Город-курорт Святогорск расположен в северной части Славянского административного


с. 1
Святогорск.
Город-курорт Святогорск расположен в северной части Славянского административного района Донецкой области, на левом берегу реки Северский Донец, в 30 км от районного центра г. Славянска. Статус города получил в 1962 г., до этого - село Банное.

Железнодорожная магистраль Харьков-Ростов проходит к северу от Святогорска на расстоянии 5,5 км, а автомагистраль - в 10 км к югу. Общая протяженность улиц и дорог в городе 27,1 км, в том числе 25,3 км с твердым покрытием. В пределах границ курортной зоны проложены дороги местного значения. Через город проходит автодорога, соединяющая железнодорожную станцию Святогорск и дорогу международного значения Харьков-Ростов.

Правобережная часть города Святогорска площадью 19 га с памятниками истории и культуры XVII-XIX ст. объявлена постановлением Правительства Украины №365 от 27.05.1980 государственным историко-архитектурным Заповедником со статусом национального достояния Украины. На территории заповедника находятся Успенский собор, Покровская церковь, Николаевская церковь, подземная церковь Антония и Феодосия.

В состав комплекса заповедника входит памятник Артему (Ф.А. Сергееву) работы известного украинского скульптора Ивана Кавалеридзе. Это единственное из дошедших до настоящего времени скульптурное произведение в стиле кубизма.

Рядом с памятником Артему находится мемориал Великой Отечественной войны, начало которому было положено погребением генерал-майора Николая Филипповича Батюка в 1943. Рядом похоронены Герои Советского Союза бойцы 79-й гвардейской дивизии Илья Захарович Шуклин и Александр Кириллович Сечкин. В центре мемориала - братская могила солдат и офицеров, погибших при освобождении Святогорска и Славянского района от немецко-фашистских захватчиков.

В 1996 г. построен Блок памяти, на который занесено более 1000 фамилий павших воинов-освободителей Донбасса. В 2003 г. было добавлено еще около 400 имен героев. К мемориалу также относится памятник разведчику-артиллеристу Владимиру Максимовичу Камышеву.

На улице Пионерской, напротив Святогорской общеобразовательной школы, находится памятник Тарасу Шевченко. Эта скульптура выполнена из оргстекла в 1982 г. скульптором В. Скобликовым.

Всего в комплекс памятников истории и культуры Святогорского заповедника входят 35 объектов.


Банковские услуги в Святогорске:

Приватбанк - ул. Островского, 5

Ощадбанк - ул. Островского, 9, т. (06262) 55459
Городской транспорт в Святогорске:

автобус № 73, курсирующий между железнодорожным вокзалом и санаторием «Святые Горы».


Здоровье, аптеки в Святогорске:

• ул Лесная, 10

• ул.Камышева, проходная госпиталя инвалидов ВОВ Санаторий «Святые Горы»

• ул. Островского, аптечный пункт

• ул. Островского, аптечный отдел в магазине «Продукты»

Медицинскую помощь в Святогорске круглогодично можно получить:

• Городская больница - ул. Островского

• Поликлиника - ул.Лесная

• Госпиталь инвалидов ВОВ - ул.Камышева

Кроме того, пункты первой помощи имеются во всех учреждениях отдыха в период их работы.
Особые рекомендации:

• высокая температура в городе держится с мая по октябрь. Дневные часы с 11.00 до 15.00 людям, страдающим сердечно- сосудистыми заболеваниями, лучше провести в тени или прохладном помещении

• страдающим заболеваниями сердечно- сосудистой системы рекомендуется проживание в зоне произрастания лиственных, а органов дыхания - хвойных деревьев

• посещая пещерные сооружения монастыря, стоит помнить, что температура в них круглый год находится на уровне +15 градусов Цельсия. Поэтому, направляясь на экскурсию в монастырь, обязательно возьмите с собой теплые вещи. Больным сердечно- сосудистыми заболеваниями следует посещать пещерный комплекс только с согласия лечащего врача

• если не разбираетесь в грибах, воздержитесь от их сбора и употребления - «тихая охота» в Донбассе уносит ежегодно несколько десятков жизней

Магазины, рынки в Святогорске:

• В городе два действующих круглогодично рынка, они расположены на ул. Островского и на ул. Шевченко. Летом действует торговая аллея на берегу реки Северский Донец.

• магазин хозтоваров - ул. Героев Сталинграда, 12

• автозапчасти - на рынке по ул.Шевченко

• «Продукты» - ул.Островского, 54

• «Элит» - ул.Островского, 53

• «Мрия» - ул.Островского, 11

• «Продукты» - ул.Островского, б/н

• «Паляница» - ул. Куйбышева, 1

• ул. Шевченко, 41

• ул. Пионерская, 5

• ул. 1 Мая, 86

• ул. Куйбышева, 53

• ул. Комсомольская, 35


Достопримечательности
Дуб Камышева, Святогорск
На развилке дорог ведущих направо — к горе Фавор и Николаевской церкви, прямо — к Всехсвятскому скиту, налево — к памятнику Артему и мемориалу героям войны, находится памятник Герою Советского Союза, гвардии лейтенанту Владимиру Камышеву.

Здесь, в Святогорье, чтобы выйти в тыл врага, нужно было незаметно преодолеть семь линий обороны. А каждая линия — это окопы, колючая проволока и мины. Помимо всей положенной в таком случае амуниции, корректировщик берёт с собой на задание радиостанцию, которая в те годы весила около тридцати килограммов. Если артиллерия противника точно поражает цели, то это обычно означает, что в тылу находится корректировщик. Его можно обнаружить по следующим причинам. Во-первых, он всегда располагается на возвышенности, в точке с хорошим обзором. Во-вторых, у него есть радиостанция, зная ее частоту, легко определить местонахождение передатчика. И, наконец, квадрат, в котором располагается корректировщик, не обстреливается.

Когда становится понятно, что управление огнем противника ведется из их тыла, начинается прочесывание леса. Принимать бой в такой обстановке не имеет смысла. Это, как правило, заканчивается либо пленением или гибелью корректировщика. Но есть еще выход вызывать огонь на себя… Так поступил и Владимир Камышев 17 июля 1943 г. в своем последнем бою. Прямым попаданием снаряда дуб был разрушен, герой погиб. Три десятка немецких солдат, пытавшихся захватить Камышева в плен, тоже нашли свою могилу под этим деревом.

Памятник на месте последнего боя Владимира Камышева был установлен вскоре после окончания войны. Небольшой обелиск соседствовал с разрушенным деревом. В 1970 г. состоялось перезахоронение праха героя на месте гибели, а в 1972 - 1985 гг. проведена реконструкция памятника, во время которой он приобрел современный вид.


600-летний Дуб
Старинному дубу, полное название которого дуб обыкновенный или черещатый, более 600 лет.

Диаметр ствола этого уникального дерева около двух метров. Его могут обхватить 4-5 человек. Высота 29 метров. Ширина кроны - 21м на 20м.

