Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной


с. 1


О.М.Сенин

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены. В те далекие времена люди не выделяли себя из племени, рода. Оскорбление человека, принадлежащего к какому-либо роду, воспринималось как оскорбление всего рода. На этой основе возник обычай кровной мести. Но именно в условиях первобытнообщинного строя начали формироваться элементарно-нравственные представления о чести и достоинстве личности.

Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на "своих" и "чужих" являлось первичным клише для оценки человека. "Чужой" человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств. Принадлежность же к "своим" позволяла человеку добиваться высокого статуса в среде соплеменников1.

Многогранная разработка идеи ценности личности впервые прослеживается в философских, нравственных и политико-правовых доктринах Древней Греции и Рима. Как отмечается в литературе, "здесь получают признание в общественной жизни и становятся объектом теоретического анализа различные аспекты понятий "достоинство" и "честь": достоинство гражданина, чувство собственного достоинства человека и т.д."2 . Как самостоятельный предмет исследования проблема человеческого достоинства впервые возникла в европейской гуманистической философии в XIV - XVI вв. В античной и средневековой философии разрабатывалась в основном категория "честь". Ученые отмечают, что представления о чести и сама эта категория сформировались в морали и этике значительно раньше, чем представления о личном и человеческом достоинстве3. Действительно, честь рассматривается в этике Ксенофонта, Сократа, Платона, Аристотеля.

В истории европейской философии отчетливо просматривается христианская традиция понимания достоинства человека4, т.е. достоинство усматривается в богоподобии человека. Человек как образ Божий - основополагающее, общее для Востока и Запада понятие христианской культуры. Человек является главной ценностью, которая заключается в его причастности к Абсолюту, в самоотрицании в Боге и смирении5.

Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и др.

Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на "познание необходимости", согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения "со знанием дела"6.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской 7

Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538 - 1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. "Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"8.

Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII в. Дж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество.

Однако для него характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека"9

В русской правовой науке XIX - XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:

- главенствующая роль принадлежит государству и праву;

- закон становится всеобщим и необходимым только в случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности10.

Первый подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: "Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить"11.

Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством12

М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: "Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности" 13

Какой была система преступлений против свободы человека в России и ряде зарубежных стран в XIX в., можно судить, рассмотрев уголовное законодательство того периода.

Известный немецкий криминалист, профессор уголовного права А.Ф. Бернер (1818 - 1907) в изданном им в 1867 г. труде "Учебник уголовного права. Особенная часть", переведенном профессором Н.А. Неклюдовым на русский язык, к преступлениям против личной свободы относил: насилие, принуждение и угрозу; нарушение домашнего спокойствия; насильственное заключение; похищение людей; похищение женщин14 .

Законодательство того периода определяло насилие как только такое противозаконное принуждение что-либо претерпеть, сделать или перестать делать, которое не рассматривалось как самостоятельное преступление в других нормах закона. Объектом этого преступления признавалась личная свобода. Способом совершения - физическое насилие или угроза. Принуждение должно было быть противозаконным или по характеру силы или угрозы, или по содержанию самого требования совершить что-то либо воздержаться от совершения чего-либо.

Следующей группой преступлений против свободы человека признавалось похищение людей (торговля людьми). Смертной казни у римлян подвергался тот, кто противозаконно обратит другого в рабство или будет держать его как раба. Каноническое право, высоко ценя достоинство свободной человеческой личности, признавало заслуживающим смерти того, кто похитит или продаст человека. Германское право наказывало значительными денежными штрафами лиц, совершивших торговлю людьми и незаконно лишивших человека свободы. По мнению А.Ф. Бернера, "особое понятие похищения людей не могло образоваться на основании источников общего права. Впервые его стараются установить новая доктрина и законодательство"15..

Н.А. Неклюдов в изданном в 1887 г. "Руководстве к Особенной части русского уголовного права" предлагал следующую систему преступлений против свободы человека:

1. Принуждение.

2. Лишение свободы или противозаконное заключение или задержание.

