5. Избирательные цензы гос-в Евр


с. 1
5.Избирательные цензы гос-в Евр.
В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое подразумевает под собой отсутствие каких либо имущественных или иных дискриминационных цензов. Но в то же время всеобщее избирательное право ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. То есть существует масса цензов, которые считаются закономерными. Так, под всеобщим избирательным правом иногда понимаются такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом. В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). Дискриминационных цензов в Европе на сегодняшний день нет. Изб.ценз-огранич,кот.блокир.для опред.граждан право избирать и быть избранным. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной ценз.В Европ.странах -обычно 18 лет,для пассивного-может быть 25,30,32.В Велик-21,в Италии-25. В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз,более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (например, на должность президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает.

Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1-2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев,в Норв-10 лет,в Испании-нет такого ценза.

Произвольные цензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными.

Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех странах, где имелись парламенты. Он означал, что в выборах могут участвовать только определенные группы лиц, называемые в наше время средним классом.

В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные ценз(Иран),в Евр.нет. «Моральные цензы» – недопущение к выборам лиц, которые совершают аморальные поступки. Статья 48 Конституции Италии прямо предусматривает возможность лишения права голоса в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе.

Сущ-т исключение из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, отбывающих наказание по приговору суда. Кроме того, в некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным. В некоторых случаях такие права могут быть приостановлены.

Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие категории избирательных цензов, существующих сегодня в европейских странах. Среди общих цензов это, конечно, ценз дееспособности, включающий в себя возрастной ценз, медицинскую недееспособность и ограниченную недееспособность лиц, находящихся в местах заключения. Кроме того, важным для анализа избирательной системы страны является ценз оседлости. А также всякого рода моральные цензы, которые, как правило, представлены в законодательстве государств южной Европы, и практически отсутствуют в других европейских странах. А среди дополнительных цензов необходимо особо отметить повышенный возрастной ценз, профессиональные ценз, то есть необходимость отказаться от занимаемых должностей перед началом избирательной кампании, а также ценз гражданства.

В Великобритании закон особо гарантирует избирательные права граждан, находящихся вне места проживания в связи с их работой или болезнью, а также британских граждан, проживающих за границей- по почте и по доверенности(в Италии нельзя).

Активным избирательным правом не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии), лица, находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнении приговора суда

Сущ-т ограничения пассивного избирательного права, связанные с действующими многочисленными правилами о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимого телевизионного управления и т.п.); клерки местных советов и пр.

В Италии в выборах в нижнюю палату участвуют избиратели, достигшие 18 лет, а в верхнюю — 25. Минимальный возраст активного избирательного права по выборам в Сенат 25 лет.

Голосование в Италии рассматривается как гражданская обязанность. Абсентеизм без уважительных причин фиксируется в судебных органах в течение 5 лет; кроме того, мэр коммуны может внести в список лицо, уклонившееся от голосования безмотивно; такой список вывешивается для всеобщего обозрения. Каких-либо материальных, административных или уголовных санкций уклонение от голосования не влечет.

В Испании возраст в связи с подписанием Маастрихтских соглашений от 7 февраля 1992 г. в конституцию (п. 2 ст. 13) была внесена поправка о предоставлении на основе взаимности пассивного избирательного права иностранцам – гражданам государств-членов Европейского Союза на выборах в муниципальные советы.



37.Политическая система Италии
Италия - Парламентская республика с президентской формой правления.

Население - Около 58 млн.человек, из них 94% итальянцы.

Республика основана на труде.Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой 22 декабря 1947 г(в силу -1 янв.1948).Развернутая,жесткая,10 поправок. Конституция почти без поправок действует до настоящего времени и считалась. одной из самых демократических в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные, антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства,прав и свобод больше,чем в др.странах,регламентирует отношения между церковью и гос-м(Лютеранские согл-я), Рим-не свящ.город,священнослужители не получ.зарплаты от гос-ва,облаг.налогами,провозгл.право на труд,свободу передвижения,религ.верования,суд.защиту,свободу переписки,предприним-ва. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей.

Политические партии и партийная система.

Полит.плюрализм.