На территории Восточной Украины это единственное дерево старожил. При благоприятных условиях дуб может прожить более 1000 лет.

Находится этот дуб в Святогорской Дубовой Роще.


Святогорская Свято-Успенская Лавра
На территории лавры находится гостиница для паломников. Там можно бесплатно находиться на протяжении трех дней (заплатить лишь 5 грн. за белье) и два раза в день питаться. Также у подножья горы, близ лавры, расположены магазины и кафе.

График работы Свято-Успенской Лавры: без выходных. Начало богослужения - 6:00. Проводятся экскурсии с 9:00 (кроме религиозных праздников)

Требования к одежде:

• женщинам нужно быть одетыми в юбки и платки (желательно, чтобы плечи, руки и ноги тоже были прикрыты)

• мужчинам запрещены майки и шорты
В помощь паломнику:

Ежедневно в 6.00 в Свято-Успенской Святогорской Лавре читаются утренние молитвы и Полунощница.

После Полунощницы служится соборный молебен с акафистом почитаемым святым:

• Вторник - акафист святителю Николаю

• Среда - Божией Матери (Покрову и Успению попеременно)

• Четверг - преподобному Иоанну Затворнику

Кроме того, ежедневно в 14.00 служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия).

Каждую субботу в Свято-Успенской Святогорской Лавре служится панихида по усопшим.

В воскресные дни (кроме дней, когда происходит Всенощное бдение), после окончания вечернего богослужения, служится соборный молебен перед иконой Святогорской Божией Матери.

В дни Великого Поста по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

В Покровском храме обители ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри.

Особо торжественные богослужения происходят в престольные дни Свято-Успенской Святогорской Лавры:

• 30 июля - в честь Святогорской иконы Божией Матери, что находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре. В этот день совершается Крестный ход вокруг обители с чудотворной Святогорской иконой Пресвятой Богородицы.

• 24 августа - Преподобного Иоанна, Затворника Святогорского. Крестный ход с иконой и мощами прп. Иоанна вокруг обители.

• 28 августа - Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В честь престольного дня совершается Крестный ход вокруг Успенского собора.

Братия монастыря ежедневно встречает всех паломников, приезжающих в обитель, предоставляет бесплатный обед и паломническую гостиницу.

За дополнительной информацией можно обращаться по телефонам обители:

062625-30-24, 062625-34-24, 062625-30-20 Адрес: 84131, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 1


Престольные праздники и чтимые дни Святогорской обители:

• 25 января - Святой мученицы Татианы

• 18 февраля - Дивногорской иконы Божией Матери

• 30 марта - Преподобного Алексия, человека Божия

• 21 мая - Преподобного Арсения Великого. Совершается Крестный ход в Арсеньевский скит

• 22 мая - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Совершается Крестный ход к Николаевской церкви, что на Святой Скале

• 24 мая - Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

• Первое воскресенье после дня Святой Троицы - День Всех святых

• Второе воскресенье после дня Святой Троицы - День Всех святых, в земле Русской просиявших

• 7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

• 12 июля - Святых славных и всехвальных правоверных апостолов Петра и Павла, крестный ход к месту бывшей древней церкви апп. Петра и Павла

• 15 июля - Ахтырской иконы Божией Матери. Крестный ход к месту разрушенной церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери, где стоял больничный хутор

• 21 июля - Казанской иконы Божией Матери

• 1 августа - Преподобного Серафима Саровского. Крестный ход на гору "Фавор" к месту взорванной Преображенской церкви

• 19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

• 20 августа - Святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832)

• 26 августа - Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

• 15 сентября - Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских

• 21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии

• 4 октября - Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

• 14 октября - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Крестный ход вокруг Покровской церкви

• 4 ноября - Казанской иконы Божией Матери

• 10 ноября - Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

• 6 декабря - Святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703)

• 13 декабря - Апостола Андрея Первозванного

• 14 декабря - Праведного Филарета Московского

• 17 декабря - Святой великомученицы Варвары

• 19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца




Свято-Успенская Лавра XV-XIX века.
Чертеж Святогорского монастыря, сделанный арх. Иоилем в 1679 г.

Самое первое письменное упоминание о местности "Святые Горы" относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту - Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства. "Книга Большого Чертежа" (1547 год) указывает: "От устья реки Оскола на Донце, с крымской стороны, Святые Горы". Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи 1555 года: "И как воеводы пришли верх Мжи и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским Украинам". В Никоновской летописи, в росписании Донецких сторож князя Воротынского, в 1571 году упомянута "5-ая сторожа Святогорская".

По древнему преданию "Святое место", находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Еще в XIX веке там были видны следы батареи, а в Святогорском Синодике 1710 года упоминается монах-пушкарь Иаков.

Свидетельством того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграблениям, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей, которые всегда в трудные для монастыря минуты обращались за помощью к русским государям.

Из жалованной в 1620 году грамоты известно, что Государь Михаил Федорович "пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег".

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: "Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам". Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название "Великий Перевоз" и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название "Посольский шлях". В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Следует заметить, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкесы приходили туда на покаяние и богомолье.

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, кельи внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков - одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов - такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно - кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это - сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятой Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. - новый каменный Успенский собор.

В XVIII в. уменьшилась опасность со стороны татар: 1737 г. - дата последнего, известного нам кочевнического погрома. Но мирная жизнь в монастыре нарушалась уже другими бедствиями - моровая язва приносила опустошения не менее значительные, чем татарские набеги. Между тем, несмотря на неблагоприятные условия, монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи.

Некоторые из настоятелей обители славились своей образованностью и состояли членами Духовной Консистории, даже занимали епископские кафедры. Например, архимандрит Иларион Григорович, настоятельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом Крутицким и стяжал в Москве славу благодатного святителя.

Из Святогорских настоятелей XVIII в. особенно замечательными были архимандриты Фаддей Кокойлович (1738 - 1758 гг.) и Рафаил Мокренский (1758 - 1765 гг.). По свидетельству монастырского летописца, при этих настоятелях Святые Горы снова процвели духовными подвигами иноков, которые, подражая древним подвижникам и отшельникам, жили в одиночных пещерах, скрытых между меловых гор.

Кроме того, архимандрит Фаддей Кокойлович, известный своей ученостью, указом Святейшего Синода в 1741 г. был направлен в Москву для участия в исправлении славянского перевода Библии.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический - Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в ("Святом месте") разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

О первоначальной истории подземного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утерян. Обретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, - так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия.

Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит), предизбранного новыми владельцами Святогорского поместья, Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными.

Татьяна Борисовна и Александр Михайлович Потемкины, владельцы Святых Гор

В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом - больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

В 1879 г. старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и поражают своим качеством даже опытных фотографов.

Не была скудна Святогорская Пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 г. вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его. Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: "Хорошо, как в Святых Горах". Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов.

