Ленинградский ci• Аз буки йеди глаголь добро


с. 1 с. 2
Глава 8 •• i > •. •'••

Katt Шаляпин соединял речь с пением

'


' '*'

"...в русском искусстве Шаляпин -эпоха, как Пушкин" (Горький)

Пение - это та же речь, но вокальная. В разделе книги, посвящённом третьему секрету настройки голоса, об этом подробно говорилось. Чтобы понять, как перевести речевой голос в певческий, лучше всего обратиться к наследию Шаляпина. Сейчас не все знают, что Шаляпин себя, как певца и как личность, создал сам. Попытаемся открыть завесу над тайной феномена Шаляпина.

Шаляпин при жизни и до сих пор является непонятым гением. Сущность любого явления можно познать только в том случае, если это явление рассмотреть во времени. Применительно к творцу нового подхода, каковым был Шаляпин в искусстве пения, это значит подробно ознакомиться с его биографией. Рассмотрим важнейшие вехи его жизненного пути.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин родился в Казани 13 апреля 1873 года в семье земского писаря И.Я. Шаляпина. До сентября 1892 года - жизнь в тяжелейших бытовых условиях. Образования по бедности не получил. Первые музыкальные впечатления - от пения матери. Приобщается к пению в 8-летнем возрасте. Поет в церковном хоре, на свадьбах, живо интересуется театром. Участвует в различных антрепризах в Казани и других провинциальных городах России в качестве хориста. В 1892 году в результате неустроенной, скитальческой жизни близок к самоубийству. В результате знакомства в 1892 году в Тифлисе с вокальным педагогом Д. Усатовым, который принял участия в судьбе молодого певца, Шаляпин быстро становится известным в местных музыкальных кругах. В 1894 году переезжает по контракту в Петербург на летний сезон в сад "Аркадия", затем поет в Панаевском театре. В 1895 году становится солистом Мариинского театра. Сближается с




80

81

ведущим актером этого же театра Мамонтом Дальским, от которого перенимает технику актерской игры. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде во время гастролей на Нижегородской ярмарке Шаляпин знакомится с С. Мамонтовым, крупным промышленником и владельцем оперного театра, и соглашается перейти в его труппу, в которой состоит до декабря 1899 года. Летом 1998 года обвенчался с итальянской балериной Иолой Торнаги, танцевавшей в труппе С. Мамонтова.

В эти три года Шаляпин при активной поддержке С. Мамонтова вырабатывает новые подходы к оперному искусству и становится самым знаменитым и почитаемым русским певцом. С 1900 по 1922 год является солистом Мариинского театра.

Заграничные гастроли: Милан, "Ла Скала" - 1904, 1909, 1912; Монте Карло - 1907, 1908, 1910, 1911, 1913; Берлин, Королевский театр -1907; Париж, "Дягелевские сезоны" в "Гранд Опера" - 1907, 1908, 1909, 1911; "Нью-Йорк-Метрополитен Опера" - 1907, 1908; Лондон - 1914.

После отъезда в 1922 году за границу Шаляпин непрерывно выступал в спектаклях и концертах по всему миру и всюду имел огромный успех. Своим высшим творческим достижением считал роль Бориса Годунова из одноименной оперы М.П. Мусоргского. Фонотека записей голоса Шаляпина насчитывает более 150 произведений. В конце творческого пути снялся в звуковом фильме в роли Дон Кихота в английском и французском вариантах. Прекрасно владел итальянским, французским и английскими языками. Постоянно совершенствовался в рисовании, занимался лепкой, считая эти занятия неотъемлемой частью работы над художественным образом, воплощаемым им средствами голоса и пластики. Для работы над ролью использовал многочисленные литературные источники. Его личная библиотека насчитывала более тысячи книг, из которых более сотни были им досконально проштудированы. Умер в Париже 12 апреля 1938 года в 17 часов 15 минут. Последние слова Шаляпина: "Тяжко мне. Где я? В русском театре? Чтобы петь надо дышать, а нет дыхания", и через минуту, взяв за руку жену, находившуюся у изголовья, сказал: "За что я должен так I

страдать? Маша, я пропадаю".

Похоронен Шаляпин на парижском кладбище Батиньоль. 29 октября 1984 года состоялась церемония перезахоронения праха великого русского певца на Новодевичьем кладбище в Москве.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин до сих пор является одной из самых загадочных натур человечества. Начиная с 1900 года и до момента кончины, его бесспорная гениальность была для всех очевидна. Тем, кому хоть раз в жизни посчастливилось услышать живого Шаляпина, те минуты считали ни с чем не сравнимыми в своей жизни и старались, чтобы дорогие им люди во чтобы то ни стало испытали такое же наслаждение от этого божественного голоса, как и они. Задолго до начала продажи билетов на спектакль с участием Шаляпина или на его концерт публика занимала место в огромной очереди и неделями выстаивала, только чтоб услышать великого певца и сохранить на всю жизнь эти незабываемые впечатления. Людей не останавливали ни баснословно высокие цены на билеты, ровнявшейся подчас месячному заработку, ни ночные бдения в зимнюю стужу, ни другие испытания.

Сохранившиеся звукозаписи из-за несовершенства техники того времени не могут дать истинного представления обо всем богатстве голоса певца. И даже при всем этом Шаляпин по тиражу проданных звукозаписей идет далеко впереди любого современного оперного певца.

Известно, что Шаляпин не сумел создать своей школы. Тому есть немало причин. Главная - это отсутствие свободного времени (на годы вперед были расписаны его спектакли и концерты как в самой России, так и за рубежом.). Незадолго до революции Шаляпин пытался реализовать свою мечту о создании своей школы, но этим планам по понятным причинам не суждено было сбыться. К западному пению, преклонявшемуся перед итальянской вокальной школой имел полнейшее отвращение и не помышлял что-либо в нём изменить.

Вот что пишет Шаляпин своей любимой дочери Ирине из Неаполя в!934 году: ".. .Здесь в первый (увы!) раз ставят "Князя




82

83


Игоря" достаточно грандиозно (театр S. Carlo), но, конечно, как везде в Италии, халтурно - я, как мог, в короткий срок научил всех действовать (актеры так себе). "Итальянское бельканто" мешает им быть хотя бы даже посредственными актерами, все горланят в "маску" и поют, конечно, одинаковым голосом -ненавижу и люблю, - работают, откинув ногу назад и разводя по очереди то одной, то другой руками в воздухе. Отвратительно. Устал я от этого глубокого идиотизма".

Когда слушаешь незабываемый голос Фёдора Ивановича Шаляпина, особенно его исполнение русских народных песен, то всё время ловишь себя на мысли, что какое-то гениально простое решение кроется за этим феноменом, к которому более ста лет никто не может приблизиться. Казалось, что после защиты В. Дранковым докторской диссертации, посвященной природе художественного таланта и выхода в свет в 1973 году его книги "Природа таланта Шаляпина", секрет раскрыт. Напомним, что автор убедительно доказывает, что в основе феноменального успеха Шаляпина лежит художественная система, основанная на взаимодействии литературных, графических, скульптурных, режиссерских, актерских способностей. Эту систему целесообразно обозначить как психологическую компоненту - "альфу" феномена Шаляпина.