На партийной арене кроме собственно партий, которых насчитывается только основных - 10, выступают и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы, предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы. Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в Ватикане, расположенном в столице страны.

Основными политическими партиями Италии являются:

Христианско демократическая партия (ХДП),-христ.ценности,Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия-Берлускони,Итальянская социалистическая партия (ИСП)- левоцентристская партия, Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) –правый центр ,Итальянская республиканская партия (ИРП) –партия буржуазного типа, Итальянская либеральная партия - правая буржуазная партия ,Национальный альянс 1946 г. - неофашистская партия ,Федерация «зеленых» ,Демократическая партия левых сил (ДПЛС) –поддерживает традиционные идеалы социал-демократии;Партия коммунистического преобразования (ПКП) –крайне левая. Малые партии:Лига севера и др.

Парламент состоит из двух палат: Палаты депутатов и Сената республики, избирается на 4 года.Равенство палат.

Избирательный ценз(возрастной)-в нижнюю палату-18(активное изб.право),25-пассивное.В верхнюю-25 и 40 соответственно.1945-избират.право получ.женщины.

Палата депутатов насчитывает 630 человек. Сенат республики насчитывает 326 сенатора.

В настоящий момент в Италии действует пропорц. избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет, решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д.

Руководящие органы палат – бюро(избир на 5 лет).

Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива. Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат.

В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну.

В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Глава государства — президент(сейчас-Карло Адзелио Чампи), избираемый сроком на 7 лет парламентом и может неоднокр переизб. и делегатами областных советов.

В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:

Направляет палатам послания;

Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;

Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;

Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;

Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата;

В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц.

Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Избрание. Президентом может быть избран итальянец, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.



Правительство Италии.

30 министерств.

Правительство включает председателя Совета министров и министров.

Правительство назначается Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.

Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействие парламенту и правительству:

Национальный совет экономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей «групп интересов» (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы.

Государственный совет – консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.

Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета.



Судебная система.

Конституционный суд учрежден Конституцией Италии в 1947 году. Начало работы - 1956 год.

Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи назначаются по третям: парламентом на совместном заседании палат, Президентом и высшей магистратурой, общей и административной.

Судебная система Италии состоит из следующих подсистем:

Судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов;

Административных судов;

Военных трибуналов.

Административное деление.

Италия в административном отношении разделена на 20 областей, 94 провинции. 8090 коммун. Высший орган власти — совет, избираемый на 5 лет. Исполнительный орган совета — джунта.


Низшая административно-территориальная единица — сельская община (городская коммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управление общиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром).

№ 9. Комиссии и комитеты в парламентах Великобритании, Италии и Франции


Основная доля парламентской деятельности протекает именно в комиссиях и комитетах, которые не только охватывают большинство основных сфер общественной жизнедеятельности, подлежащих государственному регулированию, но и, благодаря принципу разделения труда, помогают решить проблему времени в палате. Сейчас, как правило, ни один вопрос не может быть представлен на рассмотрение палаты, прежде чем он не будет предварительно обсужден в комиссии.

Как правило, комиссии и комитеты не имеют решающих полномочий. В целом их задачей стоит подготовка проектов решений парламента. В зависимости от содержания подготавливаемых проектов различают следующие комитеты и комиссии: законоподготовительные (разрабатывают или рассматривают различные проекты законов, бюджета и т.д.), следственные (ad hoc: проводят парламентские расследования обычно в связи с нарушениями в деятельности правительственных учреждений, органов, ведающих процедурой выборов), согласительные (образуются в двухпалатных парламентах для разрешения разногласий между палатами), комитеты, созданные для организационной работы (мандатная комиссия, комиссия по депутатской этики и т.д.).

Во всех рассматриваемых странах бывают как постоянные, так и специальные комитеты или комиссии. Их члены назначаются на основе пропорционального представительства парламентских фракций. В Италии и Франции постоянные комиссии функционируют на регулярной основе и курируют строго определенный круг вопросов. В итальянской палате депутатов существует 14, а в Сенате 12 таких комиссий. Согласно Конституции, во Франции их количество не может превышать 6. В Великобритании эту роль выполняют специальные (дословно – выборные) комитеты (14), структура которых привязана к структуре министерств. А постоянные комитеты создаются временно для рассмотрения конкретного билля и именуются условно – А, В, С, D и т.д. Во Франции и Италии специальные комиссии создаются для изучения отдельных законопроектов и законодательных предложений.

