Основная образовательная программа мбоу сош №22 Кировского района


с. 1 с. 2 ... с. 13 с. 14
ПРИНЯТО Утверждено

На заседании педсовета Директор

Протокол №1 от 30.08.2013 МБОУ СОШ № 22

Кировского района

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

___________________

Р.К. Шарафутдинова

Приказ № 400 от 30.08.2013 г.
Основная

образовательная

программа

МБОУ СОШ №22

Кировского района

городского округа

город Уфа РБ


Содержание





Общие положения

4

1.

ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




1.1.

Пояснительная записка

6

1.2. 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

14

1.2.1. 

Общие положения




2.

 Содержательный раздел




2.1.

Программы отдельных учебных предметов, курсов

Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по предмету. Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы.






2.1.1.

Русский язык

18

2.1.2.

Литература

28

2.1.3.

Иностранный язык

40

2.1.4.

49

49

2.1.5.

Обществознание

65

2.1.6.

География

72

2.1.7.

Математика. Алгебра. Геометрия

81

2.1.8.

Информатика и ИКТ

90

2.1.9.

Физика

95

2.1.10.

Природоведение 5 класс

100

2.1.11.

Биология

104

2.1.12.

Химия

111

2.1.13.

Изобразительное искусство

118

2.1.14.

Музыка

121

2.1.15.

Технология

125

2.1.16.

Физическая культура

134

2.1.17.

Основы безопасности жизнедеятельности

132

3. 

Организационный раздел




3.1.

Учебный план

138

3.2.

Программное учебно-методическое обеспечение учебного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

142

4.

ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




4.1.

Пояснительная записка

148

4.1.2. 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

151

4.2.

Программы отдельных учебных предметов, курсов

Основное содержание учебных предметов на ступени среднего (полного) общего образования. Требования к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образованияпо предмету.






4.2.1.

Русский язык

153

4.2.2.

Литература

155

4.2.3.

Иностранный язык.

161

4.2.4.

Математика.

165

4.2.5.

Информатика

170

4.2.6.

История

172

4.2.7.

Обществознание (включая экономику и право)

178

4.2.8.

География

182

4.2.9.

Биология

184

4.2.10.

Физика

188

4.2.11.

Химия

190

4.2.12.

Мировая художественная культура

193

4.2.13.

Технология

195

4.2.14.

Основы безопасности и жизнедеятельности

198

4.2.15.

Физическая культура

200




Организационный раздел




4.3

Учебный план

202

4.4

Программное учебно-методическое обеспечение учебного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

204

5.

Программа коррекционной работы

205

6.

Программа воспитательной работы

214

7.

Изменения и дополнения

218



Общие положения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан основано в 1984 году, осуществляет образовательную деятельность в течение 29 лет.



Учредитель – Городской округ город Уфа Республики Башкортостан

Организационно-правовая форма учреждения - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Тип учреждения – Общеобразовательное учреждение.

Вид учреждения - средняя общеобразовательная школа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 реализует государственную политику в области образования. При этом ОУ ориентируется на выполнение основных задач школы:

Удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в интеллектуальном, духовном, физическом, нравственном развитии, в соответствии с его запросами, интересами, склонностями для дальнейшего профессионального самоопределения, приобретения высшего образования в выбранной области деятельности.

Создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению, укреплению и формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, чтобы каждый ученик, вне зависимости от индивидуальных особенностей, учебных возможностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

При построении Образовательной программы мы исходили из принципов, основной цели, желаемой модели выпускника школы:

Принцип гуманитаризации образования предполагает формирование у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития, становление внутреннего мира человека, создание условий для развития потребности самосовершенствования, реализации творческих возможностей личности.

Принцип личностно-ориентированного подхода обеспечивает создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, вовлечения в образовательный процесс не только знаний и памяти, а всей целостной личности ребенка и взрослого.

Принцип гуманизации образования является основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основным смыслом образовательного процесса в учреждении становится развитие ученика.

Принцип индивидуализации обучения в школе предполагает всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития школьника. Индивидуализация обучения имеет своей задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого школьника.

Принцип поисковой, творческой, исследовательской направленности нацелен на осуществление важнейших ценностей и целей развития школы- на поиск определенных закономерностей, на утверждение ценностей творчества, изобретательства, новаторства в детском и педагогическом коллективах Принцип целостности образования основан на единстве процессов развития, обучения и воспитания учащихся. Его реализация проявляется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватности психологических технологий содержанию и задачам образования.