Но прошло около 25 лет - время, за которое, воспользовавшись имеющимися знаниями о системе Шаляпина, можно было бы добиться некоего подобия, - но ничего близкого и похожего мы не видим. Следовательно, не оставляла меня все эти годы мысль, есть ещё какая-то неразгаданная тайна, - "омега" феномена Шаляпина. Этой тайной, "омегой" феномена Шаляпина, вероятнее всего, является физиологическая составляющая его системы, поскольку пение, как и любое исполнительское искусство, является психофизиологическим процессом.

Однако физиологическая компонента системы Шаляпина, по-видимому, резко отличалась от известных, так как он всегда скептически относился к таким незыблемым для любого вокалиста понятиям, как "опора дыхания", "пение в маску" и др.

Ключом к разгадке физиологической компоненты феномена Шаляпина явилось внимательное прочтение трудов самого Шаляпина и воспоминаний о нём. Главным толчком в развитии его певческого таланта является, на мой взгляд, тот факт, что как слушатель в оперу он попал несколько позже, чем в драматический театр. Особо хочу подчеркнуть и то, что первые и потому самые сильные впечатления им были получены от постановки, в которой актёры исполняли свои роли в декламационной манере, с пафосом, громким голосом, как это требовалось при исполнении древнегреческой трагедии "Медея". "Царица я, но женщина и мать" - фраза Медеи, запомнившаяся двенадцатилетнему Шаляпину и постоянно декламируемая им, к удивлению ночных сторожей и случайных прохожих на улице. Вскоре он попадает в оперу и здесь его ошеломляет не то, что артисты поют (к тому времени он уже имел немалый опыт пения в церковном хоре), а то, что на сцене соединяются вместе близкие и одинаково дорогие Шаляпину драма и пение. Очень скоро он свою будничную жизнь превратил в оперу. Обращаясь к отцу и рискуя получить нагоняй, он пел: "Папаша, вставай, чай пи-ить!". Вот так он учился интонированному пению, основанному на живой речи, из которой в дальнейшем родилась система Шаляпина.

Эта система, как следует из достижений современной психологической науки, основывается на иных психофизиологических механизмах, нежели методы пения, практикуемые в учебных музыкальных учреждениях у нас и за рубежом. Не вдаваясь в подробности психофизиологических механизмов подобного рода явлений, начало изучения которых было положено Ленинградской психологической школой под руководством её основателя - академика Б. Ананьева, отметим лишь то, что касается непосредственно рассматриваемого вопроса. Пение Шаляпина являлось, по сути, рече-мыслительной деятельностью, регуляция которой идёт по информационным каналам, не требующим и сотой доли энергозатрат, которые требуются обычно при пении, особенно при взятии "верхов". Исходя из этого, можно предположить, что главным фактором




84

85


физиологической компоненты - "омегой" системы Шаляпина -явилась сознательная минимизация всех физических усилий, связанных со звукоизвлечением. Это подтверждается, в частности, тем, что специалисты вокала и певцы, наблюдавшие за особенностями дыхания Шаляпина, не выявили какой-либо системы в его дыхании (ключичное, грудное, брюшное, смешанное). Создается обманчивое впечатление, что его "физиология" была как бы не причем. И вот в этом "как бы не причем", на мой взгляд, и "зарыта собака". Попытаюсь это доказать.

Как известно, Шаляпин, не получив по бедности образования, имел редкое свойство, как губка, впитывать в себя самое ценное из окружающей среды, которую подчас он сам и формировал для себя. Попытки соединить речь и пение Шаляпин не оставил, попав на сцену Мариинского оперного театра. И здесь, как и в детские годы, ему приходилось выслушивать, но уже от музыкального начальства, нарекания и издевки. Ему приходилось выслушивать такие замечания, от которых у многих бы опустились руки и отпала бы охота делать "не как все", т.е. ровно тянуть ноту, следя в первую очередь за звуком, а не за смыслом, как это пытался делать ищущий Шаляпин. Из режиссеров особенно его одёргивал И.И. Палечек. Как только Шаляпин пытался внести в роль что-то свое, тот его грубо останавливал: "Что вы еще разводите тут какую-то игру? Делайте, как установлено! Были и поталантливее вас, а ничего не выдумывали! Всё равно лучше не будет!.."

Убедившись в том, что соединение речи с пением не очень-то удается, Шаляпин всё свое свободное время (а его было предостаточно, так как в театр он был взят на далекую перспективу) начал проводить в Императорском Александрийском театре, пытаясь постигнуть секреты звучащего слова и актерского мастерства. Можно смело сказать, что наилучшей школой Шаляпина было отсутствие таковой, ибо он не успел наработать неправильных навыков, от которых затем очень трудно освободиться. Усвоенная им в раннем детстве манера речевой подачи вокального звука удачно совпадала |

главным принципом физиологии человеческого голоса -минимизацией физических усилий при звукоизвлечении. Именно поэтому, думается, он и подходил с такой тщательностью к работе над ролью. Шаляпин постоянно подчёркивал, что он, находясь на сцене, ни на секунду не теряет контроля над своими действиями, а следовательно, добавим мы, и эмоциями. Именно потеря эмоционального контроля приводит к изменениям в дыхании и, следовательно, ко всем вытекающим отсюда отрицательным последствиям. И вот как он это объясняет в своей книге "Маска и душа": "Когда я пою, воплощаемый образ предо мною всегда на смотру. Он перед моими глазами каждый миг. Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один... На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. "Слишком много слез, брат, - говорит корректор актеру. - Помни, что плачешь не ты, а плачет персонаж. Убавь слезу". Или же: "Мало, суховато. Прибавь". Бывает, конечно, что не овладеешь собственными нервами. Помню, как однажды, в "Жизни за царя", в момент, когда Сусанин говорит: "Велят идти, повиноваться надо", и, обнимая дочь свою Антонину, поет:



"Ты не кручинься, дитятко мое, <;hi : ,- ., Не плачь, моё возлюбленное чадо ", - .

я почувствовал, как по лицу моему потекли слезы. В первую минуту я не обратил на это внимания, - думал, что это плачет Сусанин, - но вдруг заметил, что вместо приятного тембра голоса начинает выходить какой-то жалобный клекот... Я испугался и сразу сообразил, что плачу я, растроганный Шаляпин, слишком интенсивно почувствовал горе Сусанина, то есть слезами лишними, ненужными, - и я мгновенно сдержал себя, охладил. "Нет, брат, - сказал контролер, - не сентиментальничай. Бог с ним, с Сусаниным. Ты уж лучше пой и играй правильно..."