Хотя комиссии обычно рассматриваются просто как рабочие группы, в некоторых странах закон или правила процедуры возлагают на членов парламента обязанность принимать участие в их работе. Например, в Италии все члены парламента должны участвовать в работе комиссий, в то время как в Великобритании и Франции они не обязаны этого делать.

Во Франции и Великобритании депутаты имеют право работать только в одной комиссии. Членство в двух комиссиях разрешается в Италии.

В парламенте Великобритании назначение членов комиссий лежит на обязанности создаваемого с этой целью отборочного комитета. Во Франции и Италии политические группы назначают своих членов в комиссии. Основанием для назначения членов комиссий часто служит стаж парламентской деятельности, специальные познания членов парламента, иногда возраст (Франция).

В Великобритании и Италии обычно заседания являются открытыми для публики. Во Франции заседания не являются публичными, однако, бюро постоянной комиссии Национального Собрания, предварительно проконсультировавшись с самой комиссией, вправе придать гласности всё проведенное в ней слушание или его часть.

Многое зависит от того, на какой стадии законопроект передается в комиссию. В Италии и Франции председатель палаты сразу же передает законопроект в специализированную комиссию, и палата не принимает участия в обсуждении. В Великобритании передача законопроекта в комиссию осуществляется только после второго чтения, в результате которого определяются его основные положения. Но и в том, и в другом случае, скорее всего, невозможно одинаково объективное рассмотрение законопроекта в комиссии (комитете) и палате. В первом случае доклад комиссии, скорее всего, окажет серьезное влияние на окончательное решение палаты, а во втором – наоборот: принципиальные решения палаты будут связывать комитет.

Во Франции и Италии распространена практика консультаций компетентных комиссий с другими до предоставления доклада палате, проведение совместных заседаний, с тем, чтобы объединить членов двух или нескольких комиссий, заинтересованных в рассмотрении одного и того же вопроса или одного и того же законодательного текста.

Работа в комиссиях в целом одинаково протекает во всех рассматриваемых странах: вслед за общей дискуссией проводятся прения и голосование по каждому пункту и по каждой поправке к нему.

Роль постоянных комиссий (комитетов) не ограничивается подготовкой законодательных текстов для их последующей передачи на обсуждение палаты. Они принимают самое активное участие в рассмотрении этих текстов на её публичных заседаниях.

Как в Великобритании, так и во Франции и Италии распространены объединенные комиссии двух палат, так как они обеспечивают механизм, позволяющий выносить согласованные решения по законопроектам, проходящим через обе палаты. Объединенные комиссии могут учреждаться для выполнения задач, не относящихся к законодательству, как это иногда бывает в Великобритании. В Италии объединенные комиссии создаются в целях осуществления контроля или расследований, либо представления заключений по вопросам делегированного законодательства.

Комиссии и комитеты выполняют 2 основные функции: во-первых, они занимаются законодательной деятельностью, во-вторых, осуществляют контроль за деятельностью правительства, реализуя, таким образом, принцип подотчетности правительства парламенту. Прежде всего, комиссии осуществляют контроль за исполнительной властью в процессе рассмотрения законопроектов, затрагивающих сферы деятельности конкретных министерств, в особенности проектов бюджета. В Великобритании специальные комитеты свободны в выборе конкретно­го предмета расследования и не должны получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Ко­митеты имеют право вызывать свидетелей и требовать представления необходимых для проведения расследования документов. В Италии, согласно статье 82 Конституции, комиссия по расследованию проводит исследования и проверки с такими же полномочиями и ограничениями, как и судебная власть. Во Франции, хотя в настоящее время права комиссий по расследованию значительно урезаны, и они не могут устанавливать каких бы то ни было санкций, комиссии оказывают порой существенное влияние на исполнительную власть.

