Этические проблемы биоэтики


с. 1
УДК 17

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

Змеева С.И., Змеева Н.И.

Научный руководитель канд. филос. наук Акишина Е.О.

Сибирский государственный университет путей сообщения

Актуальность темы

Изменение приоритетов в обществе, социальные и экономические, философские и религиозные подходы, так или иначе, влияют на медицину, подспудно меняя отношение врачей к пациентам, пациентов к врачам и самих врачей друг к другу.

Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков.

В связи с этим вопрос о нравственности знания и его применения встал с небывалой остротой.



Цель работы Исследование основных нравственных принципов отношения к жизни, границы воздействия на человека и других живых существ.
Задачи исследования


  • Дать общее понятие термину Биоэтика

  • Изучить основы защиты прав испытуемых

  • Изучить исторические аспекты зарождения биоэтики

  • Исследовать проблему донорства

  • Проанализировать этические вопросы клонирования

Понятие биоэтики как термин.

БИОЭТИКА – молодая наука в области междисциплинарных исследований этических, философских проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицины и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

И в связи с этим традиционные ценности милосердия, благотворительности, получают в этой ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции; проведения экспериментов на человеке и животных; определения смерти; самоубийства и эвтаназии; проблемы отношения к умирающим больным; вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генной инженерии и генотерапии ; трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Этические принципы, которые лежат в основе биоэтики: уважение личности, милосердие, справедливость.
Зарождение биоэтики

Истоки биомедицинской этики берут начало от основных положений врачебной этики, которые получили отражение в клятвах, приносимых врачами еще во времена глубокой древности.

Наиболее ярко эти положения были сформулированы в "Клятве Гиппократа" (V - IV века до н.э.).

Биоэтика это молодая дисциплина. По мнению американского философа А.Джонсена (A.Jonsen) рождение биоэтики можно датировать 1961 годом – началом публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в г. Сиэтл, который занимался отбором первых пациентов для искусственного гемодиализа. Комитет решал кто наиболее сильно нуждается к подключению к аппарату искусственная почка, а кому надо отказать и тем самым обречь на смерть.

Термин был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире.


Защита прав испытуемых

Биоэтика начинает бурно развиваться в результате открытия угрозы для моральной идентичности человека со стороны технологического прогресса в области биомедицины. До начала 60-х медицинское сообщество придерживалось той точки зрения, что во имя блага «человечества» можно почти всегда пожертвовать благом отдельного человека. Достаточно перечесть Записки врача В.В.Вересаева, чтобы понять как легко пациенты превращаются в «лабораторных животных» без всякого согласия и без всякой компенсации за ущерб, нанесенный их здоровью.

Во Франции проституток в целях исследования умышленно заражали венерическими болезнями, а в США создавались «специальные» группы для изучения естественного течения сифилиса.

В результате бурных общественных дебатов 60-х годов 20 века, захвативших все США и Западную Европу, произошло осознание того, что человеческое тело уже рассматривается не только как «объект» научного исследования, но и как личность.

Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 года дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке. В основе лежит принцип автономии личности пациентов и испытуемых.

Одним из последних юридических документов, призванных регулировать биомедицинские исследования, обязательным для соблюдения во всех государствах, стала Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, принятая в 1997 г.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.
Этические проблемы донорства

В публичных дебатах вокруг проблемы трансплантологии формируется социально признанная граница конца– того момента, переходя который человек теряет право субъекта морального сообщества. С этого момента он признается в обществе «трупом», от которого, при определенных условиях можно забрать еще бьющееся сердце или другой орган для пересадки иному человеку. В центре дискуссии опять же оказывается вопрос о социальном признании или непризнании человека, как существа с погибшим мозгом, но бьющимся сердцем.

3 декабря 1967 южноафриканский хирург Кристиан Барнард пересадил сердце от одного человека другому. Он спас жизнь неизлечимому больному, изъяв бьющееся сердце от женщины, мозг которой был поврежден в автомобильной катастрофе. Общественная реакция на это революционное событие разделилась на двое. Одни считали Барнарда как изобретателя метода спасения сотен тысяч больных. Другие обвинили его в убийстве. Ведь он изъял еще бьющееся сердце! Имел ли он на это право? Было ли это убийством, или человек, у которого погиб мозг, фактически уже мертв, несмотря на то – бьется или не бьется его сердце?

