На правах рукописи


с. 1 с. 2



На правах рукописи


КЛЮЧАРЕВА Антонина Владимировна
Жизнедеятельность православного прихода

в русской провинции в 1881-1917 гг.

(по материалам Тульской епархии)
специальность 07.00.02. – Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Орел-2009

Диссертация выполнена на кафедре истории России ГОУ ВПО

«Орловский государственный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор

Вронский Олег Генрихович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор

Акульшин Петр Владимирович

кандидат исторических наук,

доцент


Гончарова Ирина Валентиновна
Ведущая организация: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского

Защита диссертации состоится «______» _______________ 2009 г.

в ______ часов на заседании диссертационного совета (Д. 212.183.03) в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»: 302015, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».


Автореферат разослан «____» ______________ 2009 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета, Кононова Т.И.

доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


В конце XIX – начале XX века Российское государство вступило в эпоху модернизации, которая обнажила множество проблем в общественно-политической, экономической и духовной жизни. Серьезным требованием времени стало конституционное ограничение самодержавия, в экономике быстрыми темпами развивалась индустриализация, в результате чего промышленность должна была стать преобладающим над сельским хозяйством сектором экономики. Процесс модернизации обнажил кризис государственной системы, экономических и духовных основ общества, что вызвало на повестку дня вопросы совершенствования внутрицерковной жизни. Изменения были необходимы на всех уровнях церковной структуры, от реформирования сложившейся синодальной системы государственно-церковных отношений и необходимости возрождения патриаршества, до проведения мероприятий по «оживлению» прихода. В жизни Церкви имелись проблемы, которые требовали скорейшего решения – это сложное материальное положение белого духовенства, резкая поляризация между городским и сельским священством, массовый отказ выпускников церковных учебных заведений от вступления в духовное сословие, зарождение и развитие оппозиционных идей в православном сообществе. В первую очередь эти проблемы проявлялись на местах – в конкретных церковных приходах, которые являлись своего рода индикаторами состояния Русской Православной Церкви.

Актуальность темы исследования состоит в попытке изучения на основе новых источников проблем основного института Русской Православной Церкви (далее РПЦ) - православного прихода в период поздней империи (1881-1917 гг.). Разворачивающийся в современной России процесс духовно-религиозного возрождения, активизация пастырской деятельности духовенства, рост числа приходов, активный диалог Церкви и общества в вопросах образования и духовно-нравственного воспитания, участие Церкви в государственной молодежной политике требуют опоры на исторический опыт. Рубеж XIX – XX вв., выявивший ряд проблем церковной жизни, характеризовавшийся активным поиском путей выхода из наметившегося кризиса, представляется временем, наиболее плодотворным для научного осмысления с перспективой использования позитивного опыта последних десятилетий императорской России в выстраивании государственно-церковных, внутриприходских отношений в России сегодняшней.

Предметом исследования являются события и процессы, характеризующие отношения духовенства и мирян в границах приходов Тульской епархии в указанных хронологических рамках.

Объект исследования – православные приходы русской провинции конца XIX – начала ХХ вв.

Хронологические рамки исследования – 1881-1917 гг., обусловлены стремлением исследовать проблему в контексте основных изменений, развернувшихся на фоне комплексного реформирования всех сфер жизни российского общества.

Определить нижнюю границу исследования довольно сложно, поскольку уже в 60-е гг. XIX в. был принят целый ряд мер, призванных «оживить» Церковь. Вводилась выборность благочинных священников, были утверждены положения о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, а также были проведены меры по укрупнению приходов. Тем не менее, результаты этих мероприятий стали проявляться лишь в царствование Александра III. В связи с этим мы разделяем точку зрения Б.Г. Литвака, который выделил в развитии церкви как организации два этапа. Первый этап включает 1860-1870-е гг., когда «церковь нехотя ищет средства приспособления к новым условиям», второй этап – период консервативного реформирования начинается с 1 марта 1881 г.1

При императорах Александре III и Николае II осуществлялся целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение благосостояния духовенства, развитие церковно-приходских школ и др. В это время предпринимались попытки решить проблемы церковно-государственных отношений, стала ясна объективная необходимость проведения реформ в сфере церковной политики.

