Победа и успех в управлениИ


с. 1

Глава 7.


ПОБЕДА И УСПЕХ В УправлениИ
Содержание главы:

7.1. Конкурентность – принцип современной жизни.

7.2. «Незанятое место» и разделение труда.

7.3. Что понимается под победой и успехом?

7.4. Кто становится победителем?

7.5. Победа «с отсроченным результатом».

7.6. Методы достижения успеха.

7.7. «Пиррова победа»: когда и почему?

7.8. Другие «шаги к успеху».

7.9. Успех как эффективность организации.

7.10. Успешный руководитель, кто он? (Специфика управленческого успеха).

7.11. Моральные величины успеха.



7.1. Конкурентность – принцип современной жизни.

Современное общество характеризуется множеством путей и возможных моделей развития. Российская действительность обнаруживает при этом в себе такие реалии, которые порой не имеют отчетливых мировых аналогов. Поэтому задача создания адекватной социальной модели российской реальности становится чрезвычайно важной. Одним из путей, ведущих к формированию адекватной парадигмы социального развития нашей страны, является введение в научный лексикон новых категорий, верно характеризующих современное общество. К таким категориям и относится категория «успех».

Подобные категории, безусловно, анализировались в социально-философской мысли и ранее, однако до недавнего времени они были укоренены только в пространстве повседневного здравого смысла. Обычно категория «успех» определяла собой какие-либо достижения личности, «достижительную активность индивида». Деятельность личности преломлялась в шкале нравственно-этических ценностей общества и через эту шкалу определялась как успешная или как неуспешная, неудачная.

При этом существовали своеобразные два полюса успешной социальной жизни и деятельности, которые можно выразить своего рода двумя афоризмами. Это мысли из классических произведений двух великих мыслителей.

«Всё великое так же трудно, как и редко», - сказал голландский философ Бенедикт Спиноза в XVII веке.

«Всё нужное не трудно, все трудное не нужно», - словно ему возразил почти два века спустя полтавский «самостийный» мыслитель Григорий Сковорода.

Какого же принципа требует современная жизнь?

Прежде всего она диктует такие свободные отношения между людьми, в которых признание получает тот, кто создает лучшие товары и услуги, провозглашает лучшие идеи, разрабатывает лучшие теории, приносящие блага и лучшую жизнь людям. Отношения конкуренции, скрытое или открытое соревнование в отношениях людей в конечном итоге выгодно обществу, а победителям приносит настоящий успех.

Известно: не все равны от рождения. Соревноваться, в его этимологическом значении берет начало от английского cum + petere и означает – искать вместе. Конкуренция не порок. Трудно, порой невозможно открыть в себе потенциальные ресурсы, если обстоятельства не столкнут с друзьями, соперниками и врагами. Жить среди интеллигентных и готовых к атаке соперников – это подарок судьбы. Так утверждает американский исследователь Майкл Новак.

Кто-то обязан выиграть в людской гонке.

Если победителем не станешь ты,

Им должен буду стать я, -

поется в шлягере Алана Прайса.



Можно ли жить иначе?

Можно ли в современной жизни обойтись без конкуренции, побед, поражений, конфликтов, противоборств? Можно ли просто жить, думать, творить, действовать, наслаждаться?

С развитием общества борьба за жизнь в нем делается все более энергичной, утверждает французский социолог Э. Дюркгейм. Конкуренция между людьми за право на существование тем сильнее, чем более сходными делами заняты люди. Имея те же потребности, преследуя те же цели, они повсюду оказываются соперниками, в то время как различные профессии могут существовать, не будучи вынуждены вредить друг другу, так как преследуют различные цели. Это стимулирует разделение труда и рост числа профессий, отвечающих спектру потребностей общества в его социальных сферах. Потребности растут, делаются все более разнообразными, вызывая эффект создания все новых и новых профессий. Растет не только их число, ширится также профессиональная специализация внутри каждой из них.

7.2. «Незанятое место» и разделение труда.

Термин «незанятое место» вводит в свои работы Э. Дюркгейм. Что он означает?

Достичь успеха – значит прежде всего найти не только свою, еще не занятую на конкурентном рынке профессию, но и такое неповторимое место в ней, которое сделает вас незаменимым в удовлетворении новой социальной потребности.

Но поиск «незанятого места» требует таких усилий, что сам этот путь может даже подорвать жизненные основы. Тогда окажется прав Г. Сковорода: «все трудное не нужно». Нарушение равновесия в социальной массе вызывает конфликты, которые могут быть разрешены только посредством более развитого разделения труда. Таков двигатель прогресса.

Разделение труда – это смягченная форма борьбы за существование в обществе. Благодаря ему соперники могут жить рядом, не истребляя друг друга. К примеру, открытие новых видов школ, гимназий, новых специальностей и специализаций дает возможность проявить свою значимость, нужность, неповторимость каждому учебному заведению, и конкуренция в сфере образования приводит к нахождению и созданию «незанятого места».