В настоящее время наблюдается тенденция постоянных комиссий специализированного типа постепенно присваивать себе функции палаты. В Италии комиссии уже обладают законодательными функциями по определенному спектру вопросов. Великобритания вряд ли пойдет по такому пути, так как вопросы, которыми занимаются комитеты, весьма разнообразны, полномочия ограничены, а состав часто меняется. Во Франции постоянные комиссии слишком многочисленны, чтобы служить эффективным средством политического контроля, а специальные назначаются только для рассмотрения отдельных законопроектов и являются временными.

Для системы комиссий характерны две особенности: она отвечает потребностям, которые ощущаются повсюду в связи с увеличением объема парламентской работы; ее регламентируют гибкие правила, позволяющие оперативно обработать материал и согласовать итоговый доклад. Однако комиссии должны создаваться исключительно по вопросам заслуживающим особого детального рассмотрения, а также должны быть определены пределы их полномочий, так как любые законопроекты, затрагивающие интересы населения страны, должны приниматься не малочисленными группами, а всем представительным органом, избранным народом.

54. Процедура рассмотрения и принятия финансовых законов1 в государствах Европы: общие и специфические черты


По-разному происходит процедура рассмотрения финансовых законопроектов, бюджета в частности. Как правило, процедура отличается большей жесткостью и закрытостью.

В Великобритании бюджет рассматривает вся палата общин, преобразующая себя в комитет всей палаты. Обычно комитет всей палаты рассматривает либо самые важные, имеющие конституционный характер законопроекты, либо те из них, которые не имеют спорного характера и которые палата не считает нужным направлять в постоянные комитеты. Прави­ла процедуры в комитете не столь жесткие, как в палате, например, не действует правило, запрещающее члену палаты общин выступать более одного раза.

Процесс прохождения законопроектов, связанных с расходованием или собиранием средств государственной казны, имеет ряд особенностей. За палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над фи­нансами. Принцип, требующий согласия парламен­та на расходование правительством государственных средств, утвердился еще в XVII в. Он развился из обычая, предписывающего парламенту принимать ежегодно законы о расходовании государственных средств. В то же время утвердились конституционные принципы, которые переда­вали палате общин “контроль кошелька”. Правительство не имеет право расходовать государственные средства и вво­дить налоги без согласия парламента.

После принятия финансового проекта в 3-х чтениях в палате общин, он направляется в палату лордов. Финансовый законопроект удостоверяется в качестве такового спикером и должен быть принят лордами в течение месяца.

Однако право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадле­жит правительству. Ему же принадлежит инициатива в финансовых вопросах. Право внесения в палату общин за­конодательного предложения о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно правительству.

Основные финансовые законы, принимаемые ежегодно: Закон о консолидированном фон­де и Закон об ассигнованиях. В них фиксируются расходы на нужды финансируемых из бюджета учреждений. Основ­ные доходы, поступающие в государственную казну, фикси­руются в Законе о финансах.

Финансовым считается не только законопроект, в кото­ром финансовые статьи составляют основное содержание, но и всякий иной законопроект, содержащий статьи финансово­го характера. Поскольку палата общин не может ассигновать никаких средств без просьбы правительства, для принятия законопроекта, в котором содержится соответствующее предложение, необходимо получить согласие правительства.

Изучение финансовых законов, проекта бюджета в комиссиях Национального Собрания Франции происходит специфическим образом. В нем участвуют все постоянные комиссии: Комиссия финансов рассматривает проект по существу, остальные пять комиссий анализируют его определенные части и готовят по ним заключения. Парламент, однако, оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии также играет правительство.

Французский финансовый закон в обязательном порядке должен содержать две части - доходную и расходную. При прохождении финансового законопроекта непременным является требование ордонанса от 2 января 1959 г. о такого рода актах: вторая часть годового финансового закона не может обсуждаться какой-либо палатой до принятия первой части, т.е. части, регулирующей доходную часть бюджета.

Проект финансового закона рассматривается при соблюдении правил срочной процедуры. После принятия парламентом законопроект передается Президенту для промульгации. Если парламент не принял проект в 70-дневный срок после его внесения, то он может быть введен в силу путем издания ордонанса, подписываемого Президентом республики.

