Функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить


с. 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 33

Принято УТВЕРЖДАЮ.

педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 33

Протокол № 1 от 30.08.2013 г. _____________И.В. Шосман

Приказ № 170 от 30.08.2013 г.

Рабочая программа среднего общего образования по предмету

«Мировая художественная культура»

11 класс
Составитель:

Крашенинникова И.Г.,

учитель мировой

художественной

культуры I категории

г. Нижний Тагил

2013 г.

Пояснительная записка
Статус документа
Программа по мировой художественной культуре составле­на на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и авторской программы по мировой художественной культуре для 10 - 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) автора Емохоновой Л. Г. 2007 г.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по раз­делам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет мини­мальный набор практических работ, выполняемых учащимися. Программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стра­тегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его коли­чественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Структура документа

Программа включает три раздела: Пояснительную записку; Основное содержание; Требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих про­граммы начального и основного общего образования на уроках изобразитель­ного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное предста­вление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение миро­вой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее по­тенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и миро­вой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества пре­доставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоиден­тификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напря­мую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале ко­торого моделируются разные исторические и региональные системы мировос­приятия, запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человече­ской деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию — активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию — исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социо­культурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа произведе­ний искусства.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейно­сти (от культуры первобытного мира до культуры XX века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доми­нант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведе­ний или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной свя­зи с культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масш­таб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объем знаний за два года (X-XI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс X класса вклю­чены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних во ков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс XI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца XIX-XX века». Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные вида деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Изучение мировой художественной культуры на ступени средне­го (полного) общего образования на базовом уровне направлено на до­стижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;


  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творче­ства в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в X и XI классах по 35 ча­сов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая худо­жественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Ми­ровая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образова­ния являются:


  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познава­тельную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и ис­кусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ори­ентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволя­ющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных ви­дах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания,

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в со­временном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.




Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства; уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпо­хой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями раз­ных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художест­венной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития; - организации личного и коллективного досуга;

  • выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


Учебно-тематический план 11 класс.



Тема

Количество

часов


Теория

Практика

1.

Художественная культура эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии.



5


3


2


2.

Северное Возрождение.

4


2,5

1,5

3.

Художественная культура XVII в.

Барокко.

3

2

1


4.

Классицизм.

1


0,5

0,5

5.

Художественная Культура XVIII в.

Рококо.

1

0,5

0,5


6.

Неоклассицизм, ампир.

5


3

2

7.

Романтизм.

2


1

1

8.

Художественная культура второй половины XIX – начала XX века.

Реализм.


4


2,5


1,5


9.

Импрессионизм.

1


0,5

0,5

10.

Символизм, постимпрессионизм.

1


0,5

0,5

11.

Модерн.

2


1

1

12.

Художественная культура XX века.

Модернизм.


5

3

2


13.

Постмодернизм.

1


0,5

0,5




Итого

35

20,5

14,5

Содержание курса 11 класса.

  1. Художественная культура эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. 5 часов.

Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески.

Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло.

Высокое возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти.

Эстетика высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти.

Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.



  1. Северное Возрождение. 4 часа.

Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший.

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир.



  1. Художественная культура XVII века.

Барокко. 3 часа.

Новое мировоззрение в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима.

Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини.

Живопись барокко. Джованни Батиста Гаулли. Питер Пауэл Рубенс. Музыка барокко.

Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли.


  1. Классицизм.1 час.

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV.

Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен.



  1. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века.

Рококо. 1 час.

Истоки рококо в живописи. Антуан Ватто, Франсуа Буше.

Музыка рококо. Франсуа Куперен.


  1. Неоклассицизм, ампир. 5 часов.

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Вольфганг Амадей Моцарт. Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен.

Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Санкт-Петербурга. Жак Анж Габриель. Джакомо Кваренги. Андреян Захаров.

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. Карл Брюллов. Александр Иванов.

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка.


  1. Романтизм. 2 часа.

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Рихард Вагнер. Гектор Берлиоз. Иоганн Брамс.