Таким образом, разделение труда по мере развития общества и разделения индивидов на профессии и специализации доставляет средства все большему числу людей, которые в однородных обществах были бы обречены на исчезновение. Время «разносторонних» дилетантов, «знающих всё» и ни как не специализирующихся в конкретной области, уходит в лету, уступая место «узким» специалистам. Изречение: «Знать кое-что обо всем и все об одном», делается лозунгом времени.

Но сложившиеся специальности заполняются, покрывая потребности в них, конкуренция становится жестче. И это движет к новому поиску. Специализация, между тем, не единственный возможный способ в борьбе за существование.

7.3. Что понимается под победой и успехом?

Что такое победа?

Это полное сокрушение противника в управленческих действиях? Личный руководящий успех? Достижение намеченных целей? Второе и третье, пожалуй, да.

Что же касается «сокрушения противника», это требует размышлений. В управлении следует понимать: конкурент и соперник – это не злейший враг, а также как и вы – созидатель. Соприкосновения с ним означают не только борьбу, но и сотрудничество.

«Победа» – емкое слово. Наверное поэтому оно и не расшифровано в большинстве словарей. Для понимания его сути вспомним детский мультфильм про капитана Врунгеля, где шхуна «Победа» после героических приключений несет на своем борту уже «сокращенное» имя «…беда», в оставшейся его части. На самом деле от «беды» и образуется слово «победа»: побить беду, по-бедить, по-беда или просто, как привыкли мы писать – победа. Сокрушение противника, конкурента – не самоцель победы, главное здесь – преодолеть невзгоды и достичь желаемого, положительного результата. В этом весь смысл победы.

Цель управления в экономической сфере – прибыль как успех, измеренный деньгами. Менеджмент не может полноценно функционировать, если не задумывается о прибыли и рентабельности организации. Парадокс состоит в том, что организация даже некоммерческой сферы может удержаться на плаву лишь в том случае, когда она не просто сохраняют равенство со своим соперником в данной или сходной области, но и получают превосходство, предоставляя лучшие товары и услуги.

Таким образом, победа связана с преодолением, со стремлением к высшему результату.

Что же тогда представляет собой успех?

Это, вероятно, желаемый результат. Он, как правило, достигается путем большого труда, выдержки, преодолений и потому предстает в виде долгожданной победы.

Понятие «успех» применяется сегодня достаточно широко и имеет не мало различных трактовок. Единого определения этого слова нет, так как «успех» является относительно научной категорией. Кроме того, успех исключительно многообразен.

С личностно-психологической точки зрения, успех – это переживание состояния радости, удовольствия от того, что результат, к которому стремился индивид, совпадает с его ожиданиями, уровнем притязаний или даже их превосходит.

С социально-психологической точки зрения, успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

Таким образом, успех всегда социален. Общество привыкло рассматривать успех как событие, получающее социальную и общественную оценку. Общество решает, можно ли считать успехом результаты усилий отдельных людей, групп или организаций. Оно же с легкостью может признать чью-либо деятельность безуспешной и объявить человека неудачником.

Успешность как всякое явление имеет внутреннюю организацию, динамику и структуру1.

Успех есть состояние, переживаемое индивидом в форме положительных эмоций (радость, восторг, умиление и т.д.).

Успех как результат деятельности – это некая данность, выступающая ценностью как для создателя, так и для определенной части окружающего его социума.

Успех как процесс есть определенная поэтапность деятельности, суммарно приводящая к положительному результату.

Состояние успешности слагается из взаимодействия факторов внешней детерминации и внутренней мотивации субъекта. Важнейшими факторами детерминации успешности являются:

а) совокупность материально-физических условий жизнедеятельности индивида;

б) физиологическое состояние организма, т.е. определенная степень здоровья;

в) условия социальной среды, предоставляющие возможность раскрытия индивидуальных качеств и потенциала личности.

Но успех может выглядеть и как удача, словно упавшая сама по себе с неба. В абсолютном же большинстве «успех – это 1 процент удачи и 99 процентов пота», как утверждал Томас Эдисон, знаменитый изобретатель. Или, как говорил американский президент Томас Джефферсон: «Я твердо верю в удачу. И я заметил, чем больше я работаю, тем я удачливее».

Итак, успех может прийти в виде трудной победы, преодолений или в форме легкой удачи, за которой на самом деле чаще всего скрывается большой труд.

Как же выглядит успех в живом представлении?

С.Н. Паркинсон описывает его так. «...Просторный зал фешенебельного клуба и центральная фигура центральной группы – человек, скромно принимающий искренние поздравления», - говорит английский исследователь. «С чем поздравления?» - как бы спрашивает читатель. Думаете «с правительственной наградой, повышением по службе или рождением сына?» - словно переспрашивает автор. «Весьма вероятно, - отвечает Паркинсон, - что произошло и то, и другое, и третье».

