Борисов Павел Викторович


с. 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. Выготского
ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Борисов Павел Викторович

Домашняя работа по социальной психологии

Анализ художественного кинофильма Зло

(режиссёр Микаэл Хофстрём, 2003)


студента 3-го курса очной формы обучения

специальность «Клиническая Психология»








Руководитель:

Агадуллина Е.Р.


Москва 2010
Введение
Фильм "Зло" для анализа был выбран не случайно. Хотя его нет в списке фильмов для анализа, я считаю, что он содержит в себе очень большое количество всевозможных ярких социально-психологических феноменов, эффектов и процессов. Большинство этих феноменов, эффектов и процессов связаны прямо или опосредованно с проявлениями агрессии. В этой исследовательской работе будет доказано наличие в фильме таких феноменов, как: внешний конформизм, феномен козла отпущения, феномен выученной беспомощности, а кроме того, эффект ореола, внутренняя конформность, социальная фасилитация и фундаментальная ошибка атрибуции и, наконец, будет описан один предрассудок. Как видно из перечня, фильм достоен войти в хрестоматии по психологии. Выбор в пользу этого фильма был сделан в том числе из соображений оригинальности и повышения внутренней мотивации (не очень-то интересно заниматься анализом фильма, который до меня из года в год анализируют десятки студентов).

Анализ
Первый эффект, а именно эффект ореола (гала-эффект), можно увидеть уже в начале фильма. Эрика Понтий, ученик старших классов школы, регулярно подвергается физическим наказаниям со стороны своего отчима, который устраивает порку за каждую мелкую провинность. И даже родная любящая мать Эрика не смеет заступиться за него. Эрику приходится терпеть унижения, а накопившуюся агрессию он выплёскивает в уличных драках, где ему нет равных. В связи драками Эрика, его вызывает директор школы, чтобы сообщить ему о том, что он больше не сможет учиться в их школе из-за агрессивного поведения. Директор произносит следующий монолог: "... никогда за все годы моей работы ... я не видел более злобного ученика, чем ты, кто вёл бы себя так жестоко... Тот факт, что кое-кто из учителей в этой школе защищает тебя из-за хорошей успеваемости не оправдывает такое поведение. Напротив - это даже хуже. Это выше всякого понимания, и глубоко меня беспокоит. Этому есть только одно название. И название этому - Зло. Зло в чистом виде. Других объяснений этому нет. Тебя нужно хорошенько выпороть."

В описанной сцене проявился эффект ореола (гала-эффект) - общее распространение благоприятных или в, данном случае, неблагоприятных представлений о человекена на трактовку неизвестных его качеств. "И название этому - Зло. Зло в чистом виде". Трудно придумать более яркое вербальное проявление данного эффекта. Директор не видет в Эрике ввобще ничего хорошего и доброго, хотя как будет видно дальше, примеры его высоконравственного поведения будут.

Здесь же проявляет себя предрассудок, родственный тому, о котором очень любит рассказывать Л. Драгунская на лекциях психоанализа ( предрассудок о том, что люди плохи, потому что недостаточно требовательны к себе; на самом деле самые опасные преступники сверхтребовательны к себе). В данном случае предрассудок директора заключается в том, что он полагает, что корень агрессивности Эрика в его безнаказанности и избалованности, хотя именно сверхжёсткое воспитание и заставляет его вымещать агрессию на улице.
***
После того, как Эрика выгнали из школы, настоящей проблемой стало завершение среднего образования. Матери Эрика пришлось продать большую часть фамильных ценностей, чтобы устроить сына в дорогую частную школу-интернат, где бы он смог отучиться последний год перед переходом на шестую ступень. Теперь Эрик должен осознать, что необходимо сдерживать свою агрессию, так как это его последний шанс перейти на шестую ступень.

Одним из принципов частной школы, в которую поступил Эрик, являлся "командный дух". Это означало, что за поведением младших учеников присматривают ученики шестой ступени. Они обладают своебразной судебной и исполнительной властью, которая часто не соответствует общегосударственным законам. В этой школе запрещены ругательства, дерзкое поведение по отношению к старшим и курение.

