в прошлом. Например, в июне 2007 года были обстреляны несколько деревень в районе Сидикан, на стыке границ Турции, Ирана и Ирака, в результате чего был причинен значительный ущерб16.
В провинции наблюдаются общественные беспорядки, вызванные недовольством населения дефицитом коммунальных услуг и неспособностью администрации исправить ситуацию, в том числе протесты в связи с задолженностью по выплатам в государственном секторе и призывы к повышению зарплат17.
Преступность остается постоянной проблемой в провинции Эрбиль, при этом особую озабоченность вызывают мелкие преступления, контрабанда и коррупция18. Высокий уровень безработицы, особенно в сельских районах, усугубляет проблему контрабанды, которая является единственным источником дохода для многих деревенских жителей, проживающих недалеко от границы с Ираном. В Иран регулярно контрабандой перевозятся алкогольные напитки, сигареты, пищевые продукты, медикаменты и запчасти для машин, а в Ирак переправляются топливо и наркотики19.
Растет потребление таких наркотиков, как опиум и героин, как сообщается, в частности, среди лиц, вернувшихся из Ирана20. Широко распространены преступления в отношении женщин, в частности, изнасилования и «преступления чести»21.
ВПЛ и вернувшиеся лица: Большинство вернувшихся лиц22 и ВПЛ,23 опрошенных УВКБ ООН, сообщили, что в целом чувствуют себя в провинции в безопасности.
2. Силы безопасности
В провинции Эрбиль обеспечение безопасности, включая охрану правопорядка и выполнение основных полицейских функций, остается обязанностью местной полиции, местных сил безопасности и разведки и вооруженных сил – пешмерга.24
Полиция: Местная полиция в провинции Эрбиль учреждена законом и подотчетна Министерству внутренних дел (МВД) РПК провинции Эрбиль. Ее Главное управление располагается в г. Эрбиле, а подразделения находятся во всех других округах. В большинстве районов также имеются полицейские участки.
Пешмерга: Безопасность в провинциях Эрбиль и Дахук обеспечивает пешмерга.25 ДПК по-прежнему имеет свое собственное министерство по делам пешмерга, которое должно объединиться с соответствующим министерством ПСК в соответствии с Соглашением об объединении под руководством ДПК. Согласно Соглашению об объединении, заключенному между ДПК и ПСК 21 января 2006 года, будет образована Верховная комиссия, которая должна институционализировать органы полиции и безопасности Курдистанского региона. В соглашении также говорится, что «Объединенные органы не должны руководствоваться политическими соображениями». Кроме того, соглашением предусматривается введение специальной программы для выпускников университетов с целью набора новых кандидатов в объединенные службы безопасности.26
В марте 2007 года три батальона пешмерга были направлены в Багдад для поддержки иракских сил безопасности (ИСБ) и многонациональных сил в Ираке (МНС-И) в рамках плана обеспечения безопасности Багдада.27 По соглашению с центральным правительством около 6 тыс. бойцов пешмерга должны быть направлены на защиту электростанций и нефтепроводов в центральном Ираке, которые часто являются объектами нападений боевиков.28 Однако эта мера вызвала разногласия между группами национальных меньшинств в многонациональной провинции Киркук.29 На момент написания доклада размещение войск не состоялось по политическим причинам.30
Асайиш и Парастин: Асайиш – это внутренняя служба безопасности ДПК. По закону она занимается такими экономическими и политическими преступлениями, как контрабанда, шпионаж, саботаж и терроризм.31 Парастин – внутренняя служба разведки партии. Эти местные службы безопасности и разведки, а также пешмерга контролируют деревни, города и региональные КПП. Кроме того, в ведении этих организаций находятся места заключения н территории провинции.
Многонациональные силы в Ираке: С июня 2003 года в провинции Эрбиль находится ограниченный контингент МНС-И. По просьбе правительства США в сентябре 2004 года Южная Корея направила группу в составе 3600 человек с целью содействия в решении задач по поддержанию мира и восстановлению. С апреля 2007 года численность группы сократилась до 1200 человек. Контингент южно-корейской армии, также известный как «Дивизия Зайтун», в основном состоит из инженеров и медиков. Они чинят дороги, строят школы и медицинские учреждения, ремонтируют систему водоснабжения. В госпитале подразделения прошли лечение до 25 тыс. местных жителей; жителям и правительственным служащим предоставлялось систематическое производственное обучение. Правительство Южной Кореи пока не приняло окончательного решения о выводе своих войск из Ирака в 2007 году, как было объявлено ранее.32 30 мая 2007 года ответственность за безопасность в Курдистанском регионе официально перешла от МНС-И к РПК.33
3. Тюрьмы и места заключения
Главная тюрьма, Аль-Махатта, находится в г. Эрбиле и имеет отдельные зоны для мужчин и для женщин. Имеется также исправительное заведение для несовершеннолетних преступников, расположенное в квартале Шориш г. Эрбиль. В каждом округе и районе также имеются места заключения. Тюрьмы находятся в ведении МВД РПК. Кроме того, в ведении главного управления безопасности (Асайиш) и службы разведки (Парастин) находятся специальные места заключения, которые контролируются не властями, а ДПК (тюрьма Акре в ведении Асайиш и тюрьма Салахеддин в ведении Парастин).34
10 апреля 2007 года НАК утвердила Закон об амнистии, сразу после чего из тюрем в Курдистанском регионе были освобождены 70 заключенных.35 В Соглашении об объединении предусматривается, что тюрьмы и места заключения должны быть переданы под единое руководство в течение 2007 года. В конце августа 2007 года в регионе продолжали функционировать отдельные учреждения в ведении ДПК и ПСК.36
4. НБ и мины