«Так обыкновенно выглядит успех», - говорит автор. Успех однако может принимать разные формы, отмечает он. Кто-то дал свое имя экзотическому цветку, кто-то написал бессмертное стихотворение. Это тоже успех. Кто-то удивительно долго жил на свете или в детские годы стал знаменитым музыкантом. «Но читатель не должен надеяться на то, чего заведомо не получит», - предупреждает автор знаменитой книги. «Если читатель думает о награде за пределами этой жизни или даже о посмертной славе в этой, ему нужны другие советчики», - итожит Паркинсон.

Если кто-то ищет «странные» виды успеха, то и наш учебник для таких советов не подойдет, так как мы говорим о величинах материальных, социально значимых, финансовых, сопряженных с нравственностью личности и морально-этическими ориентирами общества.



Драма конкурентного общества заключается в том, что общество устроено так, что в нем для достижения успеха следует стремиться быть только первым. Стоит нацелиться из-за собственной скромности на вторую роль, можно записывать себя в проигравшие. Пиджаки «второго сорта» никто покупать не будет, потому что при той же цене есть лучшие пиджаки, другие товары и услуги. Родители будут стремиться отдать своего ребенка в лучшую школу, больной обратится в лучшую клинику, турист придет в фирму, которая предоставит ему желаемые услуги при той же цене, что и уступающие им по качеству услуги, предоставляемые другими фирмами. И так далее.

Можно ли избежать соперничества? Казалось бы, да. И этот выход уже обозначен нами: специализация, или поиск, создание «незанятого места». При этом мы сказали: это лишь смягчает конкуренцию. Даже в, казалось бы, неконкурентной, социальной сфере суть ее проявляется в том, что ученик, идущий в школу с гуманитарным уклоном уже не сможет одновременно пойти в школу физико-математическую. Если создана перспективная прогимназия, то конкурентные отношения ее с «обычными школами», считайте, уже начались. Нацеленность на победу, на первое место в соперничающих отношениях даже с коллегами, есть нормальное состояние любого делового человека и руководителя организации, коллектива.

Все это, однако, представляет собой не только драму конкурентного либерально-демократического общества, но и образует колоссальные преимущества общества такого типа. Именно в обстановке конкуренции и соперничества создаются лучшие условия для жизни социальных индивидов и всего общества. Лучшие товары и услуги становятся доступными всем, так как в результате конкуренции максимально снижаются издержки для их производства. Лампочка Эдисона входит в каждый дом и стоит копейки. Сотовый телефон перестает быть элитным предметом современнейших технологий и становится доступным для людей обычного дохода, при этом он заметно улучшается в своих качествах и возможностях.

7.4. Кто становится победителем?

Путь к большому успеху начинается нередко, как правило, с больших неудач. Главное достоинство устремленного к успеху руководителя состоит в его умении быстро восстанавливаться после неизбежных поражений, невзгод и делать взвешенные, разумные выводы, совершать обдуманные и в то же время неизбежно рискованные шаги по перестройке организации, тактике действий, оценке поля работы, сил партнеров, а вместе с ними также соперников и конкурентов.

«...Перед тем как в вашу жизнь придет успех, сколько же временных неудач и даже поражений вам придется перенести!» - пишет Наполеон Хилл, знаменитый журналист, проведший по поручению Эндрю Карнеги колоссальное исследование о том, кто и как достигает успеха в современном деловом мире.

Неудача несет в себе семя равновеликого успеха. Самая большая удача приходит за шаг до поражения. Так резюмирует Хилл, подводя итог изучения делового пути наиболее успешных предпринимателей и руководителей своего века. Поворотный пункт в жизни обычно совпадал у них с кризисом, из которого они уж выходили другими.

Что же дают поражения? Известно, что они могут сломать судьбу обычного человека. Но, как правило, поражения многому и учат нас. «...Если люди научились надеяться, - говорит Э. Дюркгейм, - если под ударами несчастья они привыкли обращать свои взоры к будущему и ожидать от него вознаграждения за их теперешние страдания, то потому, что они заметили, что эти вознаграждения часты, что человеческий организм слишком гибок и вынослив, чтобы быть легко сраженным, что моменты, когда одолевало несчастье, были редки и что вообще в конце концов равновесие восстанавливалось».

Человек действительно вынослив, даже если поражения бывают и не слишком редки. Человек способен переосмыслить, пережить то, что произошло с ним. «Стать другим». Философ античности Аристотель ввел в психологию термин «катарсис», означающий в практическом понимании очищение души через страдания и даже – просветление.

