Алексашина И. М., заместитель директора по дополнительному образованию


с. 1
Реализация творческих способностей гимназистов
через международные проекты


Алексашина И. М., заместитель директора по дополнительному образованию гимназии №18 имени В.Г.Соколов, г. Рыбинска

Современное состояние общества характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Именно поэтому на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого детства.

Психологи утверждают, что все дети по природе своей обладают творческим началом и потенциалом к развитию собственных способностей. Если же способности ребенка не находят полноценного развития, значит, в этом виноваты взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его способности своими догматическими методами обучения. Поэтому в детском возрасте нужно не столько измерять одаренность ребенка, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого обучающегося. О необходимости развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе говорится и в тексте проекта Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Педагогический коллектив гуманитарно-музыкальной гимназии №18 г. Рыбинска одним из приоритетных направлений своей работы считает создание определенных условий для реализации интересов обучающихся, стимулирования мотивации развития детских способностей, поддержки талантливых учеников. Гимназия является уникальным учебным заведением, объединяющим три детских учреждения: детский сад, общеобразовательную и музыкальную школы. В учебный план дополнительного образования гимназии входят предметы музыкально-эстетического цикла, такие как: хор, музыкальный инструмент, вокал, театральное творчество и другие, позволяющие развивать креативные способности обучающихся. Немаловажным можно считать тот факт, что гимназия работает в режиме полного рабочего дня, а значит, у детей имеется возможность посещать кружки и факультативы, например, школа «Успех» (ИЗО), творческое объединение «Мода+стиль», театральная студия «Созвучие».

Помочь обучающимся проявить свои творческие способности призваны такие гимназические мероприятия, как конкурсы юных исполнителей на музыкальном инструменте, конкурсы чтецов, вокалистов, выставки рисунков, хоровые фестивали, Малые Дельфийские игры, Праздник мысли. Победители данных мероприятий выходят на более высокий уровень, участвуя в городских и областных конкурсах.

Но наиболее яркой и запоминающейся возможностью для гимназистов проявить свои творческие способности являются совместные российско-швейцарские проекты, организованные на базе двух учебных заведений: гимназии №18 г. Рыбинск (Россия) и гимназии Ремибюль г. Цюрих (Швейцария).

Начало этих давних дружеских отношений произошло, благодаря восторженным отзывам о творческой жизни нашей гимназии швейцарского студента AFS Сильвана Татовски, который учился в Рыбинске в 1996-97 учебном году. Ректор гимназии Ремибюль Николас Линерт заинтересовался близким по духу учебным заведением и откликнулся на предложение менеджера хора гимназии «Соколята» Светланы Мазаевой организовать в марте 1998 года концерт хора русских гимназистов для учителей и студентов швейцарской гимназии. А в октябре 1998 г. делегация учителей гимназии Ремибюль во главе с ректором присутствовала на уроках в нашей гимназии, делясь практическим опытом с русскими коллегами.

Летом 1999 года в пригороде Цюриха был заключен договор между директорами гимназии №18 г. Рыбинска Быстровой Еленой Викторовной и гимназии Ремибюль г. Цюриха Николасом Линертом о начале совместных творческих проектов, в которых будут принимать участие гимназисты старших классов с российской и швейцарской стороны. За эти годы было организовано девять проектов, каждый из которых имел свое направление и являлся всплеском творческой энергии учащихся и педагогов двух стран.

Главными вдохновителями и организаторами проектной деятельности со швейцарской стороны являются Христиан Маурер и Яна Василенко-Маурер, которые, знакомясь с особенностями учащихся двух гимназий, разрабатывают концепцию предстоящего проекта. При выборе темы организаторами обязательно учитываются индивидуальные способности детей, наличие ребят, одаренных в каком-либо виде творческой деятельности.

За эти годы российские и швейцарские учащиеся могли проявить себя как сценаристы и исследователи истории своих стран в самом первом проекте «Страна глазами гостей» (создание документального исторического фильма к 55-летию Победы). Перевоплотившись в профессиональных фотографов, создавали фотовернисаж «Далекая и близкая Швейцария» (2000 г.). Ощутить себя в роли журналистов и создателей web-сайта ребятам помог проект «Рыбинцы: два взгляда – два мнения», где целью было создание эссе о различных жителях города Рыбинска (2002 г.)