Выбор 1917 г. в качестве «верхней» границы исследования обосновывается тем, что в этом году окончательно разрушилась прежняя система церковно-государственных отношений и российская монархическая государственность.



Территориальные рамки работы условно ограничены Тульской губернией – регионом, традиционно исповедующим Православие.

Губернский уровень рассмотрения проблем и тенденций в развитии приходской жизни позволяет сосредоточить внимание на материале, непосредственно характеризующем деятельность конкретных церковных приходов Тульской епархии, границы которой совпадали с границами Тульской губернии.

Исторически сложилось, что в Тульской губернии доминировал аграрный уклад, но одновременно, активно развивалась промышленность в городах, таким образом, имеются возможности для рассмотрения и сравнения особенностей приходской жизни в сельских и городских районах, имевших определенную специфику. Многофакторность социально-экономических отношений, близость к Москве позволяет в случае обращения к истории губернии, главный город которой был епархиальным центром, провести плодотворный анализ проблемы жизнедеятельности православных приходов.

Практическая значимость. Результаты работы и изложенные в ней архивные материалы могут быть использованы в преподавании курса истории России, а также для написания специальных и обобщающих трудов по данной и близкой к ней тематике.

Обращаясь к вопросу о теоретико-методологической основе работы, следует отметить, что исследование носит конкретно-исторический характер: отбор, классификация, сравнительный анализ и авторская интерпретация источников в их комплексе позволяют выйти на уровень общетеоретических обобщений. При написании работы были использованы и междисциплинарные связи, в частности с историей государства и права, государственным (конституционным) правом, философией, культурологией, богословскими дисциплинами.



Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что оно представляет собой первую в отечественной историографии попытку анализа малоизученных вопросов приходской жизни на материалах Центрально-Земледельческого региона. В их числе: вопросы о месте и роли прихода в структуре Русской Православной Церкви; об участии приходского духовенства в общественных и политических событиях, происходивших в Тульской губернии в их взаимосвязи с общероссийскими процессами рубежа веков; о влиянии государственных церковных реформ на религиозную жизнь великорусской провинции; о необходимости, возможности и результативности мероприятий, направленных на реформирование прихода в контексте модернизационного процесса. Вовлечение в научный оборот ранее не исследованных архивных материалов фондов Тульской духовной консистории, фонда благочинного Тулы, документов фондов личного происхождения Государственного архива Российской Федерации позволяет выявить динамику материального положения священнослужителей на примере Тульской епархии, особенности их взаимоотношений с прихожанами, охарактеризовать все направления пастырского служения православного провинциального духовенства, определить уровень религиозности населения, его отношении к Вере и к Церкви в переломную историческую эпоху,

Целью диссертационного исследования является научный анализ проблем жизнедеятельности православного прихода в русской провинции, реформирования приходской системы, взаимодействия духовенства и паствы в контексте модернизационного процесса последних десятилетии XIX – нач. XX вв. на материалах Тульской епархии.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:



  • выявить особенности положения православного прихода в системе Русской Православной Церкви;

  • исследовать законодательную базу преобразований, касавшихся изменений в приходской жизни в дореволюционный период;

  • охарактеризовать проекты реформирования приходской системы, предлагавшиеся общественными и церковными кругами;

  • проанализировать социально-экономическое и правовое положение православного духовенства в провинции, его образовательный ценз;

  • определить влияние приходского духовенства на общественные и церковные события, проследить основные направления его деятельности;

  • провести анализ состава, численности, юридического статуса, особенностей жизнедеятельности прихожан русского православного прихода;

  • изучить тенденции и динамику религиозности провинциального населения на рубеже XIX – XX веков;

  • исследовать особенности жизнедеятельности церковных приходов в Тульской епархии в 1881-1917 годы.

Степень научной разработанности темы.

Необходимо отметить, что изучение проблемы жизнедеятельности православного прихода не являлось до настоящего времени предметом специального исследования. Это объясняется тем, что в подцензурной советской исторической науке история Русской Православной Церкви могла быть показана только с классовых и атеистических позиций. Вместе с тем, в отечественной историографии конца XIX - начала XX в. намечались тенденции всестороннего и глубокого изучения проблем церковного прихода.