Неудачи действительно «очищают» (если не сломают слабого человека). Временных падений на горной тропе к победе не избежать. К ним надо быть готовым. Морально, материально, нравственно, физически, духовно. Главный критерий способностей руководителя – не только и даже не столько сами победы в каждом его деле. Это прежде всего его умение вставать после неизбежных, печальных падений. Вставать просветленным, очищенным от заблуждений, сбросившим «прежних ошибок груз». Это умение собирать силы, резервы, «перестраивать порядки», переоценивать ранее поставленные задачи, осмысливать причины краха, сравнивать их с факторами, обусловившими предыдущие взлеты, успехи, анализировать, думать, искать и вновь идти, двигаться вперед, набирая темп.

Ибо «никто не побежден, пока не признал себя побежденным», - говорит Наполеон Хилл.

«Нет отчаянных положений, сеть отчаявшиеся люди», - подчеркивал немецкий полководец Гейнц Гудериан.

Не следует попадать в число отчаявшихся – выход всегда есть, а окружающие вас жизненные обстоятельства изменяются. Чтобы уйти от минуты отчаяния можно применять психологический метод главной героини книги и фильма «Унесенные ветром»: «Не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра». Или, как говорят в русском народе: «неудачу надо заспать». А утро, как известно, вечера мудренее.

Стать вровень с той редкой породой людей, что раньше всех умеют извлекать уроки из ошибок и силой ума превращать выводы из поражений в источник будущих побед – вот путь настоящего руководителя.

Помните, как у Иосифа Бродского:



Я шел ко дну,

Дошел до дна,

Пошел по дну.

И не страшна


Мне никакая глубина.

Сильный духом человек не будет сломлен ни каким поражением. Элен Кеплер стала глухой, слепой и немой вскоре после рождения. Несмотря на огромные несчастья, она навеки вписала свое имя в историю цивилизации. Чарльз Диккенс начал с наклеивания этикеток на банки с ваксой. Трагедия первой любви открыла в его душе такие глубины, которые превратили его в одного из величайших писателей. Его неудача дала миру «Дэвида Копперфильда» и сделала лучше всех нас, кто хоть когда-то читал его книги. Именно так утверждает Наполеон Хилл.

«Неудачи образуют естественную составную часть жизни, - подчеркивает и Л. Якокка, - и надо тщательно выбирать способы реагирования на них».

«В истории нет и не было ни одного народа, добившегося успеха, если он занимался самоуничижением и посыпанием головы пеплом, и не искал позитивных начал в своих поражениях, не извлекал рациональных зерен из собственных падений», - говорит петербургский ученый Г.Л. Тульчинский.



Как же идти к победе?

«Желающий победить должен сжечь за собой мосты, отсечь все пути к отступлению. Только так можно сохранить жгучее желание победы, очень важное для успеха», - подчеркивает Н. Хилл. «И действительно, - итожит он, - когда неудачи преследуют нас, самое простое и логичное – бросить дело. Как, собственно, большинство из нас и поступают».

«Успех, - говорит Хилл, - это одна глубокая идея». «Успех приходит к тем, кто мыслит категориями успеха. Поражение сопутствует тем, кто позволяет мыслить категориями поражения».

7.5. Победа «с отсроченным результатом».

Итак, победа не приходит сразу, она словно накапливается во времени, от одного преодоления к другому. В мудрости великого полководца М.И. Кутузова мы находим примеры «победы с отсроченным результатом». После битвы при Бородино и отступления русских войск Кутузова не смутило отсутствие формальных признаков победоносного окончания сражения. Сквозь внешний ход событий, представлявшийся абсолютному большинству неблагоприятным и угрожающим, он увидел их внутренний смысл, заключающийся в том, что под Бородином он одержал решительную победу над Наполеоном. Что было дальше, известно: тяжкое отступление и поражение французской армии, непоправимый урон которой был нанесен в сражении под Бородино.

Победа с отсроченным результатом! Это поучительно для действий руководителя: не сразу работа ведет к успеху, не каждый шаг победоносен очевидно – сокрыты внутренние пружины, не взошел посев задумок и первых действий. Но если вы убеждены в правоте и ощущаете тот самый внутренний ход и смысл тайных механизмов роста – победа будет за вами!

7.6. Методы достижения успеха.

Сосредоточение усилий.

Поставив цель, руководитель должен уметь сосредоточиться на упорном движении к ней. Не блуждать в мелочах. Примененный когда-то греческим полководцем Эпаминондом принцип сосредоточения сил на решающем участке в сражении при Левктрах в IV веке до н.э. стал общепринятым в любом реальном деле. Руководитель должен уметь сосредоточить свои физические, финансовые, энергетические усилия и ресурсы на главном направлении. Оставив эти усилия минимально необходимыми в других аспектах своей работы.

Принцип диверсификации в экономическом менеджменте, казалось бы, говорит об обратном: двигайтесь в нескольких направлениях дела к успеху. Почему? Чтобы не стать банкротом, если вы сосредоточитесь только на одном из своих дел, которое при неблагоприятном течении событий зайдет в тупик.

Здесь однако нет никакого противоречия с принципом сосредоточения сил. Тот же руководитель, применяющий принцип диверсификации в управлении экономическими делами, неизбежным образом в решающий момент сосредотачивает усилия на той области дел, которая начинает приносить наибольшую прибыль и перспективную выгоду.



