Мастер-класс павла шеремета


с. 1
МАСТЕР-КЛАСС ПАВЛА ШЕРЕМЕТА

МИССИЯ ЖУРНАЛИСТА. ДЛЯ ЧЕГО МЫ РАБОТАЕМ?

Мы начинаем новую рубрику. Вести её будет известный тележурналист Первого канала Павел Шеремет. Секреты профессионального мастерства, практические советы, реальные истории из жизни тележурналиста и много чего ещё ждет вас в этой рубрике. Сегодня — первая лекция.

 Иногда я читаю лекции будущим журналистам. Это — очень интересно и удивительно полезно, поскольку помогает проанализировать основы и перспективы профессии. Я пришел в журналистику из банковского дела, утомившись считать чужие деньги. Я никогда не учился на факультете журналистики, профессиональные законы познавал на практике или анализируя работу конкурентов и коллег. Вопрос: зачем мы пришли в журналистику, — не кажется мне праздным или формальным. В чем наша миссия? Я не признаю ответов типа — развлекать и информировать. Это — слишком просто, такой подход не позволит добраться до вершины, не поможет устоять перед соблазнами и под ударами кризисов и врагов. Лекция про миссию журналиста — моя любимая.


Зачем приходят в журналистику


Каждый человек, задумываясь о будущей профессии, пытается понять несколько вещей: о чем он мечтает, как реализовать свои мечты и хватит ли ему сил, чтобы пройти намеченный путь. Чем раньше мы честно ответим себе на эти вопросы, тем выше шансы успешно сделать карьеру и не разочароваться на середине пути.

Журналистика — удивительное простран­ство для самореализации. Схематически я изображаю журналистику в виде пирамиды, в основании которой трудятся тысячи редакторов, продюсеров, репортеров и операторов, а на вершине — звезды: телевизионные ведущие и главные редакторы. Каждый может найти себе место в рамках пирамиды. Телевидение — это командная работа, когда «звезда» может перечеркнуть труд десятков людей, и где без команды сложно стать «звездой». Человеческий фактор в журналистике, как и любой иной творческой профессии, определяющий. Оглянитесь, по­смотрите внимательно на своих коллег. Подумайте, что их заставило заняться этим часто неблагодарным трудом. Сравните их мотивы с вашими.

За несколько лет наблюдений я выделил четыре основных мотива, по которым люди приходят в журналистику. Я перечислю их по мере нарастания важности.

Первый мотив — обыденность. Наверное, это — самая распространенная причина выбора профессии. Родители считали, что работа в газете или на телевидении — идеальное для вас место. Учителям в школе платят копейки, в медицинский институт не пройти — высоченный конкурс, заниматься бизнесом в России небезопасно. Единственный выход — податься в журналисты: неплохие доходы, интересная работа, до недавнего времени — уважаемая профессия. Люди, которые приходят на телевидение от безысходности, больших высот в карьере достигают крайне редко, но ровно и спокойно работают, крепко спят.

Второй мотив — это тщеславие. Вы уверены, что телевидение — самый короткий путь к славе, пропуск в мир избранных. Рассказывая о знаменитостях, вы сами чуть-чуть становитесь знаменитым, на вас падает отблеск их славы. Мама уверяла вас, что телевизионная журналистка легко сможет устроить свою личную жизнь и встретить видного жениха. Примерно через 10 лет напряженного труда люди вдруг понимают, что счастье всегда было очень близко, но в последний момент ускользало: богатство не нажито, олигархи дела­ли только непристойные предложения, а популярность закончилась вместе с вашим временем в эфире. Разочарование и депрессия — это расплата за тщеславие. В лучшем случае, можно переквалифицироваться в депутата или пресс-секретаря.

Третий мотив — любознательность. Когда я спросил у Валерия Панюшкина, обозревателя газеты «КоммерсантЪ» и газеты «Ведомости», почему он пришел в журналистику, он ответил: «Я просто люблю рассказывать истории». Это — точное попадание в цель. Вам нравится рассматривать мир, изучать его. Вам хочется побольше узнать тайных и скрытых механизмов управления обществом и государством. Вас захватывают людские судьбы и истории, и вам не терпится пересказать эти истории кому-нибудь еще. Значит, вы пришли по нужному адресу, журналистика — это ваше дело. Любопытство — это сильный мотив и основа для успешной работы.

Однако только любопытства недостаточно. Следует добавить миссионерство как высший мотив. Вы понимаете и четко знаете, чем ваше дело, ваша профессия отличается от других занятий. Вы можете сформулировать, в чем состоит идея фикс и следовать этой идее, несмотря на трудности, соблазны свернуть с выбранного пути и эмоциональную усталость. Все люди, которые стоят на вершине в телевидении, ощущают себя миссионерами и понимают, в чем заключена их сверхзадача.

Задумайтесь, какой из перечисленных выше мотивов повлиял на ваш выбор. Не сделали ли вы ошибки, придя на телевидение и став репортером новостей? Может быть, еще не поздно исправить ошибку.

Периодически мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме: зачем я стал журналистом, правильно ли я выбрал путь в жизни и что делать дальше. В разное время, в различные периоды жизни мы по-разному отвечаем на поставленные вопросы. Но игнорировать их вообще невозможно.

Обыденное отношение к профессии не позволит вам достичь вершины, тщеславие как основа не сделает вас счастливым, любознательность — прекрасная почва для комфортного и успеш­ного долголетия в журналистике, но без миссионерства вы никогда не станете лидером рынка и лидером профессии.

