1. общая характеристика дисциплины общая характеристика учебного


с. 1
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Общая характеристика учебного курса

Целью преподавания учебного курса «Физиология ВНД и СС» является раскрытие особенностей работы мозга как материального субстрата психологических процессов.

2. Задача изучения курса «Физиология ВНД и СС» вытекает из научного подхода к пониманию природы разумного поведения и явлений психики.

3. Для изучения данной дисциплины необходимы знания по анатомии , физиологии ЦНС, психологии и др.

Основные требования к знаниям и умениям

Студент должен знать: нейрофизиологические механизмы мотиваций, эмоций, памяти.

Студент должен уметь объяснить физиологические механизмы высшей нервной деятельности, общую теорию поведения.

Студент должен владеть навыками работы с основной и дополнительной литературой, составлением конспектов лекций, рефератов, выполнением контрольных работ.



1.2. Выписка из учебного плана специальности

030301 «Психология» (очная форма обучения)


Индекс

по ГОС ВПО

Наименование

дисциплины

Семестр

Курсовые работы

Контрольные работы

Форма контроля

(экзамен, зачет)

Объем работы студентов (в часах)

Всего

Из них аудиторных занятий


СРС

Всего

Лекции

Семинары

ЕН.Ф.07

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

4







экзамен

140

84

42

42

56


Выписка из учебного плана специальности

030301 «Психология» (заочная форма обучения)


Индекс

по ГОС ВПО

Наименование

дисциплины

Семестр

Курсовые работы

Контрольные работы

Форма контроля

(экзамен, зачет)

Объем работы студентов (в часах)

Всего

Из них аудиторных занятий


СРС

Всего

Лекции

Семинары

ЕН.Ф.07

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

5







экзамен

140

16

10

6

124


Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030301 «Психология»


ЕН.Ф.07

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем




Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Аудиторные занятия

СРС

Итого

часов

Лекции

Практические занятия

Форма контроля

Количество часов

темы

Количество часов

Содержание

темы

Количество часов

Содержание

1.

4

Предмет Физиологии ВНД. Головной мозг- основы сложных форм поведения

1.

2

Координация функций организма

Выбор темы реферата, составление списка литературы

3

9

2.

2

Структурная организация рефлекторной деятельности

2.

4

Компоненты ВНД, безусловные и условные рефлексы.

Индивидуальные задания

3

9

3.

4

Приобретенные формы поведения -условные рефлексы. Торможение условных рефлексов


3.

2

Методы исследования ВНД у животных и человека

Подготовка семинару

3

9

4.

2

Циркадианные ритмы у человека. Сон и бодрствование.

4.

4

Торможение условных рефлексов, его виды.

Проверка конспектов лекций

3

9

5.

2

Функциональные системы, их роль в поведенческих актах.

5.

4

Модификация Павловского метода условных рефлексов.

Проверка индивидуальных заданий

3

9

6.

4

Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Ощущения. Взаимодействия ощущений.

6.

2

Структура функциональной системы по П.К.Анохину.

Подготовка к семинару

3

9

7.

2

Восприятия. Законы восприятия

7.

2

Обобщение по теме.

Опрос

6

10

8.

2

Сигнальные системы. Речь, ее физиологические механизмы.

8.

2

Локализация речевых функций.

Выполнение контрольных работ

3

7

9.

4

Типы ВНД. Свойства нервных процессов.

9.

2

Внимание, его механизмы. Работоспособность по В.Некрасову.

Работа над рефератом.

3

9

10.

2

Память, ее физиологические механизмы.

10.

4

Экспериментальные изучения памяти человека

Подготовка к семинару

3

9

11.

2

Мотивации и эмоции, их физиологические механизмы.

11.

2

Обобщение по теме.

Опрос.

3

7

12.

2

Патология ВНД. Неврозы их причины.

12.

2

Сенсорные системы –анализаторы, их виды и значения.

Индивидуальные задания.

5

9

13.

2

Связь мозга и психики. Общая модель сенсорной и двигательной систем.

13.

2

Зрительная информация. Выработка навыка зеркального письма.

Защита рефератов

3

7

14.

2

Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

14.

2

Восприятие звука. Отрицательное влияние громких звуков на психику человека

Выполнение контрольных работ

3

7

15.

2

Стресс и чувство тревоги. Адаптационный синдром Селье.

15.

2

Физиология обонятельной и вкусовой рецепции.

Подготовка к итоговой конференции.

3

7

16

2

Закономерности работы головного мозга

16

2

Кожная и двигательная рецепция.




3

7

17

2

Головной мозг саморегулирующаяся система.

17

2

Итоговая конференция




3

7

Итого

42







42







56

140


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




темы

Название темы

Структура темы

1.

Предмет Физиологии ВНД. Головной мозг- основы сложных форм поведения

Предмет физиологии ВНД. Представления допавловской физиологии и психики о сущности психической деятельности. Основные функциональные блоки головного мозга.