«Смелость города берет!»

Без риска и смелости побед не бывает.

Успешная деятельность руководителя неотделима от риска. Риск – это совершение действий в условиях неопределенности. Как правило, в основе которых лежит интуитивное, а иногда и эмоциональное принятие решений. Любой руководитель может рисковать только в определенных пределах. Чаще всего он тщательно обдумывает принятие решений и проявляет необходимую осторожность в выборе пути их исполнения.

Но иногда значительного успеха добиваются путем очень большого и, как правило, вынужденного рсика.

Исторический пример. Джемс Голдсмит, лидер и боец от рождения, сделал «ключом к победе» собственную смелость. Он долго шел по канату «между полупобедами и поражениями». Затем, объединившись с партнером, Голдсмит отважился на большое и рискованное предприятие. Речь шла о покупке сети мелких магазинов немецкого питания, стоявших на грани банкротства и преобразовании их в одну процветающую фирму. Все деловой мир буквально смеялся над самонадеянностью Голдсмита, не сомневаясь, что молодой человек разобьет себе нос, тем паче, что он с самого начала уверял всех и каждого, будто «сделает из этой убыточной фирмы компанию с мировым именем». Но смелость вывела его из «безнадежной ситуации» в число самых богатых людей мира. Благодаря самым рискованным ходам и постоянному расширению сферы своих дел, Голдсмит, ко всеобщему удивлению, добился успеха. Какими путем?

«Только тактика опережения и самых рискованных маневров, присущих его темпераменту бойца, могла насытить аппетит этого человека. Всеми победами Джими Голдсмит обязан своей невероятной смелости», - так резюмирует это обстоятельство французский исследователь Ален Монестье в своей книге «Легендарные миллиардеры».

Так, не имея средств покупать благополучные предприятия, Голдсмит брался ставить на ноги «хромых калек», за которые никто не давал и пфенинга, и чаще всего достигал это с мастерством, уязвляющим хулителей.

Это достойный пример, ибо любая деятельность – это действия без достаточной полноты информации, в обстановке риска, требующей решительности и смелости.



Достоинство – половина успеха.

Сдержанность, твердость духа, несуетливость, внутренняя интеллигентность поведения и мысли – это те качества, которые можно объединить словом достоинство. Для руководителя это очень важно. Как сказал Наполеон Бонапарт: «Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений».

Достоинство в человеке – то качество, которое надо бы прививать уже в школе. Но, как бы устраняя недостаток начального воспитания, оно в зрелом возрасте формируется даже специальными фирмами. Так Светлана Ионова в Петербурге организовала продюсерскую студию «Класс», в которой специально для менеджеров ведут занятия профессиональные психологи, актеры, художники-стилисты, сотрудники Домов моделей, преподаватели университетов.

Что подсказало ей этот «оригинальный ход»? Свой опыт безработицы. Ибо начинала она работником оборонного предприятия. Наступили тяжкие времена, а позади уже 40-летний рубеж жизни. Трудно встать на ноги, когда «жизнь требует молодых». Но кто придумал эту «аксиому»? Жизнь призывает к себе настойчивых, смелых, ищущих, людей, не теряющих достоинства в любых ситуациях. Присуще это в большей степени действительно молодым, но не всем, и пожилым также, тем в особенности, кто хорошо знает цену жизни. Помните, как в рассказе А.И. Солженицина подносил ложку ко рту много лет прошедший по лагерям бывший офицер царской армии? Достоинство даже в таких условиях не позволяло ему суетиться и сгибать спину!

«Я сама прошла через одиночество, непонимание со стороны окружающих, особенно, когда осталась без работы, - рассказывает С. Ионова. - Знаю, как важно иметь опору, не тушеваться, а вести себя с достоинством. Такое поведение – половина успеха! Между тем этому можно научиться. На ярмарках вакансий я самостоятельно проводила маркетинг услуг, и многие люди говорили, что за умеренную плату они не прочь позаниматься на подобных курсах».

Спрос рождает предложение, родился и план фирмы «Класс», обучающей достоинству специально. За ним – успех Светланы Ионовой и всех умеющих хранить достоинство. «Держать спину», как говорят в народе!

Применительно к организации, ее авторитет и «достоинство» формируются и обеспечиваются как внешними, так и внутренними критериями. Так, одной из характеристик внешней успешности компании является ее имидж. В нем как информационно-психологическом представлении компанией самой себя фокусируются лучшие ее качества и достоинства.

Главное – победа над собой.

В движении к победе важно выявить свои возможности, проявить их наилучшим образом. В управлении организацией для этого – широкий простор. Руководитель, как и любой человек, не может не чувствовать в себе борьбу множества ценностей. Выбирая, мы всегда чем-то жертвуем. Это называется выбором в условиях этического политеизма, проще говоря – выбором из множества имеющихся ценностей и ценностных ориентиров.