Во время проекта 2003-2004 гг. гимназисты впервые в жизни взяли в руки видеокамеру и сразу же превратились в операторов, постановщиков и режиссеров музыкальных видеоклипов в самых разных жанрах, начиная с музыки джазового оркестра швейцарских студентов до русского детского фольклорного ансамбля «Берегиня», и, конечно, любимого родного хора «Соколята».

Спортивно-театрализованное направление имел проект 2005-2006 гг., который проходил на оздоровительных базах Рыбинска и Швейцарии. Результатами его стало участие в концертах, спортивных состязаниях, КВНах, а самое главное, совместная постановка спектакля «Бременские музыканты».

Но для учащихся музыкально-гуманитарной гимназии №18 г. Рыбинска, несомненно, самыми плодотворными являются проекты, имеющие музыкальную направленность. Это такие проекты, как постановка мюзиклов «Magical Mystery Tour» (2002-2003 гг.), «The Show Must Go On» (2007-2008 гг.), совместные концертные программы «Новогодняя ночь», импровизированный музыкальный клуб «Golden Sound Club» (2004-2005 гг.). Здесь гимназисты раскрывают свои таланты в самой разнообразной музыкально-творческой деятельности: как актеры, как солисты-певцы и исполнители на музыкальных инструментах, аккомпаниаторы, участники инструментальных ансамблей и вокальных групп, аранжировщики, танцоры, режиссеры, и даже создатели музыки.

Суть очередного проекта 2009-2010 учебного года заключалась в организации совместного представления «Музыкальная феерия». Рыбинская гимназия встречала в своих стенах сводный эстрадный оркестр, состоящий из студентов сразу трех учебных заведений г. Цюриха, объединенный педагогами гимназии Ремибюль. Перед российскими учащимися 10 и 11 классов стояла задача подготовить вокальные и танцевальные номера на предложенную швейцарскими коллегами музыку, а также придумать и осуществить сценарий концерта, объединяющий весь музыкальный материал.

Проектная работа позволила проявиться самым разнообразным дарованиям наших гимназистов. В процессе обсуждения и написания сценария наиболее интересные режиссерские идеи высказывали именно учащиеся. Надеждина Светлана, выпускница художественной школы, и вместе с ней другие участники проекта помогали в создании сценических костюмов и реквизита для представления. Незаменимым постановщиком танцевальных номеров оказался Володин Антон. Самобытные актерские данные продемонстрировали Маркова Дарья, Ефимов Максим, Сорокин Александр. Лингвистические способности Брядового Алексея помогли всей русской группе в общении со швейцарскими гостями.

Самыми сложными для нас оказались первые совместные репетиции. Наши гимназисты первый раз в жизни пели и танцевали под живую музыку настоящего оркестра, а ведь это трудно даже для профессиональных исполнителей. Яркие вокальные данные Ксении Ивановой, Дарьи Быковой, Полины Крылковой и хореографические способности Антона Володина, Комиссаровой Марии, Волковой Регины, Смирновой Анны были отмечены швейцарскими коллегами и приветствовались на концертах в России и в Швейцарии бурными аплодисментами.



Участие в подобных международно-культурных коммуникациях не только раскрывает природные дарования гимназистов в музыкально-эстетической сфере, но и играет огромную роль в процессе самоутверждения и самоопределения их личности. Проект закончился, а перед старшеклассниками встает вопрос выбора учебного заведения и своей будущей профессии. Продолжить музыкальное образование решила для себя Ксения Иванова. Обучение на режиссерском факультете в творческих вузах хотят выбрать Володин Антон и Быкова Дарья. Профессию переводчика надеется осваивать Алексей Брядовой. Надеждина Светлана собирается продолжить обучение изобразительному искусству.

Известный педагог и музыкант Г. Г. Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты». Нам остается надеяться, что на благодатной почве российско-швейцарских проектов расцветет еще не одно поколение талантливых гимназистов.
с. 1

скачать файл