Инт. Квартира кристины. Ванная. Поздний вечер


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

ЧЕЛОВЕК РАДИО


Диана Балыко,

Юрий Тимошенков

Сценарий художественного фильма
По мотивам пьесы

Дианы Балыко

«Человек, воспитанный радио»

gentledi@mail.ru

tim.timoff@gmail.com

Москва


2008

ИНТ. КВАРТИРА КРИСТИНЫ. ВАННАЯ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
КРИСТИНА
Просторная ванная комната. На раковине вибрирует и мигает мобильный телефон.

Кристина (25) в косметической маске из белой глины, прикрыв глаза, лежит в ванной, вода розовая (ароматическая соль), кое-где плавают клочья постепенно растворяющейся пены. Кисти рук лежат на краях ванны. Лицо её неподвижно. Может показаться, что она мертва.

Не открывая глаз, Кристина протягивает руки и аккуратно берёт из пачки, лежащей рядом с телефоном, длинную сигарету, осторожно прикуривает. На телефон она не обращает внимания.


ИНТ. МОРГ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
КАСПЕР, КАПИТАН МИЛИЦИИ
Каспер (27), судмедэксперт, коренастый мужчина, невысокого роста с мужественными чертами лица, в расстегнутом белом халате быстро идет по коридору, набирает номер на мобильнике, слышит длинные гудки, кладет телефон в карман. Каспер на ходу застегивает белый халат, достает из кармана резиновые перчатки, натягивает их. Рядом идет, еле успевая, капитан милиции (31-32). Капитан торопливо докуривает.
КАПИТАН МИЛИЦИИ

(понимающе)

Баба?
КАСПЕР

Вообще-то мы здесь не курим.


КАПИТАН МИЛИЦИИ

Больше не буду

(гасит окурок)

Работа нервная.

Каспер и капитан входят в помещение, где на металлических столах лежат «свежие» трупы. Каспер подходит к одному из столов, откидывает простыню. На столе – молодая женщина со следами побоев на лице. На груди женщины множество колотых ран. Каспер отходит, подходит капитан.
КАПИТАН МИЛИЦИИ

(себе под нос)

Что творят…
ИНТ. КВАРТИРА ОКСАНЫ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
ОКСАНА, КСЕНИЯ БОРИСОВНА
Ксения Борисовна (57) сидит за столом, проверяет тетради под настольной лампой. Работает радио.
КОРРЕСПОНДЕНТ (ЗА КАДРОМ)

Красавчик Джими Добб снялся в новом сногшибательном блокбастере Тенниса Такера.


Ксения Борисовна крутит ручку настройки радио, слышен шум, звуки затихают.

В раскрытую дверь мы видим, как в другой комнате «хрущёвки» Оксана (26) гладит на гладильной доске юбку. Отпаренный жакет от костюма уже висит рядом на спинке стула. Оксана «вполглаза» смотрит телевизор, на экране которого взволнованный корреспондент ведёт репортаж с места событий (возле детского сада).


КОРРЕСПОНДЕНТ

По нашим сведениям преступник удерживает в детском саду восемнадцать детей и их воспитательницу. Он вооружён охотничьим карабином «сайга». В настоящее время в переговорах принимает участие популярный психолог Георгий Орбелиани. Бойцы ОМОНа готовятся к штурму.


НАТ. Вечерний ГОРОД. – Переход: Инт. городской рейсовый АВТОБУС. вечер
МИЛИЦИОНЕР, КОНТРОЛЕР, ГЛЕБ, ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА, ПАССАЖИРЫ, БОЙЦЫ ОМОНА
Милиционер (возраст неважен) входит в полупустой автобус и видит, как широкоплечий контролер (35) с бэджем на груди проверяет билеты у пассажиров. Он подходит к сидящей паре – высокому, сутуловатому молодому человеку с плеером в тёмных очках - Глебу Суматохину (23) и потрепанной жизнью, нетрезвой женщине Веронике Алексеевне (50). Далее везде – Глеб в модных чёрных очках, если не сказано иное. Это симпатичный молодой человек, немного «слишком» заросший и небритый.
КОНТРОЛЕР

(Веронике Алексеевне)

Здесь билеты, пожалста…
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(агрессивно)

Я сопровождающая!
КОНТРОЛЕР

Какая сопровождающая?


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Я инвалида везу! Не видно, что ли?

ГЛЕБ

(выдергивает наушники, поворачивается на звук голосов, себе под нос)



Кто еще кого везет…
КОНТРОЛЕР

(Веронике Алексеевне, кивая на Глеба)

Он что ли инвалид?
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(нагло)


Ты, бугай! Да на тебе пахать надо! Ходишь тут – билетики проверяешь!
Вероника Алексеевна оглядывается на пассажиров, ища поддержки.
ГЛЕБ

Мама…


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(взывая к милиционеру)

Беспредел… Милиция хоть может сделать что-нибудь?
ГЛЕБ

(поднимаясь, пытается поднять мать)