Известный русский экономист и священник Сергей Николаевич Булгаков в книге «Философия хозяйства» тонко подметил драму этического политеизма. «Человек в хозяйстве побеждает и покоряет природу, - говорит он, - но вместе с тем побеждается этой победой и все больше чувствует себя невольником хозяйства. Вырастают крылья, но и тяжелеют оковы. И это противоречие, разъедающее душу человека, заставляет его сосредоточеннее задуматься над вопросом о природе хозяйства».

Дело, конечно, не только в сути хозяйства, но также в природе общественных отношений, социального управления, самих отношений человека с окружающим миром. В таких отношениях «победа над собой» равна пониманию себя и своих возможностей. Успех поставленных самим себе задач, решение их, преодоление самим намеченных рубежей – это и есть то, что дарит ощущение взлета и настоящего счастья.

«...Желание стать счастливее, единственный индивидуальный двигатель, могущий объяснить прогресс; по удалении его не остается другого», - говорит Эмиль Дюркгейм. Но достаточно ли успеха для счастья? Ведь не случайно предупреждает французский социолог, что ныне «создаются интеллекты, достаточные для обеспечения успеха, но не имеющие глубоких корней».

7.7. «Пиррова победа»: когда и почему?

Победа есть прежде всего выполнение поставленных целей, которые ограничены пределами обстоятельств, наших возможностей и силой соперника.

Жизнь – это не борьба сильных со слабыми, это борьба между равными, исход которой может долгое время оставаться нерешенным. Цель управления организацией – укрепиться на поле борьбы за поставленные задачи, увеличить собственный вес и, оттеснив соперников, устоять там, обеспечивая за собой такой успех, который компенсирует потери от проходящей борьбы. Если такой компенсации нет, если ущерб превышает благо, полученное от достигнутых целей, то победа становится «пирровой».

Откуда это название?

Пирр – это древнеэпирский царь, очень неплохой полководец, не один раз побеждавший в сражениях. Военные действия его против Рима и Карфагена длились с 280 по 275 гг. до н.э. Весной 279 г. до н.э. Пирр одержал вторую победу над римской армией, насчитывавшую около 70 тысяч человек, тогда как у самого Пирра еще на момент высадки в 280 году было всего 20 тысяч пехоты, 3 тысячи всадников и 20 боевых слонов. Пирр побеждал численно превосходящего противника благодаря применению методов Александра Македонского. Однако в победном сражении 279 года до н.э. его армия понесла такие потери, что в результате Пирр был вынужден принять решение срочно отплыть домой с Аппенинского полуострова.

Чрезмерные жертвы на пути к победе обрели с тех пор нарицательное имя – «пиррова победа». И это поучительно для всех, кто вступает в борьбу. Не только победа, но и поражение может быть своего рода «с отсроченным результатом». Если вы победили соперника, конкурента, подорвав при этом свои функциональные качества, и не имеете более сил функционировать дальше экономически, считайте: Пирр – ваш родственник.

Но в управлении организацией следует выбирать иную родню.

7.8. Другие «шаги к успеху».

Об успехе в жизни написано множество книг. Так Н. Хилл говорит о двух главных качествах руководителя, ведущих к успеху, о двух главных составляющих любой победы. Первое – упорство, второе – профессионализм, «мнение специалиста», как формулирует Хилл.

Далее, по ходу изложения в своей книге, он «расширяет список», называя 1) желание, 2) веру, 3) самовнушение, 4) специальные знания, 5) воображение, 6) планирование, 7) решение, 8) настойчивость, 9) «мозговой центр», или сила коллективного, сконцентрированного, организованного, направленного на достижение победы ума, 10) сублимация, или превращение, переход, переключение (сублимация – дословно от лат. вознесение) мощи сексуальной энергии человека в не менее мощную творческую энергию, преодолевающую любые преграды на пути к победе, 11) подсознание, 12) интеллект, 13) «шестое чувство», или человеческая интуиция.

Мы видим здесь, что два ранее названных качества успеха вошли в это число одиннадцати. Упорство отображено как настойчивость, а профессионализм, «мнение специалиста» как «специальные знания».

Если прибавить к ним «сосредоточение усилий», смелость и риск в принятии решений, то их число возрастет. Но и это, конечно, не все.

К примеру, Аристотель Онассис, самый богатый когда-то человек в мире, не написал книгу о своих победных путях и дорогах, но множество исследователей изучали его биографию. Один из них, Г. Хлебников, рассказывает, что в расцвете сил Онассис однажды неохотно дал интервью, в котором посоветовал, казалось бы, совсем абсурдное. «На пути к успеху, - сказал он, - не старайтесь прочитать много книг, старайтесь прожить собственную жизнь». Вдумавшись в эти слова, мы увидим, что речь идет не о «вреде образованности», а о способности принимать решения и совершать поступки, примерно так, как и у Н. Хилла.

