Педагогического совета Директор школы


с. 1 с. 2 ... с. 11 с. 12
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

педагогического совета Директор школы:

протокол № 1 ________ Семенов В.Н.

от «16» января 2012 г. «___»__________2012 г.



Образовательная программа

начального общего образования

МБОУ Сям-Каксинская основная общеобразовательная школа

Алнашского района Удмуртской Республики

д. Кузили

2012 г.

Содержание основной образовательной программы НОО


№ пп

Разделы основной образовательной программы НОО



Страница

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

10

3

Учебный план начального общего образования

18

3.1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

20

4

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

21

4.1

Пояснительная записка

21

4.2

Ценностные ориентиры начального общего образования

21

4.3

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

23


4.4

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действийна разных этапах обучения в начальной школе

25

4.5

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

37

4.6

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

38


4.7

Педагогическая диагностика

40

5

Программы отдельных учебных предметов

49

6

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

145

7

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

160

8

Программа коррекционной работы

170

9

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

176

10

Используемые понятия, обозначения и сокращения

185


I. Пояснительная записка

Полное название школы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сям-Каксинская основная общеобразовательная школа.

Адрес: 427880, Удмуртская Республика, Алнашский район, д. Кузили, ул. Школьная,1.

Организационно-правовая форма: Общеобразовательное учреждение.

Учредитель: Управление образования Администрации МО «Алнашский район Удмуртской Республики.

Характеристика внешней среды школы.

МБОУ Сям-Каксинская ООШ располагается д. Кузили Алнашского района Удмуртской Республики, функционирует с 1964 года. Школа расположена в 15 километрах от районного центра с. Алнаши, на окраине д. Кузили. Год постройки – 1964 (половина здания построена в 1911 году). Школа не имеет систему водоснабжения, канализацию, имеется электроснабжение, отопление от котельной.

Общая площадь школьного здания - 780 м2, площадь классных комнат – 280 м.2.

Площадь учебно-опытного земельного участка 8000 м2, частично огорожена, озеленена.

Школа удалена от центра деревни. В микрорайоне школы расположена спортивная площадка, имеются зеленые насаждения, недалеко протекает речка.

Характеристика внутренней среды школы.

МБОУ Сям-Каксинская ООШ располагается деревянном нетиповом здании.

Столовая расположена в отдельно стоящем деревянном здании (число посадочных мест - 25; численность обучающихся, обеспеченных горячим питанием –49 человек).

Школа по организации образовательного процесса и в соответствии с условиями образовательных программ осуществляет образовательный процесс, соответствующий дошкольному обучению, начальному и основному ступеням образования. Образование по всем трем ступеням обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования, развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков, развитие независимого творческого мышления, реализацию интересов и склонностей учащихся, формирование личностных качеств, необходимых выпускнику для успешной самореализации в условиях конкуренции.

В образовательном процессе участвуют педагог-организатор, воспитатель ГПД.

МБОУ Сям-Каксинская ООШ стремится организовать тесное взаимодействие с образовательными учреждениями Удмурт Тоймобашского куста.

Школа продолжает работать над внедрением в практику школы предпрофильной подготовки обучающихся.

Школа работает в режиме 6-дневной, 1класс - в режиме 5- дневной недели. Продолжительность урока – 45 минут.



Сведения об обучающихся.

Все классы в школе общеобразовательные. Образовательный уровень реализуемых учебных программ базовый.

Ухудшение демографической ситуации привело к снижению численности населения деревни и соответственно численности обучающихся. На данный момент общая численность стабилизировалась:

2005- 2006 учебный год – 53 обучающихся

2006- 2007 учебный год – 52 обучающихся

2007- 2008 учебный год – 51 обучающихся

2008- 2009 учебный год – 42 обучающихся

2009- 2010 учебный год – 49 обучающийся

2010- 2011 учебный год – 47 обучающихся

2011- 2012 учебный год – 49 обучающихся

По ступеням образования:

Дошкольная группа – 23 воспитанника.