Этот случай в наиболее яркой форме подтверждает нашу мысль о существовании в феномене Шаляпинского пения двух компонентов - психологического и физиологического, -одновременное взаимодействие которых и породило явление, к


86

87


которому вот уже более ста лет никто не может приблизиться. И как в связи с этим не вспомнить нашего выдающегося соотечественника Владимира Стасова, писавшего о Шаляпине: "Ни в какой школе он не был, ни в каких классах не сидел, не учился никаким предрассудкам. Каким-то чудом он уберёгся от педагогической дрессировки, худых задач и примеров, особенно же уберёгся он от Музыкальной Италии, пожравшей и обезобразившей столько поколений".

Подведем итоги. Шаляпин добился таких выдающихся результатов только потому, что он в самом начале своего творческого пути сумел понять, что пение - эта та же речь, но выражаемая иными, более тонкими интонационно-музыкальными средствами, что требует не тренировки в механических приемах звукоизвлечения, а гармоничного развития личности. Непрестанное стремление к самосовершенствованию, неудовлетворенность достигнутым, постоянная готовность изменять то, что уже как будто вылилось во вполне художественную форму, становится неотъемлемым свойством таланта Шаляпина. Его манеру пения можно выразить формулой "говорить и петь одновременно".

Важный совет Шаляпина. Как учиться пению по пластинкам (звукозаписям)

По воспоминаниям С.Ф.Стрелкова, нашего соотечественника, большого любителя пения и поклонника Шаляпина, оказавшегося после революции в Америке.

"...И еще один совет дал мне Шаляпин в тот вечер: "Чем лучше голос, - тем больше надо работать". Я похвалился, что купил его пластинку "Солнце всходит и заходит". Он улыбнулся и спросил:

- А вы знаете, сколько вариантов у меня было хотя бы для слов "Солнце всходит и заходит"? Уйма целая! А если поработаешь хорошенько, то поймешь, что даже и одно-то слово: "всходит", "заходит", "ворон", "цепи" и т. д. и т. д. - можно спеть с разными оттенками, менять интонации слогов одного и того

же слова много раз. - Вот вы похвалились, - сказал он, - что часто слушаете мои пластинки. Это хорошо, но надо быть осторожным, чтобы не впасть в почти всегдашнюю ошибку начинающего - имитацию. Вот я, например, только после многих лет работы над голосом и всеми другими нужными артисту средствами добился, скажем, именно такого звучания фразы "Прощай, мой сын, умираю..." - ну и вы начнете стараться так же спеть, дескать, не зря же хвалят. А это уж будет не учеба, а простое подражание, без всякой вашей осмысленности, вашего понимания. Лучше слушайте сначала пло-хеньких басов. Вы слышите, пластинка играет, трубит какой-то бас во все горло: "Прощай, мой сын, умираю", - вы и думаете: "Вот дрянь-то какая, зачем дальше слушать?" А надо не только прослушать все до конца, а понять: почему вы подумали, что такое пение дрянь, какие его ошибки вы не допустили бы в своем исполнении? Нашли все недочеты в данной пластинке, ставьте другую, лучшего певца. Поищите там, не найдете ли чего неудачного. И вот так одну пластинку за другой. Пройдет время, и вы сами увидите, какую громадную пользу принесет вам такая учеба. Ну, а потом опять послушайте Шаляпина и сделайте это тоже очень внимательно, дескать, не найду ли я и у него такого, что окажется не совсем удачным".



Глава 9 Как перевести речевой голос в певческий '

Метод перевода речи в пение, который вам будет предложен, может показаться кому-то необычным и даже нелепым. Однако это не так. Своим ученикам я совету вначале научиться пропевать в импровизационной манере стихи. Для этой цели очень подходят сказки Корнея Чуковского и великого Пушкина. Большую пользу можно извлечь из соединения речи и пения на бытовом уровне, как это делал в детстве Шаляпин и как это делают киноактеры во французском кинофильме "Шербургские зонтики". Так что композитор Легран не является здесь первопроходцем. После прохождения этого этапа (от 1 до 3 месяцев) советую обратиться



89

к опыту выдающегося русского певца, главного конкурента Шаляпина, - В.И.Касторского. Вот его краткая творческая биография, помещенная в коллекции пластинок первой серии "Выдающиеся русские певцы прошлого".

Владимир Иванович Касторский (1871-1948) после окончания Пензенской духовной семинарии в 1890 году поступил в абхазский полк вольно-определяющимся, откуда через десять месяцев вышел прапорщиком запаса. Накопив за годы службы небольшую сумму денег, он поступил в 1893 году в Петербургскую консерваторию. Однако недостаток средств вынудил Касторского оставить занятия и поступить в оперную труппу, гастролирующую в Западном крае. Вскоре из-за болезни ему пришлось и вовсе бросить сцену. Но желание стать певцом победило. В 1897 году он выступил в Большом театре, а в 1898 году без дебюта был принят в Мариинский оперный театр, на сцене которого с успехом пел около полувека.

Обладатель красивого "бархатного" голоса, отличавшегося широким диапазоном и замечательной ровностью во всех регистрах, Касторский с одинаковой легкостью исполнял высокие и низкие басовые партии (и даже баритоновые). Он являлся великолепным исполнителем партий Сусанина, Руслана ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" М.Глинки), Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского), Пимена ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Томского ("Пиковая дама" П.Чайковского) и многих других. Касторский вёл также педагогическую работу, был профессором Ленинградской консерватории.

Период его жизни с 1893 по 1897 год можно назвать периодом его болезни и страстного желания стать певцом. Потеряв голос в результате вокальных занятий с педагогами и отчаявшись от бесплодности всех своих попыток восстановить голос - самое дорогое, что у него было от рождения, певец решил покончить с собой. Полуживого, из петли его вынул его ближайший друг, состоятельный человек. Он неплохо разбирался в пении, знал о методе выдающегося итальянского вокального педагога и композитора XVIII века Порпора. Напомню, что

Порпора прославился подготовкой самого выдающегося тенора того времени Фаринелли. Сам же Фаринелли прославился не только на оперной сцене. Невиданный гонорар он получил от испанского короля Филиппа VI. Король был болен, как всем казалось, неизлечимой формой шизофрении. Медики испробовали всё, но ничего не помогало. Дело дошло до того, что он их всех выгнал и никого к себе не подпускал. Даже пищу ему приносили в соседнюю комнату. Кто-то из ближайшего окружения предложил пригласить певца для проведения вокалотерапевтических сеансов. В то время о целебных свойствах человеческого голоса знали лучше, чем сейчас. Несколько дней с небольшими перерывами Фаринелли пел из соседней комнаты, и свершилось чудо: король выздоровел, болезнь исчезла, как будто ее и не было. На радостях Филипп VI одарил певца огромными имениями. Певец стал одним из богатейших людей того времени.

В конце 70-х годов в Эрмитаже была выставка знаменитых итальянских полотен. Анонсировался портрет Фаринелли. Почти всё время, выделенное на посещение этой выставки, я провел, всматриваясь в изображение этого певца. Вероятно, этот образ вошел в мое подсознание и каким-то образом (извините за невольную тавтологию) сыграл свою роль в выработке теории и методики. Певец был изображен во весь рост. Судя по всему, он был человеком среднего телосложения. Легкая, мягкая, непринужденная осанка. Правая рука на груди (примерно так же, как и у Шаляпина). Никакой атлетичности, что меня тогда поразило. Мне ведь вбивалось в голову представление о необходимости поддержания высокой спортивной формы, что я и делал.

