Добро и зло в этической психологии личности


с. 1 с. 2 ... с. 20 с. 21


Л.М. Попов, О.Ю. Голубева, П.Н. Устин

ДОБРО И ЗЛО В

ЭТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФЕНОМЕНЫ 8

1.1. Обоснование причин становления этической психологии 8

1.2. Некоторые феномены этической психологии: духовность, совесть, вера 16

1.3. Методологическое обоснование к пониманию субъекта как системного образования и механизм его развития 21

1.4. Психологическая модель человека как субъекта развития и саморазвития с ее этической составляющей 26

ГЛАВА 2. ДОБРО И ЗЛО В ЭТИКЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 47

2.1. Добро и Зло в этике, православной культуре и психологии 47

2.2. Добро и Зло – двойственное образование 58

2.3. Добро – следование толерантности в психологической науке и практике 67

2.4. Характерологические типы ориентаций на Добро и Зло в этической психологии личности 79

2.5. Методы экспериментального исследования Добра и Зла в ситуациях поведенческого выбора 100

2.5.1. Психодиагностический тест Добро и Зло (ДЗ) 102

2.5.2. Коррекционный метод выявления и регуляции поведения в условиях морального выбора 106

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИНИЧНОСТИ 114

3.1. Феноменология цинизма и циничности 114

3.2. Организация экспериментального исследования циничности 133

3.3. Результаты экспериментального исследования циничности–нравственно-этического компонента личности 141

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛЮДЕЙ В СВЯЗИ С ПРОФЕССИЕЙ ЧЕЛОВЕКА 177

4.1. Духовность – высшая добродетель этической культуры личности 177

4.2. Духовность и профессия 184

4.3. Экспериментальная выборка испытуемых и методы исследования 191

4.4. Результаты диагностики проявлений духовности у представителей изыскательных и преобразовательных профессий 196

4.5. Технология развития духовности 203

4.6. Апробация технологии 218

220


4.7. Технология работы по позитивному изменению духовности врачей-ветеринаров 223

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 260

ЛИТЕРАТУРА 263



ВВЕДЕНИЕ


После выхода книги «Добро и Зло в психологии человека» [161], которую мы создали вместе с А.П. Кашиным и Т.А. Старшиновой, ещё более окрепло решение ввести в обиход научной психологии сочетание «этическая психология личности».

Это действительно самостоятельная ветвь науки «Психология», которая способна в последующем стать в один ряд с педагогической, социальной, клинической и другими отраслями психологической науки.

Мы начали разговор о новой отрасли психологии с проработки одного из центральных вопросов человеческого поведения – вопроса о понимании молодыми людьми понятий Добра и Зла.

На основе словарных источников было выделено около 80-ти слов характеризующих черты личности человека с двух крайних сторон: со стороны добродетельного и порочного поведения. Это стало основой глубокой аналитической работы студентов одного из казанских вузов по оценке каждой черты.

В результате выстроилась достаточно однозначная картина, где студенты выделили, например, группы черт, которые с этической точки зрения характеризовали качества личности, психическое состояние личности, межличностные отношения, которые могли быть отнесены однозначно к позитивно воспринимаемым (добродетельным) и негативно воспринимаемым (порочным) характеристикам личности.

Так, к позитивно воспринимаемым качествам личности были отнесены: нежность, милосердие, доброта, справедливость, бескорыстие, честность, мудрость, благожелательность, благородство, вежливость, верность, духовность, скромность, совесть, честь. К негативно воспринимаемым (порочным) качествам отнесены: жестокость, жадность, грубость, наглость, корысть, подлость, скупость, вредность, глупость, подхалимство, безразличие, эгоизм, злословие, коварство, нетерпимость, самодурство, сарказм, упрямство, чёрствость.

К позитивно воспринимаемым состояниям, имеющим статус «Добро» студенты отнесли: радость, смех, свободу, надежду, благополучие, жалость, спокойствие, уверенность, удачу, энергию; к негативно воспринимаемым (статус «Зло») – страх, злость, горе, одиночество, бездействие, неприязнь, непонимание, отвращение, опустошение, проклятие, печаль, скуку.

В число добродетельных понятий, характеризующих межличностные отношения, вошли: любовь, мир, дружба, ласка, забота, уважение, сочувствие, доверие, прощение. В число порочных понятий вошли: ненависть, зависть, предательство, насилие, убийство, ложь, измена, агрессия, беспредел, терроризм, брань, вражда.

Итоги этого опроса достаточно наглядно и непротиворечиво показывают, что привычные общеизвестные качества личности, межличностные отношения воспринимаются в студенческой среде крупного российского города однозначно: одни как позитивные, добродетельные (милосердие, духовность, любовь, забота), а другие как порочные (жестокость, наглость, ложь, измена).

Интересным, на наш взгляд становится проблема набора понятий, передающих то, что создано цивилизацией, и что по замыслу авторов исследования должно быть также разнесено по двум колонкам (Добро-Зло):

1)те, что вызывают положительную реакцию – музыка, церковь, сад, театр, знание, демократия, книга, религия и др.;

2) те, что вызывают отрицательную реакцию: наркотики, оружие, тюрьма, фашизм, деньги, водка, власть, взрыв, сигареты, армия, чиновник, кризис, телевизор, школа и др.