Начальная школа – 23 обучающихся.

Основная школа –26 обучающихся

Соотношение учащихся по полу: мальчиков – 19, девочек – 30.

Учащиеся по национальности удмурты. Русским языком владеют все.

Количество опекаемых детей – 0, инвалидов – 1, детей из многодетных семей - 19, детей из малообеспеченных семей – 4.

Сведения о педагогических кадрах.

Школа имеет свой Устав. Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор норм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных программ и планов.

Школа укомплектована преподавателями согласно штатному расписанию. Кадровый состав в целом остается стабильным.

В школе работают 14 педагогов, 5 из них – бывшие выпускники школы. Вакансий нет.

Качественный состав по уровню образования: высшее образование имеют 12, незаконченное высшее – 2. 5 учителей работают по первой категории, 8 – по второй, 1 – не имеет категорий. Из 14 учителей 3 мужчины и 11 женщин, что составляет 21 % и 79 % соответственно. Средний возраст педагогического коллектива составляет 41 год, педстаж – 20 лет.

Имеют звания: Почетный работник общего образования РФ– 2, Отличник народного образования–1.

Учебно-материальная база:

Наличие учебных кабинетов, их оснащенность:

Общее количество классных комнат, включая учебные кабинеты – 10, в том числе специализированные кабинеты – учебная мастерская, швейного дела.

В целом оснащение кабинетов учебно-наглядным, дидактическим материалом удовлетворительное. Оборудование кабинетов, их оформление, освещение не соответствуют требованиям Роспотребнадзора. Оснащенность ОУ оргтехникой: видео - 1, персональные компьютеры -3, принтеры – 2, сканеры - 2, модемы – 1, использование компьютерной сети –INTERNET, проектор и интерактивная доска отсутствуют.



  • Физкультурно-оздоровительная база:

Спортивная площадка, в том числе мини-футбольная и волейбольная площадка, прыжковая яма, гимнастический городок.

Для проведения уроков физкультуры школа не располагает спортивным залом.

Обеспечение детей учебниками. Общий объем книжного фонда увеличивается постоянно:

2010-2011г.г.–1944 ед.; 2011-2012г.г.–2678 ед.; в том числе школьные учебники –608 и 697 соответственно.

Информационная база:

- библиотека (учебная и методическая литература, периодика);

- учительская (методическая литература, методические новинки, творческие работы педагогов и обучающихся, нормативно-правовая документация);

- компьютерный класс отсутствует, но в учительской имеются 3 персональных компьютера, выделенный канал в Интернет, принтеры – 2, сканеры - 2, модем – 1.



С переходом детей на вторую ступень обучения у родителей и учащихся меняются требования к получению образования: больше внимания уделяется формированию знаний по отдельным предметам, приветствуются самостоятельные формы работы, участие в исследовательской и проектной деятельности, поддерживаются предпрофильные курсы.

С целью определения направлений предпрофильной подготовки будущих девятиклассников ежегодно проводится изучение познавательных интересов в целом к учебной деятельности и по предметам учащихся 7-8 классов и образовательных предпочтений их родителей.

Результаты мониторинга свидетельствуют в целом о положительной динамике в удовлетворенности обучающихся и их родителей уровнем и качеством образовательных услуг, предоставляемых школой.

Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности обучающегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:


  • Обучающихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Образовательная программа начального общего образования создана с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения МБОУ Сям-Каксинская ООШ, предоставляющих достаточно большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика контингента обучающихся определяется тем, что большинство были воспитанниками дошкольного учреждения и имеют начальный уровень сформированности УУД: вполне адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщенных способов действий.

Специфика педагогических кадров школы определяется достаточно высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Педагоги школы постоянно стремятся к совершенствованию своего педагогического мастерства.

Большинство педагогов прошли необходимое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги умеют осуществлять мониторинг деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.