Эта картина была первым толчком, пока не осознанным, но пробудившим, в конце концов, новые представления о природе пения. Если то, что вы узнаете о методе Касторского, нигде официально не зафиксировано, то о методе Фаринелли, точнее методе Порпора, который развил голос будущего мирового певца, хорошо известно в истории музыки. Порпора дал своему ученику лист нотной бумаги, на котором было, пять вокальных


90

91


упражнений. Кроме этих пяти упражнений, певец ничего в течение пяти лет не должен был петь. При этом Порпора твердо обещал своему ученику, что тот станет самым выдающимся в мире певцом. Ученик выполнил завет учителя, и мы знаем, что так оно и случилось.

Сходная ситуация была и у В.И. Касторского. Его друг, спаситель и благодетель сказал, что предоставит Касторскому на три года в своем поместье полный пансион, но при условии, что тот в течение этих трех лет не будет выполнять никакого другого вокального упражнения, кроме фразы "Господи, помилуй!", которую он может проговаривать и пропевать сколько и как захочет. В.И. Касторский выдержал это непростое испытание и стал выдающимся певцом.

Итак, для перевода речи в пение проговаривайте и пропевайте фразу "Господи, помилуй!" в любых удобных для вас вариантах. Фонетически ее можно петь по-церковно-славянски (т.е. произносить тай, как пишется) или в обычном литературном произношении. Это задание не на три года, а на три месяца. За эти три месяца ваш голос выровняется, в нём исчезнут так называемые регистры и переходные ноты. Вы получите инструмент, с которым сможете начинать работу. Многое для вас прояснится само собою. Вы научитесь работать не со звуком, нотой, а со смыслом звука, с музыкой.

Через три месяца к этой фразе надо добавить еще две: "О, дай!" и "Аллилуйя!". Эти три фразы надо вначале проговаривать, а затем петь в таких комбинациях: первая фраза произносится низким голосом, вторая удобным средним голосом, третья высоким голосом. После каждого фразы (фрагмента) и в речевом, и в певческом варианте делаем придыхание. При этом надо следить, чтобы ваш голос не имел резких разрывов, был бы единым. Такой голос и является инструментальным. Иначе говоря, те навыки, которые вы выработали для средних звуков, надо перенести на низы и верхи. Надо добиваться, чтобы грудной регистр являлся основой для низов и для верхов. Это и будет, так называемый "триединый" голос, которым обладали самые выдающиеся певцы и певицы. В первую очередь, это сам Гарсиа-

отец, родоначальник великой певческой династии, в которую входили его дочери Мария Малибран и Полина Виардо, а также его ученики и последователи: Рубини, Нурри, Марио де Кандиа.

Напомню, что Шаляпин по вокальной школе был "правнуком" Гарсиа-сына и всегда, когда выпадала возможность, прислушивался к звуку виолончели. Он говорил, что у нее он учится петь. У смычковых инструментов, как известно, нет резких переходов между соседними звуками, как, например, у фортепиано, и поэтому природа звучания виолончели очень близка звучанию человеческого голоса. Научившись петь последовательность 1."О, дай!", 2."Аллилуйя", 3."Господи помилуй!", комбинируем последовательность фрагментов. Комбинаций не так уж много - не 54700, как у Гарсиа-сына в его "Полной школе пения. Таким образом, это упражнение включает в себя 6 последовательностей: первая - 1-2-3, вторая - 1-3-2, третья - 2-1-3, четвертая - 2-3-1, пятая - 3-1-2, шестая - 3-2-1. Этому упражнению уделим еще три месяца.

Не спешите. Выверяйте каждый звук. Несколько раз пропойте первый звук, и, если вы чувствуете, что он звучит хорошо, добавляйте следующий и так далее. Те, кто преодолеют это нетрудное препятствие, сумеют сделать свой голос инструментальным. Это и будет ваш певческий голос.

Мой личный опыт восстановления певческого голоса начинался с простейших песен Булата Окуджавы. В них слово и музыка слиты идеальным образом, и к тому же в его песнях нет вокальных трудностей, связанных с высокими звуками. Пел под гитару. Но уверен, что полезно петь без аккомпанемента - так, как это любил делать Шаляпин для своих ближайших друзей: тихонько, фальцетиком. В полный голос он пел только в концертах и спектаклях. Не устаю повторять: главное - смысл звука, интонация. Вот над чем надо работать, а не над голосом. Главное уметь выработать навык интонирования на простом материале.

В дальнейшем голос запросит более сложных задач. Это могут быть русские народные песни, романсы, арии. Всегда пойте на родном языке. На иностранном языке можно петь только то, что


92

93


вы понимаете так же, как на родном языке. Артикуляционная система при пении аналогична речевому голосу: никакого напряжения. Только "второй рот" при пении открыт чуть шире. Управление певческим голосом (его механической составляющей) происходит, по сути, через регулирование степени раскрытия "второго рта". Чем выше тон, тем шире открывается "второй рот", увеличивая тем самым глубину звукоизвлечения. Вы должны постоянно ощущать себя в качестве поющего раструба, который начинается в том месте, где диафрагма отделяет дыхательную систему от пищеварительной. Это место легко ощутить, если поджать живот. В этом главное искусство. При этом "первый рот" раскрывается не столь значительно (не более чем на ширину сложенных указательного и среднего пальцев).

"Аве Мария" Джулио Каччини - идеальное произведение для выработки выдающегося голоса. Это - завещание великого певца, композитора и вокального теоретика. Ранее мы уже приводили его мнение о том, что петь необходимо так, как говорить. Добавлю, что в пении на первое место он ставил слово, на второе - движение, на третье — жест, а голосу отводил лишь четвертое место. Это, по сути дела, система Шаляпина в одной фразе. Поэтому, если вы хотите добиться успеха в пении, вам необходимо большую часть времени посвятить первым трем компонентам. Именно они и увеличивают красоту голоса, его динамичность и обеспечивают его бесконечное разнообразие.

Сами же технические приемы владения голосом просты, как правда. Этими тремя секретами владели все выдающиеся ораторы и певцы. Уверен, что и вы будете владеть ими в скором времени. Возможно, что, овладев основными навыками настройки голоса, вы во время занятий будете испытывать ни с чем не сравнимое наслаждение от самого процесса звукоизвлечения. Об этом свидетельствует мой собственный опыт и высказывания многих учеников во время и после окончания занятий на речевой ступени.

Но то, что происходит на певческой ступени, не имеет никаких аналогов. Душа поет. Эти слова, наверно, лучше всего передают то гармоничное слияние тела и психики, которое

94

наступает во время пения, когда нет ни малейшего физического напряжения, а есть только звуковые вибрации всего вашего существа. Первые заметные изменения в голосе наступают через неделю после начала занятий и потом происходят регулярно по мере продолжения занятий (у меня, например, голос улучшается каждую неделю-две вот уже в течение всех восьми лет с тех пор, как я сделал это открытие). Эти занятия увеличивают вашу устойчивость ко всем жизненным невзгодам и делают вас просто другим человеком. Это касается и вашего здоровья, и вашего мировосприятия.