Способность к поступку – вообще важнейшее качество руководителя. «Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть», - гласит поговорка. И в ней большой смысл: поступок позволяет вскрыть ситуацию, положение дел, яснее увидеть путь к победе. И не всегда приходится жалеть о сделанном, если «семь раз отмерить», а затем «отрезать», принять решение, отдать приказ, совершить поступок, всегда неизбежно связанный с риском.

«Больше всего люди страдают от несовершённых поступков», - это заметил еще Эрих Фромм.

Второе качество успешного человека и победителя у Онассиса описано так. «Будьте всегда загорелыми, даже если вам часами приходится лежать под лампой». Казалось бы, опять абсурд. Но и в этих словах кроется смысл. Отдохнувший, хорошо выглядящий человек словно «притягивает успех», внушает уверенность в своих коллег и партнеров. Для этого здоровье руководителя есть также важнейшее качество его личности, устремленной к успеху.

Не случайно Рон Хаборд в книге «Дорога к счастью» говорит: «Отдыхайте раньше, чем устали». Это все равно, что будьте свежими и «загорелыми», как у А. Онассиса.

Таким образом, «арифметику» качеств успеха можно продолжить, но главное, пожалуй, названо и оно выверено многолетним опытом тех, кто эти качества называет.

Особого внимания при этом достойно еще одно.

7.9. Успех как эффективность организации.

Организаторы, руководители неизбежно всегда находятся в состоянии борьбы. Потребитель услуг и товаров, казалось бы, диктует обстановку полностью. При этом в условиях плотного, высококонкурентного рынка его информируют, агитируют, заставляют, ему внушают, настойчиво рекламируя все новые виды потребительских возможностей. В этой борьбе за потребителя руководитель и достигает успеха.

Так, история менеджмента учит: окончательных побед не бывает – каждое мгновение приносит новые вызовы. В этом драма и счастье руководителя.



Асоциальные ответы на вызовы, возможно, ведущие сначала к успеху, подводят в итоге. Стоит, к примеру, открыть «сверхновый» тип обучения вузе, никак не формирующий социально ориентированные ценности обучаемых, и крах подобного предприятия даже при первоначальном его успехе уже заложен в само основание дела. Годы «самозванной свободы» образования на российском рынке образовательных услуг в 90-х гг. XX века – наглядное тому доказательство. От многих коммерческих вузов той эпохи не осталось уже и названий. И этот путь – не для подлинного руководителя, не для действенной, эффективной организации.

Так, Д.С. Синк называет следующие семь критериев результативности как эффективности, или успешности организации: 1) действенность (то есть своевременная и качественная реализация целей, задач, проведение операций); 2) экономичность; 3) качество продукции и услуг (своевременность, качественные признаки, удовлетворенность покупателя и т.д.); 4) производительность; 5) качество трудовой жизни; 6) нововведения; 7) прибыльность2.

Д.С. Синк считает, что эти критерии могут быть использованы применительно к оценке эффективности любого производственного коллектива – от бригады до крупного предприятия. В обобщенном виде основные критерии эффективности организации, по его мнению, целесообразно объединить в три основные группы параметров, которые могут помочь определить, насколько успешна та или иная управленческая деятельность:


  1. Общая экономическая успешность (объем реализации продукции, рост объема реализации, рентабельность и инвестиционная привлекательность, проявляющаяся в росте показателя капитализации).

  2. Организационное развитие (темп и характер роста компании, скорость обновления продукции, успешность адаптации к изменениям на рынке).

  3. Социальная политика и корпоративная культура компании (самый обтекаемый параметр, который подразумевает внимательное отношение к клиентам и партнерам, материальную обеспеченность сотрудников, понимание миссии компании руководством и всем персоналом, а также поддержку важных социальных программ в рамках организационной деятельности).


7.10. Специфика управленческого успеха.

В период организационных изменений, когда необходимо отойти от традиционных решений проблем и перейти к тем, что наиболее соответствуют ситуации, роль руководителя сводится в целом к одному – принять неординарное решение, до которого не смог бы додуматься никто из подчиненных из-за отсутствия у них общего видения ситуации.

Для руководителя характерно добиваться успеха через реализацию своего интеллектуального потенциала в среде, которая его окружает. Видимо, именно поэтому многие руководители называют в качестве фактора успеха а) личностные качества, б) организаторские способности и в) авторитет руководителя.

Успешному руководителю а) присущи высокий уровень профессиональных знаний, умений, навыков, б) выраженная потребность в независимости, в) сильная тяга к творчеству, личностному росту, г) интерес к работе, д) ориентация на дальние цели, е) стремление к равенству в отношениях.

Все тот же Наполеон Хилл, известный ученый и журналист 1930-х годов, выделяет следующие важнейшие качества, необходимые руководителю для успешного управления современной компанией3:


  • Непоколебимая смелость, основанная на знании самого себя и своего дела. Ни один исполнитель не хочет иметь лидером человека, которому не хватает уверенности в себе и смелости. Ни один умный исполнитель не позволит, чтобы им долго руководил такой лидер.