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес.

Эжен Делакруа.

Литературная тематика. Данте Габриел Рассетти.



  1. Художественная культура второй половины XIX – начала XX века.

Реализм. 4 часа.

Социальная тематика во французской живописи второй половины XIX века. Гюстав Курбе. Оноре Домье.

Русская школа реализма. Передвижники. И.Е.Репин. В.И.Суриков.

Социальная тема в музыке. М.П.Мусоргский.

Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Историческая тема в музыке. А.П.Бородин.

Русская пейзажная живопись

Лирико-психологическое начало в музыке П.И.Чайковский.


  1. Импрессионизм. 1 час.

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Моне. Пьер Огюст Ренуар.

Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден.

Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси.


  1. Символизм, постимпрессионизм. 1 час.

Символизм в живописи. Гюстав Моро.

Постимпрессионизм в живописи. Поль Сезанн. Винсент Ван Гог. Поль Гоген.



  1. Модерн. 2 часа.

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.

Модерн в архитектуры. Виктор Орта. Федор Шехтель. Антонио Гауди.

Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Серов. Михаил Врубель.

Специфика русского модерна в музыке. Александр Скрябин.



  1. Художественная культура XX века.

Модернизм. 5 час.

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фофизме. Анри Матисс.

Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг.

Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо.

Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Кандинский.

Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали.

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье

Советский конструктивизм. Владимир Татлин.

«Органическая» архитектура. Франк Ллойд Райт.

Функционализм. Оскар Нимейер.

Синтез в искусстве ХХ века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Эпический театр. Бертольт Брехт.

Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. Федерико Феллини.

Стилистическая разновидность музыки ХХ века. С.С.Прокофьев. Д.Д.Шостакович. А.Г.Шнитке.



  1. Постмодернизм. 1 час.

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. Фернандо Ботеро. Георгий Пузенков. Сальвадор Дали. Юрий Лейдерман. Джаз и «Битлз».

Критерии оценки за написание и защиту реферата

для учащихся 10-11 классов.
Оценка «5» - продуктивный уровень усвоения деятельности; реферат не имеет замечаний по исполнению и содержанию. При защите учащийся четко определил актуальность темы, цели и задачи, проанализировал литературу по теме, сумел раскрыть, тему, сделать самостоятельно выводы, показать элемент собственной исследовательской работы; при защите речь свободная, яркая, логически связанная; учащийся ответил на все вопросы при защите исчерпывающе.
Оценка «4» - репродуктивно-продуктивный уровень усвоения

деятельности; в оформлении реферата допущены незначительные недочеты; при защите учащийся недостаточно полно раскрыл тему, но правильно ответил на все вопросы.


Оценка «3» - репродуктивный уровень усвоения деятельности; наличие ошибок в оформлении реферата; защита неяркая; учащийся допустил ошибки в изложении фактов, не смог полно сделать выводы, затруднялся отвечать на вопросы.

Оценка «2» - учащийся не справился с работой.

Критерии оценивания устного ответа учащегося 10-11 класса.
Оценка «5» ставится, если учащийся отвечает на все вопросы и его ответ полный, раскрывает суть проблемы, содержание аргументировано, речь развита, содержит соответствующую терминологию, может сделать самостоятельные выводы.

Оценка «4» ставится, если учащийся полностью отвечает на все вопросы, лишь обозначив основные позиции или допустив незначительные недочеты.

Оценка «3» ставится, если учащийся не полностью ответил на предложенные вопросы, допускает неточности в содержании ответа.

Оценка «2» ставится, если учащийся не может дать ответ, соответствующий базовому уровню.

Следует оговориться, что предложения по оцениванию знаний учащихся не должны рассматриваться как жесткий шаблон. С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и нетривиально. Старшекласснику рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает учащийся старших классов, если демонстрирует личную модель культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность выпускника давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным представляется умение старшеклассника демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать ее уникальность и неповторимость.