Простите, мы сейчас выйдем…
Автобус останавливается на остановке, Глеб под ручку с Вероникой Алексеевной и милиционер выходят. Милиционер направляется по дорожке к зданию детского сада, у которого на бордюре сидят бойцы ОМОНа в штурмовой экипировке. (где оцепление? Почему ОМОН открыто сидит? Лица хоть закрыты?)
НАТ. ВОЗЛЕ ДЕТСКОГО САДА. - Переход: инт. помещение группы в дестком саду. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
МИЛИЦИОНЕР, ОМОНОВЦЫ, ДВА МИЛИЦЕЙСКИХ НАЧАЛЬНИКА, КОМАНДИР ГРУППЫ, ОРБЕЛИАНИ, ЗЕВАКИ
Милиционер проходит торопливым шагом мимо зевак, столпившихся у ограды детского сада, ОМОНА, милицейского автобуса и входит в детский сад в помещение группы, где находятся два милицейских начальника и Георгий Орбелиани (45), в дорогом костюме и галстуке, как будто он только что с официального мероприятия. (где гражданское начальство?) Милицейский начальник приветствует милиционера кивком. Орбелиани стоит лицом к закрытой двери, громко кричит.

ОРБЕЛИАНИ

Я вхожу!
Орбелиани толкает перед собой дверь, поднимает руки вверх, выходит.
инт. помещение группы в дестком саду. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
ОМОНОВЦЫ, КОМАНДИР ГРУППЫ, ОРБЕЛИАНИ, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ДЕТИ, ПРЕСТУПНИК
Взволнованный преступник (30 - 32) прижимает к себе одной рукой испуганную девочку, а другой направляет на Орбелиани карабин.

ОРБЕЛИАНИ

(успокаивающе)

Ну, вот… Здравствуйте… Алексей, не волнуйтесь.


Орбелиани садится перед преступником на маленький детский стульчик.

ОРБЕЛИАНИ

Я позвонил вашей жене. Она уже едет сюда. В самое ближайшее время вы сможете с ней поговорить.
Мы видим, как за спиной отвлекшегося на Орбелиани преступника, омоновец подает воспитательнице (35) какие-то знаки в окно. Дети тянут воспитательницу за подол. Воспитательница тихонько открывает окно. Кажется, омоновец пугает ее еще больше, чем преступник.
НАТ. ВОЗЛЕ ДЕТСКОГО САДА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
ОМОНОВЦЫ, КОМАНДИР ГРУППЫ, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ДЕТИ, ОРБЕЛИАНИ ЗА КАДРОМ
Воспитательница по одному подает из окошка первого этажа в руки ОМОНА детей. Омоновцы пригнувшись, рысью, как под обстрелом, прикрывая малышей собой, относят детей по одному к милицейскому автобусу. Дети улыбаются.
ОРБЕЛИАНИ (ЗА КАДРОМ)

Алексей, поверьте, нет таких проблем, ради которых… Нет, правда, я ведь сам тоже прошёл через тяжелейший развод, я вас понимаю, как никто другой…

ЗТМ
ТИТРЫ
ИЗ ЗТМ
НАТ. ВОЗЛЕ МЕТРО. УТРО
ПРОХОЖИЕ
Множество людей торопливо входят в двери метро. В их коллективном беспорядочном движении есть определённый музыкальный ритм. Он совпадает с ритмом музыки, которая звучит.
ИНТ. КВАРТИРА КРИСТИНЫ. СПАЛЬНЯ. УТРО
КРИСТИНА, КАСПЕР, ВАНЯ, НЯНЯ
Полуодетая Кристина заканчивает макияж, сидя у туалетного столика. Няня (35), типичная московская няня из украинской деревни, приводит Ваню (5) (а че такой ребенок мелкий? Она родила его в 30 (!!!) лет?), меланхоличного ребёнка с не слишком здоровым цветом лица. Ваня подходит к Кристине. Кристина наклоняется, чтобы привычно поцеловать его.
КРИСТИНА

Витаминку съели?


ВАНЯ

Съел.
Няня кивает, подтверждая.


КРИСТИНА

И лекарство?


ВАНЯ

Угу.
Кристина целует сына в нос, тот сразу же вытирает поцелуй и идёт к дверям.


КРИСТИНА

(вслед)


Много не бегай.
ВАНЯ

Угу.
Как только Няня и Ваня выходят, входит Каспер. Он с посеревшим, осунувшимся лицом. Кристина видит его отражение в зеркале. Мы понимаем, что Ваня похож на Каспера, но черты лица сына - тоньше. Каспер подходит к Кристине, та привычно подставляет щёку для поцелуя. Каспер целует её, Кристина отворачивает уже накрашенные губы.


КРИСТИНА

Душ прими.


КАСПЕР

Что, пахнет?


КРИСТИНА

Просто – прими душ.


Мы слышим, как хлопает входная дверь. Кристина убирает принадлежности в косметичку и встаёт. Она натягивает платье на плечи, поворачивается к Касперу.
КРИСТИНА

Застегнёшь?


Прежде, чем застегнуть застёжку, Каспер целует Кристину между лопаток. Кристина поеживается, инстинктивно сводит лопатки к позвоночнику.
КРИСТИНА

Щекотно.


Каспер обнимает Кристину сзади. Та на мгновение замирает, как будто прислушиваясь к внутренним ощущениям, потом решительно высвобождается.

КРИСТИНА


Ты вечером дома?
КАСПЕР

Пока не знаю. А что?