Так в чем же заключена миссия журналиста?


Для чего мы нужны?


Мы всегда должны разделять роль журналистики для общественного развития и нашу личную роль в журналистике. Персональная смелость, честность и ответственность — необходимые качества любого журналиста. Но именно общественное значение нашей профессии, ее статус часто делают нас смелыми и ответственными. Есть вы со всеми достоинствами и недостатками, привычками и капризами, а есть ваш образ, который видят читатели и зрители. Эта разница возникает как раз благодаря условиям работы и влиянию нашей профессии.

Есть несколько аспектов, определяющих значение журналистики.



Политический аспект. Свобода слова — обязательное условие успешного и устойчивого общества. Журналисты — это элемент общественного контроля над властью. Я считаю, что не только свободная, а даже «отвязанная» пресса — спасение для России. В нашей огромной, коррумпированной и страшно бюрократизированной стране только свободная пресса может дать более-менее реальную картину дел в государстве. Чиновная машина всегда будет давать искаженную картинку.

Общественный аспект. Медиа — это пространство для альтернативных политических и общественных идей. Оппозиционных партий нет в парламенте, и нет уверенности, что проекты партии «Единая Россия» — правильные. Подвергнуть их экспертизе и провести общественную дискуссию можно только на страницах медиа.

Из этого вытекает еще одна составляющая нашей миссии — коммуникативная. Мы помогаем разным политическим, культурным, профессиональным группам вступать в контакт друг с другом непосредственно в пространстве ток-шоу или опосредованно — через наши репортажи и фильмы. Мы мобилизуем людей на общее дело и являемся по­средниками при выработке общественного договора по тем или иным вопросам. Каждое утро люди просыпаются и включают телевизор, чтобы понять, что их ждет сегодня и как им действовать. Даже те, кто прин­ципиально не смотрит телевизор, начинают утро с поиска новостей.


Как добиться успеха?


Исходя из этого, какими качествами должен обладать журналист и какими правилами руководствоваться, чтобы максимально полно выполнить свою миссию и еще добиться профессионального успеха? Остановимся на главных законах профессиональной и успешной журналистики. Я сформулирую их кратко, как позволяет пространство журнала.

Честное имя — наш капитал и наш ресурс. Нельзя связывать себя тесными узами с какими-либо политическими или иными группами, потому что это ограничит ваше профессиональное пространство.

Человеческое общение — питательная среда журналиста. Необходимо любить людей и всегда проявлять интерес к тому, что вам рассказывают. Если люди будут чувствовать, что вам их история не интересна, они никогда не раскроются перед вами. Мы работаем для людей, рассказывая истории о людях и их жизни.

Будьте подозрительны и всегда сомневайтесь. «Журналистика начинается там, где кто-то что-то пытается скрыть», — это известное изречение одного английского лорда. Все подвергайте сомнению, потому что это приближает вас к истинной подоплеке события.

Становитесь экспертом по тому вопросу, о котором вам предстоит рассказать. У вас должна быть собственная позиция по поводу того, что происходит, но вы должны еще понимать суть происходящего.

Объективность — важная составляющая нашей работы. Не всегда удается добиться стопроцентной объективности, но всегда к этому следует стремиться. Можно добиться популярности, наоборот, демонстрируя свою пристрастность и предвзятость, но эта популярность будет узкой и недолговечной. Популярность и уважение — разные вещи, об этом надо помнить всегда.

Избегайте профессионального высокомерия. Не забывайте, что мы пересказываем чужие истории и придумываем свои. Необходимо быть внятным и понятным в своих репортажах. Понимание — это не проблема зрителя, это — наша забота. Даже самые сложные вопросы можно изложить доступно и ясно. Специалисты вас похвалят за то, что вы сумели разобраться, а зрители будут благодарны, потому что вы помогли разобраться им.

Небрежность — удел проигравших. Каждый день — уникальный, каждый репортаж — как последний. У вас не будет возможности переделать репортаж или пустить внизу бегущую строку с разъяснением, почему не удалось сделать то-то и то-то. Люди услышат и воспримут только то, что было в репортаже. По этому репортажу люди будут судить о вас, и это впечатление сохранится на долгое время, пока вам не выпадет шанс сделать еще один важный репортаж.

* * *

И в конце нашей вступительной лекции я хочу призвать вас помнить о своих амбициях и добиваться своей цели, двигаясь все время вперед и не сворачивая на тупиковые ветки. Мы должны соизмерять уровень амбиций с возможностью их реализовать. Это легко проиллюстрировать при помощи дерева мечты. Это дерево нарисовал в 1999 году Сергей Доренко, убеждая меня остаться в его группе спецкором и не становиться телевизионным чиновником. Ему, в свое время, это дерево в качестве схемы движения по жизни рисовал отец. Я не скрываю, что автор­ство — за семьей Доренко. Мне эта схема кажется очень правильной. В чем ее суть?



Мы движемся снизу вверх — от точки А (начало пути) к точке Б (наша мечта). По дороге нам постоянно делают заманчивые и внешне более выгодные предложения, и мы отступаем, принимая эти предложения. Однако «выше» не всегда значит вперед, потому что направление может оказаться тупиковым. Например, я был политическим обозревателем новостей. Потом мне предложили возглавить отдел региональных корреспондентов. Но эта работа оказалась неинтересной, она тяготила меня, я рвался в поле, рвался в бой. Через полгода я вернулся обратно в эфир, потому что только это мне по-настоящему интересно. Поэтому я призываю всех видеть перед собой заветную цель и идти к ней напрямик, не сворачивая на заманчивые, но тупиковые ветки.