Похожая система и в Италии: бюджет вносится правительством в Палату депутатов (нижнюю). Там на постоянной основе существует комиссия по бюджету и планированию (кстати, ее мнение всегда запрашивается и прилагается к докладу в отношении всех финансовых законопроектов). Принятый закон промульгируется Президентом республики, которому предоставляется 1 месяц для этого. Он может также потребовать повторного рассмотрения закона.

В ст. 81 Конституции предусмотрено законодательное утверждение бюджета и финансового отчета, причем указано, что соответствующие законы не могут устанавливать новые налоги и новые расходы. Другие финансовые законы, предусматривающие новые расходы, должны указывать источники их покрытия.

Финансовые законы в ФРГ принимаются парламентом с соблюдением обычной законодательной процедуры. Его представляет Федеральное правительство. Важнейшую роль в процессе принятия играет постоянная комиссия по финансам Бундесрата и бюджетная комиссия Бундестага.

Что касается каких-то отличий в процедуре принятия этих самых фин.законов, можно отметить Испанию. Ее годовой бюджет не может включать нормы, устанавливающие налоги, а только расчеты по доходной и расходной частям (независимость друг от друга налогового закона и бюджета ведет к тому, что последний не может вводить/изменять налоги, введенные ранее - "+"). Существуют ограничения для внесения поправок в бюджет со стороны парламентариев: предложения по увеличению кредитов или уменьшению бюджетных доходов должны получить одобрение правительства, чтобы быть приняты к рассмотрению. Кроме того, конституционные положения благоприятствуют финансовым обязательствам государства, т.к. кредиты, предоставляемые для оплаты сумм и % по гос.долгу, всегда включаются в графу расходов бюджета и не могут быть изменены. Если бюджет не принят до 01.01 соответствующего года, то автоматически продлевается бюджет года предыдущего до принятия нового.



ВЫВОДЫ:

  • процедура принятия финансовых законов отличается большей жесткостью и закрытостью;

  • финансовые законы, в основном, представляются правительством;

  • вносятся в нижнюю палату на рассмотрение в сентябре-октябре текущего года;

  • одобрение требуется обеих палат;

  • промульгируются главами государств;

  • в большинстве стран существуют специальные комитеты/комиссии по рассмотрению финансовых законов;

  • различия можно отметить в процедуре рассмотрения (например, насколько ограничен парламент по срокам принятия закона и возможности вносить в него поправки и т.п.), структуре бюджетов, влиянию правительства на парламент во время рассмотрения (сильное в Вб и Франции, более слабое в Италии и Испании), наверное, и еще в чем-то. Но думаю, этого хватит.

56. Процедуры преодоления противоречий между парламентом и главой государства в государствах Европы: типичные и специфические черты


Противоречия возникают, как правило, по политическим причинам: когда глава государства хочет какого-то премьера, а парламент его не хочет; когда глава и парламент "не сошлись характерами" или убеждениями; когда правительство и парламент конфликтуют; когда глава не хочет промульгировать принятый парламентом закон, - в общем, когда глава гос-ва и парламент придерживаются разных взглядов на дальнейшее развитие страны (или банальный вариант: когда парламент и глава продвигают интересы разных "заинтересованных" групп).

  1. Как это бывает в парламентских республиках.

Президент Итальянской республики является главой государства. Статья 88 Конституции предоставляет ему право роспуска как парламента в целом, так и одной из его палат. Статья эта не детализирована в том плане, что ни она, ни законодательные акты, а также регламенты палат не уточняют основания, по которым возможен роспуск. Как правило, это невозможность совместной конструктивной работы на благо Отечества (см.выше).

Президент может распустить их, только заслушав их председателей. Хотя, однако, не обязан следовать их мнению. Роспуск производится по предложению главы правительства. Но президент не может распускать палату/ы в течение последних 6 месяцев своего срока. (Можете представить незаинтересованность президента в отставке парламента, который его же и выбрал!).

Президент не может отказаться промульгировать одобренный палатами законопроект, однако до промульгации может потребовать его повторного рассмотрения в палатах. Это отлагательное вето президента преодолевается обычным большинством голосов (ст. 74 Конституции).