За время настоятельства архимандритов Арсения и Германа обитель процвела "яко крин сельный" и стала одной из благоустроенных и богатейших обителей края. Был обновлен древний храм святителя Николая в меловых пещерах, переосвященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, а также Никольский храм на скале; обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских; воздвигнуты величественный Успенский собор, Покровский храм с колокольней, двухэтажный Преображенский на одной из гор, которая называлась "Фавором", скит с храмом прп. Арсения Великого на "Святом месте", Ахтырская церковь на больничном хуторе и Спасов скит на месте крушения царского поезда в 1888 г. возле станции Борки. В 1861 г., после смерти архимандрита Арсения, братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия - покровителя почившего настоятеля (имя Алексий он носил до пострижения в монашество).

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери "Неопалимая Купина", а в селе Высочиновка (около 300 км от Святогорской пустыни) старанием отца Германа устроен отдельный Высочиновский Казанский мужской монастырь, получивший своего настоятеля из числа Святогорской братии. Кроме того, в селе Екатериновка находилось монастырское подсобное хозяйство с церковью в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В XIX в. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России.

9 августа 1861 г. Святогорская пустынь торжественно принимала Высочайших особ - Императрицу Марию Александровну с Детьми. Гостей у святых Врат встречал игумен Герман с братией со свечами в руках.

В эти дни, с 9 по 12 августа, Государыня с Детьми посетили многие монастырские храмы, а также скит преподобного Арсения Великого. 12 числа, в субботу, в Иоанно-Предтеченской церкви Они слушали Божественную Литургию, за которой причастились Святых Христовых Тайн.

В тот же день, в 4 часа пополудни, для довершения великой радости братии обители и народа в Святые Горы прибыл Император Александр II. Государь с Семейством посетил несколько храмов монастыря и пещеры.

13 числа, в воскресенье, Их Величества и Их Высочества слушали Божественную Литургию в домовой церкви господ Потемкиных, которую совершал соборне отец игумен. По окончании Литургии Государь вручил отцу Герману золотой Крест, украшенный алмазами и изумрудами. В этот же день Император с Семейством отбыл в г. Харьков. Но и после отъезда Государь Александр Николаевич и Государыня Мария Александровна неоднократно осыпали Святогорскую обитель Своими дарами. О впечатлении, произведенном на Августейших Особ Святыми Горами, можно судить по словам Царя-Миротворца Александра III: "Матушка очень любила Святыя Горы и часто их вспоминала". Впоследствии архимандрит Герман неоднократно встречался с Царскими Особами и был удостоен от Них многих наград.

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте. Впоследствии многие из них были награждены за заслуги во время военных действий наперсными крестами и орденами.

"Великий перевоз" у с. Богородичное близ монастыря




Святогорская обитель конца XIX века


Свято-Успенская Лавра в Советское время.
Пещерный комплекс 30-хх гг.: Музей антирелигиозной пропаганды

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. Для братии обители отнятие церковных ценностей местными властями, большевистские грабежи и убийства были совершенно неожиданным и ошеломляющим событием. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители. Возможно, что для настоятеля с братией недолгое, но губительное пребывание большевистских отрядов казалось уже чем-то прошедшим, что никогда не должно вернуться, о чем можно только вспоминать, как о страшных минутах, но - судьбы Божии неисповедимы. Архив сохранил до наших дней АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ О ЗЛОДЕЯНИЯХ БОЛЬШЕВИКОВ.

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в соответствующем коммунизму духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Наступил долгий период запустения и осквернения святой обители. Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола - самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в "Святом месте", Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

После насильственного изгнания из обители, сопровождавшегося побоями и убийствами, оставшиеся в живых братия поселились в близлежащих селах, а небольшая часть перешла жить ко Всехсвятской кладбищенской церкви. Другие нелегально поселились в соседнем г. Славянске, причем некоторые из них взяли на себя подвиг юродства, под прикрытием которого им удавалось распространять в народе душеполезные сочинения с предсказаниями о падении антихристовой власти и восстановлении Святогорской обители. Один из перенесших гонение монахов, иеродиакон Авраамий (впоследствии архидиакон),11 с 1913 года вел личный дневник, в который заносил как исторические события своего времени, так и свои размышления. Часть этого дневника (1930-1962 гг.) сохранилась до наших дней и передана в архив Святогорского монастыря.

С образованием в 1922 году на территории Святогорской обители Дома Отдыха и санатория пещеры и пещерные храмы также испытали на себе разорительную руку новой власти. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под "комнату пыток": ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса - за дыбу. В перечне предметов, принадлежавших этому музею, упоминаются Евангелие и прочая похищенная богослужебная утварь, и даже восковые статуи монахов. Можно предположить, что восковые фигуры черноризцев призваны были служить наглядными примерами якобы инквизиторского духа православного монашества. Причем попасть в "музей нездоровых фантазий" можно было только проследовав с культработником по пещерам, "украшенным" плакатами с изречениями К. Маркса, Ленина и прочих безбожников.

Ко времени существования этого музея относится один интересный рассказ, записанный со слов самого очевидца. В 1932 году, будучи на экскурсии в упраздненном Святогорском монастыре и поднимаясь вместе с культработником на высокую гору, он остановился передохнуть на одной из площадок, когда вдруг взорам его открылась икона Царской Семьи, размером приблизительно 2 кв. фута.

Государь Николай, II изображен в коронационной порфире-мантии, в окружении всего Семейства. Над головами всех - нимбы святых. Это была исключительно прекрасная работа, безукоризненно выполненная хорошим художником. Смотря на эту икону, никто не сказал бы, что это - кощунство. Культработник начал пояснять: "Вот царь, обычный человек и грешник, но его еще при жизни считали божеством и при старом режиме этой иконе поклонялись". Услышавший это очевидец ответил ему: "Я был здесь в 1917 году, и этой иконы здесь не было", - чем привел в замешательство незадачливого гида, который поспешил перейти к следующему пункту безбожной пропаганды - показу восковых фигур, изображавших "монашеские оргии" и прочее. Несомненно, что икона эта столь прекрасной работы была создана почитателем Царской Семьи и служила определенно не тем целям, которых добивались советские идеологи.

В годы Великой Отечественной войны все экспонаты музея исчезли, как и его руководитель Наталушко О.Г., репрессированный сталинским режимом.
Свято-Успенская Лавра сегодня.
В 1992 году была вновь открыта Святогорская обитель. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры - "культуры", позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора. Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

Много пережито, много совершилось. Возродилось богослужение и монашеское пение, реставрируются храмы и корпуса, открыт после 70-летнего запустения Свято-Успенский собор - украшение обители. В 1992 году, 4 октября, крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыня - Святогорская икона Божией Матери. Другое, не менее важное как для монастыря, так и для всей Украины, событие произошло 24 августа 1995 года: Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский Чудотворец.

Прошедшие годы являются периодом становления возобновленной обители, формирования внутреннего уклада монастырской жизни. Основная трудность заключается в том, что была утрачена преемственность старых монастырских традиций, поэтому вновь пришедшей братии приходится их заново созидать и укреплять. Первые годы, конечно же, были особенно сложными, но желание братии спасать свои души и трудиться во славу Божию оказалось, действительно, настоящим и угодным Богу и Царице Небесной - Игумении монастыря. Вместе с внешним возрождением обители много стараются братия и о внутренней, духовной жизни.

