Инновации и изобретательность


с. 1
Инновации и изобретательность

Многие преподаватели согласятся, что творчество, в целом - хорошая вещь. В то же время, только отдельные педагоги имеют ясное представление о том, как должна быть организована творческая работа учащегося или что они могут сделать для того, чтобы развить его творческие навыки. Ситуация отчасти облегчается за счет того что, в этой области проводилось много продуктивных исследований. Расположенностью к творчеству в определенной степени обладают все, но за счет использования соответствующих приемов обучения, творческие навыки у учащихся могут быть существенно развиты.


Согласно Роберту Стернбергу (Robert Sternberg) – известному во всей стране исследователю в данной области, "творчество заключается в способности создать произведение, которое будет одновременно и новаторским и соответствующим существующим требованиям " (цитируется по Армстронгу (Armstrong), 1998, стр. 3). Особо творческие личности, как Пабло Пикассо и Альберт Эйнштейн, изменили представление о тех областях, в которых работали, своими свежими подходами и оригинальными идеями. Для всех остальных, однако, мысль считается творческой, если она нова для того, кому она пришла, и не важно, сколько других людей уже с ней знакомы» (Nickerson, 2000, стр. 394).
Дети могут обладать способностью к творчеству в разных областях, замечая новые, неожиданные для их сверстников взаимосвязи, и делая обсуждения более содержательными. Приводя пример или контрпример, задавая вопросы, предлагая решения, устанавливая новые зависимости, обеспечивая условия, изобретая проблему» учащиеся могут применять свои творческие способности, чтобы обогатить свое восприятие и восприятие окружающих (Daniel, Lafortune and Pallascio, 2003, p. 18).
Творчество проявляется в детях по-разному: это может быть неожиданный конец для истории первоклассницы про ее плюшевые игрушки, план пятиклассника для справедливого распределения оборудования на игровой площадке, робот, сконструированный старшеклассником, метод, которым пользуются ученики на уроках биологии для восстановления естественной среды обитания местных птиц. Творческие усилия, подобные этим, полезны и для предпринимающих их людей, и для общества, которое их воспитывает.
Развитие творческих способностей у учащихся – это достойная задача, даже если она подразумевает только развитие личности. Стих, прочтенный только автором, идея, помогающая вести домашнее хозяйство эффективнее, взгляд на мир вокруг нас, могут так и остаться никому не известными, но все же они могут сделать жизнь более содержательной и приятной. Тереза Амабайл (Teresa Amabile) (1983) утверждает, что любой человек с обычным интеллектом может проявлять творческие способности в определенной области, и каждый выигрывает от душевного волнения и цвета» (Nickerson 1999 400), которые эти творческие свершения добавляют в нашу жизнь.
Хотя душевное волнение и цвет» в нашей жизни - это, безусловно, достойная цель, многие из нас живут в реальном мире, где мы несем ответственность за успехи учащихся в самых разных областях. Зачем беспокоиться об улучшении творческих навыков учащихся, когда успех определяется академической успеваемостью и баллами за тестирование? Штернберг (Sternberg) и Любарт (Lubart) (1999) приводят результаты проведенных ими исследований. Они утверждают, что, согласно исследованию, академическая успеваемость учащихся, склонных к творчеству, растет, если их обучают и оценивают, учитывая их творчество, так что обучение с целью улучшения творческих навыков может дать больше, чем просто осчастливить человека или сделать его полезнее для общества. Это может помочь учащимся улучшить свои результаты успеваемости.
Элементы творчества

Люди зачастую склонны воспринимать творчество как нечто волшебное и мистическое. Конечно, в создании великого произведения искусства или в рождении замечательной идеи есть что-то необычное и удивительное. Те, кто изучает творчество, однако, верят, что выдающиеся произведения создаются посредством весьма обычных мыслительных процессов, что означает, что каждый из нас способен развить свои творческие навыки до определенного уровня.