Каспер начинает раздеваться, Кристина выходит, подхватив косметичку и телефон.
КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

Ничего.
ИНТ. АВТОМОБИЛЬ КРИСТИНЫ. – переход: Нат. Улица. УТРО


КРИСТИНА, ПРОХОЖИЕ
Кристина в симпатичной новенькой импортной малолитражке выезжает со двора. Мы видим, что её костюм и макияж гармонируют с цветом машины.
Машина вливается в уличное движение.
НАТ. ПЕРЕД ДВОРЦОМ КУЛЬТУРЫ. УТРО
ОКСАНА, ПОДРОСТКИ, ПРОХОЖИЕ
Просторная площадь перед дворцом культуры. Дворец украшен символикой известной металлургической компании, но по сути – это типовой ДК советской эпохи.
Оксана в жакете и юбке, которые она гладила (см. стр. 2), торопливо идёт через площадь к входу в ДК. Перед ДК – несколько подростков (11-14) со скейтами и велосипедами.
ПОДРОСТОК

(Оксане)

Здрасте…
ОКСАНА

Здравствуйте, ребята. Отчего не заходите?


ПОДРОСТОК

(хмыкает)

Да как-то… некогда!
ОКСАНА

Приходите! У нас новые поступления… И современные, и классика.


ПОДРОСТОК

(неловко)

Ну, как-нибудь…
Оксана идёт дальше. Второй подросток подъезжает на доске к тому, который разговаривал с Оксаной.
ВТОРОЙ ПОДРОСТОК

(кивает в сторону Оксаны)

Что за чувырла (может телка или герла?)?
ПОДРОСТОК

Библиотекарша.


Третий подросток подъезжает на велосипеде.
ТРЕТИЙ ПОДРОСТОК

Ща! Прибежим! После дождичка в четверг!


ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДРОСТОК

Читать? Что я ей – Пушкин?


Подростки смеются.
ВТОРОЙ ПОДРОСТОК

Репин!
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДРОСТОК

Гоголь!

(показывает нос)


ВТОРОЙ ПОДРОСТОК

Толстой!


(показывает бороду)!
Подростки хохочут.
ИНТ. ОФИС РАДИОСТАНЦИИ «СТОЛИЦА». КОРИДОр. УТРО
КРИСТИНА, СОТРУДНИКИ СТАНЦИИ
Офис по-современному разделён прозрачными перегородками на боксы. Кристина быстро идёт через офис, с кем-то раскланивается, с кем-то по-дружески расцеловывается, кому-то издалека машет рукой.
СОТРУДНИЦА

(Кристине)

Цветёшь и пахнешь!
КРИСТИНА

(Сотруднице, подмигивая)

Только по долгу службы и в рабочее время.
Видно, что Кристину здесь ценят и почитают. Кристина подходит к двери с надписью «Студия 3».
ЗТМ
ИНТ. КВАРТИРА СУМАТОХИНЫХ. КОМНАТА. УТРО
ГЛЕБ, КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)
На фоне чёрного экрана мы слышим, как неровно дышит спящий человек. Вдалеке слышны сигналы точного времени на радио. С последним сигналом включается радио-будильник. Будильник настроен на волну радиостанции «Столица». Звучат позывные радиостанции. На этом фоне слышно, как человек ворочается, просыпается, садится на постели.
ГОЛОС КРИСТИНЫ (ЗА КАДРОМ)

Доброе утро, город! В эфире радио «Столица». И пусть мы не столица мира, а всего лишь столица Урала, зато у нас за окном хорошая погода и, я надеюсь, у всех хорошее настроение. А сейчас – интервью с модным психологом Георгием Орбелиани, который пока город спал, спас восемнадцать детей и одну воспитательницу, а потом – наша новая радио-игра, в которой вы сможете выиграть не только новенький автомобиль, но и любовь всей своей жизни. Оставайтесь с нами.


Пока Кристина всё это произносит, мы слышим, как кровать регулярно поскрипывает, а дыхание проснувшегося человека становится ритмичным и глубоким.
ИЗ ЗТМ
Глеб подтягивается на перекладине, установленной прямо над кроватью, его ноги – на кровати и с каждым движением она поскрипывает. Мы не видим лица Глеба.
В комнате всё довольно лубочное, словно подобранное со свалки и неожиданно вернувшееся в жизнь. Компьютер со стареньким монитором-ящиком, завешенным старым полотенцем, вышитым в деревенском стиле, клавиатура со стертыми буквами, наушники, микрофон. На другом столе старый микшерский пульт с «искусственно увеличенными» с помощью изоленты рукоятками. Рядом - другая радиоаппаратура, в том числе два проигрывателя: один новый западный, другой – старый советский. На самодельных книжных стеллажах – диски. На столе открыта книга большого формата с тиснением алфавитом Брайля. Кажется, это комната слепого.
Рука Глеба на тумбочке около кровати нащупывает тёмные очки. Движется он достаточно уверенно, так что даже могут возникнуть сомнения, слепой ли он на самом деле. Но порой Глеб держит руки перед собой, чтобы случайно не наткнуться на передвинутый стул или открытую дверь.
Глеб выходит в ванную.
ИНТ. КОМНАТА СОВЕЩАНИЙ В МЭРИИ. УТРО
МЭР, ЧИНОВНИКИ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПО РАБОТЕ СО СМИ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПО РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (реально по каждому вопросу свой департамент?)
За столом для совещаний сидят городские чиновники, среди которых Руководитель департамента по СМИ (60-62) и Руководитель департамента по общественным организациям (35-37). Во главе стола – Мэр (55-57). Мэр смотрит в список.
МЭР

На повестке всякая неприятная мелочь.