Критерии оценивания презентаций учащихся 5 – 11 классов

 


Оценка

5

4

3

2

Содержание

   Работа полностью завершена 

   Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

   Не все важнейшие компоненты работы выполнены

   Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

   Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

   Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

   Работа демонстрирует понимание, но неполное

   Работа демонстрирует минимальное понимание

   Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

   Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

   Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

   Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

   Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

   Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

   Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

   Интерпретация ограничена или беспочвенна

   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

   Почти везде выбирается более эффективный процесс

   Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

   Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

   Дизайн логичен и очевиден 

   Дизайн есть 

   Дизайн случайный

   Дизайн не ясен

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 

   Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

   Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

   Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

   Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

   Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

   Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

   Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

   Графика соответствует содержанию

   Графика мало соответствует содержанию

   Графика не соответствует содержанию

Грамотность

   Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

   Минимальное количество ошибок 

   Есть ошибки, мешающие восприятию

   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 


Тематическое планирование. 11 класс

урока




Дата

Количество уроков, название раздела

Тема урока


Содержание урока

Знания и умения учащихся

Виды контроля за

уровнем усвоенного



Домашнее задание

1.


2.

3.


4.

5.


6.

7.

8.



9.

10.


11.

12.


13.

14.

15.

16.



17.

18.


19.

20.


21.

22.


23.

24.


25.

26.


27.

28.


29.

30.


31.

32.


33.

34.






Художественная культура эпохи Возрождения.

9 час.

Возрождение в Италии. 5 час. Северное Возрождение.

4 час.

1.


1.

1.


1.

1.


1.

1.

1.



1.

Художественная культура XVII в. Барокко. Классицизм.

1.

1.


1.

1.



1.

Художественная культура XVIII – первой полов. XIX века. 8 ч.

Рококо. 1 ч. Неоклассицизм, ампир. 5 ч. Романтизм. 2 ч.

1.

1.


1.

1.



1.

1.

1.



1.

Художественная культура второй половины ХIХ – начала XX века. 7ч. Реализм. 3 ч. Импрессионизм, символизм, постимпрессио-низм. 2 час. Модерн. 2 час.

1.

1.



1.

1.


1.

1.

1.




Художествен-

ная культура XX века. 5 ч.

Модернизм. 4 ч. Постмодернизм1 ч.

1.

1.


1.

1.



1.


Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения

Флоренция как воплощение ренессансной идеи идеального города.

Ордер в архитектуре.

Образ площади и улицы в живописи. Ренессансный реализм в скульптуре.

Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи.

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти.

Венецианская школа живописи. Эстетика Позднего Возрождения.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах.

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло.


Ренессанс в Англии

Драматургия.

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера.


Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и классицизма.

Специфика русского барокко.


Музыка барокко.

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль Людовика XIV». Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо.


Музыка Просвещения.

Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Ампирный интерьер.


Неоклассицизм в живописи. Классические каноны в русской академической живописи.

Зарождение классической музыкальной школы в России.


Романтический идеал и его воплощение в музыке.

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика. Экзотика и мистика. Образ романтического героя.

Социальная тематика в европейской живописи. Русская школа реализма. Передвижники. Русская пейзажная живопись.

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Проявление народности в музыке. Историческая тема в музыке.

Лирико- психологическое начало в музыке.

Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре, в музыке.

Символизм в живописи. Постимпрессионизм.


Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке.

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Фовизм, кубизм. экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм.


Модернизм в архитектуре. Конструктивизм и функционализм.

Синтез в искусстве

XX века. Театр.

Стилистическая разновидность музыки XX века.

Кинематограф.

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.


Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески.

Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Статуя Давида. Рельеф «Пир Ирода».

Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане, фреска «Парнас», «Синктсинская Мадонна».

Творчество Мекаланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Статуя Давида.

Тициан «Любовь земная и Любовь небесная», «Пьета». Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Переход от «строгого письма» к мадригалу. Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы», «Охотники на снегу».

Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас», диптих «Четыре апостола».

Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.
Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

Творчество Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра в Риме, площадь Навона, мост Святого Ангела.


Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра. Джованни Батиста Гаулли. «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи Водружение креста», «Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене, «Воспитание Марии Медичи».

Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе.

Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь».