  1. Как это бывает в смешанных республиках с сильным президентом.

Особые отношения у президента Франции с парламентом (точнее, с его нижней частью). У него есть право распустить Национальное Собрание, ограниченное всего несколькими условиями: 1) нельзя делать это 2 раза за 1 год; 2) во время ЧП; 3) не может так развлекаться временный президент, т.е. председатель Сената, пока не избран новый глава гос-ва.

Вновь избранный президент использует это право, если получает "в наследство" враждебный ему парламент (Ф.Миттеран в 1981 и 1988), для вывода страны из национального кризиса (Ш. Де Голль в 1968). Но это риск, и так может поступать только президент, пользующийся популярностью среди населения.

Поскольку нельзя распускать Собрание во время ЧП, то на этот случай предусмотрены такие полномочия главы гос-ва, которые позволяют ему ввести единоличную диктатуру (так что роспуск не обязателен – итак парламент существует лишь формально).

Форма правления Польши напоминает французскую модель – смешанная с сильной президентской властью. Президент обладает правом вето, которое Сейм (нижняя палата) может преодолеть не менее чем 2/3 голосов, но даже после этого Президент может обратиться в Конституционный трибунал. Президент может также направлять послания Сейму и Сенату, которые не подлежат обсуждению. Также как и во Франции, он может назначить проведение референдума по тому или иному вопросу (с согласия Сейма).

Основаниями для роспуска парламента являются: непринятие Сеймом закона о бюджете в течение 3 месяцев со дня его представления; выражение недоверия Правительству; длительное неизбрание Совета министров Сеймом. Однако сначала он советуется с Маршалами Сейма и Сената.


  1. Монархии.

В Великобритании монарх является главой государства и, согласно конституционному обычаю (а их они соблюдают не хуже законов), не может не подписать акт, принятый обеими палатами парламента. У него/нее, конечно, есть гордое право королевского вето, но с 1707г. оно не используется. Еще одна особенность – монарх является составной частью парламента (!), но в то же время не может посещать его заседания без специального приглашения. Исключение – каждый год осенью именно королева открывает очередную сессию парламента.

Именно монарху принадлежит право роспуска палаты общин (лорды сидят пожизненно). Но вообще у них это не особо практикуется. Можно добавить, что монарх назначает премьер-министра. Обычно им становится лидер партии, победившей на выборах, но в сложных ситуациях слово монарха становится решающим (1957, 1963, 1974 – премьеры от партии меньшинства).

В Испании, другой парламентской монархии, король выступает как "гарант правильного функционирования государственных институтов". Противоречия могут возникнуть из-за правительства. Если парламент принял резолюцию порицания, правительство должно уйти в отставку или предложить королю распустить Конгресс депутатов, Сенат или их обоих. Если королю нравится правительство – он распускает парламент, если нравится парламент – принимает отставку правительства.

Распустить парламент король может и в том случае, если Конгресс депутатов в течение 2 месяцев не может утвердить кандидатуру председателя правительства (который предлагается королем, исходя из расклада сил в парламенте).



ВЫВОДЫ:

У главы государства есть право роспуска парламента (где-то одной из его палат: Франция, Вб, где-то – обеих: Италия, Испания). Но к нему прибегают очень редко, т.к. это грозит нестабильной политической ситуацией, которая еще не понятно во что выльется для самого главы. Но все-таки так делают, если парламент слишком долго думает над кандидатурами премьеров (почти во всех странах), бюджетом (Польша) или выносит резолюцию порицания классному правительству (Испания). Можно наложить (извиняюсь) вето на какой-нибудь закон, но обычно парламентарии стараются его заранее согласовать, чтобы не оказаться в дурацкой ситуации. Так что сходств довольно много.