В трех северных провинциях, которые представляют собой одну их самых зараженных зон в мире, где затронутыми оказались 1428 общины, остались тысячи минных полей, особенно вдоль границ с Ираном и Турцией и в районе бывшей «Зеленой линии», а также НБ на территории всех трех провинций. Три северные провинции являются самыми зараженными на территории Ирака – там на площади приблизительно 776 кв. км находятся 3024 предположительные опасные зоны (ПОЗ), где проживают 1126 общины.37 На территории провинции Эрбиль находятся сорок два заминированных участка общей площадью 231 кв. км. Деятельность по разминированию проводится в Эрбиле с 1992 года.38


В 2004 году ответственность за разминирование в трех северных провинциях приняло на себя РПК. Центр по разминированию Иракского Курдистана (ЦРИК), расположенный в Эрбиле, принял на себя руководство деятельностью по разминированию в провинциях Эрбиль и Дахук, а Главное управление по разминированию (ГРУ) поручено руководить разминированием в провинции Сулеймания. В период с 2005 по 2007 год ЦРИК разминировал 32 минных поля (свыше 1 миллиона кв. м.).39 7 мая 2007 года НАК приняла законодательный акт о создании объединенного Агентства по разминированию Иракского Курдистана (АРИК), которое должно было прийти на смену двум отдельным управлениям, функционирующим в Курдистанском регионе. На сегодняшний день ЦРИК не создан, и этой деятельностью продолжают заниматься отдельные органы. Штаб-квартира АРИК будет находиться в Эрбиле наряду с Главным управлением, Техническим управлением и Управлением по информированию о минной опасности (ИМО).40
В провинции Эрбиль также работают одна международная организация по разминированию41 и одна организация по оказанию помощи жертвам противопехотных мин (ПЖМ).
В результате деятельности по разминированию и ИМО в последние годы общее число жертв в трех северных провинциях значительно сократилось – с 192 в 2003 году до 48 в 2006 году. С января по апрель 2007 года поступили сообщения о 28 жертвах противопехотных мин.42
ВПЛ и вернувшиеся лица: Наличие мин и НБ лишает людей возможности использовать сельскохозяйственные земли и пастбища и мешает восстановлению и реконструкции инфраструктуры, жилья, основных услуг и дорог.
II. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
A. Система судопроизводства
Система судопроизводства в провинции Эрбиль функционирует в рамках судебной системы РПК, которая работает независимо от центрального правительства. В феврале 2007 года было создано объединенное министерство юстиции РПК. Здание центрального министерства юстиции находится в Эрбиле. Отдельные кассационные суды двух администраций были объединены в августе 2006 года. Объединенный кассационный суд является высшей судебной инстанцией Курдистанского региона и находится в Эрбиле. Высшим судом в провинции Эрбиль является Апелляционный суд.
В провинции Эрбиль работаю следующие суды:


  • Следственный суд по борьбе с преступностью;

  • Следственный суд Асайиш;

  • Суд общей адмиралтейской юрисдикции;

  • Суд по установлению личного статуса;

  • Суд по административным правонарушениям;

  • Трудовой суд;

  • Суд по делам несовершеннолетних;

  • Первый уголовный суд;

  • Второй уголовный суд (по борьбе с терроризмом);

  • Апелляционный суд;

  • Кассационный суд;

  • Высший совет по вопросам судебной практики;

  • Военный суд, занимающийся преступлениями, совершенными сотрудниками службы безопасности МВД.

Суды в провинции Эрбиль применяют законы шариата (шафиитская или ханафитская школа) в делах по установлению личного статуса, таких как вступление в брак, развод, дела о наследстве, выплате алиментов и опеке над детьми, а в отношении немусульман помимо их собственных законов применяется иракский Закон о личном статусе (Закон № 188 1959 года с местными поправками).


Судебная система в провинции Эрбиль функционирует относительно нормально, хотя нередки задержки в проведении судебных разбирательств и вынесении вердиктов. В суды чаще обращаются в городах, чем в сельской местности, где при разрешении споров между семьями или кланами или по вопросам брака, развода или по имущественным вопросам более распространено посредничество со стороны традиционных лидеров. Однако традиционные механизмы разрешения конфликтов не всегда присутствуют или являются эффективными в плане предоставления защиты данному лицу. В некоторых случаях использование таких механизмов может принести дополнительный вред, например, женщинам, опасающимся «убийства чести», или лицам, которые опасаются стать жертвой кровной родовой мести.43
Б. Документы
Свидетельство о гражданстве и гражданское удостоверение личности: Эти документы являются самыми главными, так как они необходимы, чтобы получить большинство таких официальных документов, как паспорт, свидетельство о рождении или смерти, свидетельство о браке и продовольственные карточки. В целом, получить или восстановить эти документы можно в течение нескольких дней и за разумную плату; однако в случае вернувшихся лиц, у которых нет старых иракских документов, проводится дополнительная проверка, чтобы доказать их право на получение новых документов, что может занять много времени. Поэтому важно, чтобы возвращающиеся лица имели при себе любые документы, в том числе гражданские удостоверения личности, свидетельства о гражданстве, военные билеты, документы о праве собственности и свидетельства о рождении или смерти родственников, пусть и устаревшие, которые могут помочь получить новые документы, подтвердить иракское гражданство или вернуть имущество.
Паспорта: Заявления о выдаче паспорта серии «S» обычно рассматриваются в течение недели или, в срочных случаях, даже в течение одного дня. Однако паспорта серии «G»44 выдаются только централизованно в Паспортном управлении в Багдаде, и эта процедура занимает минимум три месяца. В настоящее время эти паспорта выдаются только определенным категориям граждан:

  • Правительственным чиновникам, выезжающим за пределы Ирака в составе официальных делегаций;

  • Лицам, имеющим действительную визу для въезда в США, Европу или другие страны, требующие наличия паспорта серии «G»;

  • Лицам, имеющим действительное заключение об эвакуации по причинам медицинского характера с указанием на то, что необходимое лечение нельзя получить в Ираке.