Принцип конструктивной и проектной направленности означает переход от точечных нововведений в образовании и управлении школой, к целенаправленной работе по систематическому конструированию новой целостной модели школы.

Принцип демократизма предполагает коллегиальность в деятельности, привлечение к решению важных вопросов широкого круга педагогов, учащихся, культивирование демократических свобод, гласность, демократичность, открытость поведения и общения, сотрудничество с органами самоуправления.

Основная цель Программы развития школы:

Создать организационно-педагогические условия деятельности школы путем построения личностно-ориентированной системы на основе формирования здоровьесберегающей среды.

Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий путь достижения Федеральных государственных образовательных стандартов, учитывает специфику и особенности учебного заведения.

Образовательная программа разрабатывалась на основе закона РФ «Об образовании», нормативных документов РФ, РБ, Устава и локальных актов школы.



Нормативно-правовая база МБОУ средняя общеобразовательная школа № 22

Организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ:



  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе 19.01.2000 года, серия 02 № 006686322;

  • Учреждение имеет санитарно-эпидемиологическое заключение № 02.Уп.07.802.М.000061.01.07 от 19.01.2007 г. на образовательную деятельность;

  • Учреждение внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1030203913035 номер свидетельства Федеральной налоговой службы (Межрайонной инспекцией ФНС России №39 по РБ) №006854481 (серия 02) от 11.01.2012 г.

  • В соответствии с решением комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа от 27.03.2012 № 140-ОНФ здание по адресу: г. Уфа, ул. Степана Кувыкина д.5/2 передано в оперативное управление МБОУ средняя общеобразовательная школа № 22;

  • Учреждение поставлено на учет юридических лиц в налоговом органе ИНН 0274066109 КПП 027401001;

  • Имеется действующая лицензия на образовательную деятельность: серия 02 №002007, дата выдачи 28 ноября 2011г., срок действия бессрочно на основные общеобразовательные программы:

начальное общее образование (1-4);

основное общее образование (5-9);

среднее (полное) общее образование (10-11);


  • Имеет свидетельство о государственной аккредитации серия 02А01 №0000438, Дата выдачи 18 апреля 2013г. на лицензированные образовательные программы сроком действия до 18 апреля 2025 года;

  • В соответствии с Постановлением администрации ГО г. Уфа от 24.11.2011 г учреждению предоставлено здание школы в постоянное (бессрочное) пользование площадью 6706,3 кв.м. Свидетельство о государственной регистрации права 04 АГ № 494126 от 24.11.2011г.;

  • В соответствии с Постановлением администрации ГО г. Уфа № 148 от 18.01.1996 г учреждению предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование площадью 24876 кв.м. Свидетельство о государственной регистрации права 04 АГ № 494123 от 24.11.2011г.;

  • Имеет утвержденный Устав (новая редакция приказ об утверждении от 11.01.2011г. №7505), согласно которому Учреждение является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам, в том числе имуществом, принадлежащим ему по праву собственности.

Разработаны и исполняются локальные нормативные акты в виде положений, правил, приказов, в соответствии с Уставом.
1. ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Особенности второй ступени общего образования.

Программа ООО сформирована с учётом особенностей второй ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.



Основная школа — особый этап в жизни учащегося, связанный с психолого-педагогическими особенностями развития детей 11–15 лет:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции учащегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельностии построению жизненных планов;

с формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничестваот классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход учащегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие унего самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Характеристика базовой образовательной программы основного общего образования (5-9) МБОУ средняя общеобразовательная школа № 22 (продолжительность обучения 5 лет)


Цели

образовательной программы



Создание условий для:

- Овладения учащимися базовыми знаниями, умениями, навыками по основам наук;

- Создания условий достижения более высокого уровня культуры учебной деятельности;

- Осознания выбора профиля дальнейшего обучения;

- Формирования готовности к самообразованию, выработка основных умений и навыков самообразовательной деятельности;

- Воспитания общечеловеческих ценностей, уважение к национальной культуре, истории, гражданственности, патриотизма;

- Формирования ценностного отношения к собственному здоровью, выработка поведенческих стратегий поведения на сохранение и укрепление здоровья, занятия физкультурой и спортом.