 Шеремет Павел Григорьевич, руководитель отдела специальных проектов Дирекции документального кино Первого канала ТВ. Родился в 1971 году в Минске. Окончил Белорусский государственный экономический университет. На телевидении — с 1994 года. Автор документальных фильмов «Чеченский дневник», «Дикая Охота», «1991 — Последний год империи», «Последняя высота генерала Лебедя», «Корейский капкан», «Исповедь палача», «СПИД. Смерть с открытой датой». Лауреат многих международных и российских премий. В 1998 году был осужден белорусским судом на срок 2 года условно за репортаж с белорусско—литовской границы. Женат, двое детей.


Язык ТВ. / Все ли журналисты — универсальные солдаты?


Как уже говорилось в прошлых заметках, я учился журналистике «по ходу движения», изучая чужой опыт и анализируя собственный, подсматривая и подслушивая за более опытными коллегами. Главное — это вникнуть в суть телевизионного языка и научиться его использовать.

Основные принципы журналистики — моральные, этические, творческие — универсальны, они в одинаковой степени важны для каждого профессионального журналиста, независимо от вида СМИ и жанра, в котором он работает. Отличается технология производства, но если возникнет необходимость, каждый из нас сможет написать статью для журнала и выступить на радио. Хотя что-то же отличает тех, кто работает на телевидении от коллег из газет и журналов? «У нас телевидение, а не телеслуханье», — любил повторять наш оператор из Белоруссии, когда я пренебрегал отснятым им видеоматериалом в пользу написанного мною текста. Оператора обижала эта небрежность, он акцентировал внимание на главной особенности нашей работы, на изображении. Однако это далеко не исчерпывающая характеристика тележурналистики.

Телевизионщики говорят на каком-то непонятном сленге: синхрон, картинка, хронометраж. Они даже выглядят иначе, чем газетчики, хотя это никак не связано с их заработком. Итак, в чем наша сила? Что отличает телевизионную журналистику от печатной или от радио?

Какими возможностями и ресурсами (кроме денежных средств акционеров компании) обладает телевизионный журналист, чтобы создать свое произведение? У нас есть четыре источника и составных части телевизионного продукта.



Во-первых, у нас есть видео. Это наше основное отличие и важное конкурентное преимущество перед, например, газетой. Мы можем вообще ничего не произносить за кадром, «картинка» все расскажет зрителям самостоятельно. Но только одного видео недостаточно.

Во-вторых, у нас есть звук. «Картинка» оживает, когда появляются голоса или шум ветра. Более того, разный звук или интершум наполняет видео разным содержанием, создает у зрителя разное настроение.

В-третьих, у нас есть слово. Это слово может принадлежать именно нам как авторам, а может исходить от героев наших репортажей. Слово позволяет усилить восприятие от увиденного или помогает зрителям быстрее найти ответ на мучающие их вопросы.

И, наконец, у нас есть театральность и эмоциональность. Это превращает телевидение в шоу, в театр. Мы может присутствовать в кадре, становиться своеобразными соучастниками событий. Своими эмоциями, интонацией голоса, движениями в кадре мы превращаем скучный репортаж в театрализованное действие, в шоу. Конечно, не стоит заигрываться и переходить грань, поскольку можем оказаться некудышными актерами. Но корреспондент газеты лишен тех преимуществ, которые есть у нас от работы в кадре.

Сочетание этих компонентов делает телевидение самым сложным и многоплановым жанром журналистики, сочетание этих компонентов и создает язык телевидения.

Можно построить репортаж только на одном или двух компонентах, например: только на видео со звуком. Можно с первой до последней секунды находиться в кадре и «вытянуть» тему за счет вашего личного обаяния и эффекта присутствия на месте события. В телевизионном большом интервью основной упор делается на то, как вы разговариваете с собеседником и какие вопросы вы ему задаете.

Почему мы должны обращать внимание и одинаково упорно прорабатывать все четыре компонента или пространства телевидения? Это обусловлено несколькими законами восприятия телевизионной информации.

Скоротечность восприятия. Невозможно вернуться к только что показанному сюжету. Нельзя «перечитать» ток-шоу или смаковать каждое слово как в печатных СМИ. Это газетным словом можно наслаждаться, неспеша перечитывая каждое слово или сочетание слов. «Смаковать каждое слово» — про телевизионный продукт так никто и никогда не скажет. Есть только миг между прошлым и будущем, и есть только миг у телевизионного ведущего между первым сюжетом и вторым.

Сложность восприятия человеком многослойной информации. Во многих странах ученые провели довольно подробные исследования того, как человек воспринимает телевизор. Не могу назвать сейчас точные цифры, до десятых долей процента, но пропорции я запомнил. Предлагаю округленный вариант этих результатов. Однако даже в упрощенном варианте ситуация для нас выглядит удручающе, она не внушает оптимизма. Надеюсь, что будет стимулировать журналистов телевидения к более кропотливой и внимательной работе над материалом.

Итак, что показали исследования, например, в Великобритании в начале 90-х годов прошлого века? 30 % зрителей в момент просмотра телепередач следят исключительно за изображением. Они не слышат того, что произносит журналист за кадром. Вся информация доходит до них визуально. 30 % зрителей — только слушают телевизор. Как бы они не напрягали зрение, как бы не вглядывались в экран, в голове у них остается только «звуковая дорожка». Эта часть людей воспринимает мир преимущественно вербально. Около трети зрителей могут справиться с телевизором как с источником многослойных посланий. Им удается совмещать звук с изображением и воспринимать программу целиком. Дай им Бог здоровья.