Отличия во многом зависят от формы правления: в парламентских республиках (Италия, ФРГ) противоречия президента с парламентом решаются по-тихому, президент, конечно, может повыпендриваться, и к нему, возможно, прислушаются, но диктовать свои правила он не может. В республиках с сильной президентской властью (Франция, Польша), очевидно из названия, президент может "давить" на парламент, который, скорее всего, не захочет быть распущенным и согласиться с президентом или поторопиться с вотумом доверия правительству. Но и президент не будет зря рисковать, если народ его не слишком-то жалует. Противоречия монарха и парламента могут возникнуть из-за правительства, и в данном случае мудрый монарх должен сделать то, за что ему собственно всю жизнь и платят: правильный выбор правительства, чтобы оно в дальнейшем не тратило в пустую время на споры со злостными парламентариями, а они вместе делали жизнь людей лучше.

Немного терминологии по теме (наверняка спросит): Санкция или утверждение законопроектов всегда принадлежит главе правительства. Право санкции предполагает право отказа в утверждении или так называемое право вето. Вето бывает абсолютное и суспензивное. Абсолютное вето заключается в неограниченном праве монарха, потому что оно существует только в монархических государствах, отвергать принятые палатами законопроекты.

Суспензивное или отлагательное вето только задерживает превращение законопроекта в закон, но если палаты настаивают на принятии законопроекта, он получает, при наличности известных условий, обыкновенно повторного его принятия палатами квалифицированным большинством (2/3), силу закона, помимо воли главы правительства. Эта форма вето применяется в республиках, a также и в некоторых монархиях, например, в Норвегии.

Вопрос № 69: Федеративные государства Европы. Типичные и специфические черты
Насколько я знаю, федерациями в Европе являются Австрия, Бельгия, ФРГ и Швейцария. Югославия не считается, сейчас это вообще непонятно что.

В основном я буду рассматривать Германию, Бельгию и Австрию.

Для начала определение федерации. Федеральное государство – это тип сложной властной системы, в которой баланс властей между национальным уровнем и уровнем составных частей федерации обеспечивается конституцией2.

Несколько цитат:

Федерализм как форма государственного устройства имеет своим ключевым аспектом, по мнению Д. Элазара, партнерство, которое «подразумевает распределение реальной власти между несколькими центрами, которые должны путем переговоров выработывать соглашения друг с другом для достижения общих целей»3. А в целом федерализм, как отмечает М. Боте, «выступает как форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранять исторически сложившееся многообразие и своеобразие традиций, обычаев и культуры различных групп и слоев населения или наций»4.

Основным принципом федерализма считается формула «единство в многообразии», которую наиболее активно используют немцы.

Теперь о том, что отличает федерацию от других государств. Во-первых, наличие субъектов федерации, которые зачастую имеют свои конституции и органы власти, достаточно независимые в пределах предоставленных им прав. Полномочия между федерацией и ее субъектами разделяет конституция страны. Существует несколько способов, согласно которым она это делает.


  1. В Германии и Австрии в конституции есть несколько списков полномочий: исключительные полномочия федерации (субъекты не имеют права издавать законы по этим вопросам); предметы конкурирующего законодательства (в ФРГ это один список, где «земли имеют право законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется посредством закона своей законодательной компетенцией»5, а в Австрии это два списка: вопросы, касательно которых к ведению федерации относится законодательство, а к ведению земли – исполнительная деятельность, а также вопросы, по которым к ведению федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли – издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность), а полномочия земель остаточные, то есть они имеют право издавать законы по вопросам, не указанным в конституции.

  2. В Бельгии Конституция перечисляет полномочия общин и областей, а остаточные полномочия отданы федерации. То есть, все наоборот.

  3. В конституции Швейцарии, я не нашла списка вопросов конкурирующего законодательства, только полномочия федерации (с натяжкой можно отнести к первому способу).

Теперь о верхней палате парламента. В федерациях это палата земельного представительства, «гарант федеративных отношений». Принципы формирования верхней палаты разные, но смысл один: определенное количество представителей каждого субъекта, обычно количество это определяется численностью населения субъекта.

Лирическое отступление: федерации обычно страдают из-за центростремительных или центробежных тенденций. Центростремительные – это когда роль федерального центра все усиливается и усиливается, он сужает круг полномочий земель, что им очень не нравится, но они терпят (Австрия, например, этим болеет). Центробежные тенденции – это, наоборот, когда федерация медленно превращается в конфедерацию (например, Бельгия).