Версальский дворец. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

Антуан Ватто «Галантные празднества», «Остров Цитеры». Живописные пасторала Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Йозеф Гайдн .Сонатно-симфонический цикл. И.С.Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи». В.А. Моцарт Опера «Дон Жуан», «Реквием». Л. ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната».


Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги, Академия наук, Андреян Захаров, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге и др.

Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер Белого зала в Михайловском дворце.

Жак Луи Давид «Клятва Горациев». Русские портретисты XVIII века.

К. Брюллов «Последний день Помпеи». А. Иванов «Явление Христа народу».

М.Глинка. Опера «Жизнь за царя», «Марш Черномора», «персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде», лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь».

Рихард Вагнер опера «Тангейзер».

Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс «Венгерский танец» №1.

Джон Эверетт Миллес «Христос в доме своих родителей». Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах», «Смерть Сарданапала». Т.Жерико «Плот Медузы». Данте Габриел Россетти «Beata Beatrix».

Гюстав Курбе «Похороны в Орнане». Оноре Домье серия «Судьи и адвокаты». Художники В. Перов, суриков, И. Репин и др.

Н.Римский-Корсаков «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». А.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик», опера «Пиковая дама».

Импрессионизм в живописи. Клод Оскар Моне «Сорока». Пьер Огюст Ренуар «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден «Граждане города Кале».

Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси «Сады под дождем», «Облака».

Символизм. Гюстав Моро «Саломея» («Видение»).

Постимпрессионизм. Поль Сезанн «Купальщицы». Винсент Ван Гог «Сеятель». Поль Гоген «Пейзаж с павлином».

Густав Климт «Бетховенский фриз». .Архитектура. В. Орта особняк Тасселя в Брюсселе. Ф. Шехтель здание Ярославского вокзала в Москве. А. Гауди Собор Святого Семейства в Барселоне.

В. Серов «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». М Врубель «Демон». Музыка. А.Скрябин «Поэма экстаза».

Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо «Авиньонские девицы».Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Кандинский «Композиция №8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали «Тристан и Изольда».


Констуктивизм Шарля Ле Корбюзье Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Татлина башня III Интернационала. Органическая архитектура Франка Ллойда Райта «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера Ансамбль города Бразилиа.

Режиссерский театр К.С.Станиславского и Немировича-Данченко. Московский художественный театр. Спектакль по пьесе А.П.Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани».

Додекафония «Нововенской школы». Антон фон Веберн «Свет глаз». «Новая простота» С.С.Прокофьева балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Д.Д.Шостаковича Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика А.Г.Шнитке «Реквием».

Сергей Михайлович Эйзенштейн «Броненосец Потемкин».

Федерико Феллини «Репетиция оркестра».

Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Энди Уорхол «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро «Мона Лиза». Георгий Пузенков «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали Зал Мей уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман перфоманс «Хасидский Дюшан»



Знать:


архитектуру Флоренции,

творчество Леона Батиста Альберти, Филиппо Брунеллески.

Уметь:

анализировать, сравнивать,



сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Знать:


пути нахождения информации.

Уметь:


Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим.
Знать:

творчество Мазаччо, Донателло

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:


качественные изменения в живописи Леонардо да Винчи, его. творчество.

Уметь:


анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать: особенности развития скульптуры периода Высокого Возрождения, творчество Микеланджело Буанарроти.

Уметь: анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать: представителей венецианской школы живописи, эстетические направления Позднего Возрождения, творчество Тициана, музыку Возрождения, творчество Джованни да Палестрина и Карло Джезуальдо.

Уметь: анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать:

Особенности Северного Возрождения, творчество Питера Брейгеля Старшего.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать:

отличительные черты Возрождения в Германии, творчество Аьбрехта Дюрера.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:


Особенности Возрождения во Франции, творчество Жюля Либретона, Россо Фьорентино , Жана Гужона

Уметь:


анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:

Отражение Ренессанса в культуре Англии,



Творчество Уильяма Шекспира.