Все эти порядки выражаются в многочисленных придирках учеников шестой ступени к младшим ученикам. Все младшие ученики ведут себя одинаково - они подчиняются. Все они считают, что их наказывают несправедливо, Где-то за пределами стен школы, возможно, они не дают себя в обиду, отстаивают свою честь и достоинство, но здесь - нет.

Этот феномен называется внешним конформизмом - это изменение своего поведения под давлением группы. Группа подчиняется, значит, и каждый член группы подчиняется. Никто не хочет выделяться. Для доказательства наличия феномена конформизма в фильме, приведу следующую сцену.

После того, как Эрика взяли в школьную команду пловцов, в которой были одни ученики шестой ступени, за то, что он показал выдающийся результат на тренировке, между Эриком и его соседом по комнате Пьером произошёл следующий диалог:

Пьер: К сожалению, не могу тебя поздравить.

Эрик: Почему? Тебе завидно?

Пьер: Ни капельки. Чем меньше высовываешься, тем лучше.

Эрик: А что, по-твоему, я должен был делать? Плыть помедленнее? Как тебе удаётся держаться в тени?

Пьер: Меня считают книжным червём. И ещё немного трусоватым. Что за удовольствие цепляться к парню, которого все считают трусоватым интеллектуалом? Теперь тебе будет намного хуже, ты этого пока не понимаешь".

В тот же день у Эрика и Пьера состоялся ещё один диалог, который будет важен в дальнейшем, при описании феномена внутренней конформности. Эрик отказался почистить гору ботинок старшеклассников и отвечает Пьеру, который полагает, что Эрику стоило подчиниться:

- По крайней мере я не подрался.

- О чём ты?

- Что будет, если ударить члена Совета?

- Ты будешь исключён.

- Чёрт, я не хочу проблем... Что мне делать?

- Минуточку, Эрик, ты не читал Ганди?

- Какого ещё Ганди?

- Ганди. Он освободил Индию без насилия.

- Отлично! Мы просто скажем всем, что нам не нравится, когда нас запугивают, и всё сразу станет в порядке.


***
За столом в столовой Эрик обсуждает со своим одноклассником поведение их учителя антропологии, "фашистского недобитка", который подверг унижению еврея Пьера, Эрик в сердцах говорит своему собеседнику, Йохану, отец которого социал-демократ: "Странно, что ему [учителю] разрешают продолжать в том же духе. Это же бред, полное дерьмо!" Последнюю фразу услышал ученик из шестой ступени и приказал Эрику подойти к нему, чтобы получить в наказание удар по голове столовым прибором. Эрик отказался, и тогда наказан был Йохан. Последний принял наказание абсолютно безропотно и даже без вопроса "За что?"

В описанной выше сцене можно было увидеть феномен выученной беспомощности. Казалось бы, Йохан, до того момента всегда подчиняющийся приказам старших, увидев пример несогласия Эрика быть наказанным, мог бы воспрять духом от того, что нашёл единомышленника. Это могло бы привести к прекращениею конформного поведения Йохана, но нет же! Здесь вступает в свои права феномен выученной беспомощности. Этот человек, как и большинство учеников этой школы, раз и навсегда смирясь с горькой судьбой терпеть унижения от старших, уже не в состоянии бороться против унижений, организовать сопротивление, даже когда на его стороне оказывается человек, обладающий выраженными лидерскими качествами.


***
После того, как Эрика взяли в команду школы по плаванию, один ученик шестой ступени из Школьного совета устроил провокацию Эрику, столкнувшись с ним в коридоре. За то, что Эрик не извинился за свою "неуклюжесть", его вызвали. Вызвать в этой школе значит принудить драться на площадке во дворе школы в одиночку против двоих. Можно и отказаться, но тогда ученика, сделавшего это, весь год будут называть Крысой. Эрик не боялся драться, так как он знал, что и в драке против двоих старших парней, выше и тяжелее его, он легко одержит победу, но он не явился на драку, не рискуя возможностью вылететь и из этой школы за причинение увечий старшим ученикам. Однако ученики шестой ступени, вызвавшие его, объясняли его отказ драться несколько иначе: "Похоже этой Крысе не хватило духу, чтобы явиться сюда".