Творческие личности обладают сочетанием интеллектуальных способностей, личностных качеств и знанием предметного поля. Они обладают когнитивной способностью справляться со сложными ситуациями, владеют набором навыков, которые могут использовать для создания разных идей, а также умеют целиком концентрироваться на задаче (Amabile 1983). Согласно Штернбергу (Sternberg) и Любарту (Lubart) (1999), творческие личности обладают так называемой способностью к синтезу», которая позволят им видеть проблемы в новом свете, аналитической способностью» решать, каким идеям стоит следовать, а каким нет, и способностью убеждать других в том, что их идеи действительно стоящие.
Творчество не может быть описано только как продукт работы мозга. Творческие люди также обладают личностными чертами и качествами характера, которые помогают находить необычные и кардинальные решения проблем. Две наиболее важные черты – склонность идти на разумный риск и способность действовать в ситуации двусмысленности или неопределенности (Sternberg and Lubart 1999).
Активно обсуждался вопрос о взаимосвязи любознательности и приспособляемости. Креативность предусматривает способность рассматривать явления с разных сторон и изменять точку зрения, когда обстоятельства этого требуют. Творческие люди обладают высокой трудоспособностью и верят в свою способность выполнять сложные задания, а также способны проявлять настойчивость в преодолении трудностей.
Зачастую особо творчески одаренным людям приписывают выдающиеся интеллектуальные способности. Иногда это действительно так, но данные показывают, что связь интеллекта и творчества не столь прямолинейна. Штернберг (Sternberg) и Охара (O`Hara) (1999) установили, что люди с низким показателем интеллекта (IQ) редко бывают особенно творчески одаренными по сравнению с теми, у кого показатель выше 120, но корреляции между традиционно понимаемым интеллектом и творчеством не обнаружили. Даже более того, они полагают, что индивидам с очень высоким показателем интеллекта вполне хватает их аналитического мышления, так что творческий потенциал остается нераскрытым.
Технология и творчество

В своем опубликованном в 2002 обзоре источников, посвященных вопросам творчества и технологии, исследователь образования Аврил Лавлис (Avril Loveless) описывает сложную связь творчества и технологии. Такое оборудование, такое как цифровые, аудио и видео приборы и компьютеры, может способствовать творческим процессам по-разному. Она объясняет, что такие особенности компьютерной техники, как обновляемость, интерактивность, информационная емкость, разнообразие, скорость, автоматические функции, позволяют учащимся делать то, что они не смогли бы делать вообще или, по крайней мере, не смогли бы делать столь же эффективно без ее использования.


Так как компьютеры позволяют учащимся осуществлять инновации, пробовать альтернативные варианты решений и контролировать качество своей работы, они особенно полезны для осуществления проверки и редактирования. Интерактивный характер компьютеров позволяет пользователям осуществлять обратную связь с программами и другими пользователями. Компьютерные технологии открывают учащимся доступ к большим объемам информации, которые были бы немыслимы еще несколько лет назад. Благодаря тому, что компьютеры могут осуществлять комплексные операции легко и быстро, у пользователей появилась возможность направлять свои силы на процессы более высокого уровня, как например, аналитика, интерпретация и синтез информации.
В школе учителя могут применять компьютерную технику для поддержки учащихся при проведении мозгового штурма, а также для оценки идей, поиска связей, совместной работы и коммуникации. Они должны помнить, однако, что вдохновляют на творчество не технологии, а особая атмосфера, в которой технологии могут творчески использоваться для достижения целей.
Обучение творческим навыкам

Есть мнение, что обучить творческим навыкам невозможно, что это такое же врожденное качество, как, например, музыкальный талант. Однако, как и в случае с развитием таланта, люди могут работать над совершенствованием своих творческих способностей, и учителя могут помочь учащимся развить свои творческие способности.