Женщинам в возрасте до 40 лет, которые обращаются за паспортом серии «G», необходимо получить согласие члена семьи-мужчины. Это решение центрального правительства подверглось критике со стороны курдских властей; однако с учетом того, что паспорта серии «G» выдаются только в Багдаде, указанное положение также применяется в провинции Эрбиль.45 Хотя официальная сумма сбора составляет 27 500 ИД, имеются сообщения о том, что паспорт серии «G» можно получить, только дав взятку в размере от 700 до 1500 и даже более долл. США.46


Продовольственные карточки: Относительно (временного) перевода продовольственных карточек см. раздел В.1 Инфраструктура и коммунальные услуги, Продукты питания. В провинции Эрбиль продовольственные карточки должны выдаваться ВПЛ и вернувшимся лицам бесплатно, за исключением сбора в размере 2 тыс. ИД, который уплачивается мухтару, удостоверяющему новое место жительства.
Регистрация супругов-неиракцев: Супруги-неиракцы вернувшихся иракских граждан должны зарегистрироваться в Департаменте по вопросам пребывания Управления по выдаче паспортов и вопросам пребывания. Для этого необходимо пройти проверку благонадёжности и медицинское освидетельствование (в настоящее время – сдать анализы крови и кала). Первичная регистрация действительна в течение трех месяцев, после чего супруги-неиракцы должны продлевать разрешение на пребывание каждые шесть месяцев. По прошествии пяти лет постоянного законного пребывания супруги-неиракцы могут подать заявление о получении иракского гражданства в соответствии с определенными критериями.47 Для регистрации супруг (супруга) должен (должна) иметь действительный паспорт, визу и подтверждение въезда через официальный пункт пересечения иракской границы. Это создало трудности для многих лиц, которые попали в Ирак нелегально, а не через официальный пункт пересечения границы, в частности, сразу после конфликта 2003 года. Если супруги-неиракцы не зарегистрированы и не имеют необходимых документов, их пребывание в Ираке считается нелегальным, и они подвергаются задержанию до момента официального утверждения брака.
ВПЛ и вернувшиеся лица: Большинство вернувшихся лиц, опрошенных в провинции в 2006 году, не сообщали о трудностях с получением документов по возвращении.48 Однако более половины ВПЛ, обследованных в 2007 году (58%), указывали на такие проблемы.49
Помощь: Дополнительную информацию и консультации по поводу получения документов ВПЛ и вернувшиеся лица могут получить в Центре защиты и помощи (ЦЗП)50 в Эрбиле.
В. Возвращение собственности
Иски о возвращении собственности, неправомерно присвоенной прежним режимом, которые подпадают под юрисдикцию Комиссии по разрешению споров о недвижимости (КРСН)51 могут подаваться в офис комиссии в г. Эрбиле.52 Сотрудники офиса КРСН оказывают помощь в составлении или подаче исков. Они также собирают сведения в соответствующих органах, занимающихся регистрацией недвижимости, и правительственных учреждениях, проводят слушания и запрашивают дополнительные сведения по тем аспектам исков, которые нуждаются в уточнении. Рабочее время: с 08:00 до 15:00, кроме пятницы и субботы.
Бланки исков и инструкции, касающиеся подачи исков, можно найти на: http://ipcciraq.org/.
Офис КРСН в Эрбиле начал работу 3 апреля 2004 года. На 31 августа 2007 года в офис поданы непосредственно или направлены из других офисов КРСН 16 768 исков. На данный момент урегулированы только 318 исков, из них 132 исков были отклонены, 12 исков были отозваны и 174 заявителей получили компенсацию. Ни одному заявителю не была возвращена собственность, и ни один иск не был урегулирован во внесудебном порядке.53
Рассмотрение исков о возвращении собственности в провинции Эрбиль может продолжаться более года, при этом недостаточное взаимодействие между правительственными ведомствами зачастую затягивает исполнение решений. Длительное судопроизводство и отсутствие последующих мер еще больше затягивают процесс. Кроме того, ситуацию ухудшают внутренняя дезорганизация, отсутствие координации и разногласия относительно распределения полномочий между офисами КРСН в Курдистанском регионе и штаб-квартирой КРСН в Багдаде.54