Теперь об общих и специфических чертах:

Федеративные государства в современной Европе имеют достаточно общих черт, поскольку они развиваются в непосредственной близости друг друга и имеют возможность перенимать опыт. Так Германия, Австрия и Бельгия схожи в том, что касается их федеративного устройства. Во-первых, на современное состояние федерализма в этих государствах достаточно сильное влияние оказала концепция «кооперативного федерализма». (Концепция германского "кооперативного федерализма" основана на идее выгодного сотрудничества Центра и субъектов федерации, взаимодополняющих друг друга: федерализм, как разделение политической ответственности между правительством федерации и правительствами земель, отношения независимости и сотрудничества, складывающиеся в процессе формирования национальной политики, основанные на переговорах и компромиссах на каждом уровне управления)

Во-вторых, в сферу компетенции субъектов федерации включены наиболее важные для жизни общества вопросы, такие, как культура, образование, полиция и прочие. При этом характерно наличие сфер совместной компетенции федерации и земель, где право федерации является приоритетным по сравнению с правом ее субъектов.

Другая типичная черта – предназначение верхней палаты парламента в качестве представителя субъектов федерации и связующего звена между ними и федеральным центром. В то же время характерной является и слабость верхней палаты. Только в германский бундесрат передаются все законопроекты, принятые бундестагом. Сенат в Бельгии и австрийский бундесрат достаточно слабы в законодательном плане. Что касается Швейцарии, то, согласно ее конституции, обе палаты парламента равны и все важнейшие законы подлежат обязательному рассмотрению обеих палат.

Схожи и проблемы, с которыми сталкивается федерализм в этих государствах. Это отсутствие баланса между центростремительными и центробежными тенденциями, необходимость создания более согласованной финансовой политики, ассиметричность федераций (неравенство субъектов между собой, в ФРГ и Австрии выражается в неравном представительстве субъектов в бундесрате, а в Бельгии там совсем страшно с их сообществами и регионами)

Лирическое отступление: в Бельгии существует «двойная федеративная система» государство разделено на три сообщества, два региона, плюс еще Брюссель. Сообщества организованы по языковому признаку, регионы – по территориальному, при этом территория Валлонского региона совпадает с территорией Франкофонского сообщества, так что они объединились, чем прибавили Бельгии асимметричности. А если прибавить к этому еще и особый статус Брюсселя…

Исторические, социально-экономические и культурные особенности государства приводят к появлению специфических черт, присущих только этому государству. В Германии это сочетание занимающего прочные позиции в государственном устройстве страны бундесрата, богатых западных земель, стремящихся к большей самостоятельности, и восточных земель, которые за необходимую им финансовую помощь готовы пойти на уступки федерации.

Специфическая черта австрийского федерализма – исторически сложившаяся слабость земель. Поэтому в стране слабые позиции занимает бундесрат, где представлены партии, а не земли, и наблюдаются сильные центростремительные тенденции.

В то же время случай Бельгии – самый специфический. Во-первых, это государство стало федеративным лишь десятилетие назад. Кроме того, эта федерация построена из-за национальных противоречий в государстве, что продолжает накладывать свой след на его развитие. Здесь особенностями являются достаточно слабая центральная власть и сильные центробежные тенденции.

А Швейцария вообще раньше была конфедерацией…




1 Во всех материалах под финансовыми законами подразумевался, как правило, бюджет. Так что при ответе лучше сразу сказать, какие законы считаются финансовыми (см.ниже), и что основной финансовый закон в каждом государстве – бюджет. О нем и вести речь.

2 Фляйнер Т., Баста Л. Характеристики федерального государства//Органы государственной власти субъектов федерации РФ. – М., 1998 с.29

3 D. Elazar. American Federalism. A View from the States. 3rd ed. – New York, 1984 p. 82

4 Васильев В. И. Федерализм и избирательная система в Германии// Полис. 1995 №4 с. 140

5 Основной закон Федеративной республики Германия, статья 72//Конституции государств ЕС – М., 1997 с. 201

с. 1

скачать файл