2.

Структурная организация рефлекторной деятельности

Структурная организация рефлекторной деятельности. Локализация функций в коре. Компоненты ВНД: безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный.


3.

Приобретенные формы поведения -условные рефлексы. Торможение условных рефлексов


Приобретенные формы поведения -условные рефлексы. Механизм образования условного рефлекса. Торможение условных рефлексов и его виды.


4.

Циркадианные ритмы у человека. Сон и бодрствование.

Циркадианные ритмы у человека. Суточные ритмы человека. Ритм «сон – бодрствование». Физиологические проявления сна. Понятие о медленном и быстром сне. Структуры мозга, образующие центр сна. Теории сна.


5.

Функциональные системы, их роль в поведенческих актах.

Функциональные системы, их роль в поведенческих актах. Структура функциональной системы. Обстановочная афферентация, мотивационное возбуждение, использование аппарата памяти, обратная афферентация

6.

Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Ощущения. Взаимодействия ощущений.

Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Нервный синтез. Ощущения, взаимодействия ощущений.


7.

Восприятия. Законы восприятия

Восприятия. Законы восприятия. Образование связей в коре больших полушарий. Связь их с ощущениями. Избирательный характер восприятий. Порог различия. Константность восприятия. Представления, их физиологический механизм.


8.

Сигнальные системы. Речь, ее физиологические механизмы.

Сигнальные системы действительности. I и II сигнальные системы. Обобщающая функция слова. Речь, ее физиологические механизмы. Локализация речевых функций в коре.


9.

Типы ВНД. Свойства нервных процессов.

Типы ВНД. Свойства нервных процессов, определяющие индивидуальные особенности поведения. Классификация типов ВНД. Роль генотипа и среды формирования типологических особенностей нервной деятельности.


10.

Память, ее физиологические механизмы.

Память, ее физиологические механизмы. Теории памяти. Виды памяти. Экспериментальное изучение памяти человека. Современные представления о механизмах памяти.


11.

Мотивации и эмоции, их физиологические механизмы.

Мотивации и эмоции, их физиологические механизмы. Структуры мозга, участвующие в эмоциях. Роль вегетативной нервной системы в эмоциях.


12.

Патология ВНД. Неврозы их причины.

Патология ВНД. Причины неврозов. Классификация и проявление неврозов. Профилактика неврозов.


13.

Связь мозга и психики. Общая модель сенсорной и двигательной систем.

Связь мозга и психики. Головной мозг – основа сложных форм поведения. Общая модель сенсорной и двигательной систем. Анализ внешних и внутренних раздражений.

14.

Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах. Тонкая настройка сенсорных процессов. Пути для специфических видов сенсорных сигналов.


15.

Стресс и чувство тревоги. Адаптационный синдром Селье.

Стресс и чувство тревоги. Адаптационный синдром Селье. Функции мозга и стрессы. Пути предупреждения нервно- эмоциональных напряжений.


16.

Закономерности работы головного мозга

Закономерности работы головного мозга. Основные правила работы мозга. Возбуждение и торможение. Асимметрия полушарий, ее значение.


17.

Головной мозг саморегулирующаяся система.

Головной мозг – саморегулирующаяся система. Организм и среда. Постоянство внутренней среды организма человека. Прямые и обратные связи в нервной системе. Процессы саморегуляции.



4. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
4.1. Тематика рефератов


  1. Головной мозг – основа сложных форм поведения.

  2. Условные и безусловные рефлексы.

  3. Структура функциональной системы по П.К.Анохину

  4. Аналитико – синтетическая деятельность мозга.

  5. Сигнальные системы действительности.

  6. Ощущения, взаимодействия ощущений.

  7. Восприятия, законы восприятий.

  8. Типы ВНД.

  9. Внимание, его физиологические механизмы.

  10. Память, виды памяти, механизмы.

  11. Мотивации, эмоции, их физиологические механизмы.

  12. Сенсорные системы – анализаторы, их виды и значение.

  13. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

  14. Закономерности работы мозга.

  15. Значение нервной системы и ее свойства.

  16. Связь психики и мозга.

  17. Головной мозг и анализаторы.

  18. Закономерности работы головного мозга.

  19. Головной мозг – саморегулирующаяся система.

  20. Ощущения и восприятия.

  21. Память человека, механизмы памяти.

  22. Воля, внимание, сознание.

  23. Участие ЦНС в регуляции поведенческих актов.

  24. Физиологическое содержание ВНД.

  25. Свойства нервных процессов, определяющих индивидуальные особенности поведения.

  26. Амалия и синтез в коре большого полушария.

  27. Патология ВНД.

  28. Циркадные ритмы у человека. Сон и бодрствование.

  29. Тонкая настройка сенсорных процессов. Переработка информации.

  30. Общая модель сенсорных и двигательных систем.

  31. Основы зрительной рецепции.

  32. Слуховая рецепция.