Этот феномен называется фундаментальной ошибкой атрибуции - тенденция объяснять причины поведения других людей их личностными качествами, не придавая большого значения особенностями ситуации.


***
Физруку удаётся убедить Эрика принять участие в соревнованиях по плаванию и проплыть в полную силу. На первой тренировке в школе, после которой его взяли в команду, он показал результат 29,1 сек. на 50 метрах свободным стилем. На соревнованиях присутствовала девушка Марья (кухарка), с которой он тайно встречался по вечерам (общение с обслуживающим персоналом было строго запрещено). Приглашая Марью прийти на соревнования и поболеть за него, Эрик сказал: "Если ты придёшь, я выиграю". В результате на соревнованиях Эрик одержал на всех трёх дистанциях, проплыв 50 метров за 28,9 сек.

Здесь проявился феномен социальной фасилитации - улучшение привычной механической деятельности в присутствии других, особенно значимых, людей.


***
После победы на соревнованиях жизнь Эрика Понтия ещё больше осложнилась. Старшеклассники были не в силах заставить Эрика подчиняться приказам, так как самое большое наказание - запрет уезжать на выходные домой - вполне устраивало Эрика, не скучавшего по дому из-за того, что там жил ненавистный отчим. Тогда агрессия и садизм учеников шестой ступени и членов Совета направилась на друга и соседа Эрика Пьера. Однажды к ним в комнату пришёл член школьного Совета и в их присутствии помочился на постель Пьера. В другой раз Пьера раздели до гола и хотели потушить о его грудь дымящуюся сигарету. Эрик предложил потушить сигарету о его грудь, и старшие ученики согласились. В тот день Эрик сказал Пьеру: "... Просто я знаю, что таких, как Сильверхельм [председатель Совета — примечание П. Борисова] нужно бить. Такие, как он никогда не должны побеждать. Ни сейчас, никогда. Это единственный способ". На следующий день Пьера тоже вызвали. Пьер решает драться, а Эрик старается его отговорить:

- Разве будет лучше, если ты позволишь им себя избить?

- Почему ты так решил - что я позволю им меня избить? С такими, как Сильверхельм нужно драться сейчас и всегда. Что ты сказал?

В конце концов Пьер идёт драться и даже умудряется достать одним ударом Сильверхельма прежде, чем его жестоко избили.

В этом эпизоде проявили себя два психологических явления. Первый - это "козёл отпущения". Агрессия учеников шестой ступени, членов Совета, не находя выхода на Эрике, в конце концов изменила свою направленность на Пьера. Агрессивная энергия всегда ищёт безопасные и возможные способы разрядки. Так же как Эрик вымещал свой гнев к отчиму не на нём самом, а на других парнях, так же и члены Совета тоже нашли себе удобного козла отпущения, который сначала терпел их агрессию.

Другой феномен станет очевиден, если мы сравним новую установку Пьера "С такими, как Сильверхельм нужно драться сейчас и всегда" с его старой, первоначальной позицией добиваться мира ненасильственными методами. Пьер подвергся влиянию своего друга, последовательного представителя меньшинства, и проявил внутренний конформизм - он в самом деле изменил свои убеждения, свои когниции, а не только поведение.


Заключение и выводы
В данной работе при анализе фильма были выявлены следующие феномены и эффекты: внешний и внутренний конформизм, феномен козла отпущения, феномен выученной беспомощности, эффект ореола, социальная фасилитация и фундаментальная ошибка атрибуции и один предрассудок.

Как мы могли убедиться, вся жизнь полна удивительных и очень интересных феноменов, эффектов, процессов, механизмов и предрассудков, многие из которых имеют социально-психологическую природу. И вовсе не важно, какой аспект жизни анализировать: кино, случаи из жизни, живопись, мы везде сможем найти множество примеров этих явлений.
с. 1

скачать файл