Уже здесь есть над чем задуматься, когда в сознание молодых людей вошли с негативной установкой такие понятия как власть, армия, телевизор, школа, чиновник.

Наконец, подлинная нравственная проблема обнаружилась там, где перед студентами возникла необходимость отнести известнейших российских политиков к числу тех, с кем связывается слово «Добро» и с кем – «Зло». Ряд политиков из общего набора оказался в обоих колонках: Петр первый, Николай второй, В.И. Ленин, В.В. Жириновский, В.С. Черномырдин. Это именно те политики, которые ярко запечатлелись в сознании молодых людей как политики переходного периода, активно проявившие себя на этапе очередного исторического перелома в социальной жизни России и по отношению к которым не создалось однозначной оценки.

Студенческое распределение политиков по двум группам выявило глубокую нравственную проблему Российского общества: молодым людям, которые неожиданно оказались в позиции морального выбора необходимо было решить для себя: кто из политиков действительно руководствовался благими намерениями и совершил добрые дела для России, а кто руководствовался порочными намерениями для российского сообщества и сделал то, что остается в сознании народа как неприятное, порочное, отрицательное.

Следует согласиться с тем, что данный опрос показывает: в нашем обществе наличествует кризис ценностей «когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит тогда, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями». [62].

С психологической точки зрения совершается довольно-таки неприятный факт: идет устойчивое формирование людей с пониженным уровнем терпимости к насилию, смерти – ко злу. Это проявляется в понижении порога чувствительности к порочному поведению. И если принять во внимание учение апостола Павла о том, что человек есть тело, душа и дух, то порочное поведение – это, прежде всего поведение, направленное на удовлетворение телесных потребностей. Чем больше интерес к телесному, тем дальше уход от духовного.

Именно в этот момент развития Российского общества следует обратиться к пониманию Человека как духовного существа, носителю морального сознания, как существу, ответственному за всё то, что делается рядом, в России, на планете Земля. Необходимо найти общий язык друг с другом, понять откуда мы идем и куда движемся в своем эволюционном развитии. Необходимо понять, что люди, жившие раньше на нашей Российской земле, прошли длительный путь развития, при котором наряду с интеллектуально-экономическими достижениями сложились определенные обычаи, традиции, система устойчивых ценностей, являющихся долговременными ориентирами из прошлого в будущее.

В различных цивилизациях на Востоке и на Западе, начиная с периода появления первых рукописей, человека интересовало: что считать добром, а что – злом. В религиях, этических сочинениях Аристотеля, Сенеки, Спинозы, Канта, Гегеля, Фрейда, Фромма, С.Л. Рубинштейна проблеме морального самоопределения личности, проблеме доброжелательного поведения человека было уделено величайшее внимание. Нельзя объяснить ни один поступок человека без понимания его подлинных мотивов намерений, которые формируются в обществе и каждый человек вынужден принимать во внимание то, что вызовет одобрение и поддержку со стороны других людей (семьи, общины, трудового коллектива, страны, государства), а что вызовет осуждение и неприятие.

Этика как наука, более других дает представление о нравственном развитии человека, о его моральном сознании. Однако проблема состоит в том, что психология личности как ветвь научной психологии ещё не в должной мере освоила то, что вполне может быть введено в неё как очень значимый компонент. Научная психология личности все в большей степени старается освоить огромное психологическое богатство, представленное в религии, духовных источниках, в этических произведениях классиков, в философско-религиозных источниках. И здесь, в отечественной психологии значительный отряд отечественных психологов (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.) двинулся в этом направлении. Но ещё раз хочется сказать, что объединение усилий будет более продуктивным, если определить в качестве вектора этой исследовательской и прикладной активности этическую психологию как самостоятельную ветвь психологии.

При всей дискуссионности этого вопроса в качестве основного аргумента следует признать, что термин «этическая» происходит от этики – науки о морали (нравственности), в центре которой стоит изучение обычаев, привычек, нравов, выработанных временем приемлемых способов общения между людьми внутри сообществ различного уровня: от семьи до объединения наций. Как только мы сделаем шаг в психологии по пути к её новой отрасли, сразу же встанут задачи определения предмета, категориального аппарата, методов исследования, т.е. всей атрибутики самостоятельной отрасли психологии.

Данная книга – это первая попытка в этом направлении. Здесь представлено некоторое теоретическое обоснование этической психологии личности, ограниченно представлены методы исследования, среди которых положительно зарекомендовавший себя тест Добро и Зло, прошедший процедуру оценки по репрезентативности, тестовой надежности и валидности. Наконец, признавая, что этика – это практическая философия, мы считаем, что этическая – это практикоориентированная психология личности, которая не только объясняет наличие нравственных ориентиров, но и помогает их сформировать, осознать практически, а в последующем и двигаться в жизни, имея их в качестве мотивов и ценностных ориентаций.

Авторами данной работы являются доктор психологических наук, профессор Л.М. Попов (автор и научный редактор проекта, введения, заключения, глав 1 и 2), кандидат психологических наук П.Н. Устин (глава 3) и кандидат психологических наук О.Ю. Голубева (глава 4).

Авторы глубоко признательны сотрудникам факультета психологии, которые приняли участие в обсуждении материалов и подготовке их к печати.




с. 1 с. 2 ... с. 20 с. 21

скачать файл