(поднимает глаза на Руководителя департамента по СМИ)

Что там у вас за радио-террорист?


Руководитель департамента по СМИ делает «стойку».
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СМИ

Простите, не понял?


МЭР

(читает)


… не имеющая лицензии на вещание радиостанция «Тип-Топ» ежедневно…

(пропускает, перелистывает страницу)

…на ряд улиц в районе Березники…

(пропускает)

Вещание ведётся в УКВ-диапазоне на частоте… ну, какая-то тут частота… ага.

(продолжает читать, подняв к потолку указательный палец)

Это что?

(поднимает глаза)

Партизанщина какая-то! У нас есть власть в городе? Или где?
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СМИ

Привлечем к ответственности.


РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Прошу прощения.


МЭР

(настороженно)

Ну?
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(встаёт)

У меня альтернативное предложение. Партизанщина - это Глеб Суматохин, слепой парень. Он местная знаменитость.
МЭР

Ну?
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сам собрал передатчик. Освоил компьютер. В общем, талант. Пресса регулярно берёт у него интервью.
Мэр вопросительно смотрит на Руководителя департамента СМИ. Тот пожимает плечами: «Я не в курсе». Мэр снова переводит глаза на Руководителя департамента по общественным организациям.
МЭР

Ну?
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Я предлагаю внести Суматохина в нашу программу по работе с инвалидами. Они ведь вечно жалуются на недостаток внимания.
ЧИНОВНИК

Позвольте. Бюджет расписан. Ни копейки лишней.


РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Это не затратно. Просто дадим ему письмо с разрешением, согласуем с радиокомитетом… и пропиарим в отчётах.


МЭР

(подняв к потолку указательный палец)

Ну! Мне нравится. Мэрия помогает инвалидам. А они брюзжат. Значит, так, через неделю долОжите. Я себе пишу – Суматохин, радио «Тип-Топ». Дурацкое название, кстати.
Руководитель департамента СМИ тоже записывает себе в ежедневник.
ИНТ. КВАРТИРА СУМАТОХИНЫХ. КУХНЯ. УТРО
ГЛЕБ, ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА
Глеб входит в кухню. Он в чистой и выглаженной футболке, свежевыбрит, но на лице есть два кровоточащих пореза.
ГЛЕБ

(в хорошем настроении)

Популюс требует хлеба!
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(курит у окна)

Может, тебе еще и зрелищ?
ГЛЕБ

Молоко есть?


Глеб проходит к шкафу и открывает дверцу. Каждый раз, когда он что-то берёт или ищет, Глеб левой рукой находит угол (стола, полки, шкафа, пульта) и после этого практически безошибочно берёт правой нужную вещь. В этот раз – глубокую тарелку, ложку и коробку с овсяными хлопьями. Все ставит на стол. Вероника Алексеевна оглядывается на него, замечает порезы.
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(скептически)

Попросить не мог?
ГЛЕБ

Я сам.
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(с иронией)

Сам, сам, конечно…


Глеб достаёт из холодильника молоко, опускает указательный палец в тарелку, насыпает хлопья до уровня первой фаланги, заливает молоком до уровня второй, садится за стол, берет ложку. Вероника Алексеевна с сигаретой в руке подходит к сыну, берёт кухонное полотенце, промокает ему порезы.
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Теперь полотенце захезал. А ты чево при параде? Ждёшь кого?


ГЛЕБ

Тебе-то что? Ну, жду.


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(тушит сигарету)

Что-что… Я твоя мать.
ГЛЕБ

К сожалению…



ИНТ. СТУДИЯ НА РАДИО «СТОЛИЦА». УТРО
КРИСТИНА, ОРБЕЛИАНИ, ОПЕРАТОР
Кристина и Оператор (25-27) – за пультом. Рядом в кресле – Орбелиани.
КРИСТИНА

У нас в студии герой дня – Георгий Орбелиани. Георгий, нашим слушателям, не терпится узнать, что же случилось сегодня ночью. Вы можете рассказать какие-нибудь подробности?


ОРБЕЛИАНИ

История типичная. Пара в разводе. У них маленький сын. По договорённости два раза в неделю его забирает из садика бывший муж. Фамилию не могу назвать в интересах следствия. Так случилось, что вчера мальчика забрал новый… возлюбленный бывшей жены. И тогда муж вернулся домой за ружьём и снова пришёл в садик, чтобы взять в заложники оставшихся детей. Ну, и воспитательницу заодно.


КРИСТИНА

Кошмар! Дети были напуганы?


ОРБЕЛИАНИ

Ну, что вы! Дети отнеслись к этому как к забавному приключению. Их спасал настоящий ОМОН! Напуганы были взрослые. Вы же знаете, это их способ показать свою любовь и ответственность.


КРИСТИНА

Чего же хотел преступник?


ОРБЕЛИАНИ

Он хотел невозможного. Чтобы жена и сын снова были с ним.


КРИСТИНА

Я знаю, что вам удалось убедить его сдаться. Как?


ОРБЕЛИАНИ

Я сказал, что тоже прошёл через развод. Что у меня есть сын. Что у меня были навязчивые сны в отношении моего… скажем, соперника.


