Искусство звука: история, теория, практика


с. 1
ИСКУССТВО ЗВУКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Андрей Смирнов
0. – Введение. Вперед в прошлое. Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха. Рихард Вагнер и концепция «тотального произведения искусства будущего». Немного о терминологии. Электронная, конкретная, компьютерная, электроакустическая музыка. Мультимедиа и интермедиа. Гибридные искусства. Акустика и психоакустика. Искусство звука и музыкальные технологии.

- Алвин Люсьер – “Music on a Long Thin Wire”

- Джеймс Тенни - “Rising”

- Жан Клод Риссе - “Suite for Little Boy” (2-я часть)
1. – Конкретная музыка. Пьер Шеффер и концепция «звукового объекта». Джон Кейдж и концепция случайности. «Найденный объект» (found object), «найденный звук» (found sound), шум и музыкальный звук. Этюды Пьера Шеффера (1948). Конкретная музыка, редуцированное слушание, музыка для «пленки». Вальтер Руттман, «Кино для ушей» и композиция "Weekend" (1930). Дзига Вертов и фильм «Энтузиазм (Симфония Донбаса)» (1930-31). Центр GRM (Париж). Фоноген и Морфофон. Визуальная и звуковая поэзия. Поэзия футуристов и дадаистов. «Конкретная поэзия» и концепция Ойвинда Фахльстрема. Текстово-звуковая композиция. Электроакустическая музыка и «акусматика».

- Вальтер Руттман - "Weekend" (1930)

- Дзига Вертов – «Энтузиазм» (1931)

- Этюды Пьера Шеффера (1948)

- Карлхайнц Штокхаузен – «Пение отроков»

- Стен Хансон «Oips!»

- Тревор Вишарт «VOX Cycle», «Anticredos»
2. – Звук: волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Биения. Критические зоны слуха. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны. Понятие "тембр".
- «Поток» Альфреда Шнитке (1968)

- Элвин Люсьер - "Heterodyning"

- Петер Аблингер & co - Говорящее фортепиано (видео).
3. – Электронная музыка. Формализация и параметризация музыкального материала. Сериальность и алеаторика. Герберт Аймерт и студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951). Студия электронной музыки Siemens (Мюнхен). Электронная vs электроакустическая музыка. Современные средства обработки и монтажа музыкальных фонограмм.

- Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды начала 1950-х

- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum» (1975)

- Моцарт - Symphony in G minor (1788)

- Антон Веберн - Opus 27(1936)
4. – Звуковое кино и «графический звук». Арсений Авраамов, Оскар Фишингер - «орнаментальный звук» (1930); Николай Воинов, «бумажный звук» (1932-1935); Евгений Шолпо - «Вариофон» (1930-1951); Борис Янковский и Рудольф Пфеннингер - спектральный анализ, декомпозиция и ресинтез. Синтоны и спектральные мутации. Норман МакЛаррен (США), Дафния Орам (Англия). Евгений Мурзин: синтезатор «АНС» и искусственная синестезия.
5. – Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации. Примеры прото-инструментов XIX – начала ХХ веков: камертонные синтезаторы Гельмгольца, пневматические анализаторы и синтезаторы Рудольфа Кёнига. Синтезатор АНС, система UPIC Яниса Ксенакиса, программы Spear, Metasynth.
- Алэйн Савуре «Don Quixotte Corporation»
6. – Акустика помещений, отражение звука, эхо, реверберация. Резонанс. Акустика музыкальных инструментов. Певческий голос, форманты, горловое пение. Речь: фонемы и дифтонги. Синтез речи, Voder (1939), формантный синтез, программа CHANT (IRCAM). Локализация звука в пространстве. Бинауральный эффект. Движущиеся источники звука и эффект Доплера. Акустические обратные связи. Примеры звуковых композиций и инсталляций.

- Элвин Люсьер - "I am sitting in a room"

- тувинский фольклор

- Жан-Баптист Барье «Chreode1» (1983)

- Давид Тюдор - «Rain Forest»,

- Роберт Нормандё – “Bede”, “Spleen”
7. – Алгоритмическая музыка. Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, «аналитическая машина» и первая в истории компьютерная программа (1842-43). Алгоритм. «Dice Game» Моцарта и стохастические алгоритмы композиции. Работы и концепции Лежарена Хиллера (1957-58). Стохастическая музыка Яниса Ксенакиса. Теория вероятности. Стохастические распределения, гауссовы, пуассоновские, марковские процессы. Марковские цепи. Динамические системы, фракталы и т.п. Гранулярный синтез. Знакомство с библиотекой алгоритмов RTC Карлхайнца Эссла.
- версия «Dice Game» в Венском «Доме Музыки».

