Приемы деятельности учителя и учащихся


с. 1
МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области».

ПРИМЕНЕНИЕ ЧАСТИЧННО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Учитель русского языка и литературы высшей категории ЧУМАКОВА И.В.


ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Основные принципы отбора методов:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.


Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы:

  • создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание),

  • организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,

  • подтверждает правильность выводов,

  • выдвигает готовое проблемное задание.

Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Кроме того, в последнее время все шире изготовляются наглядные пособия, на которых в виде серии рисунков и схем изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин и пр.
Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:

1) создание проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

4) проверка решения проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ


  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Метод получил название частично-поискового, потому что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся - учитель - учащиеся и т. д. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1. Фронтальная (коллективная)

2. Групповая:

2.1. бригадная;

2.2. звеньевая;

2.3. кооперировано - групповая;

2.4. дифференцированно - групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная:

4.1. индивидуализированная;

4.2. индивидуализировано - групповая.



Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения.

Требования к самостоятельной работе (СР):

1. Наличие конкретной цели.

2. Наличие конкретного задания.

3. Четкая форма выражения результата СР.

4. Определение формы проверки СР.

5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.

6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока.

7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.
Факторы, влияющие на успешность применения частично-поискового метода.


  1. Типичный уровень познавательной активности.

  2. Доминирующий уровень учебной подготовленности класса.

  3. Типичный уровень учебной работоспособности класса.

  4. Уровень учебной дисциплинированности класса.

  5. Типичный уровень культурного кругозора учащихся класса (начитанности и т.п.).

  6. Типичный темп работы класса.

  7. Уровень сформированности ученического коллектива (единство целей, наличие общественного мнения, взаимопомощь).


Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы. Комбинация основных форм индивидуализации учебной работы.



Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их способностей.

Дифференциация объема учебного материала, степени сложности, степени помощи.


В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.

Характерной особенностью частично-поискового метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный, допускает работу на эмпирическом уровне, т. е. на уровне жизненного и речевого опыта ребёнка, на уровне представлений детей об изучаемом материале. Названными выше, в проблемном методе, приёмами ученики не столько пользуются, сколько учатся им.


Особенности применения поисковых методов на уроках литературы в старших классах.

Использование указанных методов можно проследить, анализируя уроки литературы в старших классах. Тема: ”Любовь в романе И.С. Тургенева: «Отцы и дети». На этом уроке был использован поисковый метод. Для того, чтобы организовать работу необходимо было разбить класс на группы, группы составлялись по желанию старшеклассников. Группам были даны следующие задания: первая группа должна была найти в тексте цитаты о любви в понимании Одинцовой. Вторая группа –Базарова.

На подготовку 10 минут.

Так отвечает первая группа: «Анна Сергеевна при разговоре с Базаровым говорит: ”Кто старое помянет, тому глаз вон тем более, что, говоря по совести, и я согрешила тогда если не кокетством, так чем-то другим. Одно слово: будем приятелями по-прежнему. То был сон, не правда ли? Да при том любовь.…Ведь это чувство напускное. Базаров говорит: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете :вот в чем ваше счастье.»

Учитель задаёт вопросы, чтобы все старшеклассники принимали участие в работе.

1. Одинцову автор называет женщиной, которой не удалось полюбить, вы с этим согласны?

2. Какими убеждениями могла руководствоваться Одинцова, выходя вторично замуж?

Вторая группа отвечает так: «Но тебе для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы я чувствую, наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг к другу приелись. Удивительное дело, -продолжал Базаров - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения …ну, равновесие и нарушено». Учитель предлагает третьей группе составить вопросы, которые помогут создать образ самого писателя.

После десятиминутной подготовки ученики предложили систему вопросов и дали на них ответы.

1.Каких авторов известных портретов Тургенева вы знаете? /Портрет К.Горбунова, Э. Лами, рисунок П. Виардо, Л. Пича.

2.Почему скульптор М. Антокольский в своих воспоминаниях называет Тургенева Юпитером? /Юпитер – бог неба, света и грозы. Островский так же называет Тургенева за талант и красоту богов, Юпитером, Олимпийцем.