Глава 10

, Программа перевода речевого голоса j в певческий (от 1 года до Злет)

1-й этап - импровизация в детских сказках К. Чуковского. 2-й этап - пропевание "Господи, помилуй!" 3-й этап - пропевание в различных комбинациях фраз "Господи, помилуй", "О, дай!", "Аллилуйя".

4-й этап - пение песен Окуджавы и других бардов. , .>,$,
5-й этап - пение популярных советских песен.
6-й этап - пение русских народных песен. и,

7-й этап — пение романсов. л « • ь *> * " <

8-й этап - пение арий из опер. ,ь ч" >,у " j > *, 1 у,

Заключение к певческой части самоучителя . . м

."".(.Ч


Подведем итоги. Овладеть благозвучным речевым голосом вы сможете за два-три месяца. При наличии музыкального слуха еще девять месяцев вам понадобиться, чтобы, научившись одновременно говорить и петь, стать счастливым человеком. Двигаясь в этом направлении, вы через год-два станете своим пением радовать своих слушателей. А если пойдете по пути Шаляпина, то добьетесь таких же результатов, как и наш Великий Самоучка. Успехов вам!

95


Глава 11 Отзывы о методике (что говорят ученики)

Известно, что мнение автора, тем более автора новой методики, да к тому же еще и в таком запутанном вопросе, как постановка (настройка) голоса, не может вызвать полного доверия. Именно поэтому, спустя год после начала своих занятий убедившись в том, что методика дает высокие результаты, я стал просить своих учеников давать письменные отзывы. Для объективной оценки полученных результатов делались магнитофонные записи одного и того же отрывка текста до и после начала обучения. В дальнейшем для большей достоверности ряд многие из этих записей были обработаны на компьютере по современным программам. По окончании курса учащиеся слушали эти записи и писали в своих отзывах о воспринимаемых на слух изменениях в своём голосе. Подавляющее большинство этих отзывов оформлено документально, т.е. в них, кроме фамилии, указаны ещё и паспортные данные. Таких отзывов более двухсот пятидесяти. Здесь приводятся наиболее информативные.



Слово студентам и преподавателям

Самый большой контингент обучавшихся - студенты, аспиранты и преподаватели. И это понятно. Первые понимают, что с невнятным голосом карьеры не сделать, а преподавателям, хорошо поставленный голос необходим, в первую очередь, для того, чтобы с наименьшими потерями переносить большие голосовые нагрузки, с которыми они ежедневно сталкиваются.



Кодолокович Надежда Олеговна, 19 лет, студентка института киноинженеров:

Голос усилился, стало легче говорить, стал более красивым, улучшилось произношение. Знакомые, которые не видели меня долгое время, находят в нем такие изменения, что даже не узнают его. Раньше он был более резким и малопривлекательным. Мама

считает мой голос "ангельским", он помогает решать личные проблемы, существенно облегчает общение с людьми.

Клиорина Е. М., 25 лет, аспирантка:


  1. Тембр речи стал более музыкальным, более приятной,
    мягкой окраски, более "взрослым", женственным.

  2. Я перестала торопиться, "пробалтывать".

  3. Речь стала эмоционально выразительней; более внятной,
    спокойной.

  4. К тому же, я теперь прикладываю меньше усилий при
    разговоре, стало легче говорить громче.

  5. Поэтому я стала чувствовать себя уверенней в общении.




  1. Стал значительно тоньше музыкальный и речевой
    интонационный слух.

  1. Точнее диагносцирую напряжение в голосе человека.

Вакуловская Т. А., учитель средней школы: Считаю, что эти занятия очень эффективны для развития голоса. К сожалению, я почти не занималась дома, все приходилось осваивать прямо на уроке, и к концу 2-го часа я всегда ощущала, как по-новому: легче, красивее, полнее - звучит голос. При должной каждодневной практике эффект должен быть ощутимей. Во всяком случае, я, будучи учителем и имея каждый день по 6 - 7 уроков, ни разу не потеряла голос и не надорвала его, а раньше это было постоянно. Система действенная, упражнения эффективны.

Фигурова Н. М., преподаватель Белорусского Государственного педагогического университета:

Исчезла зажатость, голос стал более глубоким, насыщенным, одновременно бархатистым, стало понятным ощущение "органного звука", появились низкие звуки в голосе, т.е. расширился диапазон. Возникло чувство неограниченных возможностей и желание работать по методике Владимира Павловича Багрунова, одновременно продолжая развивать по этой же методике свой голос. С подобной полезной и




96

97


необходимой каждому человеку методикой встретилась впервые. Методика уникальна и проста. Огромная признательность ученому В.П.Багрунову, интереснейшей личности, творческому человеку, замечательному ученому.

Слово вокальным педагогам и певцам

Среди моих учеников были и вокальные педагоги и поющие. Хотя мой курс связан, в первую очередь, с речевым голосом, в своих отзывах они отмечали в основном именно то, что связано с пением.

Для меня это было очень неожиданным, так как с некоторыми всего было проведено по 4 занятия. Интересно отметить, что в первые три набранные группы по 4 человека состояли из профессионалов (певицы, вокальные педагоги, артистки драматических театров) или тех, кто раньше занимался пением в самодеятельности. Все они высоко оценили мои новации. Привожу два отзыва, в которых отражаются типичные проблемы людей, посвятивших себя пению.

V ' *1


Игумнова Г.А.:

Проявилась проточность в звукоизвлечении, научилась поддерживать интеллектуальный контроль за звукоизвлечением ( концентрацию внимания в звукоизвлечении), большая свобода и выносливость в речи.



Новикова О.Н.\

Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения: во-первых, пропал страх перед очень низкими и высокими нотами - они стали получаться легко, появилась полная уверенность в себе; во-вторых, я страдала от очень большого, очень глубокого дыхания Благодаря тому, что выработали на занятиях правильное дыхание, я перестала мучаться - то его не удержать было, то его не хватало, то задыхалась (порой); теперь этого нет, я чувствую себя очень естественно и гармонично. Главная моя беда была в неумении правильно дышать. В-третьих, я страдала от чрезмерной

артикуляции, сейчас мышцы все успокоились и перестали мне мешать заниматься любимым делом.

Я очень благодарна за полученные знания. Они мне были


необходимы. После этих уроков я считаю, что в моей жизни
началась просто новая эра. Я так хотела добиться такого голоса,
столько для этого было сделано, но чтобы так просто и
естественно достигать такого голоса - то получалось, то не
получалось, - этого не было. Большое спасибо за такой труд, за
такую помощь мне. Для меня это очень ценно. Я бы хотела, чтобы
эти знания многим людям помогли. Столько люди бьются над
своим голосом, столько мучений, но всё равно остаются где-то
во тьме. Большое спасибо за это добро, за этот свет г

С любовью и уважением. Ольга Н. iiftsr,-*

• • -if^p'.-u

"Скорая помощь"

'* Среди учеников было несколько человек, имевших проблемы с голосом, которые они до этих занятий безуспешно пытались решить в различного рода медицинский учреждениях.



