Главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания


с. 1

Внеклассная работа по информатике представлена у нас в школе в самых разных формах. Это, естественно, и школьные олимпиады, конференции, в которых участвуют все желающие, и на которых идет отбор участников районных мероприятий. Кроме этого, у нас проводятся и КВНы по пройденным темам (обычно в 5-6 классах). Это, я думаю, как у всех.

Что же отличает именно нашу школу? У нас проводится множество различных факультативов. Одни из них направлены на освоение программ, непредусмотренных тематическим планированием по информатике. Другие – на создание школьных газет, журналов, web-сайта.

А есть такой факультатив, на котором затрагиваются буквально все школьные предметы. Связан он с проектной деятельностью учащихся, именно о нем я и расскажу. Но немного позднее!
Я хотела бы рассказать вообще о применении информационных технологий в творчестве детей во внеклассной работе.

И начну я со слов ведущего специалиста Лаборатории образовательных технологий Анатолия Гина: «Будущее школы определяется не президентом одной отдельно взятой страны, не министром образования и даже не учителем. Но каждый участник образовательного процесса САМ решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперед».

И мы решили идти в ногу со временем! Что это значит?

Давайте вспомним, что главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром».

Как сказал Василий Семенович Гроссман: «Кто умеет воодушевлять людей, тот может отказаться от принуждения».

Темой нашего разговора является внеклассная деятельность.

Внеурочная деятельность обычно подразумевает под собой творчество детей, в разных его проявлениях. Мы базируемся на том, что технология и творчество могут не противостоять друг другу, а дополнять до единого целого. Поэтому ИТ нужно учиться использовать и в образовании, и не только в обучении детей, но и во внеурочной деятельности.

Когда речь идет о творчестве, встает вопрос:

А все ли дети способны к творчеству? Или творчеству стоит учить лишь тех, кто зарекомендовал себя школьными успехами?

Зайдите в компьютерный класс, познакомьтесь, например, с презентациями, сделанными десятиклассниками. И попробуйте определить, какие из работ принадлежат детям, имеющим по математике слабую тройку. Уверяю, ничего у вас не получится. А ведь хорошо известно, что изучение информатики дается, как правило, сильным в математике ученикам.

И во внеклассной работе, организованной мной, участвуют разные по своей «силе» ученики, в том числе и так называемые «серые» троечники.

Давайте рассмотрим с вами некоторые направления внеклассной деятельности с применением ИТ.
Первое направление, которое я хочу представить (это и есть тот факультатив, о котором говорилось выше) — участие в Интернет-фестивалях, конкурсах и проектах. Мои ученики буквально в течение всего учебного года участвуют в различных образовательных Интернет-проектах. Конкурсы бывают разные, как по информатике и ИТ (например, по компьютерной графике), так и по каким-либо предметам, но для выполнения задания необходимо применение ИТ (например, используется поиск в Интернете и/или результат надо оформить в виде отчета с помощью ИТ).

Остановлюсь я на Российском Детском Интернет-фестиваль «Умник», деятельность по которому занимает практически весь учебный год.

На 1-м этапе (сентябрь) идет формирование и регистрация команды, выбор капитана.

В команду приглашаются все желающие из старших классов (8-11 классы). В команде может быть до десяти человек. Если будет больше желающих, можно создать более одной команды. Название команды дети придумывают сами, руководствуясь своими интересами (например, в прошлом году — «Синяя птица», в этом — «Пятница 13»).

2-й основной этап (октябрь – март) – это участие в проектах-заданиях, предлагаемых организаторами фестиваля, различных приложениях, а также ассоциированных проектах.

Ну и 3-й этап (апрель-май) – подведение итогов и награждение.

Проектные задания на Фестивале предлагаются разного типа. Некоторые из них позволяют применять фундаментальные знания, полученные на уроках различных школьных предметов (буквально от физической культуры до математики и программирования). Часто бывает так, что знаний недостаточно и ребята обращаются в библиотеку, к различным энциклопедиям, применяют поиск в Интернете. Такие задания дети обычно распределяют между собой.

Бывают такие проектные задания, которые направлены на творчество детей и не требуют знания никаких других предметных областей, но требуют сплоченности членов команды между собой.

После выполнения проекта дети оформляют работу с применением различных информационных технологий. Ребята сами выбирают форму представления (от документа Word, интернет-сайта, презентации до видеофильма).

Ребята овладевают такими навыками, как сотрудничество, сотворчество и взаимопонимание, терпимость друг к другу, толерантность.

На начальном этапе (первые месяцы) явно проявляется роль учителя-управленца, но затем она становится незаметна с первого взгляда (учитель остается «за кадром»).

Я предлагаю вашему вниманию только некоторые проекты, выполненные детьми за 2 года.

Сначала рассмотрим некоторые проекты 1-го типа, связанные с предметными областями.
Предмет «Астрономия» — проект называется «Календарь майя».

Команде надо было разобраться в древнем календаре майя и ответить на некоторые вопросы, которые подразумевают не только знания, но и вычисления. На эти вопросы, я думаю, не ответит без первоначальной подготовки даже учитель астрономии. Судите сами:

Э
Каким по счету днем 52-летнего цикла является дата «12 Чуэн 8 Сак»?