Центральное место в жизни любого монастыря занимает богослужение, так как молитва - это первая обязанность монаха.

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду - Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг - преподобному Иоанну Затворнику. В субботу - панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения - соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов - святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Братия обители, которых уже около 120 человек, исполняют самые различные послушания. Они трудятся в столярной, пошивочной мастерских, кузне, пекарне, пасеке, огородах, в саду, на просфорне, братской и паломнической трапезах, в гаражах, экскурсоводами и на других послушаниях.

Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители вновь зазвонили колокола, которых сейчас 17 на большой колокольне. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше - 4 т, 2 т, 1 т, 500 кг и малые. Звонарями Лавры уже освоены мелодии 25 звонов. Еще есть свои колокола в Никольском храме на Святогорской скале, в деревянном Всехсвятском храме, в скиту преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и в церкви села Богородичное. В целом на колокольнях Святогорской Лавры собрано 54 колокола.

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский Владимир в сослужении пяти архиереев совершил его освящение. Со временем собор украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте, и двенадцатью вызолоченными паникадилами.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство - неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория "Святые Горы" жилые и хозяйственные строения. После этого события Высокопреосвященнейшим Иларионом, митрополитом Горловским и Славянским, на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви был подан рапорт о присвоении Святогорскому монастырю статуса Лавры. Ходатайство было поддержано и одобрено членами Священного Синода, духовенством и верующими Донбасса, а также Донецкой областной государственной администрацией, которая оказывает активное содействие канонической Православной Церкви в деле возрождения духовности, восстановления поруганных святынь.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры. Торжества по случаю присвоения Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры прошли 24-25 сентября 2004 года.

Кроме строительства и реставрации храмов на территории монастыря обитель, благодаря помощи благотворителей, заботится о восстановлении храмов в соседних селах. 19 февраля 2005 года по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, управляющего Горловской епархией в с. Богородичное Краснолиманского р-на освящён храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с нижним храмом в честь преподобного Сергия Радонежского).

10 ноября 2005 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о назначении викарием Горловской епархии наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения (Яковенко) с возведением в сан епископа. 5 декабря в Успенском соборе Святогорской Лавры архимандрит Арсений был возведен в сан епископа Святогорского, викария Горловской епархии.


Пещерный комплекс Лавры.
Пещерный комплекс является древнейшей частью монастыря. Протяженность его более 800 метров. Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам - не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI - началу XII века.

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

Бытует очень популярное мнение о тайном пещерном ходе из скалы к реке или даже на левый берег реки Донец. Достоверных источников, подтверждающих это, не найдено. Тайный ход к Донцу действительно мог существовать. Но так как он имел исключительно оборонное значение, то о его наличии могли знать очень немногие.

В этих меловых пещерах в течение 17 лет, практически безвыходно, жил и молился Св. преподобный Иоанн Затворник. Его келья находилась рядом с пещерной Николаевской церковью. До настоящего времени она не сохранилась: мел - мягкий камень, и за всю историю монастыря зафиксировано много случаев обрушения меловых сооружений. Поэтому сегодня вопрос сохранности пещер - один из самых актуальных.

В километрах двух к западу от Святогорской Лавры, недалеко от берега Северского Донца, сохранился пещерный монашеский скит. Возможно, таких скитов сохранилось еще несколько по высокому меловому правому берегу Донца, и с такого скита начиналась и сама нынешняя Лавра.

Вход в пещеру находится посредине высоты левого ската большого яра, спускающегося к реке. Ко входу пещеры когда-то были прорублены ступени, ныне уже полностью разрушившиеся и превратившиеся в крутой откос, покрытый меловой крошкой. Вход пещеры таков, что через него может проползти на четвереньках только один человек. И если это был непрошенный гость, то он мог быть сразу же здесь остановлен и своим телом мог закупорить вход. Через метра два от входа высота пещеры резко поднимается до двух метров, человек может встать в полный рост. В этом месте справа и слева находятся помещения. Чуть дальше по ходу пещеры находятся входы в эти помещения размером примерно два на три метра. Одно из помещений имеет два входа в основной коридор. Сразу за этими входами пещера поворачивает направо под 90 градусов и с ощутимым наклоном уходит вниз в сторону реки. Длина коридора - метров сорок. После изгиба коридор разветвляется на два, один из которых в данный момент заканчивается завалом, а второй приводит в три помещения. Скорее всего, два предназначалось для моления (судя по остаткам алтарей), одно для жилья. Каждое помещение имеет отдельное вентиляционное отверстие небольшого размера (может проникнуть только рука), уходящее под наклоном на поверхность. В двух помещениях существовало по имеющимся признакам еще выходы на поверхность или же продление коридора с другими комнатами. Сейчас эти места завалены и труднодоступны. Объект очень интересен, но к сожалению из-за открытого доступа сильно попорчен жаждущими увековечить свое маленькое имя


Покровская Церковь.
Во времена расцвета Святогорского Свято-Успенского монастыря, до событий 1917 года доступ в обитель осуществлялся по старому, ныне не существующему мосту. Все входящие в монастырь видели сначала Покровскую церковь, являвшуюся как бы лицом обители.

При формировании архитектурного ансамбля Святогорского монастыря использовались проектные разработки известного российского архитектора, автора проектов храма Христа Спасителя, Кремлевского дворца в Москве Константина Тона. К числу его выдающихся произведений можно причислить и Покровскую церковь Святогорского монастыря. Построена она в 1850 году на средства монастыря и графа Потемкина.

Над зданием церкви возвышается колокольня, построенная в классическом стиле. Накладные колонны строго цилиндрической формы, купол без граней, основанием вписывающийся в окружность и строгие архитектурные профили под ним - вот основные признаки классицизма.

Известно, что звуки хорошо разносятся над водой, так что не удивительно, что вдоль Донца звон на колокольне Покровской церкви слышен и за десять километров. В барабане колокольни были встроены часы, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином.



Церковь Николая Чудотворца.
Церковь Николая чудотворца принадлежит XVII веку. Простота, и вместе с тем изящество линий, обуславливают красоту этого произведения искусства.

Говорят, во времена, когда здесь только зарождалась обитель; в старой Николаевской церкви, той, что в глубине утеса, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным, и является одной из главных святынь монастыря. С этим столбом связано поверие, что его мел помогает от зубной боли. Но для этого необходимо взять и погрызть столб! Через некоторое время, в результате такого лечения, пришлось обложить изрядно похудевший столб кирпичом, чтобы не обрушились перекрытия.



Церковь Антония и Феодосия.
Сохранились остатки пещерной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это сооружение относят к периоду зарождения христианской жизни в Святых горах. Ископано оно было не позднее конца XV века. Древнейшая история храма неизвестна. Он использовался монахами до конца XVIII века и впоследствии был заброшен.