Макарова Л.А.:

Занималась моя дочь Настя, 8 лет. Начало занятий 21 мая по 11 июня 2001 года.

Два с половиной года занимались в ЛОР НИИ в отделении фонопедия без результатов, в поликлинике по месту жительства у логопеда - результата практически никакого.

Считаю, что у моей дочери произошли следующие изменения: до начала занятий сиплость, особенно по утрам практически без голоса, а после четвертого занятия заметила, что голос стал более глубокий, четкие интонации, речь стала спокойная, выразительная, а к десятому занятию достигли: дыхание - правильным, аритмия исчезла, тембр стал красивее.

Макарова Настя 8 лет (Орфография и пунктуация сохранены) щитаю што вмаем голасе произошли следующие изменения: Голас уменя был хриплый. Просыпалась и небыло голаса. Трудно было говорить. Сичас говорить легко. Просыпаюсь голас есть. Неустаю когда говорю долго." < :


98

I

99



О своем сыне Павлике Кочергине пишет его мать Тимофеева Юлия Владимировна:

1-ое занятие - 9 ноября, 10-е занятие - 12 декабря 2000 г.

На момент начала занятий Паша не произносил начала или окончания многих слов, неправильно строил фразы.

Во время занятий (в частной подготовительной школе) он был скован, глотал многие звуки. В ходе обучения у Владимира Павловича Багрунова напряжение стало спадать, ребенок стал более расслабленным, начал легче говорить. К 10-му занятиюбыл достигнут потрясающий результат: ребенок начал говорить правильно построенными сложными предложениями, полными словами, многие звуки начал произносить чисто. Ребенок стал заметно спокойнее, поскольку его стали понимать. Занятия постараемся продолжать, как можно дольше, так как они благотворно влияют не только на речь Паши, но и его поведение: ребенок стал намного более уверенным и в его поведении явно наметились проявлять лидерские наклонности. Кроме этого стал опережать своих сверстников в двигательной координации и других заданиях подготовительной школы, хотя до начала занятий был на последних местах по всем показателям.



Отзывы сотрудников фирм

.т- Фирмы, в которых заботятся о голосе сотрудников, становятся процветающими.



чт. Компания "Ультра Стар".

<>!.* Первой фирмой, которая пригласила меня для настройки голоса своим сотрудникам, была компания "Ультра Стар". В ее центральном офисе и в филиалах работало около 15-20 секретарей-телефонисток, имевших большую голосовую нагрузку (более 2000 звонков в день). Девушки часто теряли голос, болели, была высокая текучесть кадров. Это существенно сказывалось на продуктивности их работы и соответственно работы всей компании. Ведь от того, каким голосом вам ответят по телефону, во многом зависит продолжение контакта. Если это благозвучный, располагающий голос, то и представление о

фирме складывается как о заслуживающей внимания и доверия. И напротив, если в трубке слышен противный, невыразительный голос, то хочется скорее повесить трубку и набрать новый номер. Через интернет сотрудница компании - психолог, ответственная за работу с кадрами, - вышла на меня, и вскоре мои занятия в фирме начались. Я работал с двумя группами по 7 и 8 человек соответственно. С 28 февраля по 11 марта 2000 года мною с каждой группой было проведено 10 занятий по 2 часа.

ВОТ некоторые ИЗ ЭТИХ ОТЗЫВОВ. ;,. •[?:>,йШг^у-ЦН

' * '.лу.^м{Н-»кчедэ"ло.^де



Новицкая Н.В.: .{'тмцуг г^т-эдч

Изменилась интонация, скорость, голос стал более

протяжный и уверенный, стал более выразительным и глубоким.

Остапенко М. Н.,33 года:

Голос стал звучнее, мелодичнее, эротичнее. Появилась интонация в голосе. А главное, в голосе снято напряжение, что позволяет говорить целый день, при этом голосовые связки не устают.



Страховая кампания "МЕДЭКСПРЕСС"

С этой компанией я работал с 15 июня по 3 июля 2000 года. Было проведено 10 занятий по 2 часа. Для страхового агента голос - это главный инструмент его работы. Руководители компании пригласили меня поработать с шестью сотрудниками, у которых были проблемы с голосом. Вот два характерных отзыва.



Астапова Е.В.:

В голосе стало больше интонаций; речь стала менее торопливой.



Комочкина О.Ю.:

Считаю, что в моем голосе стали более глубокие и спокойные звуки. Перестала тараторить.




100

101


Голос и открытие новых способностей

В этих отзывах ученики пишут о неожиданных эффектах, полученных ими в результате обучения.



Грибков Андрей Викторович:

  1. Увеличился диапазон извлекаемых звуков по частоте и
    громкости.

  2. В голосе отчетливо появились интонации.

3. Произошли коренные изменения в психике и в
звуковосприятии всего мира и музыки (самым важным считаю
третий пункт!).

't. 23.01.99.

*i'1' ' ,•* vj \



Потапов Д.Ю., 22 года, студент СПбУЭФ:
1. Голос стал глубже и мягче. v Л

и'.р 2. Речь стала размеренной, появилась интонация. '



  1. Ударные гласные теперь звучат сильно, речь более
    понимаема.

  2. Стало легче говорить. Можно сказать даже очень
    длинную фразу.

5. Легко, совершенно не напрягаясь, можно говорить очень
громким голосом. Голос стал сильнее и увереннее.

03.06.97


Он же, спустя четыре года (когда стал руководителем частной танцевальной школы "Жемчужина"):

Когда я начал заниматься голосом, я еще не знал, что во мне изменят эти занятия и к чему приведут.

Вначале я думал, что я получил только красивый тембр голоса и умение красиво говорить. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что эти занятия изменили меня как личность, изменили мои взгляды на жизнь. Даже трудно представить, какие глубины моего внутреннего мира затронула эта, казалось бы, простая, наверное, как сама жизнь, методика.

Я бы не сказал, что раньше был не уверенным в себе человеком, но, получив новые навыки, я могу сказать, что стал

более уверенным в себе, более гармоничным, более целостным. Эта такая спокойная уверенность в себе, в своих мыслях и действиях.

Я начал с занятий голосом, хотя до этого никогда ничем подобным не занимался. Единственным моим увлечением, связанным с искусством, была фотография. Фотографировал я с раннего детства и немного преуспел в этом занятии. Но это молчаливое искусство. В нем мы имеем дело только с визуальными образами, ассоциациями и цветом, светом и тенью... Может быть, поэтому я не очень любил говорить... мало общался с людьми.

Хотя раньше я этого не замечал, и "мало" - это моя сегодняшняя оценка самого себя того времени. Тогда мне казалось, что я неплохо владею речью и голосом и могу поддержать любую беседу. У меня не было с этим сложностей и поэтому я не задумывался над этим.

