Приложение №1 История певческой джазовой культуры


с. 1
Приложение №1
История певческой джазовой культуры.
Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселённых музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Мелодическое, и гармоническое начало, в африканском музицировании развито гораздо в меньшей степени, чем в европейском. Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый опыт на будущий синтез: мелодическое построение с ведущим голосом, ладовые мажорные минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Африканская музыка по природе своей импровизационная, она характеризуется коллективной формой музицирования с сильно выраженной полиритмией и линеарностью. Когда в 1919г. джаз из США был «вывезен» в Европу, он завладел сердцами музыкантов и слушателей Старого Света. Остановить распространение джаза было невозможно. Возникнув в среде афроамериканцев, джаз быстро стал национальным. К настоящему моменту джазовое искусство прошло очень насыщенный музыкальными событиями путь, и постепенно стёрлась грань между «чёрной и « белой» музыкой. Исполнительская техника достигла такого уровня, что отличить игру «белого» музыканта от «чёрного» практически невозможно.

Музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, но исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос. В джазе существуют свои особенности пения, которые постепенно менялись параллельно с общей эволюцией джаза. Джазовая выразительность является одним из важнейших средств джазового вокала

Вначале участие человеческого голоса в джазе было аномальным явлением, т.к. вместо свободной импровизации исполнитель имел лишь образец текста. Тем не менее, они (голос и музыка) могут быть эквивалентны, джаз и пение Луи Армстронга, с которого в 20-х годах фактически и начался джазовый вокал.

Со временем, в процессе развития джазовой музыки вокалисты всё чаще старались подражать в своих импровизациях инструменталистам. Пение «фонемами» (скэт-пение) также является важнейшей отличительной чертой джазового вокала. Начало скэту положил, как гласит история, ещё в 1926г., всё тот же Луи Армстронг. В течение 40-х годов, в связи с появлением стиля «боп» джазовое пение значительно усложнилось, получив название «боп-скэт», чему не мало способствовала Э. Фицджеральд. Джазовый вокал произошёл от блюзового пения, он взял от него иного идей. Это и блюзовый лад, и развитие мелодии по принципу «диалог с фактурой»

когда фраза строится по принципу «вопрос-ответ».

Джазовый вокал в джазовой истории имел свои взлёты и падения, но всегда, как птица Феникс , он возрождался усилиями великих музыкантов, от Бобби МакФеррина, до Ди Ди Бриджуотера. И сейчас на сцену выходит новое поколение певцов и певиц, которые стирают грань между вокальными и инструментальными мышлениями. Этот список можно продолжить: Стинг-профессиональный джазовый басист, Стив Уандер - клавишник, таким же мастерством обладает пианист-вокалист Сергей Манукян.
с. 1

скачать файл