Однако есть еще и те, кто подсознательно игнорирует телевизор. И таких людей немало — более 10 процентов. Они не могут сфокусировать внимание ни на чем, как бы ни старался журналист или популярный ведущий, для них телевизор — это фон или информационный шум, часто — информационный мусор. Проверьте себя, когда вечером вернетесь домой после работы. Усядьтесь поудобнее перед телевизором, откройте бутылочку пива или налейте чаю, посмотрите выпуск новостей и постарайтесь вспомнить, что вы запомнили и как вы это запоминали, что больше обращали внимание.

Психо-эмоциональное воздействие. Телевидение обладает мощным эмоциональным воздействием на человека. Человек видит картину, в мозг поступает сигнал и воображение включается мгновенно и ярко. Откуда возникают «кадры-убийцы», которые стирают содержание предыдущих серий или запоминаются навсегда? В газетной статье надо потратить несколько предложений или абзацев, чтобы описать милого котенка и вызвать у читателей какую-то эмоцию. В репортаже по телевидению достаточно 5 секунд, чтобы зрители запомнили из 5 минут репортажа только образ милого котенка.

Каким же должен быть язык телевидения, язык телевизионного репортажа? Какими приемами мы должны пользоваться, чтобы добиться успеха?

Краткость — сестра таланта. Ясность и точность — родители вашего успеха.

Не должно быть непонятных слов, не должно быть двусмысленных выражений и мутного, невыразительного изображения. Язык всегда должен соответствовать цели передачи или репортажа. Следует избегать вычурности. В одном из учебников по телевизионному мастерству я встретил интересный пример. Торговец апельсинами повесил объявление: «Здесь продаются недорого прекрасные апельсины». Мимо проходили приятели и случайные знакомые, которые старались улучшить это длинное объявление. Они вычеркивали лишние слова. Сначала вычеркнули слово апельсины, поскольку и так всем было понятно, чем торгует в своей лавке продавец. Потом вычеркнули слова «здесь», «прекрасные» и «продаются». В результате осталось: «1 кг — 5 рублей». Покажите гору апельсинов и эту лаконичную табличку, зритель поймет, о чем идет речь. Конечно, это утрированный пример, но он задает направление нашей работы.

Мне казалось, что из моего первого репортажа для новостей невозможно выбросить буквально ни единого слова. Меня даже не смущало, что вместо положенных 2 минут я наговорил там целых 6! Он был совершенен, каждая мысль вытекала из предыдущей и подтверждалась аргументами и фактами. Редактор на выпуске начало переставил в конец, а сам материал сократил в два раза. Я сильно переживал, что смысл репортажа исчезнет. Оказалось, что от сокращения он только выиграл.

В репортаже все должно быть прекрасно: и видео, и звук, и слова, и журналист.

Каждый элемент нашего репортажа должен быть связан с другими элементами. Видео отдельно, слова отдельно — самая распространенная ошибка в репортажах. Точно также появление журналиста в кадре часто бывает немотивированным. Все должно быть связано, вытекать одно из другого и усиливать друг друга.

Эффект присутствия — конкурентное преимущество телевидения.

Не вы присутствуете на событии, а ваши зрители. Этим определяется смысл вашего нахождения на событии, но этим не ограничивается. Необходимо сделать все, чтобы и зритель почувствовал себя свидетелем или соучастником события. В литературе это называется эффектом реальности. Телевидение показывает жизнь и заставляет поверить в то, что оно показывает.

Телевидение — это управляемая неожиданность, подготовленный экспромт.

Необходимо разбудить зрителя, заставить его задержаться на вашем канале, пробудить интерес к сюжету и удерживать до конца. И все это надо делать каждые, например, семь минут. Человеческое сознание не может постоянно на одном уровне концентрации и напряжения следить за вашей программой, сознание автоматически переключается на внешние раздражители. В результате, если к статье в газете можно вернуться после того, как посмотришь в окно и выпьешь чаю, перечитать ее еще раз, то телеканал скорее всего переключат, а про сюжет забудут. Мы сами должны научиться управлять вниманием зрителей.

Знаменитый телефильм «17 мгновений весны»? В нем есть эпизод, как Штирлиц запутывает следы и придумывает объяснение, почему его отпечатки пальцев оказались на трубке секретного телефона. «Штирлиц знал, что человек запоминает последнюю фразу, и спросил о таблетках от головной боли», — объяснял голос за кадром тактику поведения советского разведчика в тылу врага. Для репортажа этого недостаточно. Зритель запоминает начало и конец вашего материала. Считается, что первые 10-15 секунд крайне важны для новостного репортажа. Я не знаю точно в секундах, никогда не замерял, но уверен, что хорошее начало — половина успеха. Яркое начало помогает зрителю проснуться и сконцентрироваться, а мощный финал эмоционально закрепляет увиденное.

Телевизионные новости — это спектакль.

Новости — это сериал нашей жизни, который подчиняется законам драматургии. Есть герои и антигерои, есть трагические и комические обстоятельства, есть завязка и кульминация. Как у любой истории здесь важен порядок — начало истории, кульминация, развязка и финал. Не столь важно, сколько по времени длится ваш сюжет: 2 минуты или 20, — эти истории должны быть одинаково закончены. Количество подробностей будет разным, число героев и участников — отличаться, но результат один — рассказанная история.

Телевидение — это эмоция.