Уметь:


анализировать,

сравнивать,

сопоставлять, делать выводы.
Знать:

Отличительные черты стиля барокко, творчество Лоренцо Бернини.

Уметь анализировать,

сравнивать,

сопоставлять.

Знать:


творчество Питера Пауэла Рубенса,

Джованни Батиста Гаулли.

Уметь анализировать,

сравнивать,

сопоставлять, делать выводы. Уметь:

Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим.

Знать:

Специфические черты русского барокко, творчество. Б. Растрелли.



Уметь анализировать,

сравнивать,

сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Знать:

основные черты в музыке барокко, творчество Клаудио Монтеверди, Арканджело Корелли.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:


Основные черты классицизма в культуре Франции, творчество Никола Пуссена..

Уметь:


анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:

развитие рококо в культуре Франции, творчество Антуана Ватто и Франсуа Буше (живопись), Франсуа Куперена (музыка).



Уметь:

анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:


творчество Йозефа Гайдна,

классические жанры и принципы симфонизма в произведениях венских композиторов,

творчество И.С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена.

Знать:


Отличительные черты стиля классицизма.

Творчество архитекторов Тома, Монферрана,

Захарова. Старова,

Воронихина.

Уметь: анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.


Знать:

Особенности творчества Карла Росси.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать :

творчество художников Н. Пуссена. Ж. Л. Давида, творчество портретистов – В.Боровиковского, Д. Левицкого,

И. Аргунова,

А. Антропова,


Ф. Рокотова,

И. Никитина,

М Козловского,

Ф. Шубина, К.Брюллова, А.Иванова

Уметь:

анализировать,



сравнивать.

сопоставлять.


Знать:

Основные черты русской классической музыки, творчество М. Глинки.

Уметь:

Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим.


Знать:

Отличительные черты зарубежной музыки романтизма на примере творчества композиторов – Ф.Шуберта, Р.Вагнера, И.Брамса, Г.Берлиоза.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать:

творчество художников-романтиков –

Э. Делакруа, Т. Жерико,

Ф. Гойи, К. Брюллова,

О. Кипренского,

итальянского поэта Данте.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать:


творчество известных художников,

работавших в стиле реализма –

О. Домье, Г. Курбе, И. Репин, В. Перов,

В. Суриков и др., пейзажистов – И.Шишкина, И.Левитана.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать: стили и направления русской

музыки. XIX века, творчество М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, Н.А.Бородина.

Уметь:

анализировать,



сравнивать.
Знать:

творчество П.И.Чайковского.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.
Знать:

Творчество французских художников – К.Моне, П.О.Ренуара, Э.Дега, К.Писсарро, скульптора О.Родена, композитора К.Дебюсси.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать и делать выводы.

Знать: художественные принципы символизма,

творчество

Г.Моро, П.Сезанна, В.В.Гога, П.Гогена.

Уметь:

Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим, уметь работать в паре и в группе.


Знать:

Основные черты стиля модерн в разных видах искусства,

Творчество Г.Климта, архитекторов – В.Орта, Ф.Шехтеля, А.Гауди.

Уметь:


анализировать,

сравнивать.


Знать:

Отличительные черты русского модерна, творчество В.Серова, М.Врубеля, А.Скрябина..

Уметь:

анализировать,



сравнивать. Уметь:

Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим, уметь работать в паре и в группе.


Знать:

особенности модернизма в зарубежном изобразительном искусстве – фовизм

Матисса, кубизм

Пикассо, сюрреализм Дали, экспрессионизм А.Шёнберга, абстракционизм В.Кандинского.

Уметь:

анализировать,



сравнивать.

Знать:


Отличительные черты модернизма и конструктивизма в архитектуре, зарубежных стран и России, проекты Ш.Ле Корбюзье, В.Татлина,

Ф.Райта, О.Нимейера.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать.

Уметь:


Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим, уметь работать в паре и в группе.

Знать:


представителей режиссерского театра и их творчество – К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, Б.Брехта.

Уметь:


анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать.

Знать:

стили и направления в музыкальном искусстве ХХ века.



Уметь:

анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать.

Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим.


Знать:

этапы развития кинематографа, творчество С.М.Эйзенштейна, Федерико Феллини и др.

Уметь:

анализировать,



сравнивать,

сопоставлять,

обобщать.

Уметь:


Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим.

Знать:


разнообразие форм массового искусства

Уметь:


анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

обобщать. Находить нужную информацию и пользоваться ею, передавать эту информацию другим.



Ответить на вопросы по теме урока.

Составление конспекта.

Фронтальная работа по теме урока.

Составить план по теме урока.

Сообщения и презентации по теме: «Возрождение в Италии».


Сообщения и презентации по теме: «Возрождение».

Фронтальный опрос.

Ответить на вопросы из сборника заданий.


Конспект материала урока.

Составить план сообщения о творчестве Лоренцо Бернини.
Сравнительная характеристика живописи Джованни Батиста Гаулли и Питера Пауэла Рубенса.

Ответить на вопросы сборника заданий.


Ответить на вопросы сборника заданий.

Анализ картины Никола Пуссена «Царство Флоры».

Ответы на вопросы учителя по теме урока.

Составить краткий план по материалам урока.

Краткий рассказ о возведении Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Ответить на вопросы из сборника заданий.

Сообщения о художниках и скульпторах.

Ответить на вопросы из сборника заданий.


Сообщения о композиторах «Романтизм в музыке».

Сообщения о художниках-романтиках.

Ответить на вопросы из сборника заданий.

Ответить на вопросы из сборника заданий.

Участие в дискуссии на уроке.


Анализ живописного произведения импрессионизма по выбору.

Выполнение задания из сборника.

Сообщения и презентации о творчестве художников постимпрессио-низма.


Участие в беседе на уроке.

Фронтальная работа.

Ответить на вопросы в сборнике.

Фронтальная работа.

Сообщения и презентации по теме: «Кинематограф»

Участие в дискуссии на уроке.


Сообщения по теме «Возрождение в Италии».

Сообщения по теме «Возрождение в Италии»

Подготовка презентации о художниках, скульпторах эпохи Возрождения.

Подготовка презентации о художниках, скульпторах эпохи Возрождения.

Подготовка сообщений и презентации о художниках, скульпторах эпохи Возрождения.

Подготовка сообщений и презентаций о Северном Возрождении.

Собрать информацию об архитектуре Франции эпохи Ренессанса.

Составить кроссворд по теме: «Эпоха Возрождения».

Сочинение-эссе «Нужна ли такая любовь, как у Ромео и Джульетты?»

Творческое задание «Зарисовки зданий архитектуры стиля барокко»

Завершение работы, начатой на уроке.

Найти информацию о московском барокко.
Презентации и сообщения по теме «Искусство барокко.

Завершение работы, начатой на уроке.

Сбор информации и последующая презентация по культуре XVIII – первой полов. XIX века.

Сбор информации и последующая презентация по культуре XVIII – первой полов. XIX века.


Найти в архитектуре Н.Тагила черты классицизма.

Сбор информации и последующая презентация по культуре XVIII – первой полов. XIX века.


Составить кроссворд по теме: «Русские художники XVIII – первой полов. XIX века».

Сообщения о композиторах «Романтизм в музыке».

Сообщения о художниках-романтиках.


Сообщения о художниках, работавших в реалистическом стиле.

Сообщения о художниках, работавших в реалистическом стиле.

Собрать электронную коллекцию произведений русских композиторов.

Собрать электронную коллекцию произведений русских композиторов.

Завершение работы, начатой на уроке.

Сообщения и презентации о творчестве художников постимпрессио-низма.

Составить кроссворд на тему: «Художествен-ная культура начала ХХ века».

Составить кроссворд на тему: «Художественная культура начала ХХ века».

Сочинение-эссе на тему: «Отражаются ли события эпохи на творчестве деятелей культуры».


Сообщения и презентации по теме: «Кинематограф»

Сообщения и презентации по теме: «Кинематограф»

Сообщения и презентации по теме: «Кинематограф»





с. 1

скачать файл