Контингент учащихся

По данной образовательной программе обучаются дети смешанных способностей в возрасте от 11 до 15 лет.

Порядок приема учащихся

Прием учащихся в 5-е классы проводится без конкурса, при условии успешного завершения базового начального образования.

Формы получения образования

• очное обучение

• обучение на дому



Система текущей и промежуточной аттестации учащихся

Оценивание учащихся проводится по пятибалльной системе и по «Положению о промежуточной аттестации»

Периодичность промежуточной аттестации

• Четверть.

Учебные

предметы, по

которым

установлена



обязательная

итоговая


аттестация

Промежуточная аттестация учащихся 5-х - 8-х классов проводится по «Положению о промежуточной аттестации».

В 9-х классах - обязательные экзамены в форме ГИА по русскому языку, математике, предметы по выбору - все предметы основного общего образования, изучаемые в 9 классе.



Образовательная программа разработана на основе БУП

Федерального Базисного учебного плана 2013 года для всех параллелей 5-9х классов

Применение современных образовательных технологий

  • Уровневой дифференциации;

  • Проблемного обучения;

  • Метод проектов;

  • Личностно-ориентированные технологии;

  • Технология критического мышления;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Предполагаемый образовательный результат


Успешное овладение учащимися основного (общего) образования, достижение высокого уровня учебной деятельности и способности к самообразованию.

Сформированность личностных качеств, общечеловеческих ценностей, уважения к культуре, истории России, патриотизм. Выработка ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, готовность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения




Направления инновационной работы
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

2. Личностно – ориентированные технологии.

3.Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

4. Мониторинг интеллектуального развития. (Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости)  

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

В школе идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения как уроков, так и городских, районных семинаров, конкурсов, научно-практических конференций.



  • внедрение современных образовательных технологий;

  • личностно-ориентированного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.



Социальный заказ и образовательные потребности учащихся, родителей

Реализация всестороннего развития школьников и учета их интересов осуществляется через дополнительные занятия, индивидуальную подготовку одаренных учащихся к олимпиадам, конкурсам. Нагрузка учащихся, связанная с реализацией компонента образовательного учреждения, определяется в соответствии с выбранным уровнем (учебной программой, календарно-тематическим планированием) и индивидуальным подходом с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.


Желаемая модель выпускника основной школы № 22
Программа ООО ориентирована на следующую модель выпускника основной школы:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы.


Ресурсное обеспечение образовательного процесса

Кадровый педагогический состав
Сведения о педагогических работниках





человек

% от общего количества педагогов

Всего педагогических работников

55




Образовательный ценз

  • высшее профессиональное образование

54

98

  • среднее профессиональное образование

1

2

  • начальное профессиональное образование







Квалификационная категория

  • высшая квалификационная категория

21

41%

  • первая квалификационная категория

16

30%

  • вторая квалификационная категория




-

  • без категории

18

29%

Почетные звания

Отличник образования РБ

3

5

Отличник народного просвещения

1

2

Почетный работник общего образования РФ

2

4

Мастер спорта

1

2

Курсы повышения квалификации за 3 последних года

2010-2011учебный год

2011-2012 учебный год


2012-2013 учебный год

12 педагогов

1 руководитель



14 педагогов

2 руководитель

2 зам. директора


22

Аттестация за 3 года

Категория

2010-2011 уч. год



2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

Высшая

7

8

3

Первая

2

3

6

Вторая

1

-

-

Директор

-

1

-

Зам. директора

-

3

1

Обучение молодых учителей основам педагогического мастерства проводится в школе молодого педагога, задачами которой является:



  • удовлетворить молодых учителей в непрерывном образовании и оказать им помощь в преодолении различных трудностей;

  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

  • помощь внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс. Основные темы занятий «Школы молодого педагога»:

  • Изучение программ, составление тематических планов.

  • Практическое занятие: «Планирование триединой цели урока».

  • «Учимся писать конспект». «Критерии оценки».

  • Семинарское занятие: «Типы уроков». «Комбинированный урок».

  • Практическое занятие: «Как вести классный журнал».

  • Практическое занятие: «Как работать с тетрадями Выполнение единых требований».

  • Проверка журналов, тетрадей.