За 56 лет запустения монастыря, храм занесло землей, и даже место его расположения было забыто. После восстановления обители в 1844 году, монах Феофил несколько раз на этом месте видел ночью свет, идущий как бы из-под земли. Поиски его источника не к чему ни привели. Тогда обратились к старожилам здешних мест, и один 100-летний старец, впоследствии монах Мафусаил, из села Богородичного вспомнил о древней заброшенной церкви. Она была отрыта, расчищена, и освещена во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это был небольшой храм, находящийся в глубине скалы, состоящий из маленького помещения для проведения служб, и нескольких прилегающих к нему пещерок с могилками. На поверхности, при входе в церковь, было расположено кладбище благодетелей обители. На нем были похоронены весьма известные фамилии, - Куракины, Платовы, Голицыны, Юсуповы, Иловайские. Было здесь место и для супругов Потемкиных, - но судьба распорядилась иначе: они похоронены недалеко от Петербурга.

Скит Антония и Феодосия


Успенский Собор.
Успенский собор является главным храмом обители. Возведен он в 1859-1868 годах по проекту Петербургского академика А.М. Горностаева.

Это наиболее монументальное сооружение монастыря сочетает в себе элементы русского и византийского архитектурного стиля. Золотые купола Руси... Кто не слышал этого выражения! Но это не только поэтический образ. Не медью, не латунью, а именно золотом, и, притом, золотом самой высшей, 999, пробы покрывают купола. Для этого используют так называемое сусальное золото. И нет более красивого зрелища, чем золотые купола церквей, сияющие под солнцем!

Купол храма это не просто символ и украшение. В давние времена, когда христианство только зарождалось, на три века Римский император загнал христиан в катакомбы. Но катакомбы - это полукруглые своды. Здесь сложилась культура подкупольного пения, ведь в языческие времена пели не в самом храме, а около него. Когда же христиане вышли на поверхность, оказалось, что в античной церкви петь нельзя. Не поется. Тогда и вспомнили о куполе, ведь его знали и раньше. Словно бы извлекли из-под земли катакомбный свод и поместили его на базилику.

Скит Всех Святых Земли Русской.
Некоторым монахам жизнь в монастыре казалась слишком оживленной: множество паломников, пышные церковные службы - все это не давало им сосредоточиться на духовной жизни. Для таковых, к юго-востоку от Святогорской Лавры, в живописном меловом ущелье, был создан, удивительный по своей красоте, деревянный Скит Всех Святых.

Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются "особно" - в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии "метания камня", то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту совершались только по воскресеньям, в отличие от ежедневных литургий в монастыре. В будни скитяне практически не покидали своих келий. Жизнь скита наиболее соответствовала идеалам древнего отшельничества.

Деревянный храм, обнесенный частоколом - пожалуй, самое необычное из сооружений Святогорья. Это - Всехсвятский скит, или правильнее - Скит Всех Святых Земли Русской. Сейчас здесь уже живут монахи. К сожалению, попасть на его территорию можно только четыре раза в год - в скит удаляются, прежде всего для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром.

Скит Всех Святых возводится на месте скита Св. Арсения, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Был у монастыря еще один скит - близ станции Борки на территории современной Харьковской области, основанный на месте железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., во время которой чудом осталась в живых возвращавшаяся из Крыма царская семья.



Часовня Андрея Первозванного.
Именно об этом месте святитель Филарет сказал: "Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?.." Для этого и была создана эта часовня.

Часовня, это как бы маленькая частица храма, но, в отличие от церкви, не имеющая ни алтаря, ни престола, - здесь служатся только молебны.

Брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, - Андрей Муравьев, - часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его ангела - Андрея Первозванного - и была освящена часовня.

Часовня Андрея Первозванного также, по расположению, называется "Верхний павильон паломников". Поднимаясь по Кирилло-Мефодиевским сходам, они выходили на эту площадку и, естественно, останавливались взглянуть на великолепный пейзаж, открывающийся отсюда.



Преподобный Иоанн Затворник Святогорский († 1867).


Икона Преподобного Иоанна Затворника Святогорского


Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его благочестивому желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета.

С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. С возобновлением Святогорского Успенского монастыря в 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, возглавляемая казначеем иеромонахом Арсением, перешла на жительство в восстанавливаемую обитель Божией Матери. Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Вот как передает А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, описание быта его скромной келии: "Представьте себе, читатель, тесную и низкую келью, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера кельи резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет в его кельи была устроена печь - прим. авт.). Все убранство кельи составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн… в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам…

Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца".

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь еще при земной его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти по воле настоятеля тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор Ахтырской Божией Матери, где 24 августа 1867 года мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней.

24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного - 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до 10000 паломников.

Крест и могила Иоанна Затворника Святогорского


Часть дневника иеродиакона Авраамия (1930-1962гг.).
1931 г. Июнь 16 Сегодняшним днем закрыли нашу Всехсвятскую Банно-Татьяновскую кладбищенскую приходскую церковь. Во вторник 16-го числа мы порану отслужили последнюю Божественную Литургию, а на другой день, в среду, к вечеру все было сделано: церковь уже стояла пустая и без крестов. Нас, причт церковный и священнослужителей свободно отпустили со своими вещами. И мы, надев сумочки, разошлись кто куда. Прожив в поле 9 лет, в последнее время втроем обслуживая сей считавшийся приход после ликвидации монастыря.

1935 г. Январь 17 Исторические заметки...

В 1917 г. Октября 17 после тяжелой для всего земного шара войны 1914 г. мировой котел выварил очередные свои дела. Вспыхнула революция. Тогда матушка, Святая Русь, содрогнулась и пошла неописуемая катастрофа: сильные били и грабили слабейших, долго не понимали друг друга. Как при вавилонском столпотворении. В этот-то период умерла в мучительной агонии и наша святая обитель. Но прежде чем умереть приняла много горьких болезней и мук... Разные организации с оружием в руках по-своему расправлялись, расхищая... Различно, не единовременно... забрали церковные ценности, богатства, инвентарь, скот, коров, лошадей и все без остатка. Умерло от оружия 17 иноков, различно мученически пострадавши. Когда уже ничего не оставалось для нас нашего, к средству существования, тогда и нам сказали: "Уходите! На все четыре стороны, кому куда угодно. Вот вам 3 дня сроку". И мы, собрав незатейливые пожитки, надев сумки, пошли. Это было 1922 г. месяца июля 8 дня. Солнце светило и грело равнодушно, как оно действует сейчас - до и после, а мы скитаемся в рассеянии, где и как кто может, и очень мало уже нас осталось.



Июля 1 1942 г. ...Состоялось в городском Троицком соборе г. Славянска заседание... монашествующих (находящихся в г. Славянске) под председательством благочинного прот. Константина Ружицкого... о восстановлении святой Святогорской обители. Восстановили пока как приход, и организовали из числа братии 4 человека для начала там богослужения... При сем был указан заочно заместителем настоятеля игумен Михаил.