«Портрет выпускника начальной школы». Анализ результатов анкетирования обучающихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника МБОУ Сям-Каксинская ООШ: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, достаточный уровень овладения учебными навыками и действиями. Выпускник школы – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Цель программы. Создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы

  1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.

  2. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

  4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

  5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации

  7. Приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МБОУ Сям-Каксинская ООШ, обучающимся и их родителям.

Модель организации внеурочной деятельности МБОУ Сям-Каксинская ООШ.

Модель образовательного пространства МБОУ Сям-Каксинская ООШ разработана в соответствии с целью современного начального образования – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и миссией школы – «Создание условий для развития творческого потенциала человека в интересах личности, общества и государства».

Образовательное пространство начальной школы представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся.

Ведущая деятельность младших школьников – учебная деятельность, и решение возрастной задачи – формирование умения учиться – происходит в форме урока и учебных занятий. В школе реализуются следующая программа обучения, способствующие достижению планируемых результатов ФГОС-2: программа «Школа России».

Урочному образовательному пространству школы присущи следующие характеристики.

Предметное содержание образования, реализуемое через


  • основные способы действия;

  • систему предметных знаний и умений;

  • работу с текстом;

  • учебное сотрудничество;

  • контрольно-оценочные действия младших школьников.


Полидеятельностный подход к образованию:

  • игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);

  • формирование учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников;

  • учебно-художественная (конструкторская) деятельность как основа предметов эстетического цикла;

  • учебно-организаторская деятельность как основа формирования коммуникативных и общеучебных умений.

Многофункциональность образовательного пространства:

  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в лицее организуется внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность является продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором ведется исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, и др.

Для решения поставленных задач в рамках работы по направлениям (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в школе организуются следующие виды внеурочной деятельности:


  1. Игровая развивающая деятельность.

  2. Познавательная деятельность.

  3. Проблемно-ценностное общение.

  4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

  5. Художественное творчество.

  6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).

  7. Трудовая деятельность.

  8. Туристско-краеведческая деятельность.

Образовательные результаты внеурочной деятельности обучающихся могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающегося с другими обучающимися на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях»

(М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень –обучающийся знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – обучающийся ценит общественную жизнь;

3-й уровень – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Особенностью образовательного пространства начальной школы является осуществление преемственности детский сад – начальная школа – основная школа.



Образовательное пространство начальной школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

  1. Дошкольная образовательная группа МБОУ Сям-Каксинская ООШ (проведение совместных методических семинаров, открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы, родительских собраний, дней открытых дверей).

  2. Первая (начальная) ступень образования (организация урочной и внеурочной деятельности).

  3. Вторая (основная) ступень образования (совместные заседания школьных методических объединений учителей начальных и старших классов, методические семинары, педсоветы, родительские собрания).

  4. Образовательные учреждения Удмурт Тоймобашского куста (совместные методические семинары, научно-практические конференции, открытые уроков и внеклассные мероприятия в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп Сям-Каксинской и Удмурт Тоймобашской школ и детсадов).

  5. Образовательные учреждения Алнашского района (заседания районного методического объединений учителей начальных классов, организация олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций).

  6. Родительское сообщество, в партнерстве с которым решаются вопросы условий обучения.

  7. Учреждения культуры и спорта: СДД, библиотека, школа, ДДТ, ДЮСШ (организация работы объединений дополнительного образования, проведение культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий, участие в совместных праздниках, конкурсах, фестивалях, выставках и акциях).


Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности

Программы ВУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Духовно-нравственное

«Веселая мозаика»

2

2

2

2

10

Художественно-эстетическое

«Вокальный ансамбль»

2

2

2

2

10

«Радуга творчества»

2

2

2

2

10

«Юный художник»

2

2

2

2

10

Эколого-биологическое

«Живая природа»

2

2

2

2

10

Всего:

10

10

10

10

40

с. 1 с. 2 ... с. 11 с. 12

скачать файл