Поскольку в телевидении в репортаже или в программе присутствует автор живьем и живыми же перед нами предстают герои репортажей, то эмоции — важная особенность телевидения. Наш голос, интонация, темп, с которым вы рассказываете историю, влияют на восприятие материала. Например, я старался выработать стиль подачи новостей как сдержанную эмоциональность, подавленный темперамент. Голосом и интонацией я подчеркивал и важность темы через напряжение, и одновременно собственную сознательную отстраненность через чеканность формулировок.

Телевидение — это образность и символизм.

«Русь — птица, птица-тройка, куда ты несешься…», — при этих словах возникают определенные образы, усиленные прилагательными и определениями. Телевидение позволяет выразить наши мысли емко и при этом лаконично. Есть такое понятие — ассоциативный монтаж, когда несвязанные между собой слова и кадры вместе создают новый образ или настроение. Можно при банальных фразах, например: «Тревожная обстановка на границе…», — найти красноречивое видео, хмурые тучи, багровый закат и так ыцдалее. Будьте изобретательны.

Я учился журналистике 15 лет и до сих пор не возьму на себя смелость или наглость заявить, что узнал все профессиональные секреты и освоил все приемы. Телевидение требует макси­мальной отдачи сил и упорства: надо держать себя в форме, следить за своим внешним видом, напрягать мозг и воображение, психологически выкладываться. Это сложно, но безумно увлекательно.

Удачи! Продолжим в следующем но­мере.

Новости — наша профессия


Где и как их искать и что с ними делать?*

Служба новостей — это базовая структура для телеканала, который претендует на максимальный охват аудитории в реги­­оне вещания. Работа в службе новостей по своей организации и ритму напоминает конвейер непрерывного производства, остановить который невозможно. Этот конвейер пожирает вас без остатка, каждую минуту вы должны быть готовы все бросить и умчаться на съемку.


Какая информация может стать новостью


Телевизионный эфир — это наркотик для любого журналиста или ведущего, он пьянит, затягивает и меняет психику. Но выпуск новостей — это сильнодейст­вующий наркотик, быстро вызывающий привыкание и приводящий к необратимым изменениям в организме. После нескольких лет работы в службе новостей даже не стоит пытаться избавиться от профессиональных привычек и особого взгляда на окружающий мир.

Журналист — как следователь уголовного розыска. Он ходит, смотрит, задает вопросы, вынюхивает и выслушивает: он собирает информацию и выносит на ее основе свой приговор. Информация становится толчком и источником для нашего репортажа. Однако сама по себе информация — еще не новость. Например, температура воды в районе Каймановых островов — останется для жителей Москвы и Московской области ничего не значащей информацией. Но сообщение о том, что температура воды в Москва-реке, например, в апреле достигла 20-ти градусов, моментально появляется в выпуске новостей местных телеканалов. Почему?

Новость — это информация, которая вызывает у людей определенную реак­­цию. Они понимают, о чем идет речь, и могут оценить важность этой информации, сравнив ее с данными вчерашнего или позавчерашнего дня, с тем, что происходило здесь год назад. Каймановы же острова далеко, мало кто из нас там был или когда-нибудь в тех местах окажется. Все, что происходит на Каймановых ос­тровах, для российского зрителя не является новостью, а так и остается обычным информационным шумом.

Навыки и приемы работы с информацией крайне важны для успешной профессиональной карьеры журналиста. Для начала можно даже воспользоваться рекомендациями для разведчиков или для следователей МВД. В школах милиции и в секретных академиях для шпионов курсантов учат, что «информация подразделяется на несколько типов». Кратко их обозначим:

 Абстрактная информация (дает общее представление о проблеме и участниках);

 Текущая информация (дает пред­­ставление о каждом конкретном моменте изменяющейся ситуации);

 Конкретная информация (отвечает на определенные вопросы);

 Косвенная информация (подтверждает или опровергает некие предпо­ложения);

 Оценочная информация (субъек­тивная оценка ситуации).

Запомним эту классификацию, разработанную для разведчиков, сохраним ее в глубине нашего подсознания, потому что многие навыки работы с информацией успешный журналист обязан довести до автоматизма.

Собирая данные для репортажа, мы можем двигаться от общего к частному или от конкретного человека выходить на обобщения и выводы. Иногда чье-то суждение может натолкнуть нас на поиск новой информации, разработку нового сюжета. Для журналиста, как и для разведчика, нет ничего лишнего, но в то же время необходимо научиться вычленять главное, видеть суть события, чтобы не утонуть в информационном мусоре и не запутать зрителя.

Часто главный редактор ставит перед нами абстрактные задачи, просит сделать тематический или проблемный репортаж, но не ставит конкретных рамок. Иногда редактору просто хочется «чего-нибудь этакого». В подобном случае журналисту приходится самостоятельно проделать сложный путь от сбора первичной информации до ее преобразования в конкретный и ясный репортаж.


Где и как можно найти информацию


Осознав, что вам необходима информация, проясните для себя следующие вопросы:

 Что надо узнать?

 Где и в каком виде может быть необходимая информация?

 Кто может ею обладать?

 Как ее можно получить?

Исходить надо из того, что добыть можно любую информацию, то есть носи­­-тель информации существует в про­­-странстве обязательно, и вы всегда найдете выход из ситуации.

Нельзя пренебрежительно относиться к полученной информации. Часто незначительная деталь может превратиться в ключевой поворот сюжета или станет отправной точкой репортажа. Необходимо представлять ситуацию в целом, глобально, видеть ее в разви­-тии — вчера, сегодня, завтра — и уметь различать детали или клеточки, из которых собирается информационная мозаика.