Июля 4 1942 г. Переступив порог матери, святой обители, мы нашли ее в полном беспорядке: так как последнее время тревожно; наспех хозяйствовал и эвакуировался Дом Отдыха, а затем Красная Советская Армия и, наконец, немецкое пребывание военных частей, которые ушли лишь за день до нашего прихода. Мы изумились: так как все корпуса и храмы были открыты... царили мертвая тишина, повсюду разбросаны столы, стулья, койки и прочие военные принадлежности обеих сторон - снаряды и патроны; все валялось под ногами. Прежде всего мы посетили Божии храмы, которые сохранили лишь наружный свой вид (хотя и не вполне), в некоторых местах они были контужены снарядами Красной Армии. В каждом храме мы пели храмовый тропарь. Голоса наши дрожали, чувства радости и печали давили наше сознание, и мы с трудом, сквозь слезы, оканчивали Богу хвалебную песнь... Облюбовав храмы Божии, мы нашли более всего подходящим бывшую трапезную церковь. По прибытии вскоре иеромонахов Мелитона и Севастиана навели некий там порядок и на третий день служили обедницу... и начали неупустительно богослужение.

Сентябрь 12 1942 г. Все аллеи и дорожки позаросли бурьяном, да не каким-нибудь, а в рост человека... водится всякая нечистота, всюду мусор, разруха, пустота. В храмах и корпусах, где все раскрыто, сломано, разбито, днем и ночью хозяйствует злодейская рука. Жители близлежащих сел довершают разруху до конца, унося все: мебель, полы, двери, окна, все, что только можно поднять. Мы являемся только зрителями наглых действий преступников, и остановить все сие не в нашей силе.

Декабрь 19 1942 г. ...Живем, везде неустройство, всюду пустошь, многое требует приспособления к существованию, а поэтому каждому из нас приходится работать за троих, а в особенности много время тратится на устройство нашего храма, ибо в нем нет ничего: ни икон, ни иконостаса, престола, жертвенника и прочего благопотребного для богослужения. Все это при помощи Божией мы сами своими силами, при старании особенно иеродиакона Дамиана и при посильной помощи прихожан мы почти как нашли возможным закончить... При всем этом не опуская еще ежедневного богослужения. И так тяжело, утомительно и неудобно. Проходя работы и спеша на все богослужения, а также случающиеся на стороне требы [чувствую], совсем теряется молитвенное настроение, с усталостью физической и моральной.

Январь 19 1943 г. В сей святой день праздника Святого Крещения... после Божественной Литургии, которая закончилась в 11 ч. дня, обычным порядком вышли на реку Донец, где прекрасно был изготовлен вырубленный крест, ибо лед был очень толстый. Во время погружения креста гражданские власти в виде охранявших рот сделали из винтовок много кратких залпов - подобающий празднику салют. Таким образом, более 20 лет наветающаго зде Сатану и все его действия ныне попрали под нозе. Молящихся было довольно...

Март 17 1943 г. По прибытии сего числа нашей боевой Красной Армии немцы оставили свои позиции, т.е. монастырь, будучи вытеснены нашими бойцами, но недельки через три они снова оправились и вновь заняли старые позиции. Завязались сильные жестокие бои. Немцы сидели на опушке верха гор, а наши жестоко отбивались, находясь в самом монастыре, скрываясь в его крепких стенах. Таким образом, мы очутились между двух нестерпимых огней. Не было промежутков, чтобы не бухали разнокалиберные орудия, не трещали пулеметы с обеих сторон... В таком безвыходном положении мы пробыли более 2-х недель...

Наконец, в 12 ч. ночи к нам постучались трое вооруженных военных и повелительно сказали: "Сейчас же как стоите, уходите отсюда!"... утром дали нам 15 минут для сбора, что мы могли с собой взять? Что на себе, то и взяли, а остальное осталось там на разграбление - как наши пожитки, так и все церковное вместе... Мы взяли, что могли и немедленно под обстрелом стали переходить Донец. Переправы никакой не было, лед снарядами... по всему Донцу пробитый, вода уже выступила в берегах, и лед подняло, идти нельзя было. Нас толкали; некоторые братья посмелее, попробовали и выкупались, я, сообразив, что только благополучно можно пройти берега по доскам, наскоро их устроил, и благодаря этому я только не скупался. Таким образом мы очутились все на льду, под ногами была бездна пучины глубокаго Донца, а сверху рвались снаряды и свистели немецкие пули. Таким образом мы очутились между небом и водой, градом пуль и снарядов. Но милосердие Божие, не хотящее смерти грешника, пощадило нас от лютой и позорной смерти... Вскоре мы с трудом... можно сказать, благополучно пробрались в с. Банное. Таким образом, кончилось страдание и наша оседлость, началось странствование... Как только отодвинулся фронт, я первым делом навестил мать, святую обитель.

Что она представляет ныне собой, трудно описать, это надо видеть ее, израненную, бедную, опустошенную, видеть сгоревшие корпуса, груды кирпича, зияющие пробоины стен, храмов. Судьба играет на ней свою потеху. Бедная, и вид неузнаваем носит она на себе, кажется, само здание жалуется: "Посмотрите, терплю все, и не знаю, оправлюсь ли когда от этого недуга". Такое безгласное заявление в настоящее время справедливо; только свыше что может быть, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии".
После окончательного закрытия обители немногочисленная братия рассеялась по окрестным селениям. Отца Авраамия через время определили в г. Славянск к церкви Всех святых, а после того, как храм закрыли, он снова скитался, пока не был зачислен в штат Троицкого собора диаконом и псаломщиком. Жил в одиночестве, снимая квартиру, но имел многих духовных чад, по свидетельству которых являлся истинным рабом Божиим и подвижником благочестия. Скончался 26 апреля 1965 г.
Национальный природный парк "Святые Горы", Святогорск

Национальный природный парк "Святые горы" - национальный природный парк, расположенный в северной части Донецкой области Украины, в Славянском (11957 га), Краснолиманском (27665 га) и Артёмовском районах. Создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины № 135/97. Парк в основном протянулся вдоль левого берега реки Северский Донец с большими выступами на правом берегу.

Природное значение:

В парке находятся меловые горы, на которых сохранились редкие растения древности, например, сосна меловая, сохранившаяся с доледникового периода.

В 2008 году меловые горы на территории национального природного парка "Святые горы" попали в Top-100 всеукраинского конкурса "Семь природных чудес Украины".

Общая площадь парка - 40589 га, из них в собственности парка находится 11878 га.

Флора: общее количество видов растений, произрастающих на территории парка - 943, из них 48 занесены в Красную книгу Украины. Охраняется растительность долины реки Северский Донец: реликтовые боры сосны меловой, реликтовые и эндемические растительные группировки на отслоениях мела, байрачные леса, степи, луговая и болотная растительность заплав. Флора насчитывает 20 эндемических видов.

Фауна: на территории парка живут 256 видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу Украины. Фауна насчитывает 43 вида млекопитающих, 194 - птиц, 10 - пресмыкающихся, 9 - земноводных, 40 - рыб.