  • Самоконтроль. Человек, не умеющий контролировать себя, не сможет контролировать и других. Самоконтроль дает хороший пример исполнителям, и умные исполнители будут подражать в этом лидеру.

  • Острое ощущение справедливости. Без честности и справедливости ни один лидер не может рассчитывать на сохранение уважения исполнителей.

  • Четкость и определенность решений. Человек, который не способен принять твердое решение, показывает, что он неуверен в себе и не может успешно руководить другими.

  • Определенность планов. Хороший руководитель должен планировать свою работу и осуществлять свои планы.

  • Привычка делать больше, чем обязан. Одно из необходимых руководителю качеств – делать самому больше, чем требуешь с исполнителей.

  • Вежливость и личная привлекательность. Мрачный и невнимательный человек не может стать хорошим лидером. Руководство требует уважения. Исполнители не будут уважать лидера, который не обладает располагающей личностью.

  • Сочувствие и понимание. Хороший лидер должен сочувствовать исполнителям. Больше того, он должен понимать их проблемы.

  • Знание подробностей. Хороший лидер должен знать свое дело во всех деталях и частностях.

  • Готовность принять на себя всю ответственность. Подлинный лидер должен быть готов принять на себя ответственность за ошибки и недостатки своих исполнителей. Если он попытается избавиться от этой ответственности, он не останется лидером.

  • Сотрудничество. Хороший лидер должен понимать принцип сотрудничества, следовать ему и учить тому же исполнителей. Лидерство требует энергии и силы, а их дает сотрудничество.

Наличие этих качеств способно помочь любому руководителю стать успешным.

7.11. Моральные величины успеха.

Социальные факты обращают взор к вопросу справедливости достигаемого успеха. Разговор об успехе не был бы очень трудным, если бы человеческая деятельность не касалась вопросов этики и морали. «Каждая теория становится бесконечно труднее с того момента, когда она затронет сферу моральных величин», - подчеркивал еще Карл Клаузевиц. Это касается даже архитектуры, пример которой приводит тот же Клаузевиц. Управление – дело еще более сложное. Без моральных критериев здесь не обойтись. Не следует однако заниматься при этом «морализаторством» в оценках управленческой деятельности, ибо ханжеская мораль никогда не терпела деятельности неординарной, активной, динамичной, рискованной, какой неизбежно является работа руководителя.

Как сказал великий Гёте:

Лишь тот достоин счастья и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Поэтому мы и предварили разговор об успехе и победе анализом свободы, силы и насилия в управлении, а также исследованием справедливости в управлении.

Путь к успеху – это в большинстве случаев путь долгий и трудный. И именно он приводит делового человека и руководителя к целям, которые они ставят перед собой и организацией.

Доказано, что успех приходит к тем, кто способен его предвидеть, не боится рисковать и умеет принимать верные решения. История любого успеха в деловой среде – это, как мы показали, череда не только правильных, но и неверных решений. Главное здесь в том, чтобы количество ошибок не превышало определенного порога. И даже если такое может случиться, успешный руководитель имеет способность все начинать сначала, извлекая из поражений необходимые для новой победы и нового успеха выводы.


Вопросы для самоконтроля:

1. Почему конкурентные отношения являются одним из главных положительных принципов современной социальной жизни?

2. Существуют ли другие, неконкурентные способы социальной деятельности, также обеспечивающие достойную жизнь человека?

3. Какую роль в достижении успеха играет общественное разделение труда?

4. Как вы определите понятие «победа»?

5. Отличаются ли понятия «победа» и «успех»?

6. Как соотносится с ними понятие «удача»?

7. Какие качества личности ведут к достижению победы и успеха в деловой жизни?

8. Какие принципы достижения успеха вы могли бы назвать?

9. Какое место занимает риск в достижении успеха?

10. Что означает выражение «победа с отсроченным результатом»?

11. Что означает выражение «пиррова победа»?

12. Какие выводы следует сделать из знаний о «победе» такого рода?

13. Можно ли определить успех через анализ эффективности организации?

14. Какими качествами личности должен по вашему убеждению обладать успешный руководитель?

15. Есть ли у успеха морально-этические характеристики?



1 См.: Кустова И.А. Специфика делового успеха, формы и виды его современного воплощения // Управление и человеческие ресурсы: Материалы междисциплинарного научного семинара / Под ред. О.я. Гелиха, В.Н. Мининой, В.П. соломина. – СПб.: Книжный дом, 2005. – С. 281-282.

2 См.: Синк Д.С. Управление производительностью: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

3 Хилл Н. План достижения успеха: 365 размышлений о том, как сделать каждый свой день удачным. – Мн.: Попурри, 2002.


с. 1

скачать файл