КРИСТИНА

Как интересно! Раскрываются неожиданный подробности частной жизни!


ОРБЕЛИАНИ

О-о-о, это мое, так сказать, ноу-хау в психологии. Прием разделения реальности. Ментальный раппорт. Скажем так. Разговаривая с наркоманом, я могу признаться ему, что я – бывший наркоман, «выздоравливающий». Или убийце – что мне случалось убивать человека. И в тот момент, когда я это скажу, это будет ментальной правдой.

(усмехается)

Очень надеюсь, что меня не слышат мои клиенты.


КРИСТИНА

Ой-ой-ой. Напоминаю нашим слушателям, что у нас в студии не убийца и не наркоман, а популярный психолог Георгий Орбелиани.

Вы можете задать ему свои вопросы, позвонив в студию. Но я всё равно настоятельно вам рекомендую забирать своих детей из детского садика как можно раньше!
ИНТ. ШКОЛА. КЛАСС. УТРО
КСЕНИЯ БОРИСОВНА, УЧЕНИКИ ВТОРОГО КЛАССА, КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)
Ксения Борисовна стоит у доски. На доске написано: «Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой». В обоих предложениях отмечены подлежащие и сказуемые.
КСЕНИЯ БОРИСОВНА

Стариков, теперь тебе понятно?


Ученик по фамилии Стариков встаёт и отвечает кислым, безразличным голосом, бубнит.
СТАРИКОВ

Мне понятно.


Ксения Борисовна идёт от доски к Старикову. Стариков настороженно на неё смотрит. Мы понимаем, что он все-таки немного боится. На полпути между Стариковым и доской сидит другой ученик, у него на голове – тоненькие наушники, гарнитура от мобильного телефона, он что-то слушает. Ксения Борисовна смотрит на Старикова, но останавливается рядом с другим. Она кладёт руку ему на плечо. Ученик срывает с головы наушники и пытается спрятать.

КСЕНИЯ БОРИСОВНА

(зловеще)

Можно я тоже послушаю? Можно?


Учительница берёт наушники и поднимает, показывая классу. За наушниками из кармана ученика вытягивается и мобильный телефон. Ксения Борисовна прикладывает наушник к своему уху. Класс со смешанными чувствами смотрит на учительницу.
КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

(в наушнике)

Сегодня мы начинаем новую радио-игру, в которой можно даже выиграть… автомобиль. Вот так, а вы как думали? Игра называется «Найди любовь». Условия очень простые, но о них – после рекламы. Оставайтесь с нами.
КСЕНИЯ БОРИСОВНА

(ученику)

У меня пока полежит. Заберёшь после уроков.
Ксения Борисовна с телефоном в руках возвращается за учительский стол.
КСЕНИЯ БОРИСОВНА

Переключать каналы, играть на компьютере, открывать упаковки с чипсами… Всё это можно научить делать и обезьяну. Я из вас пытаюсь сделать людей. Людей, которые умеют и любят читать, умеют думать, умеют чувствовать. Кто не хочет научиться думать и чувствовать, может выйти из класса.


Ученики замерают, не дыша. Мы понимаем, что они просто боятся свою учительницу.
КСЕНИЯ БОРИСОВНА

Вот и хорошо. Продолжим…


ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА. УТРО
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА, ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Вероника Алексеевна выходит из лифта. Она в халате уборщицы, у неё – набор инструментов для уборки, с каким обычно работают в хороших офисах. Она смотрит на помятый листок, звонит в дверь. Открывает Жена Предпринимателя (33-35).
ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Вы?
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Я.
ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

(назидательно)

Я вас видела во дворе.
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Так что? Вам нужна уборка?


ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

(после короткой паузы)

Проходите.
ИНТ. КВАРТИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. УТРО
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА, ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)
Квартира обставлена с претензией. Однако повсюду – следы вчерашней вечеринки. Посуда и бокалы стоят по всей комнате, так же, как и пепельницы с окурками. Кое-где есть пятна от пролитого спиртного. В комнате играет радио, передают рекламу.
Жена Предпринимателя садится на диван с чашечкой кофе в руках. Вероника Алексеевна готовит свои инструменты, набирает воду в ведро.
ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Тарелки, бокалы – в посудомоечную. Включить хоть сможете? Полы, пятна на ковре, пылесос моющий, потом пыль. Ну, и мусор выкинуть. Там несколько мешков.


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Ладно. Тыща рублей.


ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Вы уберите сперва.


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Я-то уберу.


Вероника Алексеевна начинает уборку. Жена Предпринимателя закуривает. Когда Вероника Алексеевна не смотрит на неё, она немного расслабляется, и мы понимаем, что она вчера «перебрала», ей не очень хорошо. Жена Предпринимателя роняет пепел от сигареты на ковёр.
КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

Ну, вот, с вами снова я, Кристина Тихонова и радио «Столица». У нас сегодня новая игра «Найди любовь». Вам нужно дозвониться в студию, и мы соединим вас с другим дозвонившимся, противоположного пола. У вас будет только две минуты на то, чтобы заинтересовать собеседника и понравиться ему. Ваш разговор будет транслироваться в нашем эфире. Если вы сумеете понравиться друг другу – мы организуем вам встречу и будем внимательно следить за развитием ваших отношений. Если же вспыхнет… Ах! …любовь и дело дойдет до белого платья и криков «горько!», то вы станете претендентами на главный приз – новенький автомобиль! Ну что, за дело!?


ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Какая чушь…


ИНТ. КВАРТИРА СУМАТОХИНЫХ. УТРО – переход: МОНИТОР БЕТАКАМА
ГЛЕБ, СВЕТЛАНА, ОСВЕТИТЕЛЬ, ОПЕРАТОР
Глеб сидит в кресле рядом с микшерским пультом. Он, как всегда в чёрных очках. Напротив него, на табуретке – Светлана, тележурналистка (23-25). Возле неё на полу – профессиональная камера. Осветитель (29-30) устанавливает свет, Оператор (29-30) выглядывает с балкона.
ОПЕРАТОР

Вид у вас отсюда хороший.


ГЛЕБ

Хороший.


До Оператора вдруг доходит, что его реплика не совсем корректна по отношению к слепому Глебу. Но тот невозмутим.
ОПЕРАТОР

Ой, сорри. А где пепельница?


ГЛЕБ

Там, банка из под кофе.


ОПЕРАТОР

Поехали.


СВЕТЛАНА

Сегодня мы в гостях у легендарного человека. Человека, который сделал себя сам в полном смысле этого слова. Знакомьтесь, Глеб Суматохин, хозяин, ведущий, и весь творческий коллектив радиостанции «Тип-Топ», вещающей в Березниках уже шестой год.


ОПЕРАТОР

Стоп.
Тележурналистка и Глеб оглядываются на Оператора.


СВЕТЛАНА

Что?
ОПЕРАТОР

Мимо камеры смотрит.
СВЕТЛАНА

Глеб, а можно вас попросить. Вы вот сейчас ориентируетесь на мой голос. А нужно чуть выше и левее. Хорошо?


ГЛЕБ

Так?
ОПЕРАТОР

Угу. Отлично.
СВЕТЛАНА

Продолжим.

(пауза)

Скажите, Глеб, как вам пришла в голову такая идея, создать собственное радио?


ГЛЕБ

Я просто больше ничего не умею. …когда в школе учился, мы с учителем физики собрали передатчик. Появилось школьное радио. Я был ведущим. И вообще, я – человек, которого воспитало радио. Я его с детства слушаю.


СВЕТЛАНА

Я, вам завидую. Собственное радио – это же прекрасная возможность для самовыражения - никакой цензуры, придуманного формата и коммерческих интересов фирмы!


ГЛЕБ

(улыбается)

Угу. Вот чего у меня завались, так это самовыражения и никаких интересов фирмы!
СВЕТЛАНА

Вы хотите сказать…


ГЛЕБ

… Что оно не приносит ни копейки.


СВЕТЛАНА

(Оператору)

Если что, потом смонтируем, склеим. Продолжаем.

(Глебу)


А почему так, Глеб?
ГЛЕБ

У меня нет лицензии. Никто никогда не даст рекламу на радио, у которого нет лицензии. Некоторые добрые… компании иногда дарят подарки. Ну, те, у кого офисы по соседству.


Глеб указывает себе куда-то за спину. Оператор отслеживает его жест – там не распакованная коробка с бытовой техникой, вроде кухонного комбайна или соковыжималки.
ГЛЕБ

Но я ничего себе не оставляю – всё разыгрываю между слушателями.


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

Вы прямо бессребреник. Почему?


ГЛЕБ

(смеётся)

Пришлось бы заполнять налоговую декларацию. Мама не справится.
СВЕТЛАНА

Понятно.


ГЛЕБ

(улыбается)

Сами подумайте, зачем мне автомобильный холодильник или там, кухонный комбайн.
СВЕТЛАНА

У вас красивая улыбка, Глеб. Знаете об этом?


ГЛЕБ

У вас тоже, Светлана.


СВЕТЛАНА

… и вы остроумны.


ГЛЕБ

Собственное остроумие быстро надоедает.


ТЕЛЕЖУРНАЛИСТКА

Вы так считаете?


ГЛЕБ

Это не я. Это кто-то из великих.


СВЕТЛАНА

Скажите, Глеб, у вас есть поклонницы? Ну, среди слушательниц?


ГЛЕБ

Полно. Но, слава богу, они меня не слишком донимают. Так, звонят иногда.

(улыбается)

Прямо в эфир.


СВЕТЛАНА

А как же личная жизнь? Вы хотели бы создать семью?


ГЛЕБ

Опасная тема. А вы?

(пауза, улыбается)

С таким бравым парнем как я?


ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА. УТРО
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА, ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Вероника Алексеевна выходит из квартиры, в руках – мешок с мусором и приспособления для уборки. Жена Предпринимателя протягивает деньги.
ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Девятьсот. Не слишком чисто.


Вероника Алексеевна берёт деньги, прячет в карман. Потом открывает набитый мешок для мусора и готовится высыпать мусор под ноги Жене Предпринимателя.
ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Что вы делаете?


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

Чтобы не слишком чисто было. Тимуровку нашла, дрянь. Я тебе покажу.


ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Сумасшедшая! Я доплачу!


ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(останавливаясь)

Пятьсот рублей. За моральный ущерб.
ЖЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

А не жирно? За моральный-то?