Источники информации по типу носителя делятся на три вида:

 Документы.

 Живые свидетели.

 Собственные наблюдения журналиста. Репортер находится на месте события, в этом случае он — и свидетель, и рассказчик. Главная задача — разглядеть детали, отметить нюансы, которые помогут зрителю мысленно оказаться на месте событий.

Важный вопрос — это информацион­­-ные носители. Мы живем в мире записанных слов. Когда-то, правда, это был мир упорядоченных записей с небольшим количеством носителей и хранителей информации. Теперь мир переживает информационный хаос, который все-таки структурирован, но в котором не так просто разобраться.

Итак, информационными носителями для телевизионного репортажа могут стать:

 Видеокадры.

 Звуковые записи.

 «Застывшие» документы — бумаги, фотографии, рисунки.

Кстати, источники информации могут также быть формализованными, ответственность за содержание которых несут составившие их люди. Указ президента отличается от аналитической записки и умозаключений эксперта как раз сте­­-пенью ответственности.

Неформальные источники информации


Существуют и неформальные источники информации. Сведения из таких источников могут иметь неоднозначное толкование. Иногда использование такой информации может быть серьезно лимитировано. Например: черновики, анонимные письма, «размытое» видео, — с этим следует работать предельно внимательно.

Я всегда повторяю, что общение с людьми — обязательное условие нашей работы, если мы не делаем программы о животных или не читаем прогноз погоды. Необходимо формировать базу ваших информаторов и постоянно поддерживать с ними связь. Посылая открытку на день рождения, вы сохраняете для себя право «экстренного звонка» в крити­ческий момент поиска информации. Не стоит дружить с политиками или чиновниками, но проявлять к ним внимание и демон­стрировать уважение следует регулярно.

И репортер, и носитель информации обязаны знать или понимать, на каких условиях предоставляется информация. Записанное на пленку интервью — одна ситуация, частная беседа после — принципиально иная. Вы можете использовать информацию, полученную в частной беседе, для написания собственного текста или комментария к интервью. Однако частный, не записанный разговор категорически нельзя предъявлять в каче­­стве документа или даже свершившегося факта. Принцип «Не для печати» — один из ограничителей, но эта информация может стать для вас толчком к созданию репортажа в смежной области или даст вам общее представление о ситуации и поможет предугадать грядущее событие.

При работе обязательно составляйте план. Он помогает сосредоточиться даже при сильном умственном утомлении и рассеянном внимании. Его можно реко­мендовать как стимулирующий вни­­-мание фактор. К составлению планов мы еще не раз вернемся, обсуждая под­­готовку к съемке или написание сценария.

Тенденция новейшего времени — де­­-профессионализация распространения информации. Что это значит? Пятьдесят лет назад кинопленка считалась крайне редким носителем информации. К работе с ней допускались специально обученные люди, операторов было немного, их имена знала вся страна. Съемки нескольких кадров для хроники новостей требовали больших технических и людских ресурсов. За кинооператором обязательно следо­­-вал ассистент, рядом находился осветитель или несколько осветителей, звук отдельно записывал звукооператор, с которым также работал ассистент. Другие специально обученные люди пленку проявляли, а потом вручную склеивали кадры. Для демонстрации отснятого и смонтированного материала требова­­-лась не менее громоздкая и сложная техника. Все это придавало кинопроцессу мистический антураж.

Сейчас же миллионы людей ежедневно снимают окружающий мир на бытовые видеокамеры или на камеры, встроенные в мобильные телефоны. В интернете на специальных сайтах выложены бесконечные часы видео на любую тему. Миллионы фотографий можно скачать из разных уголков мира. Отовсюду вы получаете изображение в режиме реального времени.

Сегодня, оказавшись на месте события уже после того, как завершилось основ­­-ное действие, и время, казалось бы, ушло для вас безвозвратно, не стоит отчаиваться. Оглядитесь по сторонам, найдите свидетелей и очевидцев. Ненавязчиво поинтересуйтесь, не снимали ли они происходившие на видеокамеру или при помощи мобильного телефона. Уверен, вам обязательно повезет. Некоторые региональные телеканалы открыто и активно работают с подобным «домаш­­-ним видео». «Покупаем видео!» — с призывом к жителям Липецка ежедневно обращаются в телекомпании ТВК. От 500 до 1000 рублей может получить человек за удачные или интересные кадры. Часто люди приносят видео бесплатно. Однажды в Липецке ночью машина, ехавшая на большой скорости, не вписалась в поворот и улетела с обрыва. Водителя спасло от смерти только то, что машина повисла на деревьях. Аварию на мобильник заснял сотрудник ГИБДД, в результате, получился смешной репортаж. Город обсуждал происшествие несколько дней.

Репортаж можно сделать в любой ситуации, новость удается вытащить из самой «тухлой» информации. Главное — знать, для чего это необходимо.

Оцените, для чего вы делаете репортаж. Если это — любопытно, если это —инфотей­нтмент (информируя, развлекаешь — такова моя вольная интерпретация загадочного английского слова), тогда делайте упор на форму рассказа, на яркие кадры и парадоксальный комментарий.

В данном случае важна не точность со­держания, а форма подачи. Когда вы ставите перед собой задачу сделать репортаж максимально полезным для зрителей, следует быть очень точным и аккуратным в обращении с фактами. В следующей лекции мы остановимся на этом подробнее.