Историческое значение:

На территории парка находится 129 объектов археологии (от палеолита до средневековья), 73 памятника истории. В 1980 году на нынешней территории парка был основан государственный историко-культурный заповедник. Основу комплекса памятников заповедника составляет - Свято-Успенская Святогорская лавра (основана в XIII - XVI веках, статус лавры получила в 2005 году), расположенная на скалистом правом берегу Северского Донца. К комплексу исторических памятников также относится монументальная скульптура Артёма работы И. П. Кавалеридзе. Рядом с памятником находится Мемориал Великой отечественной войны.

На территории парка построены шоссейные и железные дороги, расположен ряд населённых пунктов (в том числе - город Святогорск). C юга к территории парка примыкает город Славянск.

Состав.

В состав Национального природного парка "Святые горы" включены следующие особо охраняемые природные территории:

• ботанический памятник природы общегосударственного значения "Маяцкая дача"

• лесной заказник местного значения "Урочище Сосна"

• лесной заказник местного значения "Пойма-1"

• памятник природы "Дуб"

• Дендропарк Маяцкого лесничества

• орнитологический заказник местного значения "Болото Мартыненково"

• общезоологический заказник местного значения "Чёрный Жеребец"

• ботанический заказник местного значения "Ландыш"

• ландшафтный заказник местного значения "Подпесочное"

• ландшафтный заказник местного значения "Чернецкое"

• гидрологический памятник природы местного значения "Озеро Чернецкое"

• "Сосновые насаждения"

• памятник природы "Тополь"

Река Северский Донец.
Река Северский Донец (исторически правильное название - "Сиверский" - от слова Сиверко, северный, холодный ветер) - правый приток Дона; берёт начало в Белгородской области, примерно в 50-60 км северо-восточнее Белгорода.

Пересекает государственную границу между Украиной и Российской Федерацией около г. Волчанск Харьковской обл. В границах Украины протекает по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей. Характер течения - равнинный, спокойный; практически на всём протяжении протекает в лесистой местности (вернее - питает пойменные леса своими водами). Имеет множество заток и отделившихся озёр-стариц. Сток зарегулирован двумя крупными водохранилищами: Белгородским (от Белгорода почти до государственной границы) и Печенежским (от Волчанска до Печенег). Значительные притоки - правые: Оскол, Айдар, Деркул; левые: Уды, Сухой Торец, Лугань. Крупные населённые пункты в зоне протекания: Волчанск, Чугуев, Змиёв, Балаклея, Изюм, Святогорск, Новодружеск, Лисичанск, Счастье. На притоках: Харьков, Купянск, Краматорск, Славянск, Луганск.

Из рыб в реке водятся щука, окунь, судак, лещ, язь, голавль, налим, сом, плотва, краснопёрка. В водохранилищах - карп, карась. В старицах и затоках - линь, золотой карась, вьюн. Леса по берегам пока всё ещё богаты разнообразными грибами. Из живности: норка, ондатра, нутрия, ласка, куница, белка, заяц, лисица, косуля; енотовидная собака, кабан, волк и лось. Из птиц: куропатка, перепел, кулики, бекасы, чибисы, несколько видов уток, серый журавль, лебедь-шипун, аист, вальдшнеп, полярные гуси.

Северский Донец - самая крупная река левобережной Украины. Площадь бассейна реки 989 000 квадратных километров - это в два раза больше, чем Швейцария или Нидерланды. По протяженности река такая же, как Висла или Западная Двина, и почти равна Рейну. Северский Донец - единственная полноводная и единственная пригодная для судоходства река Донбасса. Река, без которой трудно представить жизнь региона. Самое главное значение долины Северского Донца заключается в том, что она представляет собой громадный резервуар пресных подземных высококачественных питьевых вод. Бассейн реки - это 76,5 % водоснабжения Донбасса. За счет речных вод осуществляется водоснабжение Луганской и Донецкой областей. Потребителями речных и подземных вод бассейна Северского Донца являются города и поселки с населением около 7 млн. человек. Вода из Северского Донца по 170-километровому каналу поступает в центральные районы области. Ее пьют жители Донецка, Макеевки, Горловки, Славянска и Краматорска - около половины всего населения региона!

Вода из Донца орошает поля и сады, подается на металлургические заводы Донецка и Макеевки, химические предприятия Авдеевки, Горловки и Славянска.

Пойменные насаждения долины реки отнесены к защитным лесам первой группы и выполняют важную водоохранную задачу. Не зря триста лет назад Петр Первый под страхом смерти запрещал рубить леса в долинах рек.

Получая от природы все необходимое, стоит помнить о бережном отношении к ней. 17 рек, когда-то впадавших в Северский Донец, уже исчезли с лица Земли. Из протекающих по территории области 246 рек 93 % загрязнены. Проблема водообеспечения сейчас уже имеет глобальный характер во всем мире.

Ежегодно десятки тысяч человек поправляют свое здоровье в Придонцовье. Донец был Кастальским источником для Тютчева, Чехова, Бунина, Цветаевой, Немировича-Данченко, Репина... (По древнегреческому сказанию, преследуемая Аполлоном нимфа Касталия бросилась в ручей. Аполлон дал ручью чудесную силу: кто из него пил, становился поэтом).

Северский Донец одна из красивейших рек Украины. Правый берег преимущественно гористый: меловые обнажения обрывом спускаются к воде. Вдоль крутых склонов много оврагов. Левый берег низкий, песчаный, покрыт заливными лугами, многочисленными озерами и старицами, часто прорастает лесом, подступающим к самой воде. Дно реки песчаное, имеются перекаты. Скорость течения 0.5 0.1 м/сек. Глубины на плесах 2.5 10 м, на перекатах в межень до нескольких сантиметров.

Памятник Артему, Святогорск

Другая из вершин меловых гор стала естественным постаментом громадному железобетонному памятнику. Это 22-х метровая фигура Артема (революционера Федора Андреевича Сергеева) по проекту скульптора И.П. Кавалеридзе. Строительство памятника было начато летом 1927 года. Приходится только удивляться, как без средств механизации можно было в такие короткие сроки построить такой монумент. Торжественное открытие памятника состоялось 13 сентября 1927 года. Занимательна история создания монумента. В 1925 году на этом месте стояла небольшая часовня. Советская власть не могла с этим смириться, и было решено установить здесь какой-нибудь памятник. Был объявлен конкурс на лучшее предложение. Проект Кавалеридзе оказался вне конкуренции, но по смете на строительство памятника выделялось только 9 тысяч рублей и не копейки больше… Каково же было удивление жюри, когда архитектор согласился принять в качестве вознаграждения деньги, оставшиеся от сметы после установки монумента! Естественно, от таких предложений не отказываются, и проект Кавалеридзе занял первое место. Стройка началась.

Большая часть работ выполнялась вручную, на террасе монастыря из железобетона отливались части, которые на небольшом грузовичке поднимались на гору, и с помощью обычного автокрана устанавливались на место.