В настоящее время во всех странах мира, в том числе и в России, принята практика пересадки органов и тканей от живого донора только лицам, находящихся в близком родстве с донором. Такая пересадка должна происходить на основе информированного согласия, то есть добровольного пожертвования органа при осознании того риска для здоровья, который следует из этого акта.

Многие сегодня говорят о рынке органов как об объективно существующем механизме на основании наличия двух факторов: спрос и предложение. С морально-этической точки зрения эта ситуация неприемлема.

Известно, что в конце 90-х годов из-за нищеты молодые люди некоторых регионов Восточной Европы продавали одну из своих почек за сумму от US$2 500 до US$3 000, тогда как реципиенты платили за трансплант от US$100 000 до US$200 000. При этом состояние нелегальных доноров ухудшалось за короткие сроки из-за отсутствия медицинской поддержки. Большинство таких нелегальных доноров было вынуждено жить на диалитической терапии и/или, в свою очередь, ожидать пересадки почки.

Эта ситуация поднимает определенные этические вопросы: должны ли бедные обеспечивать здоровье богатых? Должно ли ценой за облегчение гнета бедности быть человеческое здоровье? Должна ли бедность означать компромисс в области человеческого достоинства и здоровья? И – относительно медицинской этики: должны ли реципиенты возмещать уничтожение или вред здоровью доноров?
Стволовые клетки и клонирование

Говоря об осуществлении принципа справедливости в трансплантологии, нельзя упустить из вида и альтернативные пути решения проблемы дефицита органов и стоимости операции. Один из таких путей – это клонирование.

В настоящее время репродуктивное клонирование человека, т.е. клонирование с целью размножения, законодательно запрещено в пятидесяти странах, в том числе в России. В России действует закон «О временном запрете на клонирование человека», а в Декларации ООН о клонировании человека от 2005 года говорится о недопустимости таких методов. Что касается клонирования в исследовательских, а в будущем и в терапевтических целях, то ООН напрямую не запрещает такие эксперименты, но и не разрешает.

Само клонирование воспринимается многими как унижающее человеческое достоинство, как покушение на таинства рождения и смерти. Во-первых, становление человека как личности, базируется не только на биологической наследственности, оно также определяется семейной, социальной и культурной средой. Во-вторых, при бесполом размножении генотип клона имеет меньшее разнообразие взаимодействий развивающегося организма с изменяющимися условиями среды. В третьих, практически все религиозные учения утверждают, что появление человека на свет - в "руках" высших сил, что зачатие и рождение должно происходить естественным путем.


Право выбора и обязанность выбирать

В последней четверти XX века появились новые биомедицинские технологии, которые принципиально изменили реальность нашей жизни. Эти технологии уже сейчас позволяют вторгаться в глубинные процессы человеческой жизни, изменять геном человека, управлять механизмом размножения и процессами умирания, трансплантировать органы и ткани. Человеческая жизнь уже становится объектом различных биомедицинских манипуляций, включая размножение в пробирке, суррогатное материнство, создание искусственного мозга, донорство и т.д.

С помощью генной инженерии сегодня пытаются создать средства для целенаправленного уничтожения человека. Ученые уже работают над созданием генного оружия. Генное оружие способно уничтожать людей по расовому признаку. Ведь расы генетически друг от друга отличаются. К примеру, изобретут учёные пищевой продукт или пищевой компонент, употребив который по непонятной причине начнут погибать представители определенной расы. Потому что именно у них этот компонент начнет, например, блокировать какой-либо ген (достаточно одного). Это очень страшное оружие.
Выводы

На сегодняшний день гарантии безопасности человечества представляются в первую очередь в создании морально-этических барьеров, закрепленных правовыми актами. С возникновением биоэтики вновь были поставлены такие «вечные» социально-философские проблемы, как определения жизни и смерти, смысла жизни и качества здоровья, взаимоотношения врача и пациента, медицины и общества, человека и природы.



Недооценка этики и права, принципа святости человеческой жизни может привести к трагическим последствиям и преступлениям против человечества. Так, в 1947 г. на Нюрнбергском процессе мир узнал о чудовищных опытах, проводившихся на живых людях в нацистских концлагерях представителями самой гуманной профессии, врачами. Важным достижением в моральном опыте человечества стал «Нюрнбергский кодекс», закрепивший основополагающее требование биоэтики — уважение автономии личности, запрет на любое вмешательство без добровольного согласия испытуемого.



с. 1

скачать файл