3. Похищение людей16

В группе таких преступлений, как похищения людей, Н.А. Неклюдов выделял следующие деяния:

а) продажа в рабство;

б) похищение и подмена младенца;

в) удержание заблудившихся детей;

г) похищение женщины.

Похищение женщины в зависимости от целей совершения этого деяния подразделялось им на похищение с целью:

брака;

плотской связи;



обольщения или скандала17.

Профессор Императорского Московского университета С.В. Познышев во втором издании "Особенной части русского уголовного права" разделил все преступления против свободы на следующие группы:

1) принуждение или угрозы;

2) задержание или заключение;

3) продажа в неволю 18.

В.А.Власова делит историю формирования и развития российского права и законодательства о личном достоинстве человека на пять этапов.

1 этап - древнерусский (XI в. - 1497 г.): источником развития отечественного уголовного законодательства о посягательствах на честь и достоинство личности была Русская Правда, по которой предусматривалась ответственность за обиду, бесчестие, словесное оскорбление, так называемый "лай". По Русской Правде (ст. ст. 4, 8) оскорбление относилось к преступлениям против личности наряду с убийством, телесными повреждениями.

2 этап - царский (1497 - 1903 гг.): принятие Судебников 1497 и 1550 гг., Соборного уложения царя Алексея Михайловича, Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1885 г.), Уголовного уложения (1903 г.). В законодательстве этого времени определялись тяжесть, степень ответственности виновных лиц в зависимости от сословия и класса потерпевших, места совершения, другие обстоятельства, квалифицирующие оскорбление.

3 этап - буржуазный (1903 - 1922 гг.). Ответственность за оскорбление (обиду) и клевету была закреплена в нормах Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (ст. ст. 130 - 138). Данные составы преступлений были достаточно подробно детализированы в России первой четверти XX в.

4 этап - советский (1922 - 1993 гг.). В 1922 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, ст. 172 и ст. 173 которого были посвящены ответственности за оскорбление. В норме ст. 172 УК РСФСР ("Оскорбление") не давалось определения понятию "оскорбление", а указывалось лишь на то, что, во-первых, это преступление может быть осуществлено посредством действия, слова либо в письменном виде; во-вторых, оскорбление, вызванное равным или более тяжким насилием (речь идет об оскорблении действием) или оскорблением со стороны потерпевшего, не карается. В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. (ст. ст. 159 - 161) регламентация ответственности за клевету и оскорбление не изменилась (лишь санкции были несколько смягчены). В части 1 ст. 131 УК РСФСР 1960 г. впервые было дано определение оскорбления.

5 этап - современный (1993 г. - наше время). В соответствии с частью 1 ст. 21 Конституции РФ 1993 г. достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Трактовка оскорбления, предложенная УК РСФСР 1960 г., была использована в УК РФ 1996 г19.

В настоящее время права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие "свобода", идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе.

Наиболее важной является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.

Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.

Таким образом, говоря о понятиях "право" и "свобода", следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства20 .

В соответствии с Конституцией РФ (ст. ст. 21 - 23) каждый человек и гражданин имеет право на личную свободу и неприкосновенность, на уважение и защиту его чести и достоинства.

Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения и которое дает ему возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

 Свободу и личную неприкосновенность возможно толковать в социальном и биологическом смыслах. Право на свободу включает, в частности, политическую свободу, профессиональную свободу. Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная (честь, достоинство личности). Право на личную неприкосновенность предполагает недопустимость вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и психическую неприкосновенность.

   Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами, а уровень его реализации, защиты и гарантированности нормами права служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства.

     Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (пункт 1 статьи 9).

     Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом: a. законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом; b. законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом; c. законный арест или задержание лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения; d. задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом; e. законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг; f. законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче. Каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию в соответствии с положениями подпункта "c" пункта 1 настоящей статьи, незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

     Часть 2 статьи 22 Конституции РФ впервые предоставляет суду право принимать решение об аресте, заключении под стражу, содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это положение соответствует части 4 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ранее право арестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору, который в большинстве случаев принимал решение заочно, т.е. в отсутствие лица, которое арестовывалось, и обязан был допрашивать только небольшой круг лиц, в частности, несовершеннолетних. Судебная процедура должна способствовать принятию законных и обоснованных решений, уменьшить количество ошибок при аресте (заключении под стражу). Данная норма Конституции стала действовать после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с ними . Так, согласно части 2 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с послед. изм. и доп.), только суд, в т.ч. в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о его продлении.
     Арест, заключение под стражу и содержание под стражей являются самыми радикальными мерами пресечения способов уклонения от следствия и суда, поскольку в результате их применения лицо оказывается не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности. После решения вопроса об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей лицо помещается, как правило, в следственный изолятор или же в изолятор временного содержания, если нет следственного изолятора. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления и помещенное в изолятор временного содержания, также лишается свободы.

   Согласно статье 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ содержание под стражей - это пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом; задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.


      Согласно статье 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях она может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск.
     В соответствии со статьей 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ, орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

     Новым в Конституции РФ является сокращение срока задержания лица по подозрению в совершении преступления: прежде он составлял 72 часа; теперь он составляет 48 часов. Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статья 10 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В УК РФ охране свободы, чести и достоинства личности посвящена отдельная глава, что подчеркивает ценность и значимость этих, поистине важнейших прав человека.

Под преступлениями против свободы, чести и достоинства человека следует понимать общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом и посягающие на общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность свободы человека, защиту его чести и достоинства.

УК РФ выделяет следующие основные виды этих преступлений: а) посягательства на личную свободу личности (ст. 126 - 128 УК РФ); б) преступление против чести и достоинства личности (ст. 129, 130 УК РФ).

Особенностью уголовно-правового порядка защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации является активная роль государства. Это обусловлено тем, что уголовное право устанавливает санкции за наиболее опасные посягательства на указанные нематериальные блага. Такие деяния обладают свойством общественной опасности.

Вследствие этого уголовное право устанавливает за совершение таких деяний особо строгие наказания, направленные не на имущество преступника, а на его личность, в противоположность гражданскому праву.

Следует, однако, отметить, что в ряде случаев в действующем уголовном законодательстве о защите достоинства человека от оскорбления имеются противоречия и пробелы, которые дают возможность для злоупотреблений как со стороны обиженного лица, так и со стороны обидчика. Указанные обстоятельства делают необходимым дальнейшее совершенствование российского законодательства в данной области, которое должно производиться при строгом и неукоснительном учете баланса интересов обиженного и обидчика.



1 См.: Власова О.А. К вопросу об истоках идеи защиты человеческого достоинства// Адвокат. 2008. № 12


2 Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983. С. 32


3См.: Экштейн И. Честь в философии и праве. СПб., 1895. С. 52; Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1964. С. 2; Ткаченко О.В. Феномен чести в европейской и русской культуре: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004.


4 См. подробнее: Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999).


5 См.: Троянов Т.И. Свобода и достоинство в Новом Завете как одна из предпосылок современного правосознания // Библия и конституция: Сборник статей. М., 1998. С. 102.


6 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1961. Т. 20. С. 116.


7 См.: Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А.Эфрон. СПб., 1900. С. 169.


8 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.



9 Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 16, 17.


10 См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. N 6.


11 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. М., 1894. С. 34.


12 См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916; Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. С. 160.



13 Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906. С. 5, 6.

14 См.: Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. Особенная часть. Т. 2 / Пер. Н.А. Неклюдова. СПб., 1867. С. 89 - 105.

15 Бернер А.Ф. Указ. соч. С. 99.

16 См.: Неклюдов Н.А. Руководство к Особенной части русского уголовного права. С.-Петербург, 1887. С. 397.



17 Там же

18 См.: Познышев С.В. Особенная часть русского уголовного права. М., 1909. С. 135.

19 Власова О.А. К вопросу об истоках идеи защиты человеческого достоинства// Адвокат. 2008. № 12



20 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 133 - 134.




с. 1

скачать файл