Г. Права человека
Объединенное РПК включает министерство по правам человека (МПЧ), расположенное в Эрбиле и возглавляемое членом ПСК Юсифом Мохаммадом Азизом. Министерство имеет управления в Дахуке, Эрбиле и Сулеймании. В штате эрбильского Управления по правам человека 45 сотрудников. В провинции Эрбиль работают несколько НПО, занимающихся правами человека. Несмотря на обязательство властей соблюдать права человека, в провинции по-прежнему имеют место нарушения этих прав.55
Свобода прессы: Официально в провинции не существует цензуры; однако большинство СМИ находятся под контролем ДПК.56 Независимые журналисты и информационные организации неоднократно заявляли об ограничении свободы прессы и о том, что критика правящих партий может привести к физическим преследованиям, конфискации камер и ноутбуков, аресту и судебному преследованию по обвинению в клевете.57 Например, в апреле 2007 года организация «Репортеры без границ» и Союз журналистов Курдистана осудили похищение Набаза Горана, журналиста, работающего для нескольких изданий, в г. Эрбиле. По сообщениям, его забрали пять человек в военной форме, вывезли из города, избили дубинками и шлангами и через несколько часов отпустили, приказав «держать язык за зубами».58
Нарушения надлежащей правовой процедуры: Правозащитными организациями зафиксированы широко распространенные и систематические нарушения установленных законом прав заключенных в тюрьмах и местах заключения, находящихся в ведении Асайиш.59 Многие заключенные содержатся под стражей по подозрению в совершении террористических актов или в том, что они являются сторонниками запрещенных исламистских групп. По сообщениям организации «Хьюман Райтс Уотч» (ХРУ) курдские силы безопасности регулярно подвергают задержанных пыткам и другим видам жестокого обращения.60
Смертная казнь: 2 сентября 2006 года Национальная ассамблея Курдистана отменила решение ПКП о приостановлении применения смертной казни. Согласно этому решению окончательным правом утверждения смертных приговоров, принятых Курдским верховным судом, наделяется глава исполнительной власти Курдистана.61 21 сентября 2006 года 11 предполагаемых членов экстремистской группировки «Ансар аль-Ислам» были повешены в Эрбиле.62
Женщины и девушки:63 Традиционное отношение к женщинам по-прежнему преобладает в провинции Эрбиль, особенно в сельских районах, при этом девушки и женщины становятся жертвами пагубной традиционной практики, такой как принудительное и (или) раннее замужество, браки между молодыми женщинами и мужчинами, которые намного их старше, или выдача девушек замуж в другую семью в качестве компенсации за убийство.64 Также сообщается об увечьях женских половых органов (УЖПО) в сельских районах провинции Эрбиль.65 В последнее время курдские правительственные чиновники и Женская комиссия РПК выражают поддержку кампании «Прекратить практику УЖПО в Курдистане», целью которой является принятие законодательства, запрещающего УЖПО.66
«Убийства чести»: Несмотря на то, что иракский Уголовный кодекс (Закон № 111 1969 года с местными поправками)67 определяет «убийства чести» как убийство, такого рода преступления все еще имеют место. Женщины, которые, например, стали жертвами сексуальной агрессии, подвергаются риску быть убитыми членами их семьи в попытке спасти «честь» семьи. Поскольку «убийства чести» запрещены законом, семьи часто пытаются выдать их за несчастный случай, самоубийство или попытку самоубийства, и, по сообщениям, большинство дел расследуются как таковые. С проблемой «убийств чести» тесно связана тенденция совершения самоубийств, в основном, молодыми женщинами, путем самосожжения вследствие жесткого общественного давления в курдском обществе. В последнее время эта тема широко освещается курдскими СМИ.68 Согласно газетному портальному источнику «Авена» число погибших и изувеченных вследствие самосожжения и предполагаемых «преступлений чести» возрастает.69 В августе 2007 года «Холер пост», газета, выходящая два раза в неделю в Эрбиле, ссылаясь на источник в эрбильском Управлении здравоохранения, сообщила, что в провинции Эрбиль от ожогов каждый месяц погибают более 20 женщин, не включая тех, кто умерли в своих домах и не зарегистрированы в судебном департаменте.70 По данным Центра неотложной помощи в Эрбиле, с 2003 года в провинции Эрбиль зарегистрированы 576 случаев получения ожогов, в результате которых погибли 358 женщин. У более половины из них площадь ожогов составляла от 70 до 100%, при этом ожоги по всей вероятности были нанесены самими пострадавшими. Однако поскольку тщательное расследование властями не проводилось, имеющиеся свидетельства остались спорными.71