Историография церковного прихода прошла в своем становлении следующие периоды: 1) дореволюционная историография, 2)20-30-е гг. XX в., 3) 40-50-е гг. XX в., 4) 60-е гг. – кон. 80-х гг. XX в., 5) 90-е гг. XX в. - по настоящее время.

До середины XIX в. проблемы истории прихода находились на периферии профессиональных исследовательских интересов. Интерес к положению церкви в государстве и положению прихода в Церкви возник в среде славянофилов и стал устойчивым лишь в эпоху Великих реформ, когда вопрос о буржуазных преобразованиях стал стержнем общественно-политической жизни России. Д.Ф. Самарин резко критиковал правительственные мероприятия по реформированию приходской организации и выступал за глубокую реформу прихода, понимая под этим комплекс мер, которые бы коснулись всей его организации2.

В 60-е гг. XIX в. активная полемика о судьбе православного прихода развернулась на страницах церковных журналов, таким образом, возникла возможность для обмена мнениями между представителями церковной общественности3.

В течение 30 лет разрабатывал проблему прихода профессор Казанской Духовной Академии П.В. Знаменский. Его интересовали проблемы приходского духовенства в синодальную эпоху в целом и статус духовного сословия в отдельных царствованиях.

В 90-е гг. XIX в. - 1900-е гг. появилось большое количество статей, посвященных вопросу назревшей церковной реформы. В историографии того времени можно выделить два направления:


  1. «прогрессивное», либеральное (А.А. Папков, П.А. Ровинский, А.Г. Болдовский и П.П. Кудрявцев), выступавшее за активизацию «мирянского элемента» в коллегиальном управлении приходом на основе начал самоорганизации местного самоуправления;

  2. консервативное, представители которого (И.С. Бердников, А.И. Алмазов) выступали за «предоставление приходу свободы ограниченной каноническими нормами церковного устава, за сохранение единства прихода со священноначалием»4.

Проблеме прихода посвятил свои труды неославянофил, историк, общественный деятель, чиновник, губернатор одной из финских провинций А.А. Папков5. В своих сочинениях он всесторонне исследовал приход как церковно-общественную единицу, восстановил историю прихода в России и охарактеризовал важность прихода в современной ему церковно-религиозной жизни. Главная мысль А.А. Папкова заключалась в том, что приход необходимо выделить в отдельную, самостоятельную церковно-юридическую единицу и на его основе осуществлять все церковно-общественное строительство.

В рамках либерального направления в начале XX в. большое распространение получила идея об организации прихода как мелкой земской единицы. Эта мысль обсуждалась на страницах журналов «Новое время», «Русский труд». К. Одарченко рассматривал приход еще шире, считая его той бессословной единицей, которая должна составлять низшую ступень уездных земств6.

Но были и противники таких предложений, так, К. Ровинский заявлял, что церковный приход должен быть строго отделен от земской административной организации7. Приходскую общину Ровинский ограничивал исключительно областью благотворительной деятельности.

Представителем консервативного направления в вопросе реформирования прихода является И.С. Бердников8. Он придерживался мнения, что кардинально изменять сущность любого общественного института можно только после полного исчерпания эффективности его прежних форм. Признавая кризис прихода, он признавал его не всеобщим и выступал лишь за активизацию церковно-общественной жизни внутриприходскими средствами (активизация пастырской деятельности, улучшение работы церковно-приходских попечительств, братств и т.д.).

После 1905 г. вновь наблюдается обращение к истории приходской жизни, поскольку теперь реформа прихода рассматривалась уже как часть необходимых общецерковных преобразований. Обращение к истории государственно- церковных отношений в России в тот период объяснялось наступлением эпохи модернизации, когда реформы должны были коснуться и духовной сферы. Такая мысль прослеживалась в работах видных ученых начала XX в. – В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова9. Тема реформирования прихода также затронута в работах Н.А. Заозерского, П.В. Знаменского, Ф.В. Благовидова, М.Дурново.10

Кроме вопроса изучения приходской организации, в дореволюционной историографии выделялись и другие работы, имевшие важное значение для характеристики положения Русской Православной Церкви в целом (труды А.В. Карташова, Г.С. Петрова).