Главное, запомните, что любопытство — движущая сила репортера. Окружающий мир бесконечен, он находится в постоянном движении, и мы всегда найдем, о чем рассказать нашим зрителям.

* Лекция третья. Начало см. в «Журналисте», № № 3 и 4, 2007.



Новостной репортаж на ТВ: слагаемые успеха

Телевидение вообще и телевизионные новости в частности — агрессивная конкурентная среда. Каждый день необходимо доказывать коллегам, зрителям и своему начальству, что выпуск новостей без вашего репортажа получится неполным или недостаточно интересным. В противном случае, вас довольно быстро оттеснят на задворки профессии.

Самый простой способ выделиться — это ориентироваться на скандальные темы и горячие события. Многие известные журналисты сделали себе имя в «горячих точках», на войне. И в этом нет ничего предосудительного. Военные репортеры, как минимум, смелые люди. Но войны, к счастью, случаются не каждый день. Но каждый день даже в тихой российской глубинке происходят скандалы. За скандальным событием репортеру идти легко — действие разворачивается с минимальными усилиями для журналиста. Но яркое событие само по себе не сделает вас знаменитым. Оно лишь добавит один штрих к вашему профессиональному авторитету и влиянию. Более того, наша жизнь не состоит только из скандалов. Она наполнена рутиной, которую и приходится описывать. Это в Москве, на федеральных каналах берутся за глобальные проекты и темы, а на уровне области, района и маленького городка даже скандалы вызывают тоску. Ничего не поделаешь, нам приходится лепить шедевры из того, что есть под рукой.

Телевизионные новости — это кон­­­вей­ер, где все стандартизировано. Пространство для творчества или профессионального вызова довольно ограничено. Попытки выделиться, выйдя за рамки жанра и игнорируя стандарты, редко заканчиваются успехом. Успешное пренебрежение стандартами быстро превращается в новый стандарт, который принимают или копируют все телекомпании страны. Все остальное — смешно и непрофессионально. В крайнем случае, оно может демонстрироваться в специально отведенных местах в качестве творческого эксперимента.

В работе репортера новостей есть четкие профессиональные законы и требования. Соблюдение этих правил — основа профессионального успеха. Я слышал множество оправданий собственной беспомощности, от агрессивных до смешных. В прошлом году на телевизионном конкурсе «Время действовать» в Барнауле на вопрос, почему о простых вещах в программе одной из региональных компаний рассказано так путано и глупо, главный редактор ответил, что у жителей их региона — «детское сознание, и им надо все объяснять специальным образом». На месте местных жителей я бы обиделся и устроил такому журналисту «темную». Прежде, чем изобретать очередной велосипед, следует научиться ездить на тех, которые уже давно изобретены. Выделяться надо интересными героями, необычными подробностями их жизни, любопытными поворотами сюжета.

Репортаж или телевизионный сюжет — это сложный, комплексный жанр телевизионной журналистики, который вбирает в себя все элементы телевидения: видео, звук, слово, эмоциональность и поведение репортера.

Хороший сюжет или хороший репортаж — тот, в котором все элементы сбалансированы или адекватны поставленной задаче. Например, смысл самого откровенного интервью будет потерян, если за спиной говорящего кто-то станет кривить рожицы. Или мощное и яркое видео легко убить глупым комментарием, занудной интонацией или косноязычием репортера.

Каждое утро репортеры новостей собираются на совещание у главного редактора и определяют, что им придется сегодня снимать. Редко выпадает счастливый билет в виде ограбления банка или визита в город президента Венесуэлы. Обычно приходится ехать на пикет обманутых вкладчиков разорившегося местного банка или скучное совещание у губернатора по вопросам ЖКХ. Разве можно из этого сделать что-то интересное? Как вообще с этим работать?

Не стоит паниковать! Есть четкий алгоритм действий. Не стоит изводить себя мыслями по поводу того, как мог главный редактор дать вам настолько невыигрышную тему. Сосредоточьтесь на сути события и вспомните несколько принципов работы над сюжетом. Вот эти принципы.

 Определите общественную значимость темы. Мы снимаем то, что интересно большинству. Необходимо понять, кому еще, кроме вашего редактора, интересна эта тема. Как сделать ее максимально интересной? На что обратить внимание, чтобы зрители «включились»?

 Точность — отношения партнерства со зрителем. Репортаж должен быть точным, обоснованным и аргументированным, тогда вам будут доверять.

 Ясность изложения материала. Смысл сказанного должен быть ясным, лексика — понятной, а артикуляция — четкой.

 Помните, что у нас телеВИДЕНИЕ, а не телеСЛУШАНИЕ. Мы снимаем событие на видео, а не иллюстрируем наш рассказ видеокадрами.

 Работа над сюжетом — это команд­ная задача. Репортер, оператор, продюсер и режиссер — все они влияют на конечный результат.

 К работе над любой темой следует подходить максимально ответственно.

Есть еще несколько правил, которых следует придерживаться. Например, точность ценится больше, чем оперативность. Лучше передать новость на час позже, чем выдать в эфир сенсацию, которая через час окажется ложной.

Также и справедливость ценится больше, чем сенсационность. Например, вы продемонстрировали скандальные кадры издевательства подростков над своим одноклассником, а мальчик на следующее утро от стыда покончил жизнь самоубийством. Как вы будете дальше жить с этой «сенсацией»?