  • Проверка выполнения программ.

  • Проверка поурочных планов.

  • Внедрение результатов деятельности в практику.

  • Посещение уроков.

К настоящему моменту в школе сложился стабильный профессиональный педагогический коллектив единомышленников.

Педагоги школы открыты для апробирования и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, реализуют инновационные проекты.


Материально-технические ресурсы
Учебные кабинеты – 36, лаборантские – 3, кабинет информатики - 2, медиатеки – 1, кабинет обслуживающего труда -1, кабинет кулинарии -1, мастерские – 2, спортивный зал – 2, танцевальный зал – 1, актовый зал -1, библиотека -1, медицинский кабинет -1, процедурный кабинет – 1, кабинет психолога -1, столовая -1, Книжный фонд школьной библиотеки составляет 31713 экземпляра, из них 12244 экземпляров составляет учебный фонд.

Количество персональных компьютеров - 52, ноутбуков - 30, компьютерных классов - 1, количество компьютеров в компьютерном классе – 17, количество компьютеров в медиатеке - 10, компьютеров в библиотеке – 1, компьютеров в локальной сети – 17, интерактивных досок – 6, проекторов – 7, принтеров – 6, количество многофункциональных устройств – 4, копировальных аппаратов – 3, ЭВМ с лицензионной операционной системой Windows – 62, ЭВМ с операционной системой Linux– 20. У школы имеется свой сайт http://schооl22.ufa/ucoz.ru


Учебный план и методическая тема работы школы
Содержание обучения и воспитания определено в соответствии с ведущими идеями модернизации, сориентировано на формирование системы ключевых компетенций школьников (учебный план прилагается). Единая методическая тема работы педагогического коллектива «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся»

Методическое сопровождение образовательного процесса и системы

Всей методической работой школы занимается Методический совет совместно с руководителями ШМО. Они работают в тесном контакте с администрацией школы и выполняют следующие функции:

- реализуют задачи методической работы, поставленные на учебный год;

- направляют работу методических объединений;

- организуют внутришкольные семинары, взаимопосещения, конкурсы;

- обобщают и внедряют передовой педагогический опыт, осуществляют моральное стимулирование творчески работающих учителей;

- организуют мониторинг знаний учеников и анализируют его итоги, определяют пути устранения пробелов в знаниях обучающихся;

- организуют наставничество начинающих педагогов;

- оказывают методическую помощь учителям в межаттестационный период и в период аттестации;

- разрабатывают локальные акты.

В школе сформированы 9 методических объединений.

Мониторинг методической подготовки учителей показал, что педагоги знакомы с современными педагогическими технологиями. Большинство преподавателей применяют их на практике и готовы поделиться своим позитивным педагогическим опытом с коллегами.

Для дальнейшего развития школы необходимо решить ряд педагогических задач:


  1. Создать нормативно-правовую базу обеспечения введения ФГОС.

  2. Совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов школы.

  3. Обновить материально-техническую, методическую базу средней школы в соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения.

  4. Снизить психологическую напряжённость в коллективе учителей средней школы.

  5. Выявить, систематизировать опыт, создав банк передового педагогического опыта учителей, использующих деятельностный подход в обучении.


1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

 - введение профильного обучения на старшей ступени школы, (по желанию учащихся);

 - нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

 - соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

 - личностная ориентация содержания образования;

 - деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

 - усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

 - формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

 - обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

 - усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - истории, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;

 - обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

 - повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

 В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов:

 - Русский и Иностранный языки - существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.

 - Литература - значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.

 - Математика - впервые введены элементы теории вероятности и статистики.

 - Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3-го класса как учебный модуль, с 8-го класса - как самостоятельный учебный предмет.

 - Естествознание - усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.

 - Биология - значительно расширено содержание раздела "Человек" (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

 - География - реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.

 - История - полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.

 - Обществоведение - направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.

 - Искусство - увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору - в старшей школе.

 - Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.

 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

 Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

 - формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

 - приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

 - подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

 Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

 Одной из важнейших задач основной школы является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, еженедельные консультационные занятия по предметам.

 В основной школе учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

 Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

  Основное общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

 Учащиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

 В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

 Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

 Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

 Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

 Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

 Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

 Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 


с. 1 с. 2 ... с. 13 с. 14

скачать файл