Жена Предпринимателя быстро достаёт две сторублевые купюры из кошелька, сует ее Веронике Алексеевне и резво скрывается за дверью.
ВЕРОНИКА АЛЕКСЕЕВНА

(вызывает лифт)

Дура размалеванная!
ИНТ. ОФИС РАДИО «СТОЛИЦА». СТУДИЯ. УТРО
КРИСТИНА, ОПЕРАТОР, ПРОДЮСЕР, СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ), СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ (ЗА КАДРОМ).
Кристина бодро ведёт передачу. Продюсер (42-43) сидит возле двери, стараясь не мешать, слушает.
СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ)

Алло! Алло!


КРИСТИНА

Добрый день! Вы в эфире радио «Столица». Вы играете с нами в игру «Найди любовь»?


СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ)

Ну, я не против.


КРИСТИНА

Ага, он не против. Как вас зовут?


СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ)

Кирилл.
КРИСТИНА

А у вас есть девушка, Кирилл?
СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ)

Ну…
КРИСТИНА

Ага. У него есть девушка! Но он ищет новой любви!
СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ)

Ну… Можно сказать, что нет девушки.


КРИСТИНА

Хорошо, допустим, это не наше дело.

(смотрит на Оператора)

Так, у нас пока… Ну, что же вы, девушки, ау… Активней, активней! У нас есть Кирилл, который ради вас уже готов расстаться со своей… подружкой, а вы мешкаете!


Оператор кивает.
КРИСТИНА

Ага!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ (ЗА КАДРОМ)

Алло!
КРИСТИНА

Здравствуйте, вы в эфире. Как вас зовут?


СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ (ЗА КАДРОМ)

Настя.
КРИСТИНА

Добрый день, Настя. Вы играете с нами в игру «Найди любовь»?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ (ЗА КАДРОМ)

Я…
КРИСТИНА

Любовь! Это так прекрасно! Это свежесть чувств, море эмоций. В конце концов, это возможность выиграть новый автомобиль! Какой? Пока не скажу…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ (ЗА КАДРОМ)

Нет, я готова играть в игру…


КРИСТИНА

Отлично! Итак, Кирилл, у вас есть две минуты, чтобы заинтересовать Настю!


СЛУШАТЕЛЬ КИРИЛЛ (ЗА КАДРОМ)

Ну…
КРИСТИНА

Расскажите Насте о себе…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА НАСТЯ (ЗА КАДРОМ)

Кристина, постойте. Я готова играть в «Найди любовь», но не с этим Кириллом. Я таких не люблю. Когда он не знает, есть у него девушка или нет. Я этим сыта по горло.


КРИСТИНА

Упс! Придётся признать, что этот раунд вы оба проиграли. Вам придётся дозваниваться вновь в поисках другой пары.


Продюсер качает головой.
КРИСТИНА

Вы слушаете радио «Столица». И прямо сейчас найдите свою любовь!


Кристина включает заставку радио-игры. Она смотрит на Продюсера и пожимает плечами.
КРИСТИНА

Дебилы.
Продюсер показывает жестом, мол, «ничего, ничего, продолжай».


ИНТ. БИБЛИОТЕКА В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ. УТРО
ОКСАНА, КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ), ПОСЕТИТЕЛИ ДК
Оксана берёт со стола новые, только что распакованные книжки и расставляет их по полкам. На подоконнике стоит маленькая магнитола, она настроена на волну «Радио Столица». Звучат позывные игры «Найди любовь». Кроме Оксаны в библиотеке никого нет.
КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

Ну что же… Дружно все, жаждущие любви, идём к телефонам и набираем наш эфирный номер. Хватит сидеть в ожидании принца на белом Лексусе! Ваше счастье в ваших руках! Вперёд!


Оксана кладёт стопку книг на ступеньку стремянки между стеллажами и почти бегом бежит к телефону. Она торопливо набирает номер, поглядывая на входную дверь. Через полуоткрытую дверь видно, что в холле дворца культуры есть люди. Но все они идут мимо библиотеки.
ИНТ. ОФИС РАДИО «СТОЛИЦА». СТУДИЯ. УТРО
КРИСТИНА, ОПЕРАТОР, ПРОДЮСЕР, ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ), ОКСАНА (ЗА КАДРОМ).
Кристина продолжает вести передачу, стоя рядом с Оператором. Она набирает номер на стационарном аппарате и подаёт Оператору знак, возвращаясь на своё место.
ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

Алло!
КРИСТИНА

Вы в эфире радио «Столица». Скажите, как вас зовут.
ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

Глеб.
КРИСТИНА

Отлично, Глеб. А у нас тут…
ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

(неуверенно)

Алло, алло…
КРИСТИНА

Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.


ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

Оксана.
КРИСТИНА

Глеб, расскажите Оксане о себе.
ИНТ. КВАРТИРА СУМАТОХИНЫХ. ПОЗДНЕЕ УТРО
ГЛЕБ, КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)
Глеб с трубкой в руках ходит по комнате, не задевая предметов. Радио включено на волне «Столицы».
ГЛЕБ

А что рассказать? В моей жизни ничего интересного не было. Ну, может быть, кроме радио. Я обычно говорю, что меня воспитало радио. В детстве – радиоточка, я оттуда всё на свете узнал. Потом – УКВ приёмник. Потом мы на физике изучали все эти волны, транзисторы, антенны… к чему это всё? Разве это интересно?


КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

Ну, а дальше?