Обстановка в классе имеет большое значение для развития творческих способностей у детей. Вот некоторые рекомендации по созданию обстановки, располагающей к творчеству в классах для обучения с помощью проектного метода:

  • Обеспечьте учащимся доступ к разнообразным материалам и оборудованию

  • Минимизируйте негативные последствия принятия рисков

  • Представьте вниманию учащихся различные произведения творчества

  • Предоставьте учащимся доступ к источникам информации на разные темы, чтобы они могли выбрать то, что их интересует и включает их воображение

  • Предоставьте им гибкие временные и пространственные рамки

  • Поощряйте совместную работу учащихся над проектами

  • Убедитесь, что учащиеся могут побыть некоторое время в тишине во время работы над проектом, так как шум может тормозить процесс творчества

  • Познакомьте учащихся с творческими людьми вашего сообщества

  • Покажите сами, что значит творчески мыслить, продемонстрируйте учащимся процесс и результаты творчества, и вашу радость от ваших свершений

Успех в любом аспекте образования связан с мотивацией учащихся. В ходе исследования было выявлено, что внутренняя мотивация способствует творчеству, в то время как внешняя, в целом, препятствует ему. (Amabile 1983). Соревнование за приз за лучшую работу вредит творчеству, возможно потому, что энергия и целеустремленность, необходимые для создания новаторских идей, требуют больших усилий, прикладывать которые люди, мотивированные извне, не склонны (Collins и Amabile 1999).


Однако в данном вопросе нельзя поделить все на черное и белое. Разные виды мотивации могут быть эффективны на разных стадиях творческого процесса. Пока учащиеся исследуют проблему и пытаются обдумывать возникающие идеи, мотивация носит внутренний характер. С другой стороны, внешнее вознаграждение может воодушевить учащихся на освоение навыков, необходимых для выполнения задания, или заставить продолжить работу, когда изначальный энтузиазм иссякнет (Collins и Amabile 1999).
Исследование показало, что четкие рекомендации, содержащиеся в стратегиях для создания творческих работ, могут помочь учащимся стать более креативными (Runco и Sakamoto 1999). Такие стратегии, как мозговой штурм, исследующие множество вариантов и измеряющие надежность (валидность), можно преподавать и оценивать по-разному и в разных ситуациях. Давая учащимся задания по сравнению несхожих понятий, можно также получить креативные ответы.
Педагоги должны проявлять осторожность при использовании примеров готовых работ. Хотя приводить примеры учащимся, в целом, полезно, работы, созданные испытуемыми содержали элементы готовых примеров, даже если их специально просили создать нечто принципиально отличное от того, что им было показано (Ward, Smith и Finke 1999). В некоторых случаях демонстрировать примеры приемов, используемых специалистами, оказывается гораздо эффективнее, чем представлять учащимся варианты законченных работ.
Все учащиеся обладают внутренним творческим потенциалом. Реализация этого потенциала лишь частично зависит от их мотивации и способностей. Используя слова, воодушевляющие на творчество, и создавая условия, мотивирующие и поддерживающие учащихся в из творческих усилиях, учителя могут помочь им научиться более креативно думать и действовать.
Ссылки

Amabile, T.M. (1983). The social psychology of creativity. New York:Springer-Verlag Incorporated.


Amstrong, T. (1989). Awakening genius in the classroom. Alexandria, VA: ASCD.
Daniel, M. F.; L. Lafortune & R. Pallascio. (2003). ED 476183. The development of dialogical critical thinking.
Loveless, A. L. (2002). Literature review in creativity, new technologies, and learning. Brighton: NESTA. www.nestafuturelab.org/research/reviews/cr01.htm
Nickerson, R. S. (1999). Enhancing creativity. In R. J. Sternberg, Creativity handbook, (pp. 392-430). New York: Cambridge University Press.
Sternberg, R. J. and O’Hara, L. (1999). Creativity and intelligence (251-272). In R. J. Sternberg, Creativity handbook, (pp. 251-272). New York: Cambridge University Press.
Sternberg, R. J. and Lubart, T. I. (1999). The concept of creativity: Prospects and paradigms. In R. J. Sternberg, Creativity handbook, (pp. 3-15). New York: Cambridge University Press.
с. 1

скачать файл