- “Illiac Suite” Лежарена Хиллера.

- Барри Труакс – “River Run”

- Тревор Вишарт – “Fabulous Paris”
8. – Техники синтеза звука. Аддитивный и субтрактивный синтез звука. Жан-Клод Риссе: развитие техники аддитивного синтеза, звуковые парадоксы. Джон Чоунинг, FM–синтез и центр CCRMA в Стэнфордском университете. Ксавье Серра и техника спектрального моделирования (программы Diphones (IRCAM) и Spear). Перри Кук и техника физического моделирования (программа Modalise (IRCAM)). Техника гранулярного синтез.

- Каталог звуков Риссе, композиции “Mutations”, “Songs”.

- Композиции Джона Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria», «Phone».



- Оке Пармеруд – “Tren”

- Ханс Тучку – “…erinnerung…”, “Les invisibles””Sieben Stufen”
9. – Способы обработки звука. Амплитудная и частотная модуляция. Кольцевая модуляция. Фильтры, линии задержки, ревербераторы. Спектральные трансформации и кросс-синтез. Автоматизация параметров обработки звука.

- этюды Рея Желетта (1993-94)

- Рей Желетт – «Hommage à Pollock no 2 (1991)»
10. – FM–синтез и мультифоника. Использование данных акустического анализа для расширения техник игры на музыкальных инструментах в композиции инструментальной музыки и инструментовке. Спектральная музыка. Концепция спектроморфологии Дениса Смоли. Тревор Вишарт, техника спектральных мутаций. Спектральная музыка. Музыкальная форма в электроакустической музыке. Джонатан Харви - Mortuos Plango, Vivos Voco, анализ формы. Программы IRCAM Forum.

- Лучано Берио «Sequenza» (Voce (1965)), «Thema – Omaggio a Joyce» (1958)

- Вольфганг Мотц «Sotto pressione» (1982)

- Тревор Вишарт - «Vox-5» (1986)

- Денис Смолли - «Empty Vessels» и «Basic Metals»

- Ханс Тучку - «Epexegasia»

- Пол Кунс - «Runabout» (2001)

- Джонатан Харви - Mortuos Plango, Vivos Voco(1981)
11. – Русский футуризм, «Свободная Искусство», «Свободная Музыка», «художники свободной музыки» Николая Кульбина (1909). Футуристические звуковые машины, архаические техники синтеза звука. Итальянский футуризм. Футуристические манифесты. «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914). Паровой «Орган труда» (1918). Арсений Авраамов: «Гудковая» симфония (1922-23), «топографическая акустика», музыка для городов и улиц.

- Дзига Вертов – «Энтузиазм. Симфония Донбаса» (1931)

- «интонарумори», музыка Луиджи Руссоло

- Пол Демаринис – «Edison Effect»
12. – Монтаж и форма. Сергей Эйзенштейн: монтаж аттракционов. Типы монтажа. Концепция вертикального монтажа. Первые звуковые фильмы 1930-33. Рихард Вагнер и концепция «тотального произведения искусства будущего». Концепция мультимедиа. Музыкальная форма и графический дизайн. Пропорции, симметрия, золотое сечение. Графическая партитура для слушателя.

- Звуковые фильмы 1930-33

- Александр Мачерет (Крюков, Шебалин) - «Дела и люди» (1932)

- Борис Юрцев (Николай Крюков) - «Изящная жизнь» (1932)
13. – Технологии мультимедиа. Лев Термен: «технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон. Управление с помощью движения и жеста. Интерактивность. MIT Media Labs, Тод Маковер, Джо Парадизо, концепция «гипер-инструмента». Видеосистемы «motion tracking». Обзор существующих инструментов и систем. Популярные языки и визуальные среды музыкального и мультимедийного программирования - C-Sound , Supercollider, MAX/MSP, PD, Chuck. MIDI интерфейс и MIDI контроллеры.

- Тод Маковер

- Перформансы театра Palindrome.
14. – Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния. Случайность. Звуковые ландшафты (Soundscapes). Концепции и музыкальные примеры. «Язык новых медиа» и «дигитальное искусство» 1990-х. «Пост-дигитальное» мышление 2000-х и «эстетика ошибок». Николас Коллинз и концепции DIY («Сделай сам») и Circuit Bending. Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства.