3.С какими зарубежными писателями и музыкантами был знаком Тургенев? – /о нем оставили воспоминания Ги де Мопассан, Эдмон и Жюль де Гонкуры. Он был знаком с Г.Флобером, Ж.Санд, П. Мериме.

4.Какие языки знал Тургенев? / По мнению Мопассана, он знал все языки Европы.

5.Какие произведения русских классиков Тургенев перевел на французский и какие зарубежные произведения на русский язык? / На французский язык он перевел роман Пушкина “Евгений Онегин”, поэму Лермонтова “Мцыри”, повесть Гоголя “Коляска”; с французского языка он перевел Перро, Флобера, с немецкого – Гетте.

6.Какое образование получил Тургенев? /Сначала он получил хорошее домашнее воспитание, затем учился в Московском пансионе. Поступил в Московский университет, проучился год и перешел в Петербургский, закончил его филологический факультет.

. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Специально сконструированные задания поискового характера включают проблемные задачи и задания частично-поискового характера



Традиционное задание

Поисковая задача




Частично поисковая задача (содержит незначительную подсказку)

Проблемная задача (самостоятельный поиск)

Задайте вопросы к выделенным местоимениям.

Укажите их морфологические признаки и роль в предложении.



Произведите синтаксический разбор предложений: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

В одинаковой ли синтаксической роли употреблены местоимения? Обоснуйте свой ответ.



Сравните предложения: Далеко разносились их голоса. Воздух освежал их.

Что вы можете сказать о синтаксической роли, изменяемых слов в этих предложениях?



Уровни сложности (самостоятельности)

Репродуктивный (работа по образцу)

Репродуктивно-продуктивный

Продуктивный




Полусамостоятельный (частичный) поиск решения

Творческий (самостоятельный) поиск решения

Способы решения

В задании уже содержится четкая инструкция по его зыполнению:

1) задать вопросы;

2) определить морфологические признаки;

3) подчеркнуть члены предложения.



Для выполнения этого задания учащиеся вспоминают,

что такое синтаксический разбор;

определяют роль выделенных слов.

Самостоятельно

— производят операцию
сравнения;

— делают вывод;

— строят устное/письменное высказывание-ответ.


Учащиеся должны самостоятельно решить, какие операции с языковым материалом и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы выполнить задание:

Например:

1) найти в предложениях
неизменяемые слова {далеко) и исключить их;

2) определить роль изменяемых слов в предложениях:


Далеко разносились их голоса; Воздух освежал их;

3) выделить второстепенные члены предложения;


тоимения;

5) сделать вывод;

6) оформить устное/писменное высказывание-ответ.


В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

Следует учитывать, что самостоятельный анализ языковых явлений, т.е. поисковая деятельность, осуществляется именно в ходе решения поисковой задачи. Таким образом, применительно к русскому языку определение поисковой задачи можно сформулировать как задачу, в процессе решения которой учащиеся, самостоятельно анализируя языковые явления, «открывают» новые знания и способы их добывания.
Тематически обусловленный дидактический материал способствует обогащению словарного запаса школьников, предлагая лексико-семантическую группировку слов по данным темам. Например, в смысловой теме «Дождь» предлагается:

А) продолжить синонимический ряд, располагая глаголы в порядке возрастания действия: дождь моросит, льет, накрапывает, идет …

Б) вспомнить, какие бывают дожди: моросящие, слепые, обложные, грибные, скорые, косые, сильные, окатные…

В) что можно сказать о громе? Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет…

Г) представьте, что дождь вы не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие силу дождя.

По листьям: шуршит, капает, моросит, стучит…

По крыше: шумит, барабанит…

По реке: звенит,…

Д) данные глаголы и фразеологизмы распределите по трем группам:

Глаголы, изображающие 1) весенний дождь; 2) летний ливень; 3) осенний дождь.

Идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льет как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стенает, зачастит, зарядит, сеет как из сита, резвится, прыгает, пляшет.
Урок: «Имя числительное как часть речи».

Цель урока:


  • понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; формирование умений определять общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить числительные в тексте;

  • орфография: правописание безударных гласных в корне слова;

  • пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении, тире между подлежащим и сказуемым;

  • развитие речи: развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи; повторение стилей речи.

I. Инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное".

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у Вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?

Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.

Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!.. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.

Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.

Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

Какой частью речи является слово "тысяча"?

Как вы это определили?

II. Записывается тема урока.

Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.



III. Объяснение нового материала.

Числительные играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.



IV. Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.

3 - 4 фразеологизмы записываются в тетрадях.

На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи).

V. Числительные также употребляются в образной речи.

Учитель показывает таблицы с предложениями, ученики вставляют пропущенные числительные, определяют жанр устного народного творчества.

……. одёжек, все без застёжек. (Загадка)

….. раз отмерь, ….. раз отрежь. (Пословица)

…! …! …! …!

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон!

Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка)

Обманули простака

На …... кулака! (Дразнилка)

Трое трубачей трубили в трубы. (Скороговорка)

VI. Учитель знакомит с терминологией урока, ученики записывают их в тетрадь.

Художественный стиль,

научный стиль,

точность,

конкретность.

VII. Учитель предлагает прочитать тексты, определить стили речи текстов.

Текст №1 (записан на доске)

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например: 175?60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти.

Текст №2 (красочно оформлен на плакате).

Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке.

VIII. После определений стилей речи текстов ученики делают вывод, чем отличается научный стиль от художественного (точность, конкретность).

Какие числительные встречаются в тексте №2? (Один, на втором, в одну, одиннадцать, шесть, в девятнадцатом)

На какие вопросы отвечают эти числительные?

IX. Запись на доске и в тетрадях:


Число
(Сколько?)

Количество предметов
(Сколько?)

Порядок при счёте
(Который? Какой?)

два
сорок один

два ученика
сорок один урок

второй ученик
сорок первый урок

По данному образцу внести прописью в графы, где нужно добавить существительные

- Что такое имя числительное?



X. Вывод делают ученики, пользуясь таблицей.

XI. Переписать художественный текст в тетради, вставить пропущенные буквы, объяснить запятую в 3 предложении, подчеркнуть числительные как члены предложения.

Работа выполняется сильными учениками у доски по цепочке, в случае затруднения помогает учитель.



Вывод учителя: Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в И. и В.п.) с существительным ( в Р.п.) является одним членом предложения.

XII.

I вариант.

Выписать словосочетания шесть мостов, определить разряд числительного и падеж;

II вариант.

Выписать словосочетание в девятнадцатом веке, определить разряд числительного и его род, число, падеж.

XIII. Ученики I варианта делают вывод: количественные числительные изменяются по падежам.

Ученики II варианта делают вывод: порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.



XIV. Закрепление материала.

Чтение § 108. Понятие о числительном. Выполнение упр. 336.

Домашнее задание: § 108 упр. 339.



Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Знание,  как  определить  число,  род  и  падеж  относительных  имён  прилагательных.

Знание,  как  построить  словосочетание,  состоящее  из  существительного  и  двух  прилагательных,  одно  из  которых – относительное,  а  другое – качественное.

 


Применять  полученные  знания

Практичес-кий

Словесный (объясни-тельный)



Парная

Индивидуальная с  последующей  фронтальной  проверкой



Слайд 8, 9, 10

Деятельность учителя

 


Деятельность ученика

 


- Вам  даны  предложения .  Необходимо  вставить  в  них    в правильной  последовательности  подходящие  по смыслу  имена  прилагательные  в  нужной  форме:

Арктика – это …  …  царство.

Над  островами Северного  Ледовитого  океана  гуляют  …  …  ветры.

По  …  …  просторам    плывут …  … горы – айсберги.

 Имена прилагательные:



ураганный , холодный , безмолвный , снежный , огромный , ледяной,  обширный,  водный.

- Определите  число,  род  и  падеж  прилагательных  в  этих  предложениях.



- Выполняют  задание:

 

 



Арктика – это  безмолвное  снежное  царство.

Над  островами Северного  Ледовитого  океана  гуляют  холодные  ураганные  ветры.

По  обширным  водным  просторам плывут огромные  ледяные  горы – айсберги.

 

 



- Над  прилагательными  записывают  число,  род  и  падеж.

с. 1

скачать файл