ГЛЕБ

Про радио? В восьмом классе мы сделали школьный передатчик, с нашим физиком. И вещали на переменах. Пели под гитару, шуточки разные, новости. Про олимпиады, про соревнования, именинников поздравляли…


КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

Глеб, не думаю, что Оксану это зацепит. Вы же не хотите потерять свой шанс? Оксана, вы ещё с нами?


ИНТ. БИБЛИОТЕКА В ДК – переход: ИНТ. ОФИС РАДИО «СТОЛИЦА». СТУДИЯ. ПОЗДНЕЕ УТРО

ОКСАНА, КРИСТИНА, ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)


Оксана сидит за столом, разговаривает по телефону.
ОКСАНА

Да, я тут.


Оксана оглядывается на дверь.
КРИСТИНА

Оксана, поверьте мне, я знаю Глеба не первый год, он очень талантливый. Не про каждого пишут газеты и показывают по телевизору. Вас когда-нибудь показывали по телевизору, Оксана?


ОКСАНА

Нет. Меня – нет, ни разу.


КРИСТИНА

А для Глеба все эти радио и теле эфиры – простая обыденность. Он у нас звезда.


ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

Ну, я краснею…


КРИСТИНА

Звезда, звезда, и даже не спорь.


ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

(усмехается)

Ну, может быть… Такая бледная, еле заметная.
КРИСТИНА

Я сейчас объясню. И для вас, Оксана и для наших слушателей. Просто Глеб – скромный, хороший парень. Вы знаете что? Он часто участвует в наших играх и викторинах, выигрывает призы, а потом… Он разыгрывает их на собственном радио! А ведь это бывают очень ценные призы: билеты на концерт, книги, шоколад!


ОКСАНА

Вот это да!


КРИСТИНА

Оксана, вам крупно повезло, что вы дозвонились на нашу студию одновременно с Глебом! У вас теперь есть шанс рассказать ему о себе.


ОКСАНА

Э… даже не знаю, что сказать.


Оксана оглядывается вокруг.
КРИСТИНА

Оксана, стоп! Так мы потеряем Глеба. Отнеситесь к делу творчески. Постарайтесь себя правильно подать.


ОКСАНА

Ну…
КРИСТИНА

Ну, для начала – сколько вам лет?
ОКСАНА

Двадцать шесть.


КРИСТИНА

Шикарно! Просто золотая пора расцвета женской красоты! Глеб, подключайтесь к нашему разговору, задавайте Оксане вопросы, не давайте ей скучать.


ИНТ. КВАРТИРА СУМАТОХИНЫХ. ПОЗДНЕЕ УТРО
ГЛЕБ, КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ), ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)
Глеб с трубкой в руках садится за пульт своего передатчика, крутит свободной рукой рукоятки, хотя пульт выключен.
ГЛЕБ

Оксана, у вас красивый голос.


ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

Спасибо.


КРИСТИНА (ЗА КАДРОМ)

Ну! Ещё! Ещё! У вас всего пара минут, чтобы понравиться друг другу!


ГЛЕБ

А почему только пара?


ИНТ. ОФИС РАДИО «СТОЛИЦА». СТУДИЯ. УТРО
КРИСТИНА, ОПЕРАТОР, ПРОДЮСЕР, ОКСАНА (ЗА КАДРОМ), ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)
КРИСТИНА

Потому что ровно через две минуты наш столичный Амур должен будет соединить другую пару! Телефоны в нашей студии уже раскалились от звонков. Мои помощники держат на линии сотни голосов, желающих найти свою любовь с помощью радио «Столица»!


Продюсер и Оператор переглядываются друг с другом. Оператор, указывая на свой пульт, качает головой: мол, во даёт. Продюсер жестом показывает, мол, нормально.
ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

Глеб, а правда, что у вас собственное радио?


ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

Радио «Тип-Топ» называется. Ну, слабый такой передатчик, самодельный. Так, на пару улиц бьёт. Ты, наверное, не слышала. Можно на «ты»?


КРИСТИНА

Скромность Глеба не знает границ. О его станции знают даже те, кто никогда не был в нашем городе! Его показывали по телевизору! Уже теплее, Оксана… Итак, признайтесь, Глеб вас заинтересовал?


ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

(тихо)


Да.
КРИСТИНА

Не слышу. И радиослушатели тоже не слышат вашего ответа.


ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

Да. Глеб мне понравился.


КРИСТИНА

Глеб, а вас заинтересовала Оксана?


ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

Несомненно.


КРИСТИНА

Итак, дорогие Оксана и Глеб, не кладите трубки, сейчас мои помощники сообщат вам номера телефонов друг друга. Сегодня вас ждёт совместный романтический ужин в уютном ресторане – в подарок от наших спонсоров. А мне вы должны пообещать, что через некоторое время мы снова встретимся с вами в эфире, и вы расскажете, сумели ли вы воспользоваться вашим шансом найти любовь и… выиграть новенький автомобиль!


ГЛЕБ (ЗА КАДРОМ)

Обещаем.


ОКСАНА (ЗА КАДРОМ)

Обещаем.
КРИСТИНА

А для вас, дорогие радиослушатели, после рекламной паузы, и прежде, чем мы услышим следующую пару участников нашей игры, я проведу короткий инструктаж по саморекламе.
ЗТМ
ИЗ ЗТМ


с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

скачать файл