С какой датой нашего календаря совпадает дата «9 Бен 15 Мак»?

Сколько дней в Виналь Вайеб?

Сколько Катун в одном пиктун?
тот проект выполняли учащиеся 10 класса. Они так заинтересовались историей астрономии, что теперь с нетерпением ждут уроков астрономии в 11 классе.
Следующий предмет «История» — проект «Хронворд».

Ребята составили хронворд на тему «От Киевской Руси до наших дней», в котором более 70 вопросов. Естественно такое задание требует отличное знание истории и подготовки.


Следующий предмет «ИЗО» — Проект «Символ мира».

Детям надо было разработать и создать символ мира. Ребята просиживали в библиотеке, разбирались в правилах построения различных символов. Затем был создан символ с помощью краски на бумаге. И только потом, участник команды воплотил идею на компьютере в растровом редакторе Adobe PhotoShop.

В этом проекте дети использовали свое воображение. «Воображение намного важнее знания» — говорил Альберт Эйнштейн. Благодаря воображению человек творит. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее!

Вы только посмотрите, как дети объяснили созданный символ:



«Бабочка символизирует все прекрасное и красивое, следовательно, на нашей Земле будет царить мир и спокойствие.

Крылья бабочки образуют крест, значит люди, живущие на нашей Земле, будут следовать религиозным канонам («не укради, не убей и возлюби ближнего своего»), а значит, на Планете не буде преступлений.

В крыльях бабочки можно увидеть силуэты человеческих лиц, смотрящих друг на друга, что символизирует единство людей, живущих на планете.

Итак, наш символ действительно олицетворяет мир, спокойствие и порядок».

Следующий предмет «ПСИХОЛОГИЯ» — Проект «Искусство быть собой, искусство быть Другим».

Здесь ребятам надо было представить себя цветком, составить рассказ от имени зайца в зоопарке (от имени карася в аквариуме). Ответить на вопросы «Что чувствует трава, когда ее косят?», «Что думают кошка и собака по поводу одного и того же события: хозяин в сердцах и сгоряча пнул их?». Или представить ситуации «Вы обидели малыша … Сделайте шаг навстречу Другому.», «Вы надерзили старшему… Сделайте шаг навстречу Другому.».

Такие проекты, как этот и предыдущий («Символ мира»), заставляют детей сопереживать, и, я надеюсь, делают их немножечко добрее.


Ну и, наконец проекты 2-го типа, стоящие вне предметных областей и требующие только совместного творчества.

В первом проекте «Серия «Кулинарный мастер-класс» Яблочный пирог «Умница»» дети совместно всей командой готовили яблочный пирог, как это видно из фотографий, и отвечали на вопросы по его приготовлению.

Второй проект «Главный герой — это Я» требовал по исходным фотографиям, используя только членов команд, сделать свои, максимально похожие на оригинал, фотографии.
В
Какие достоинства совместной работы я (мы) осознаю и могу назвать? А недостатки?

плюсом является то, что в процессе работы над проектами и решения различных задач узнаешь что-то новое и интересное, а также мы намного лучше узнали друг друга и стали еще дружнее.


конце прошлого года детям предложили проект «Искусство быть собой, искусство быть Другим», где они проанализировали свою деятельность за год и ответили на некоторые вопросы, например:

Какие способы коллективной работы я (мы) считаем особенно продуктивными?

Особенно продуктивными методами работы мы считаем как групповой, так и коллективно-распределенный. Групповой т. к. по одной из русских поговорок «две головы лучше одной», а несколько тем более. А коллективно-распределенный т. к. мы успеваем сделать гораздо больший объем работы.


Это мы с вами рассмотрели только одну часть большого блока конкурсов и фестивалей.

Например, по итогам прошлого года, если только брать Российские конкурсы и призовые места, то наши достижения выглядят вот так.





Кроме этого, примером внеклассной работы с применением информационных технологий является творческое домашнее задание. Например (из последних работ), в 11 классе по завершении темы «Векторный редактор CorelDraw» дети наряду с зачетной работой выполняли творческую домашнюю работу «Моя любимая сказка». Вот примеры детских работ.







Но внеклассная работа на этом не заканчивается. Я люблю проводить различные конкурсы детских работ (в основном, графических). Представленные выше работы тоже участвовали в конкурсе «Моя любимая сказка». Лучшие работы вывешиваются на т.н. «информационную» стену. Дело в том, что одна из стен в кабинете – пластиковая. На нее прикрепляются лучшие детские работы – раздел «Наши работы». Последние конкурсы графических работ звучали так: «Юбилей любимой школы», «Поздравляем с новым годом», «Моя любимая сказка», «Мой космос», «Природа и Я». Ребятам очень нравится участвовать в таких школьных конкурсах.



Я считаю, что такая «стена», на которой собраны лучшие работы, просто необходима. Дети очень стараются на нее попасть. Младшие классы с удовольствием рассматривают работы старших и стремятся к таким же результатам.
Рассказ о своей работе я хотела бы закончить словами из Декларации Международной ассоциации ТРИЗ «Каждый человек потенциально способен стать творческой личностью». И я в это верю!
с. 1

скачать файл