Итак, через два года после объявления конкурса, колоссальный 1000 тонный 22 метровый памятник в стиле кубизма был воздвигнут. И, что примечательно, труд архитектора не остался без награды - от сметы к тому времени еще оставалось 103 рубля… Нелёгкая судьба выпала памятнику: ему пришлось пройти сквозь годы Великой Отечественной войны, быть в гуще сражения и выстоять. Второй памятник Артёму, созданный по такому же проекту, (тридцатиметровая фигура), установленный в городе Бахмут (ныне Артемовск), был разрушен в годы войны. В 1982, 1987, 1993-1997 годах проводились реставрационные работы памятника.

Пусть Кавалеридзе не разбогател на этой постройке, но зато его имя будут помнить до тех пор, пока стоит этот монумент. Так что сейчас этот монумент не только памятник Артему-Сергееву - докеру, грузчику, секретарю облпарторганизации, за всю свою жизни ни разу не побывавшему в этих местах, но и архитектору, создавшему выдающееся произведение жанра монументальной скульптуры.

Этот памятник стал неразрывной органической частью всего комплекса памятников истории и культуры города Святогорска. Постановлением Кабинета Министров от 27.12.01 года он внесен в реестр памятников национального значения Украины. Причем это единственный в Донецкой области памятник из 44 внесенных в этот реестр. Рядом с памятником Артему сооружен новый монументальный комплекс героям войны. Это три большие мемориальные плиты с именами командира 79-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Н.Ф. Батюка, Героя Советского Союза старшего лейтенанта А.К. Сечкина, Героя Советского Союза старшего лейтенанта И.З. Шуклина.
Озера Бездонное и Банное, Святогорск
Озеро Бездонное в Святогорске
Своим разнообразием флора и фауна Святогорья обязаны богатым водным ресурсам. Если с чем и можно сравнить Придонцовье, так это с Мещёрой - настоящим озерным краем. Северский Донец, миллионы лет "выгрызая" себе русло, оставил множество озер-стариц.

Озера Банное и Бездонное - трогательные реликты того озерного края, что был здесь еще в первой половине XX в. Озеро Банное издревле использовалось для купаний (купальни в старину именовались банями), в Донце купаться запрещалось. Как известно, в монастыре и на прилегающей к нему территории не дозволено обнажать тело. Озеро Бездонное считалось святым и привлекало к себе массу богомольцев. По соседству с ним рос дуб, обладавший, по преданиям, чудодейственными свойствами. Перед войной в старицах и болотах завелся малярийный комар и участь значительной части озер оказалась предрешена. Остатки осушительных каналов до настоящего времени сохранились в пойме Донца.


Отдых в Святогорске. Частный сектор.
Адрес: Святогорск, ул. Первого Мая, д.68 Телефон: 050 567-82-74 Размещение: уютные 2х местные номера. Номер состоит из спальни, кухни, ванной комнаты. В спальне: двуспальная кровать(одеяло, подушки, постельное бельё имеется), 2 тумбочки, шкаф с зеркалом, холодильник, спутниковое ТВ, кондиционер. В кухне: обеденный стол, 2 стула, электрочайник, посуда, столовые приборы. Ванная комната: душевая, туалет, зеркало, 2 полотенца. Стоянка для автомобилей. Во дворе имеется мангал. Принимаем отдыхающих круглый год. В 10 минутах ходьбы - кафешки, супермаркет,аптека,недалеко находится рынок, в 15 минутах - река Сев. Донец. Из окон открывается прекрасный вид на гору Артёма.

Адрес: Святогорск, ул.Свердлова, 21 Телефон: 095 634-67-42; 050 744-69-25 Размещение: домик со всеми удобствами, столовая, туалет, душ, телевизор, мангал. В зимнее время можно принять шесть человек. Цена реальная. До озера и реки 10 минут ходьбы. Принимаем отдыхающих круглый год.

Адрес: Святогорск Телефон: 050 930-65-72 Размещение: сдам (2-х комнатный, 6-ти местный) домик в Святогорске. Евроремонт полный с/у, спутниковое тв, кухня, зеленая зона, 100 м. до реки "Северский Донец", 1,5 км. от "Святогорской Лавры".

Адрес: Святогорск Телефон: 095 839-35-03 Размещение: сдам квартиру\комнату в частном и государственном секторе. Варианты, цены - приемлемые.

Адрес: Святогорск Телефон: 050 901-92-17 Размещение: сдам в Святогорске отдельные комнаты в доме с удобствами. Горячая вода, кухня, холодильник, спутниковое ТВ, мангал. Место для машины.

Адрес: Святогорск Телефон: 095 844-15-59; 093 971-20-35 Размещение: сдам в Святогорске комнаты на 2-3 человека. От 40 грв. в сутки.

Адрес: Святогорск Телефон: 050 625-37-73 Размещение: сдам дом в Святогорске , 3 комнаты, кухня со всеми удобствами и горячей водой. Место для машины. До речки 10 мин, до леса 5 мин.

Адрес: Святогорск Телефон: 050 88-33-767; 099 773-60-54 Размещение: приглашаем отдохнуть в Святогорске! Вас ждут комфортные 2-х и 3-х местные номера, со всеми удобствами. Во дворе есть место для приготовления шашлыка и место для Вашего автомобиля. Мини-гостиница раположена в центре Святогорска. До Лавры Вы дойдете медленным шагом за 10 минут. Уют и радушие хозяев обеспечит Вам незабываемый отдых. Ждем Вас круглый год.
_______________________________________________________________________________________________

Свято-Успенская Святогорская Лавра www.svyatogorsk.dn.ua

84131, Украина, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 1

Тел.: (06262) 5-30-24, (06262) 5-34-24, (06262) 5-30-20

Возможен заказ экскурсий по телефону: (06262) 5-53-38, (06262) 5-51-63, (06262) 5-51-25

Стоимость экскурсионного обслуживания – 3 грн. с человека.

График работы музея и экскурсионного обслуживания на территории Лавры:

ежедневно, кроме вторника и религиозных праздников, с 9.00 до 17.00.

Расписание/график богослужений:

06.00 – ранняя литургия и полунощница;

07.45 – соборный молебен с акафистом почитаемым святым:

- вторник – акафист святителю Николаю;

- среда – Божией Матери (Покрову и Успению попеременно);

- четверг – преподобному Иоанну Затворнику;

09.00 – поздняя литургия в Успенском соборе;

14:00 – молебен святителю Николаю в одноименном храме на скале;

17.00 – вечернее богослужение.

Кроме того:

- каждую субботу в Лавре служится панихида по усопшим;

- в воскресные дни (кроме дней, когда происходит Всенощное бдение), после окончания вечернего богослужения, служится соборный молебен перед иконой Святогорской Божией Матери;

- в дни Великого Поста, по вторникам, со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование;

- в Покровском храме обители ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри;



- особо торжественные богослужения происходят в престольные дни монастыря.
с. 1

скачать файл