- Джон Кейдж - «Cartridge Music»

- Полин Оливейрос

- Элвин Люсьер- «Музыка для Альфа Волн»

- Джеймс Тенни
15. – Элементы звукорежиссуры. Способы записи звука. Микрофоны. Обзор и видео-примеры.
16. – Способы детектирования, анализа и записи акустических, механических и электромагнитных вибраций. Оптические явления и детектирование оптических вибраций. Способы детектирования вибраций, выходящих за пределы человеческого восприятия. Типы сенсоров, способы регистрации. Использование шпионских технологий. Подслушивающая система «Буран» Льва Термена. Система регистрации фортепианной педализации. Способы регистрации оптических вибраций. Примеры инсталляций и перформансов. Космические звуки Дональда Гарнетта (университет Айовы) и работа с электромагнитными колебаниями, связанными с атмосферными явлениями, грозами, космическими излучениями, северными сияниями и т.п. на Земле и иных планетах, примеры.

- Роб Муллендер – “Metromagnetics”.

- Пол Де Маринис: «Fireflies Alight on the Abacus of Al-Farabi» (1989).

- Проект “The Conet Project”

- Космические звуки Дональда Гарнетта.

- Терри Райли - "Sun Rings" (Kronos Quartette)
17. – «Биомузыка», использование биопотенциалов для создания интерактивных систем. Полиграф. Обзор способов регистрации и интерпретации биопотенциалов: электроэнцифалограмма, миограмма, кардиограмма, окулограмма, КГР, пульс. Биологические обратные связи. Практические рекомендации.

- Элвин Люсьер - «Музыка для Альфа Волн»

- Дэвид Розенбум - «On Being Invisible»

- А. Смирнов – «Brain Jazz»
18. – Интерактивные системы. Live электроника, видео-импровизация и виджеинг, интерактивные инсталляции и перформанс. Библиотеки объектов управления графикой и видео GEM (PD) и Jitter (MAX/MSP). Работа над интерактивной инсталляцией. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Работа с видеорядом и звуком в PD и MAX/MSP. Демонстрация MIDI контроллеров. Работа с библиотеками RTC, GEM и Jitter. Программирование простейших мультимедиа систем.

- фрактальная музыка Гарри Ли Нельсона

- Музыка Яниса Ксенакиса
19. – Программирование интерактивных систем. Video Tracking в программах GEM (PD) и Jitter (MAX/MSP). Эксперименты с гранулярным синтезом в программах PD и MAX/MSP.
- Перформансы театра
Palindrom.
Программы (легальные, бесплатные):
PC (Windows):

  1. Audacity - http://audacity.sourceforge.net/

  2. Wavosaur - http://www.wavosaur.com

  3. Reaper - http://www.reaper.fm/

  4. BW - Bitmap/waves - http://www.elisanet.fi/victorx/BitmapPlayer.htm

  5. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  6. Hog - http://bpcmusic.com/hog/

  7. Paulstretch (растягивание времени) - http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

  8. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis) -http://www.klingbeil.com/spear/

  9. PD - http://puredata.info/


Macintosh (OSX):

  1. Audacity - http://audacity.sourceforge.net/

  2. Reaper - http://www.reaper.fm/

  3. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  4. Soundhack

  5. Paulstretch (растягивание времени) http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

  6. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis) http://www.klingbeil.com/spear/

  7. PD (win & mac) http://puredata.info/


Литература:

  1. Curtis Roads. Computer Music Tutorial. MIT Press, 1996

  2. Цтирад Когоутек. Техника композиции в музыке ХХ века. Издательство "Музыка", Москва, 1976

  3. А. Нисбет. Звуковая студия. Москва, Связь 1979

  4. Nicolas Collins. Handmade Electronic Music. The Art of Hardware Hacking. Routledge, Taylor & Francis Group, New York, 2006.

  5. Д.В. Севашко. Звукорежиссура и запись фонограмм. М.: Альтекс-А, 2004

  6. Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html

  7. Music and Mathematics. From Pythagoras to Fractals. Edited by John Fauvel, Raymond Flood And Robin Wilson, Oxford Press, 2003

  8. Смирнов А.И. Музыкальная акустика. http://asmir.info/studies/musical_acoustics.doc

  9. Trevor Wishart. On Sonic Art. Imagineering Press, 1985


Интернет ресурсы:

Интернет-библиотека - http://asmir.info/lib/

Книги - http://asmir.info/lib/stuff/books

Статьи - http://asmir.info/lib/stuff/articles

Фонотека - http://asmir.info/lib/stuff/music

Программное обеспечение - http://asmir.info/lib/stuff/software

Программа AUDACITY - http://audacity.sourceforge.net/

Среда визуального программирования PD - http://puredata.info/



Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html
Для входа в библиотеку: имя guest, пароль guest
Вопросы:

Смирнов Андрей Иванович

asmir@theremin.ru
+7 903 0191400




с. 1

скачать файл