Изнасилования: По словам сотрудника больницы скорой медицинской помощи в Эрбиле, в последние годы в провинции Эрбиль заметно возросло число изнасилований. В 2003 году были зарегистрированы 150 случаев, а в 2006 году – 596 случаев. В Курдистанском регионе обвинения в изнасиловании обычно урегулируются путем посредничества и улаживания на уровне общины, и только небольшое число случаев попадает в суд.72 Статья 398 иракского Уголовного кодекса также предусматривает урегулирование преступлений на сексуальной почве путем заключения брачного контракта между предполагаемым преступником и жертвой.
В ответ на проблемы, с которыми сталкиваются женщины, в апреле 2002 года в г. Эрбиле было открыто убежище для женщин (Центр «Ханзад»).73 Недавно Союз женщин Курдистана (СЖК) открыл телефонную линию «Хеви фоун» («телефон надежды») для женщин, подвергающихся насилию в семье. В зависимости от конкретного случая организация связывается с полицией, психиатрами или юристами.74 В провинции работают несколько женских организаций,75, однако в силу консервативного характера курдского общества их возможности могут оказаться ограниченными.
Свобода вероисповедания: Христиане и приверженцы других религиозных меньшинств могут свободно исповедовать свою религию без вмешательства со стороны курдских властей,76 и многие христиане нашли убежище в провинции с 2003 года. Две церкви находятся в г. Эрбиле, пять церквей – в районе Аинкава, остальные церкви находятся в других округах провинции. Благодаря усилиям евангелистов, которые становятся все более активными в северном Ираке, ряд курдских мусульман, по сообщениям, перешли в христианство. Население в целом негативно относится к обращению мусульман в христианство, и, соответственно, правоохранительные органы могут не захотеть вмешиваться и обеспечить защиту обращенных, подвергающихся риску.77
Экономические и социальные права: Возможности правительства в плане обеспечения экономических и социальных прав остаются ограниченными вследствие недостаточности таких основных коммунальных услуг, как водо- и электроснабжение, обеспечение топливом, и острой нехватки пригодного для проживания жилья.78
Д. Свобода передвижения
В целом, свобода передвижения в провинции Эрбиль и между соседними провинциями не ограничена; на территории провинции не установлен комендантский час. Однако лица, не являющиеся уроженцами Курдистанского региона, должны информировать власти, если они намереваются поменять место жительства. Путешественники должны предъявлять документ, удостоверяющий личность (например, гражданское удостоверение личности), в ходе обычных проверок. Это может ограничить передвижение возвращающихся лиц, которые еще не получили новые документы. Также, ВПЛ, которые еще не оформили свое пребывание в провинции, могут столкнуться с проблемами при проезде через КПП (см. раздел IV. Б. Внутреннее перемещение). Прежде чем выехать за пределы округа или передвигаться между провинциями, вернувшиеся лица, еще не восстановившие свои удостоверения личности, должны получить письмо в отделе службы безопасности в своей местности. Сообщается о том, что иногда свобода передвижения женщин ограничивается их семьями в силу обычаев и традиций.79
28 апреля 2005 года курдские власти торжественно открыли Эрбильский международный аэропорт. В настоящее время аэропорт расширяется. Воздушное сообщение осуществляется с Багдадом, соседними странами и рядом европейских стран. В настоящее время около 30 тыс. человек прибывают в Эрбиль и выезжают из провинции каждый месяц.80 25 августа 2007 года авиакомпания «Остриан Эйрлайнз», осуществлявшая регулярные рейсы между Веной и Эрбилем с декабря 2006 года, приостановила свою деятельность до дальнейшего уведомления по соображениям безопасности.81
Власти провинции Эрбиль ввели ограничения по приему и пребыванию ВПЛ. Дополнительную информацию см. в разделе IV. Б. Внутреннее перемещение.
с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

скачать файл