Догматика, критика и история в поздней старообрядческой литературе


с. 1
Догматика, критика и история в поздней

старообрядческой литературе (1846–1905 гг.)

Исследовательский проект

Д-р Алексей Крахмальников
Старообрядческая письменность – одно из ярких явлений в культурной жизни Европы Нового времени. Провозглашая верность древним традициям, возведя консерватизм в основополагающий принцип духовной жизни, староверы во многих сферах были новаторами. Мировую известность получило первое в русской литературе автобиографическое сочинение – «Житие протопопа Аввакума», переведенное на многие языки, включая и турецкий. Уже в первой четверти XVIII в. староверы продемонстрировали блестящее владение методами критики источника, включая тончайший палеографический анализ – метод, взятый на вооружение европейской наукой лишь спустя более века. Не менее значительным был вклад староверов и в развитие богословской мысли. Огромна их заслуга в сохранении памятников древней письменности.

Сказанное выше объясняет пристальный интерес исследователей к староверию и созданной его последователями литературе. Вместе с тем следует отметить, что подавляющее большинство исследований посвящено раннему и классическому периодам в истории старообрядчества – XVII и первой половине XVIII в. Серьезные же работы, выходящие за рамки XVIII в., можно пересчитать по пальцам, при том что они охватывают, как правило, лишь какое-либо одно из течений («согласий») в старообрядчестве. Достаточно сказать, что до сего времени не создан даже предварительный каталог, охватывающий писания староверов всех согласий в XIX в. Можно сказать, что огромная литература, созданная староверами в XIX в., все еще ждет своего исследователя.

Предлагаемый проект призван восполнить указанный пробел в части, касающейся старообрядческих сочинений, созданных в 1846–1905 гг. на территории тогдашних Российской империи, Австрии, Пруссии и Османской империи. Хронологические рамки исследования определяются двумя поворотными событиями в истории позднего староверия. Первое связано с возникновением собственной старообрядческой иерархии в Белой Кринице (в Буковине, тогда принадлежавшей Австрии), оказавшее серьезное влияние на жизнь староверия в целом. Второе событие – принятие в 1905 г. закона о веротерпимости. С этого момента староверы могли свободно проповедовать свои идеи, что ранее квалифицировалось уголовным законодательством не иначе как «совращение в раскол» (literally: “seduce out to schism”) и влекло за собой соответствующее наказание. Территориальные рамки исследования определяются местами проживания значительных общин староверов в рассматриваемый период.

Исследование предполагается вести по следующим направлениям:

1. «Новины» хранителей «древляго благочестия».

Каждое из бесчисленных разделений в староверии приводило в той или иной степени к обновлению учения этого движения в целом. Возникновение нового согласия, как правило, проходило в жесткой полемике, в ходе которой приходилось заново прочитывать авторитетные тексты и на их основе определять свое отношение к новому явлению в жизни староверия. Эта работа зачастую сопровождалась появлением оригинальных решений богословских проблем. Особенно сильный всплеск богословского творчества в XIX веке произошел после учреждения в 1846 г. в Белой Кринице старообрядческой митрополичьей кафедры. Появление у староверов собственной иерархии после без малого двух веков отсутствия епископата потребовало переосмысления ряда устоявшихся представлений, ставших едва ли не частью идеологического credo всего староверия. Наиболее существенным стал пересмотр отношения к греческой церкви, бывшего одной из глубинных причин раскола церкви русской в XVII веке. В ходе защиты или развенчания новой иерархии не только повторялись наработанные староверием традиционные решения, но и создавались оригинальные теологические построения и предлагалось новое прочтение не только святоотеческих, но иногда даже и библейских текстов.

Творчеству староверов во второй половине XIX в способствовали и внешние обстоятельства. В это время РПЦ всерьез озаботилась подготовкой квалифицированных кадров для внутренней миссии, направленной, главным образом, против староверия. Выпускники миссионерских отделений, открытых в 1850-х гг. при духовных академиях и семинариях, и особенно слушатели штатных кафедр истории и обличения раскола, имевшихся с конца 1880-х гг. в каждой духовной семинарии, серьезно осложнили жизнь старообрядческим начетчикам. Сейчас от них потребовалось искать новые пути в защите своих убеждений. Важным фактором, способствовавшим развитию старообрядческой критики, стало также появление в рассматриваемый период целого ряда образцовых исследований произведений древнерусской литературы, к которым обращались староверы.

2. Староверие и историко-филологическая наука второй половины XIX века.

Старообрядческая литература второй половины XIX века дает богатый материал для рассмотрения малоизученной проблемы взаимодействия и взаимовлияния старообрядчества и светской науки. Староверы, преследуя достаточно узкие цели полемики, делали открытия, к которым светская наука приходила лишь многие годы (а то и десятилетия) спустя, либо применяли методы исследования, значительно опережавшие свое время. Классический, хотя едва ли не единственный широко известный тому пример – «Поморские ответы», созданные в 1723 г. Подобные явления можно встретить и во второй половине XIX века, и они заслуживают самого пристального рассмотрения. В это же время наблюдается и активное использование староверами в своем творчестве результатов изысканий своих ученых коллег, вплоть до трудов своих идеологических противников, богословов официальной церкви – явление достаточно новое в старообрядческой литературе.

3. Гектографированные издания староверов: проповедь-пропаганда.

В рассматриваемый период наблюдается активизация издательской деятельности староверов. До 80-х гг. XIX в. число старообрядческих издательств было невелико, поскольку организация подпольных или заграничных типографий была связана со значительными трудностями и даже серьезным риском. Подлинным прорывом стало широкое применение староверами гектографа для издания своих сочинений. Сравнительная простота изготовления печатного издания позволила староверам развернуть широкую пропаганду своих идей из подполья. В этом деле староверы были прямыми предшественниками русских революционеров. Кроме того, благодаря применению гектографа староверы могли оперативно реагировать на враждебные им выступления в легальной прессе, также бурно развивавшейся в рассматриваемый период.



Результаты исследования будут обобщены в

– предварительном каталоге гектографированных изданий старообрядческих сочинений;



– статьях.
с. 1

скачать файл