В это же время появляются работы, в которых анализировались существовавшие способы обеспечения приходского духовенства, а также предлагались собственные варианты для решения этой проблемы11. Это прежде всего труды В. Кедрова, В. Кильчевского, Ф. Белявского, Д. Андреева.

Церковное законодательство времени правления Александра III подробно рассмотрено в сочинении И.Г. Айвазова, его недостатком является про-правительственная ориентация и связанная с этим излишняя официозность и описательный характер12.

В целом, недостатком дореволюционных изданий является слабая источниковая база. Также необходимо учитывать, что сочинения по истории Русской Церкви находились под жестким контролем цензуры.

В 1920-1930-е гг. литература по истории Православной Церкви испытывала заметное влияние общественно-политической ситуации – кампании по борьбе с Церковью политическими методами. В историографической традиции утвердился односторонний подход в изучении вопросов, касающихся истории церкви. Церковь рассматривалась как орудие классовой политики самодержавия, интересы светской и духовной аристократии полностью отождествлялись13. Это приводило к искаженному и упрощенному пониманию роли РПЦ в историческом процессе.

Исследования по истории Церкви приходскую проблематику не рассматривали, основное внимание в трудах того времени уделялось роли Русской Православной Церкви в революционных событиях14. В этот период в историографии утверждается мысль о том, что в начале XX в. и в годы революции 1905-1907 гг. Церковь была активной контрреволюционной силой, которая оказывала всестороннюю поддержку царизму и эксплуататорским классам общества. Эти идеи звучат в работах Н.М.Лукина, А. Лунина, Ф.М. Путинцева.

Роли Церкви в событиях после 1905 г. посвящен труд Н. Ростова15. Историк утверждал, что роль духовенства в контрреволюции после 1905 г. была колоссальна. Оно не только дало этому лагерю массу, но и вождей, и идеологов.

Тема государственно-церковных отношений в дореволюционной России затронута в сочинениях Б. Кандидова16 и Б.В. Титлинова. По мнению последнего, 1905 г. стал поворотным в развитии отношений Церкви и государства: «Наступил памятный 1905-й год, год первой схватки революции с самодержавием, и духовенство было прямо призвано на действительную политическую службу…Самодержавие открыто стало использовать духовенство в качестве своей политической поддержки…17».

Обобщающим трудом по истории Русской Церкви является монография Н.М.Никольского18. Этот труд важен с точки зрения исследования документов: постановлений, заявлений, и т.д., по которым можно проследить политику государства в отношении церкви. Характерной чертой сочинения Н.М. Никольского было осмысление истории Церкви в рамках экономического материализма, конкретизированного в концепции «торгового капитализма», выработанной М.Н. Покровским.

В 40-50-е гг. появилось немного работ, затрагивавших церковную проблематику. Это были труды, рассматривавшие историю Церкви в древнейший период истории Российского государства. В работах Б.Д. Грекова, С.В. Бахрушина, А.Е Преснякова разрабатывалась лишь тема крещения Руси.

Историография 60-х годов по церковной проблематике представлена сочинениями С.С. Дмитриева, Л.И. Емелях, Е.Ф. Грекулова, М.М. Персиц19. Вопрос о преобразовании прихода в этих работах специально не исследовался. Лишь в статье «Либерально-обновленческое движение в русском православии начала XX века» Н.И. Гордиенко и П.К. Курочкина дают краткую характеристику выдвигавшихся в то время планов «оживления» прихода20.

Общая характеристика синодального управления 1880-х годов дана П.А. Зайончковским в работе по внутренней политике самодержавия21. В этом исследовании автор уделил серьезное внимание раскрытию личности К.П. Победоносцева и его влияния на церковную политику.

В связи с тысячелетием крещения Руси значительно возрос интерес к истории РПЦ и проблемам религии вообще как важнейшей духовной ценности народа. Начался новый этап в развитии историографии. Наметился новый подход к церковной истории: были поставлены вопросы о реформах и контрреформах второй половины XIX века, о противоречиях между светскими и духовными властями, о конкретных формах воздействия Церкви на общественное сознание.