  1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ



  1. Предмет и методы изучения ВНД.

  2. Физиологические основы психической деятельности.

  3. Роль трудов И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

  4. Головной мозг – основа сложных форм поведения.

  5. Компоненты ВНД: безусловные и условные рефлекы.

  6. Механизм образования условного рефлекса.

  7. Торможение условных рефлексов.

  8. Ритм сон – бодрствование. Физиологические механизмы.

  9. Структура функциональной системы.

  10. Аналитико – синтетическая деятельность мозга.

  11. Ощущения, восприятия, представления, их физиологические механизмы.

  12. I и II сигнальные системы. Локализация речевых функций в коре.

  13. Типы ВНД. Свойства нервных процессов, определяющие индивидуальные особенности поведения.

  14. Память, ее физиологические механизмы.

  15. Мотивации и эмоции. Структуры мозга, участвующие в эмоциях.

  16. Патология ВНД. Профилактика нервозов.

  17. Сенсорные системы – анализаторы, их виды и значение.

  18. Связь мозга и психики. Общая модель сенсорной и двигательной систем.

  19. Нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

  20. Зрительная информация.

  21. Восприятие звука. Отрицательное влияние шума на психику человека.

  22. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

  23. Обонятельная и вкусовая рецепция.

  24. Отделы мозга, регулирующие деятельность анализаторов.

  25. Общие свойства анализаторов.

  26. Стресс. Адаптационный синдром Селье.

  27. Закономерности работы головного мозга.

  28. Асимметрия полушарий, ее значение.

  29. Координация функций организма. Принципы координации.


6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1. Основная литература

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность СПб. 2002.

  2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.

  3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, С-Пб: Питер, 3-е издание, 2008.

  4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. М. 1984.

  5. Бериташвили И.С. Избранные труды. Нейрофизиология и нейропсихология. М. 1976.

  6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

  7. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.

  8. Воронин Л.Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности животных и человека. М., 1989.

  9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 367 с.

  10. Дьюсбери Д. Поведение животных. М., 1981.

  11. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М., 2003.

  12. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М. 1986.

  13. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. 1981.

  14. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.

  15. Механизмы деятельности мозга человека. Нейрофизиология человека. Л., 1988.

  16. Механизмы памяти Рук. по физ. 1987.

  17. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

  18. Общий курс физиологии человека и животных, ред А.Д. Ноздрачев, М., 1991.

  19. Основы сенсорной физиологии / Под ред. Р. Шмидта. М., 1984.

  20. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.

  21. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

  22. Смирнов В. М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Академия, 2003. 304 с.

  23. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность, М: Академия, 3-е переиздание, 2007.

  24. Соколова Л.В. Развитие учение о мозге и поведении. СПб., 1995.

  25. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996.

  26. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1979.

  27. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Рук. по физ. 1987.

  28. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Рук. по физ. 1986.

  29. Чайченко Г. М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. Киев, 1981.

  30. Шеперд Г. Нейробиология. т.1. М., 1987.


6.2. Дополнительная литература


  1. Акоев Г.Н., Алексеев Н.П. Функциональная организация механорецепторов. Л., 1985.

  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

  3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории Функциональных систем. М.1980.

  4. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. М., 1983.

  5. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. Л., 1975.

  6. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л., 1981.

  7. Броун Г.Р., Ильинский О.Б. Физиология электрорецепторов. Л., 1984.

  8. Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. Л., 1981.

  9. Вартанян И.А. Слуховой анализ сложных звуков. Л., 1978.

  10. Вартанян Г.А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. М., 1991.

  11. Долин А.С., Долина С.А., Патологии высшей нервной деятельности. М., 1972.

  12. Кейдель В.Л. Физиология органов чувств. М., 1975.

  13. Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. М., 1958.

  14. Костандов Э.А., Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

  15. Куфлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу, М., 1979.

  16. ЛиндсейП., Норман Д. Переработка информации у человека. М. 1972.

  17. Меннинг О. Поведение животных. М., 1982.

  18. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1979.

  19. Павлов И.П. Полное собрание сочинений т.3, кн.1, 2 М. Л. 1951.

  20. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

  21. Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А., Рыбалов Л.Б. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем, М., 1999.

  22. Руководство по физиологии. Физиология высшей нервной деятельности., ч. 1, 2. М. 1971.

  23. Сеченов И.М. Избранные произведения, т.1, М. 1952.

  24. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации. М., 1975.

  25. Сперри Р. Глаз и мозг. В сб.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.

  26. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. М., 1976.

  27. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

  28. Трауготт Н.Н., Баллонов Л.Я., Личко А.Е. Очерки физиологии высшей нервной деятельности. М., 1957.

  29. Уолтер Г. Живой мозг. М. 1966.

  30. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

  31. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

  32. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.

  33. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.

  34. Физиология человека. Compedium. СПб., 1996.

  35. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

с. 1

скачать файл