По некоторым правилам журналисты спорят. Например, сбалансированное отражение событий ценится больше, чем умение подать материал, или смысл сказанного важнее того, как это было сказано. Я условно называю это «спором Владимира Познера и Леонида Парфенова». Конечно, на телевидении все жанры хороши, кроме скучного, но новости — самый консервативный из всех жанров.

На какие ключевые вопросы должен отвечать телевизионный репортаж? Это описано во всех учебниках телевизионной журналистики. Тем не менее значительная часть журналистов о прочитанном в учебниках не помнит. В английском варианте ключевые вопросы репортажа обозначены принципом «пяти W»: КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? И ПОЧЕМУ? Еще добавляют и шестой вопрос — КАК? Любой репортаж должен содержать подобные вопросы и отвечать на них. Даже репортаж без авторского текста или сюжет, построенный только на видеоматериале с места событий. Мы видим в кадре человека, который на протяжении 3–5 минут что-то делает и говорит. В результате, к концу репортажа зритель должен четко понимать, кто это был, что, когда и где он делал, почему он это делал и каким образом. Все очень просто и понятно. Научитесь рассказывать простые и внятные истории. Совершенство придет с опытом, а количество простых историй постепенно перейдет в качество.

Визуально или схематически структуру сюжета разные тренеры или журналисты изображают по-разному. Например, репортаж можно изобразить в виде рыбы, у которой все части сбалансированы и нет ничего лишнего, каждый элемент отвечает за определенную функцию. Кто-то изображает репортаж в виде поезда, где локомотив — это идея и направление вашего сюжета, а вагоны — это видео, интервью, текст и иллюстрации.

Каковы основные элементы репортажа? Их всего шесть:

 Видеоряд или «картинка».

 Синхрон или интервью.

 Закадровый текст.

 Лайф и/или интер-шум.

 Стенд-ап или корреспондент в кадре.

 Графика и иллюстрации.

Как работать над сюжетом? Что сначала — текст или видео?

Нет однозначного правила. В России сначала пишут текст, а потом монтируют видео, в Европе делают наоборот: текст делается «под видео». Многие считают второй вариант более прогрессивным и эффективным.

Хребет или стержень вашего материала — это история, которую вы хотите рассказать. Четко представляйте главную мысль повествования. Не описывайте видеоряд. Сообщайте те факты, которые объясняют видеоряд и помогают его лучше понять. Необходимо стараться, чтобы видео без вашего текста давало только общее представление о событии. Или ваш текст без видео также давал неполное представление о событии. Если видео исчерпывающее, тогда не стоит писать комментарий под него–сделайте репортаж без закадрового текста. Если в работе над репортажем вы обходитесь без оператора и отснятого им материала, переходите на работу в газету или на радио. На телевидении только совмещение видео и текста приведет к полному восприятию события.

Далее на этот стержень вы нанизываете другие элементы сюжета — интервью, лайф или ваш стенд-ап. Причем, если мы убираем эти элементы, то общее содержание и смысл репортажа не искажается. Приведу упрощенный пример.



Правильный вариант.

Текст репортера. Глава государства приехал сегодня в специальную дивизию. Он уделяет военным вопросам большое значение. Президент России считает, что без армии страна погибнет. (Пауза)

Синхрон Президента. «Армия — это наше все». (Пауза)

Текст репортера. Президент поговорил с солдатами и поездил на танке.

Неправильный вариант.

Текст репортера. Глава государства приехал сегодня в специальную дивизию. Он уделяет военным вопросам большое значение. Вот, что сказал Президент об этом. (Пауза)

Синхрон Президента. «Армия — это наше все». (Пауза)

Текст репортера. Президент поговорил с солдатами и поездил на танке.

Давайте выбросим цитату Президента из обоих сюжетов. Какой репортаж сразу же потеряет смысл? Конечно, второй вариант — неправильный, потому что связка между закадровым текстом журналиста и словами Президента выбрана слишком жесткая.

Итак, мы смотрим на нашу рыбу и видим, что у любого репортажа должно быть внятное начало. Начало истории (оно должно быть понятным) это и есть начало репортажа (оно должны быть ярким). Телекиллер Сергей Доренко любит повторять: «Начинать сюжет надо ударом справа, а заканчивать — ударом слева!» Штирлиц в фильме «17 мгновений весны» учил нас, что человек запоминает только последнюю фразу из разговора. Репортер новостей должен ориентироваться на то, что зрители запоминают начало и конец репортажа, середина не имеет принципиального значения.

В репортажах для новостей всегда необходимо начинать с события или действия. Идеальный вариант — в на­­­­стоящем времени, хуже — в будущем вре­­­мени, категорически нельзя начинать с прошедшего времени.

1. В каждом сюжете есть главный герой и главное событие.

2. Потом — обстоятельства, в которых развивается главное событие и действует главный герой.

3. Затем — свидетели и наблюдатели.

4. Наконец, кульминация или суть события.

5. Финал — удар слева.

Часто спрашивают, каков правильный хронометраж новостного репортажа. Ответ зависит от предпочтений вашего главного редактора. Общепринятый стандарт — до двух минут. Но я помню главного редактора на Первом канале, который не принимал сюжет хронометражом меньше 3-х минут. Другой руководитель новостей превратил программу «Время» в набор ВМЗ БЗ, что в переводе на русский означает — «видеоматериал без звука, хронометражом до 30 секунд». А кто-то вообще не считал вопрос хронометража критичным.



Помните один из базовых мотивов журналистики — желание рассказывать людям истории. Находите интересные истории и рассказывайте их людям понятным и внятным языком. И будет вам счастье!





с. 1

скачать файл