Обобщающая характеристика системы управления православной Церковью в XIX в. содержится в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории», в главе, посвященной XIX столетию. Ее автор Б.Г. Литвак22 в церковном управлении отметил ряд особенностей (децентрализация, бюрократизация), типичных для всего государственного аппарата России в пореформенное время. Данная работа отразила поиск новых подходов к изучению роли православной Церкви в истории России, но вместе с тем частные проблемы, такие как вопрос о приходе, практически не затронуты.

Зырянов П.Н. подробно проанализировал тему первой русской революции 1905-1907 годов и роль православной Церкви в ее событиях23.

Полную характеристику организационно-правового положения православной церкви в системе самодержавия на рубеже XIX-XX вв. дал С.Л. Фирсов. В его монографии поставлена и изучена проблема союза Церкви и государства – в русской политической традиции24.

Процесс выработки программы церковных реформ 1860-1870-х гг. и их итоги исследуются в работах С.В. Римского и диссертации М.В. Никулина25. С.В. Римский рассматривает преобразования, совершенные в церковной сфере, как единую реформу, стоящую в одном ряду с другими реформами царствования Александра II.

Проблемам взаимоотношений Церкви и государства в правление Александра III посвящена монография А.Ю. Полунова. Автор называет время правления Александра III «особой эпохой в истории церковно-государственных отношений». Он делает справедливый вывод о том, что в начале 1890-х гг. «уже наметились контуры тех проблем, с которыми церкви пришлось столкнуться в эпоху революции»26.

Синодальному периоду РПЦ посвящены монография В. Полонского «Православная Церковь в истории России: синодальный период27» и учебное пособие В.А. Федорова «Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-191728».

Широкий круг источников использован в объемном труде русского историка-эмигранта И.К. Смолича, посвященного истории Русской православной Церкви синодального периода29. Всю церковную историю исследователь рассматривает через призму церковно-государственных отношений, поскольку именно они, по мнению автора, стали в петровскую эпоху нервным центром истории.

Проблемам приходского духовенства посвящена работа американского историка Г. Фриза30. В ней исследуются взаимоотношения государства и Церкви по поводу превращения духовного сословия в профессиональную группу общества. Из других западных исследований заслуживают внимания размышления канадского историка Д.В. Поспеловского, разделяющего тезис о незавершенности церковной реформы Петра I в России31.

Интерес представляет мнение на положение Церкви в синодальную эпоху Б.Н. Миронова. Он считает, что «русская православная церковь представляла собой особый институт, который существовал как бы параллельно государственным институтам и пользовался значительной автономией. Она обладала такой администрацией и судебной организацией, которая позволяла духовенству иметь свое особое управление с большой самостоятельностью»32. Б.Н. Миронов делает интересный вывод о том, что «в рамках всей государственной системы духовенство как сословие пользовалось самоуправлением».

В последние годы появились монографии и защищены кандидатские диссертации о приходском духовенстве: В.А. Есипова, Т.Г. Леонтьева, С.М. Васина, А.Н. Розов, О.Ю. Бабушкина, П.В. Понарина33.

Таким образом, все рассмотренные работы, созданные на разных этапах развития отечественной и зарубежной историографии, способствовали более глубокому изучению проблемы жизнедеятельности православного прихода, которую они не рассматривали в полной мере.

Источниковая база.

В основу диссертационной работы положен широкий комплекс опубликованных и архивных источников. Многие архивные материалы впервые вводятся в научный оборот.

Первая группа источников представлена нормативными документами и материалами официального делопроизводства. Законодательные акты, регламентировавшие статус и устройство политических институтов самодержавия, входят в состав Свода законов и Полного собрания законов Российской империи34. В эти же собрания входят основные законодательные акты, определявшие положение Русской Православной церкви. Церковное законодательство не было полностью кодифицировано, поэтому в работе используются определения и указы Синода, опубликованные в официальных периодических изданиях «Церковных Ведомостях», «Церковном Вестнике», «Тульских Епархиальных Ведомостях» и дублировавшиеся в указах Тульской Духовной Консистории.

