Данный курс предполагает знакомство и изучение народных обрядов и


с. 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Антоновская основная общеобразовательная школа

«Рассмотрено» Утверждаю

На заседании директор МОУ Антоновская ООШ

Учителей Гусарова О.В.

Протокол № 1 приказ № 01 от 29.08.2013

от 26.08.2013

Руководитель М.О

Рабочая программа

дополнительного образования


« Краеведение»


6-7 класс

Составитель: учитель

МОУ Антоновская ООШ

Гусарова О.В

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка
Данный курс предполагает знакомство и изучение народных обрядов и культурных традиций Тверского края. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают об обрядах и культуре Тверского края.

Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая функция, смысл образования. При чем культура представляется не как линейный процесс необратимой временной последовательности, а как система, в которой существует прошлое, настоящее и будущее.

Жизнь людей в далеком прошлом состояла из чреды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы, хоронили покойников. Их отличительной чертой была обыденность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в приделах своего маленького семейного мира. Будничная жизнь русского народа, по словам многих наблюдавших её, была "уныла - однообразна и с бесхитрыми радостями и скорбями".

Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, когда люди осознавали себя частью единого сообщества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а свои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

Праздничных дней 18-19 вв. было много: 140-150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем руссов-предков русского народа. Их называли календарными. Или годовыми праздниками, т.к., начинаясь в декабре, когда "солнце поворачивалось на лето", они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки, Масленица, Иваново-купальские праздники, а также праздники сбора урожая, т.е. те, которыми отмечались 4 самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих праздников, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления, взаимоотношения людей с космосом, природой и божествами. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечение, благополучие и здоровье людей.

Курс "Народные обряды и культурные традиции Тверского края" призван восстановить утраченную систему связи времени и поколений.

Цель: освоение системы знаний по народно-бытовым и культурным традициям Тверского края;

Задачи курса:

- дать учащимся системные знания о национальной культуре Тверского края, как о мировоззрении народа (этнография, ремесла, фольклор);

- развить интерес к культурно-историческим традициям края;

-научить ценить, сохранять и развиваться в традициях Тверского края;

- формировать личность будущего гражданина России, как носителя подлинных национальных традиций.

Курс предназначен для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю). Всего 34 часа.

Предполагаемый результат: творческие задания и проекты в процессе изучения курса должны вызвать заинтересованность и увлеченность.

Особенности построения курса.

Программа состоит из четырёх модулей:

Модуль "Народный обрядовый календарь" познакомит учащихся с обрядами и обычаями в трудовой деятельности и быту народа. Связь народных праздников, обычаев и примет, пришедших из глубины веков (языческие обычаев) с христианскими праздниками.

Модуль "Памятные даты Тверского края" познакомит учащихся с историей, развитием промышленности, культуры и т.д. Тверского края (день памяти Анны Кашинской, Михаила Тверского, Бортеневская битва, битва на р. Жабне, день освобождения Калинина, возникновение различных поселений). Предполагает творческую работу по моделированию одежды, разработку изделий декоративно-прикладного творчества, подготовку народного гуляния в соответствии с традициями конкретного населенного пункта.

В результате изучения курса "Народные обряды и культурные традиции Тверского края" у учащихся должно сложиться целостное представление о культуре родного края, её разнообразие, традициях, богатстве, красоте, преемственности поколений.

Полученные знания должны способствовать развитию национального самосознания, гордость за свой родной край, а также умению использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.


Содержание программы.
1. Истоки национальной культуры и национальных традиций Тверского края (1ч.).

Тверской край: географическое положение, демографическая ситуация и их влияние на культурно-исторические и бытовые традиции народа. Понятие - обряд, обычай, ритуал. Отражение в народном календаре христианства и язычества.


2. Обрядовые и гулевые праздники (3 ч.)

Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношения человека и природы. Традиционные формы отдыха наших предков: посиделки, капустники, хороводы, ярмарки.


3. Традиционные осенне-зимние обряды (8 ч.).

Своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа. Традиционные осенние праздники, связанные с хозяйственной деятельностью человека: Спасовки (14, 19, 29 августа), Воздвиженье (27 сентября), Покров (4 октября), Параскева-пятница (10 ноября) - праздник деревни Верховье, Филипповки (27 ноября), Введение (4 декабря). Святочный цикл праздников, связанный с зимним солнцеворотом (21-17 декабря), канун Нового года, Сочельник (6 января), Крещение (14 января).


4. Традиционные весенне-летние обряды (8 ч.)

Обзор традиционных весенних и летних праздников. Масленица, Сороки

(22 марта), Благовещенье (7 апреля), Вербное воскресенье, Красная горка, Радуница, Троица, Ярилин праздник (5 июля), Иван Купала (Аграфена купальница) (7 июля), День памяти святых Петра и Февроньи (8 июля), Петров день (12 июля), казанская (21 июля).
5. Семейно-бытовые праздники, обряды и традиции (4 ч.).

Традиционный уклад жизни, бытовые нормы и обычаи рода, семьи. Патриархальная система родственных отношений и структурная основа современной семьи. Гражданские обряды и ритуалы (помолвка, бракосочетание и свадьба, имя наречение (крещение), похороны). Семейные праздники (дни рождения и дни ангела членов семьи, день создания семьи, другие памятные и значимые для семьи даты).


6. Государственные праздники (2 ч.).

Процесс утверждения обычаев и традиций как факт понимания тенденций и форм понимания тенденций и форм развития современного общества. Новые формы регуляции общественных процессов и развития праздничной культуры современного общества. Творческое совершенствование гражданских обрядов, ритуалов и праздников на современном этапе... Современные государственные праздники. Обрядовая и праздничная символика и атрибутика.


7. Творческий проект (8 ч.). Организация творческой деятельности учащихся. Расширение обозначенных в программе направлений изучения материала краеведческой направленности с учетом интересов обучающихся и местных (районных, конкретного населенного пункта, особенностей).

Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Коррекция

1.

Введение. Истоки национальной культуры и национальных традиций Тверского края.







2.

Обрядовые и гулевые праздники







3.

Календарная обрядовая культура народа. Посиделки.







4.

Взаимоотношения человека и природы. Капустники.







5.

Традиционные формы отдыха наших предков. Хороводы, ярмарки







6.

Традиционные осенне-зимние обряды. Спасовки, Покров.







7.

Своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа.







8.

Традиционные осенние праздники. Параскева-пятница.







9.

Филипповки.







10.

Введенье.







11.

Святочный цикл праздников, связанный с зимним солнцеворотом: канун Нового года.







12.

Сочельник.







13.

Крещение.







14.

Традиционные весенне-летние обряды..







15.

Обзор традиционных весенних и летних праздников. Масленица.







16.

Сороки. Благовещенье.







17.

Вербное воскресенье. Красная горка.







18.

Радуница. Троица.







19.

Ярилин праздник. Иван Купала.







20.

День памяти святых Петра и Февроньи.







21.

Петров день. Казанская.







22.

Семейно-бытовые праздники, обряды и традиции. Традиционный уклад жизни.







23.

Патриархальная система родственных отношений и структурная основа современной семьи.







24.

Гражданские обряды и ритуалы.







25.

Семейные праздники.







26.-34.

Творческий проект.








Литература.
1. А.Н. Вершинский, Д.А. Золотарёв. Население Тверского края. Тверь, 1929г.

2. И.Г. Толок, Р.Т. Богомолова. История тверского села. 1996г.

3. История Тверского края. Тверь, 2005г.

4. В. Даль. Толковый словарь великого русского языка.

5. О.Г. Баранова, Т.А. Зилина. Русский праздник. 2001г.

6. М.А. Ильин. Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверское областное книжно-журнальное издательство. 1994г.



7. М. Забылин. Русский народ. Москва, 1880г.

8. Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. Культура Русского народа. 2005г.
с. 1

скачать файл