Развивая голос, а главное, сам подход к звукоизвлечению и отношение к этому, у меня постепенно развивалась возможность более четко доносить свои мысли до людей.

Как я узнал потом, больше половины информации при разговоре мы передаем и получаем не через смысл произносимых слов, а через интонации. Я бы назвал это ключевым словом всей методики. Интонации - это как новый язык из новых образов, наполненных смыслом, который невозможно заключить в слова; и даже если попытаться это сделать, то получатся страницы слов, а может быть, и целые книги. Интонация же лаконична, быстра и емка по своему эмоциональному содержанию.

Постепенно овладевая все большим числом интонаций, я


расширял возможности своего общения, но не в количественном
плане, а в качественном. Я сам поражался, насколько сильно люди
реагируют на интонации в голосе. Да и реакция меня самого на
мой собственный голос была для меня открытием. Пара фраз
красивым голосом с интонацией, которая не искусственна, а
выражает мою настоящую действительную эмоцию, и смотришь
- настроение поднимается, и хочется жить и работать и
радоваться такой жизни. • < н , , и


102

103


Постоянно находясь в таком благоприятном климате, я почувствовал, что начинаю распускаться, как цветок. Мне хотелось больше знать, больше общаться с люди; и общение становилось более продуктивным и более глубоким. Одно время мне даже показалось, что мне как будто увеличили емкость мозга или, может, запустили какие-то простаивающие старые отделы. У меня появилась просто навязчивое желание узнавать все новое.

Мне хотелось больше общаться с людьми и через общение познавать мир ЗАНОВО.

Это кажется невероятным, но это так. Мне трудно объяснить, почему уроки голоса вызвали такую реакцию. Моя вторая половинка говорит, что это "все от гармоничных вибраций в голосе: они как бы массируют и настраивают мозг, вызывают постоянное чувство уверенности и радости, заражают оптимизмом; и особенно это проявляется в общении с людьми". Может быть, всё так оно и есть, но мне кажется, есть еще более глубинные причины происходивших изменений.

Неудержимая страсть общаться и познавать - вот что привело меня на танцы. Я никогда не танцевал, да и не любил и не понимал танцев. Если случалось попасть на дискотеки, то гордо стоял у стенки, наблюдая, как люди получают удовольствие от "раскачивания" под музыку.

Как это ни странно, танцы у меня "пошли" очень легко. Уже через пару месяцев я был уверен, что нашел именно то, что давно искал - может быть, это призвание.

Я встал в пару с Маргаритой - самой сильной партнершей студии. Уже намного позже она стала моей женой. Рита говорит, что мой голос успокаивает и внушает уверенность...

Постепенно я переносил методику развития голоса на развитие танца. Нет смысла пересказывать все технические моменты методики, на это не хватило бы места в моем кратком отзыве. Поэтому я расскажу лишь об основных моментах, связывающих голос, речь, пение и танец в единое целое.

Когда я только еще учился танцевать основные движения танцев, я начал с определения характера каждого танца, я хотел выделить одну главную характерную эмоцию в каждом танце, в

каждом движении. Я всё больше и больше вводил в танец новый, не присущий раньше этому искусству термин - интонация. Подобно тому как раньше я "гонялся" за новыми интонациями голосовыми, я начал жадно искать всё новые и новые танцевальные интонации, которые выражались в движении и в линиях. Я искал суть каждого движения.

Почему мы делаем такой жест рукой или встаем в такую позу? Какая эмоция, какое настроение, какая мысль кроется за этим движением? Подобного рода вопросы я задавал себе день и ночь, пытаясь докопаться до сути. И это, как видно, дало свои плоды.

Продолжая двигаться в этом направлении, через год я -начинающий и никогда раньше не танцевавший - начал вместе со своей партнершей уже преподавать(!) танцы. Мы основали танцевальную студию "Жемчужина" и очень успешно вели занятия. Наши ученики, начинавшие танцевать "с нуля", уже через месяц тренировок занимали призовые места на городских турнирах. Девушки, подготовленные нами к конкурсам красоты, завоевывали все мыслимые премии и срывали бурю оваций, притягивали своей магией зрительские симпатии.

Возможно, мы стоим только у самых истоков этой новой танцевальной методики, но она уже приносит результаты. Мы начали с бальных танцев и небольшой группы. Теперь у нас уже своя танцевальная школа, в которой мы преподаем многие современные и классические танцевальные направления (бальные танцы, латиноамериканские, модерн, клубные и многие другие). Также мы основали модельную школу "Мисс Совершенство", где учим эстетике движения — как правильно держать осанку, как красиво ходить и сидеть и почему всё это нужно делать именно так, а не иначе.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Методика развития голоса, по сути, оказалась золотой методикой развития личности, методикой раскрытия способностей и скрытых талантов -методикой гармонизации себя и окружающего нас мира.

Громко? - Да!

Невероятно? - Да!


104

105


Хотите посмотреть ее в действии - приходите к нам и вы
сами все увидите! ; •• , ; •;•«

')i'( Слово профессионалам логопедам >

Узнав о новой методике, Ассоциация профессиональных логопедов через Санкт-Петербургское психологическое общество обратилась ко мне с предложением провести в течение рабочей недели курс из 5 занятий по 3 часа. Этот курс был проведен с 29 января по 2 февраля 2001 года. Впервые мне пришлось работать с группой в 21-23 человека. Некоторые логопеды, которые не сумели пройти общий курс, в дальнейшем смогли это сделать в меньшей группе.

Отзывы, полученные от профессионалов, еще более укрепили меня в правильности направления. Вот наиболее характерные из них.

/,!,'!

,|<>л Макшанова А.Н., учитель-логопед детского сада №52: .'« Голос стал спокойнее, мелодичнее, более насыщенным и глубоким. Он как бы расширился, стал звучать более низко. Впечатление, что успокоился сам и успокаиваешь других, т.к. общение проходит в низких и спокойных тонах. Дыхание не такое напряженное. Рада, что имею новые знания и умения, которые хочу передать детям, а также взрослым, с которыми я общаюсь. Очень хорошо, что эта методика ненавязчива, что помогает людям овладеть ею.



•» ' Hii

Ергина Г.А., логопед ДОУ №46 Калининского района: Считаю, что в моем голосе произошли значительные изменения в лучшую сторону. Благодаря занятиям я стала более раскованна, голос стал гибче, исчезла торопливость в речи. Занятия великолепны! Интересны! Нетрадиционны! Познавательны! Спасибо Владимиру Павловичу Багру нову.

f t ч Щ ЬГ .,/ „1м

fttiK

Я, Андреев Владимир Иванович, 52 года,

директор частной школы "Экстерн" занимался индивидуально у Багрунова В.П. в школе постановки и голоса "Багратид" с 15.09.97. по 25.02.00. Всего 155 занятий.