Среди законодательных актов, регламентировавших деятельность Русской Православной Церкви, необходимо отметить закон о реформе прихода, утвержденный Александром II 16 апреля 1869 г. Реформа должна была привлечь дополнительные материальные средства на обеспечение причтов, оживить жизнь прихода и на почве совместной деятельности сплотить паству и духовенство. Среди Высочайших рескриптов следует назвать указы императора Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» от 12 декабря 1904 г. и «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Нельзя недооценивать и значения Манифеста об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г., развивавшего положения о свободе совести в Российской империи35.

В 1863 году Святейший Синод разработал «Положение о приходских попечительствах»36.

С начала XX века огромное значение играло определение Святейшего Синода от 18 ноября 1905 года. Члены высшего церковного правительства скрепили своими подписями документ, призванный «оживить» приходскую жизнь.

К материалам официального делопроизводства следует отнести всеподданнейшие отчеты обер-прокуроров Синода за разные годы, в эту же группу источников входит служебная переписка обер-прокуроров и чиновников Синода.

Вторую группу источников составляют мемуары, дневники и частная переписка духовных лиц, чиновников Синода, государственных и общественных деятелей России. Эта группа обширна и значительно дополняет материалы делопроизводства синодального присутствия. Главная роль здесь отводится свидетельствам лиц, имевших непосредственное отношение к церковному управлению на разных его уровнях. Большой фактический материал о жизни провинциального приходского духовенства, внутренних проблемах духовных учебных заведений, нравственном состоянии духовных лиц извлечен из воспоминаний митрополита Евлогия Георгиевского37, а также митрополита Вениамина (Федченкова)38. Ценнейшим источником по истории Церкви, приходского духовенства и внутренней политики России накануне революции являются воспоминания протопресвитера Г. Шавельского39.

В работе также используются воспоминания и дневники государственных и общественных деятелей России – С.Ю. Витте,40 П.А. Валуева, представителя РПЦ в Константинополе Б.Мансурова41. Они существенно дополняют картину внутриправительственной полемики в сфере церковных дел. К этой категории источников относится и обширная частная переписка государственных деятелей и духовных особ – обер-прокурора К.П. Победоносцева, митрополита Филарета (Дроздова), архиепископа Антония (Вадковского)42. Именно архиепископ Антоний настаивал на воссоздании самоуправляющегося прихода, признании его в качестве юридического лица.

Особо следует отметить отзывы епархиальных архиереев по вопросам церковной жизни, которые были составлены в 1905 г. по просьбе Синода43. Почти все архиереи требовали реформ, направленных на освобождение церкви от государственной зависимости. Большинство предлагало восстановление патриаршества путем созыва Поместного собора. Наряду с вопросами высшего церковного управления, архиереи рассматривали варианты реформирования прихода.

Большое значение для будущего развития Церкви имела записка 32-петербургских священников44, основавших Союз церковного обновления, которая вызвала отклики и в провинции. Участники этого «Союза» были сторонниками максимального участия Церкви, духовенства и мирян в общественной жизни.

Третью группу источников составляют материалы периодической печати, церковная и светская публицистика. Они свидетельствуют об интересе общества к реформе приходского устройства, системы обеспечения духовенства, проблеме участия в приходской жизни прихожан, а также содержат сведения о характере дискуссий по этим вопросам в конце XIX – начале XX вв. В работе использованы материалы следующих периодических изданий: журналов: «Журнал министерства народного просвещения», «Богословский Вестник», «Руководство для сельских пастырей», «Душеполезное чтение», «Дух христианина», «Духовная беседа», «Православное обозрение», «Церковный Вестник», «Церковные Ведомости». «Христианское чтение», «Православно-русское слово», «Русский Вестник», «Русский труд»; газет: «Колокол», «Московские Ведомости», «Новое время», «Русское слово», «Слово».