Пройдя, первую речевую ступень 10 занятий за 11 дней, сразу приступил к освоению певческой ступени. Очевидно, во мне жила потребность пения, так как, приступив к занятиям пению под гитару, постоянно хотелось расширять свой репертуар. Последовательность вокальных произведений учителем была подобрана таким образом, что позволяла постоянно совершенствовать мастерство в аккомпанементе. Разучено и спето было не менее 50 произведений включавших все певческие жанры. В занятиях использовались записи Шаляпина и Джильи. К маю 1998 года был, достигнут результат вполне сопоставимый с профессиональным пением в жанре романса. Доказательством являются магнитофонные записи, в которых я пою дуэтом с профессиональной певицей, получившей консерваторское образование (московская консерватория), а также студийная запись романса "Только раз бывает в жизни встреча". Косвенным




106

107


признанием моих результатов является реакция моего отца,
которому я продемонстрировал свои певческие достижения.
Расчувствовавшись, рыдающим голосом он воскликнул: "
Володька! Теперь я за тебя спокоен! Даже если твой бизнес
лопнет, то ты не пропадешь! В любом ресторане на кусок хлеба
заработаешь!". Конечно, этого не произойдет, но владение
голосом, мне придает дополнительную уверенность в своих
силах, гармонизирует мою психику и способствует эффективному
управлению коллективом моей школы. Сейчас по прошествии
более года со дня окончания занятий с В.П.Багруновым для меня
становится все более очевидной роль пения как эффективного
психопрофилактического средства. Это видно по разнице в
интенсивности занятий в начале, середины и конца курса из 155
занятий. Подсчет показывает, что средняя интенсивность за два
с половиной года занятий равна чуть больше 1 занятия в неделю.
В первые же два месяца она была в три раза выше, а в первый
месяц составила 6 занятий в неделю. Сейчас такой потребности
в пение нет. При ее возникновение, я беру в руки гитару,
вспоминаю разученные романсы и доставляю себе огромное
удовольствие. И поэтому я благодарен своему учителю
В.П.Багрунову приобщившему меня к столь приятному и
полезному во многих отношениях делу. f r , (

* > t


) f > * Л *' •<

' I у' " •' '

"(. ' ' » '

'.,Ч j I ,



ц i i , i . , ( , j ,;, •

> i <>' > ',)!,. > '' »'


, • i „ £< i i

V t* • i ,, Ч » •<

.' rf . »


' • , " .**/•«,<,<

J .Л ' ' ' Ь > -Ч' ' ' 1

Hi' f '» Ц f , А '' !, i

t ' к i i i f 1 .



Приложение Голос и футбол

•'•. ,",J-

- Как мы пытались показать и доказать, развитие голоса человека эффективно только в том случае, если на первый план выходит психическая составляющая голоса, которой подчиняется его материальная основа. Этот примат психики над материей особенно ярко проявляет себя в командных видах спорта и в футболе в первую очередь.

Очередной чемпионат мира по футболу 2002 года доказал еще раз, что игнорирование законов психики сводит на нет огромный труд игроков и тренеров. Результаты нашей команды на этом чемпионате будут обсуждать многие специалисты футбола. Сделают ли они правильные выводы - это еще большой вопрос. Об этом сужу по причине непосредственного соприкосновения с футболом в роли психолога, начиная с 1984 года. Здесь же замечу, что в который раз мы наступаем на грабли, психологические грабли, и в который раз они крепко бьют нам по голове, а мы превознимагаем в очередной раз эту боль и ищем причины наших поражений в разного рода тактико-технических моментах, предвзятом судействе и в невезении.

По психологической устойчивости наша команда была одной из самых слабых и это все отметили. Повторяю, корень проблемы в игнорировании тренерами и игроками психологического фактора. Сейчас с поста главного тренера России по футболу снят Романцев. До этого Бышовец. Одной из главных бед всех наших тренеров считаю их полнейшую психологическую безграмотность, о которой я писал задолго до этого чемпионата мира.

Новым главным тренером сборной России назначен Валерий Газзаев, который выгодно выделяется среди других тренеров. Ведь за его плечами не только блистательная футбольная карьера, но и высшее гуманитарное образование: в свое время он закончил юридический факультет МГУ. Вернемся к чемпионату мира 2002 года.



109




:•.*•;'>•. •••••••-'•• .. Заключение л !!VJ *;^^'":-/ -.

«(»•••• • • • • • -.....,.,

Подведем итоги. В книге мне хотелось убедить читателя в том, что механистический подход в любом деле приводит совсем не к тому результату, на который расчитывает идущий по этому пути. Это касается и голоса и футбола, да и в целом жизни. Механистический подход лишь дает иллюзию результата. Педагогам от футбола, а особенно управленцам все время кажется, что вот-вот и результат будет достигнут: надо побольше упражняться, проявить волю, работать, работать и работать. В итоге, психика игрока не выдерживает, и начинаются конфликты и срывы. Это мы видим из года в год. Такая же картина в пении: десятки лет тратятся на изучение и практику различного рода механических приемов, но петь так, как пел Шаляпин, который никогда этим не занимался, никто не стал.

Предложенная в самоучителе методика не только работает на голос, но, что не менее важно, она с помощью простых приемов настраивает психику на истинно природный режим работы. Происходит освобождение от механистической зашоренности. Когда это происходит, то сразу становится очевидным пагубность механицизма и великое преимущество творческого начала, живущего в каждом из нас.

Все это многие испытали на собстенном опыте в Международной Психоакустической Шаляпинской Школе "Багратид" после того, как овладели методикой восстановления природной постановки голоса, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина.

Желающих лично убедиться в этом приглашаем пройти очное обучение. Напоминаю, что методика общедоступна, не требует предварительных знаний и навыков и основана на выдвинутой в 1994 году гипотезе, согласно которой звук человеческого голоса порождается бронхиальной системой человека (как и во всем животном мире), а не связками, как это полагали до сих пор.

За восемь лет работы в Международном психоакустическом шаляпинском центре развития голоса "Багратид" обучено более

300 человек, среди которых политические и общественные деятели, бизнесмены, преподаватели, студенты и школьники. Установлено, что:

1. Каждый из Вас является обладателем фантастического по своим возможностям голоса, над которым природа трудилась сотни миллионов лет и который восстанавливается благодаря уникальной по эффективности методики, основанной на раскрытии тайны феномена Шаляпина.

2.Улучшается жизненный тонус, коммуникативные способности и многое другое.

Пройдя курс обучения, Вы откроете широкие возможности' для своего профессионального и личного роста.

О работе Центра докладывалось на международных научных форумах, она освещалась в научной и популярной печати, в средствах массовой коммуникации (газеты, журналы), на радио СПб, телевидении (каналы ОРТ, РТР, ТНТ).

Существуют самые разнообразные программы от начинающих до профессионалов.

.;,. Телефон: 113-7847 ; с

7 ( E-mail: voice@bagratid.com '"'*',, 1



bageon@yandex.ru • " • "-•- »•

. 0 О деятельности Центра в интернете: http://www.bagratid.com



> » i it

136

с. 1 с. 2

скачать файл