Важнейшим источником для реконструкции приходской жизни в Тульской епархии являются «Тульские Епархиальные Ведомости», на страницах которых публиковались официальные материалы, то есть Высочайшие указы, определения и постановления Святейшего Синода, распоряжения епархиального архиерея, постановления Тульской Духовной Консистории. В неофициальной части редакция Ведомостей не заключала себя в слишком строгие рамки и занималась разработкой вопросов духовно-пастырской, церковно-народной, исторической и современно-бытовой жизни епархии.

Основу источниковой базы исследования составили материалы Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) и Государственного Архива Тульской области (ГАТО).

Использование документов Государственного Архива Российской Федерации способствовало расширению источниковой базы диссертационного исследования. Ценную информацию об особенностях повседневного быта крестьян Тульской губернии, в том числе их отношении к Церкви, содержат документы из фонда крупного государственного деятеля В.К. Плеве, это «Записки разных лиц» о положении крестьян Тульской губернии: «Общественные установления, обычаи и законы»45.

В ГАРФ содержатся воспоминания, личная переписка, заметки одного из выдающихся церковных деятелей конца XIX - начала XX веков протопресвитера Г. Шавельского46.

Документы, свидетельствующие об обсуждении попыток реформирования Церкви, содержатся в фонде Митрополита Новгородского и Старорусского Арсения. Это - предложение обер-прокурора Святейшего Правительственного Синода о созыве Собора епархиальных епископов поместного Собора Всероссийской церкви, послание митрополита Антония епископу Псковскому Арсению в связи с принятием закона о свободе вероисповедания, письмо митрополита Санкт-Петербургского Антония к епархиальным священникам о манифесте 17 октября и его разъяснении народу, протокол Новгородского Пастырского Собрания духовенства, обсуждавшего итоги Епархиального съезда в части раздела материальных средств на содержание духовенства47. В этом же фонде находится письмо графини С.А. Толстой48 митрополиту Антонию в связи с отлучением Л.Н. Толстого от церкви, и ответ митрополита Антония на это, являющиеся важным источником не только для характеристики религиозного конфликта Л.Н. Толстого, но и в целом отношений общества и Церкви.

Иллюстрацией к реконструкции исторической действительности рассматриваемого периода служат документы из фондов П.Б. Мансурова и фонда 728, содержащего различные материалы по истории РПЦ49.

Диссертационное исследование, ставившее целью изучение приходской организации в провинциальном обществе, предполагало использование, прежде всего, материалов ГАТО. Главное внимание при изучении материального положения, роли православного духовенства в социальной жизни в дореволюционный период было уделено материалам фондов Духовной Консистории Тульской Епархии50, благочинного церквей города Тулы.51

Материалы фонда Тульской Духовной Консистории (69653 единицы хранения) занимают особое место в массиве архивных источников, с их помощью можно проследить изменения статистических данных, характеризующих Тульскую епархию, то есть количество церквей, численность паствы и духовенства, основные источники доходов священнослужителей, общественную активность приходского духовенства, выявить настроения провинциального общества, а также проследить взаимосвязь событий церковной жизни столицы и провинции.

Одним из основных источников, который помогает реконструировать особенности жизни епархии в разные годы, являются ведомости о состоянии епархии, составлявшиеся епархиальными благочинными ежегодно и направлявшиеся в Тульскую духовную консисторию. Отчеты составлялись по многим направлениям: общее обозрение епархии, характеристика духовенства, прихожан, пожертвований, церковно-приходских школ, попечительств, богаделен.

Итак, подводя итог источниковедческому и историографическому обзору по проблемам жизнедеятельности церковного прихода, можно сделать вывод, что в общероссийском масштабе отечественная историческая наука накопила материал по этому вопросу. Но данная тема ещё недостаточно исследована по Тульской губернии. Имеющиеся на сегодняшний день работы не раскрывают всего спектра вопросов. Отсюда возникает необходимость проведения дальнейших исследований.



Апробация работы.

Материалы исследования докладывались I научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2005г., VII региональной научно-практической конференции «Гуманитарная наука в Центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития» в Туле в 2005г., III Крапивенской конференции «Провинция в контексте истории и литературы», межвузовских конференциях по вопросам теологии в ТулГУ.



Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

с. 1 с. 2

скачать файл